Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы.
IV. Изучение новой темы. 1. Слово учителя. Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике). «В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», – писал Н. Г. Чернышевский. Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина. – Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему? Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях? 2. Работа со статьей учебника (с. 261–262). – В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.) Прочитать по учебнику о годах учебы, службы, ссылки. (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист». 3. Словарная работа. Дать определение иносказания, сатиры (Ii ч., с. 297). (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.) Эзопов язык – особый вид письма, иносказание. Сарказм – язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание. – Почему Салтыков стал Щедриным. Учебник, I ч., с. 263 (2-й вопрос). 4. Комментированное чтение учителя (с. 263–273). Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена. Урок 41 Цели: продолжить знакомство с сатирическими сказками; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика. Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Что такое юмор? – Что называется сатирой? (Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно. Сатира – гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности. Салтыков-Щедрин в «Повести…» выставляет генералов на посмешище, отмечая их паразитическую жизнь. Это уже сатира.)
III. Изучение «Повести…» (продолжение). 1. Аналитическая беседа по вопросам. – Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.) Черты народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин: 1) сказочный зачин «жили-были»; 2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать; 3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся. – Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести? (Гипербола – это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов о том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками). – Как автор рисует внешность генералов? («Стали они друг друга… по ордену? (С. 264.) – Где и как служили? Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре». – О чем говорит эпитет «какой-то»? (он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…» В этом уже слышится насмешка автора.) Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265–266. Разговор о смене дня и ночи. Доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад». С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко…») – Каковы темы их разговоров? – О чем пишут газеты? (с. 267. «Вчера… земляника», «Из Тулы пишут … Подливка…», «Из Вятки… увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)
Задание: зачитать суждения генералов о мужике. В чем они уверены? («…мужик везде есть»… А он уж, в этом генерал убежден, все умеет делать, только от работы отлынивает.) – О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.) – К кому нужно отнести слово «тунеядец»? – Как мужик угодил путешественникам-генералам? – Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли…») Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную их уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.) – Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.) – Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.) – Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («…в одно мгновение остервенились… Полетели клочья…») Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.) Вывод: только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.009 с.) |