Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие политической культуры
В различные исторические эпохи мыслители обращали внимание на роль традиций, устоев, обычаев и привычек в общественной и политического жизни народов. Многие из этих явлений вошли в дальнейшем в содержание понятий «культура» и «политическая культура». Элементы феномена политической культуры можно найти в работах античных философов – Конфуция, Сократа, Платона, Сенеки, Аристотеля и др. Знаменитую предсмертную речь Перикла можно рассматривать как квинтэссенцию политической культуры Афин эпохи расцвета античной рабовладельческой демократии: «Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем‑нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из‑за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству». «Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против». Правитель Афин констатировал тот факт, что уровень гражданского долга напрямую связан со свободным воспитанием афинян. А это в свою очередь отражается на стабильности и могуществе афинского города-государства. В эпоху Возрождения Н. Макиавелли, М. Монтень и др. мыслители продолжили исследования зависимости между представлениями об общественно-политических ценностях, традициях, нормах поведения реальной и реальной политикой. В Новое время Ш. Монтескье, А. Токвиль и др., широко оперировали понятиями «ценности», «чувства» и др. для объяснения как устойчивости, так и изменений в политических процессах. А. Токвиль в работе посвящённой американской демократии провел анализ «новой политической культуры» - своеобразной «тихой революции», которая привела к изменению культурно-ценностных ориентаций в преддверии революционных переворотов в Европе конца XVIII века.
Активизация исследований феномена политической культуры в середине ХХ века была обусловлена массовым вовлечением в политику ранее пассивных слоев населения, а также неудачной политической практикой внедрения западных политических институтов в государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Впервые понятие «политическая культура» было использовано И. Гердером в работе «Идеи к философии истории человечества». Однако он не дал определения этому термину, тем самым не ввел его в научный оборот. Понятие «политическая культура» было возведено в статус научной категории лишь в современной политологии. В широкий научный оборот проблематику политической культуры ввели американские исследователи Габриэль Алмонд и Сидней Верба. В совместной работе «Гражданская культура» под политической культурой они понимали политические ориентации - взгляды и позиции относительно политической системы и её разных частей и позиции относительно собственной роли в этой системе. Таким образом, понятие «политическая культура» означает отраженную в общественном сознании систему общепринятых установок и наиболее распространённых ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Это своеобразное ценностно-нормативное или «субъективное измерение» процесса функционирования политической системы, т. е. совокупность повседневных мыслей, установок и ценностей индивидов и социальных групп, взаимодействующих в рамках данной политической системы. Когда мы говорим о политической культуре какого-то общества, пишут в связи с этим американские авторы, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. В соответствии с таким пониманием в структуру политической культуры ими включены:
- «когнитивные ориентации», то есть знания и вера относительно политической системы - «аффективные ориентации», то есть чувства относительно политической системы - «оценочные ориентации», то есть суждения и мнения о политической системе и её объектах, ориентации относительно своей роли как политического актора. Представленное понимание структурных элементов сводит содержание политической культуры к фактам сознания (когнитивный, аффективный и оценочный элементы). Ряд исследователей включают в структуру политической культуры помимо элементов сознания устойчивые модели поведения в политике. Так, российский исследователь Э.Я Баталов и польский автор Е. Вятр считают, что нельзя сводить понятие политической культуры только к психическим состояниям. Нужно включать в понятие политической культуры определённые образцы поведения. Любая национальная политическая культура включает в себя идеальные модели сознания и поведения. Этот подход к пониманию политической культуры стал в настоящее время более продуктивным и распространённым. Политическая культура – продукт длительного исторического развития общества. Она может выступать как важнейший фактор поддержания существующей политической системы, а может и наоборот, действовать в виде разрушительной силы. Классическим примером негативного воздействия политической культуры на хрупкий режим парламентской демократии является ситуация, которая сложилась в Германии после Первой мировой войны, во время так называемой Веймарской республики. Унаследованная от кайзеровской Германии политическая культура была отягощена грузом авторитарно-имперской ментальности и антидемократическими предрассудками. Политическая культура оказалась в то время неспособной противодействовать наступлению гитлеровского режима. И, напротив, после тотального поражения во Второй мировой войне, после успешно проведенного процесса «денацификации» в условиях роста экономики население ФРГ постепенно усвоило основы демократической политической культуры, которая сегодня является надёжным фундаментом функционирования политической системы ФРГ Политической культуре свойственны определенные функции, а именно: - нормативная, задающая акторам политического процесса определенные нормы и стандарты мышления и поведения; - идентификации, раскрывающая потребность индивида в групповой принадлежности в политике; - интеграции, обеспечивающая акторам возможность существования в рамках политической общности, сохранения целостности политической системы; - социализации, характеризующая процесс усвоения определенных политических знаний и навыков политического поведения; - репродукции, способствующая воспроизводству данной системы политических отношений, преемственности и непрерывности политического процесса; - коммуникации, обеспечивающая возможность взаимодействия акторов с различными институтами государственной власти на основе общепринятых символов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.41.142 (0.008 с.) |