Становление многопартийности в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление многопартийности в России



Первые политические партии возникли в России в начале ХХ века, большинство из них образованы в ходе первой буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг. Политические партии отличались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и методам достижения главной цели – завоевание власти. Однако многопартийность в России просуществовала лишь до начала 1920 г. Длительное время однопартийная система в СССР существовала юридически не оформленной. Конституции СССР 1977 года в статье 6 закрепила КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества. Отмена этой статьи в 1991 году Съездом народных депутатов означала, по сути, конец монополии на власть какой-либо политической партии. Возродилась политическая история многопартийности в России. Российские партии возникли на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы и поддерживались властью скорее не ради содействия зарождающемуся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти минимизировать в первое десятилетие ХХI века количество партий, с целью сокращения конкурентов для «партии власти». Так, если в 1998 г. в России было зарегистрировано 92 общероссийских и межрегиональных партий, то в 2003 г. их количество сократилось до 44. В 2006 году - до 33. В начале 2007 года с учетом принятых поправок в федеральный закон «О политических партиях» зарегистрировано 17 политических партий. В 2009 г. зарегистрированных партий в стране стало 7.

Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и федеральным законом «О политических партиях» (2001 г.). Согласно ст.3.ФЗ «О политических партиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партиям в России, однако, не удалось стать основным посредником между властью и обществом. Они не выполняют сколько-нибудь удовлетворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государствах.

Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися представлять интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах.

Процесс оформления большинства российских партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам.

В настоящее время российские партии остаются протопартиями (гр. protos - первоначальный), то есть образованиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности.

В обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется – формированием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

Современные политологи выделяют ряд важнейших факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России:

– относительная неразвитость демократической политической культуры и отсутствие эффективных институтов гражданского общества;

– особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий;

– федеративное устройство страны (в федерациях учреждение и консолидация партий протекают значительно труднее, чем в унитарных государствах).

Несмотря на некоторые позитивные изменения нельзя говорить об окончательном формировании партийной системы в современной России. Очень частые и многочисленные изменения в законодательстве, касающемся функционирования партий и проведения выборов, не позволяют окончательно закрепиться какой-то модели партийной системы. Так, если в 2009 г. в стране было зарегистрировано 7, то в апреле 2014 года зарегистрировано 77 партий. Такой быстрый рост количества партий стал возможен в связи с очередными изменениями в законодательстве, а именно, снижением требования к количеству членов партии, необходимых для её регистрации до 500 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.)