Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группы интересов как субъекты политики
Существенную роль в политических процессах играют группы интересов (или иначе заинтересованные группы, общественные группы). Они выступают как наиболее распространенные инструменты аккумуляции социальной и гражданской активности людей. Среди институциональных субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком своих интересов. Группы интересов — это определенным образом организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды и т.п.), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Как отмечал американский исследователь теории групп А. Бентли (1870—1957): «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют»[70].
Среди групп интересов необходимо выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является веберовское понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть. Таким образом, к неполитическим группам интересов относятся такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти, влиянием на неё. Их природа обусловлена особенностями интересов, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (например, на основе многообразия любительских интересов возникают спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т. п). Неполитические группы интересов исследуются не только социологами, но и политологами. Они привлекают внимание политической науки в трех аспектах. Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, активно вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс в ходе избирательных и других политических кампаний с целью привлечения сторонников и голосов в ходе выборов. Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены, особенно в периоды кризисов в обществе, вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих любительских или профессиональных интересов. К примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения. Польский профсоюз «Солидарность», активно вторгшийся в политику в конце 1980-х — начале 1990-х гг., обеспечил победу на президентских выборах своему лидеру — Леху Валенсе. Французские профсоюзы в сентябре-октябре 2010 г. организовали массовые выступления против государственной пенсионной реформы, согласно которой должен быть увеличен возраст выхода на пенсию. И, в-третьих, массовость и эффективность функционирования неполитических групп интересов является важным показателем уровня развития гражданского общества.
Группы интересов порождают особые способы демократического взаимодействия гражданского общества и власти, представляют собой важный канал обратной связи между ними. К важнейшим функциям групп интересов относятся следующие: — артикуляция (от лат. articulare — ясно, членораздельно произносить) интересов — преобразование смутных и расплывчатых массовых требований в конкретные и четкие формулировки; — агрегация, или согласование, интересов — сведение множества частных (индивидуальных и групповых) интересов к более обобщенному и особо значимому для данной группы интересу; — представительство (репрезентация) и продвижение групповых интересов в структурах власти; — мобилизация, т.е. вовлечение граждан и их различных объединений в процессы защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью; — социализация, т.е. усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти; — политическое рекрутирование, т.е. формирование и выдвижение политических лидеров из среды активных и влиятельных представителей групп интересов. В мировой практике накопился определенный опыт правового регулирования деятельности групп интересов. В Конституции Российской Федерации также закреплены права граждан создавать общественные объединения (ст. 30); участвовать в управлении делами государства (ст. 32); обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Кроме того, механизм реализации конституционных прав граждан на создание общественных объединений конкретизирован и закреплен в ряде федеральных законов: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О политических партиях» и др. Так, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, за исключением партий, религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), деятельность которых регулируется особыми законами. В Федеральном законе «Об общественных объединениях» подчеркивается, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном указанным Федеральным законом и другими законами; — проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; — учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного само- — осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном российским законодательством. Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставом и иными учредительными документами. Следует отметить, что в России еще не сложились достаточно эффективные формы взаимодействия общественности и власти. Поиск различных форм диалога осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Среди таких новых форм диалога можно назвать регулярно проводимые Общероссийские и региональные гражданские форумы; функционирующая с 2006 общественная палата Российской Федерации и созданные региональные общественные палаты. Уже несколько лет работает молодёжный парламент при Государственной думе РФ и сеть региональных молодёжных парламентов
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.008 с.) |