Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство в системе общественных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшим институтом политической системы выступает государство и его элементы. Значимость государства в системе общественных отношений обусловлена совокупностью властных ресурсов, которыми оно обладает. Государство наделено суверенитетом, то есть оно (а точнее, группы, осуществляющие в данный период процесс принятия политических решений) обладает наивысшей властью относительно населения в пределах своей территории, располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер, подкрепляемый правом принуждения. В ХХ веке трактовка доминирующей роли государства получила свое логическое завершение в веберовской трактовке государства как органа, который «претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия»[66]. Эта характеристика государства была сформулирована и в русской политико-правовой литературе конца ХIХ – начала ХХ века. Так, специалист в области государственного и международного права Н.М. Коркунов (1853-1904) писал: «Государственное властвование есть установившееся, признанное, мирное властвование, предполагающее монополизацию всякого принуждения за органами государственной власти»[67]. С точки зрения системного подхода следует отметить, что такие характеристики государства как суверенитет, монополия легитимного насилия и др., имеют функциональную значимость постольку, поскольку государство выполняет функции сохранения порядка и интеграции системы в целом. Любая система - и общество в том числе - внутренне противоречивы. В сложных системах действует множество интегрирующих механизмов. Государство – один из основных институтов интеграции современных обществ. При анализе многообразных сторон и направлений деятельности государства можно обнаружить особенности его взаимодействия с окружающей средой, элементом которой выступает гражданское общество. Во взаимоотношениях с окружающим миром государство проявляет себя в трех аспектах. Во-первых, государство властвует. Во-вторых, государство осуществляет политику. И, в-третьих, государство управляет (администрирует). Государство - это форма институционализации и реализации в социальных отношениях таких общезначимых взаимодействий, как: властвование, осуществление политики, управление. Эффективность государственного управления (администрирование) проявляется в достижении целей с учетом соотношения затраченных ресурсов и полученных результатов. Управленческие притязания государства определяются его способностью в конкуренции с частным бизнесом действовать более эффективно. Если решение тех или иных проблем более эффективно в исполнении бизнеса, государству не следует наносить ущерб обществу своей разорительностью. Критерии государственных притязаний здесь более или менее определенны: механизм конкуренции должен выступать «судьей» в определении границ управленческой деятельности государства. Вместе с этим государство управляет и такими отраслями общественной и хозяйственной жизни, которые общественно необходимы, но с точки зрения бизнеса убыточны. Эффективность государственной политики оценивается способностью государства согласовывать интересы личности, социальных групп, институтов гражданского общества, государства, находить пути к справедливому распределению власти и собственности, снижению конфликтности и переводу политических (альтернативных) проблем в русло правовых и управленческих. Политика государства проявляется как его способность к согласованию многообразия интересов, существующих в обществе. Когда согласие интересов достигается, результат согласия, как правило, фиксируется принятием соответствующих законов и переводом процесса в плоскость управления (администрирования). Таким образом, установление согласия, поиск оптимальных балансов самых различных, в том числе и конфликтующих интересов является задачей не только гражданского общества, но и государства. Осуществляя политику, государство выступает и в качестве равноправного партнера в утверждении солидарности в обществе и как инициатор политики поиска путей выхода из тех или иных спорных, конфликтных общественных ситуаций. Своей политической стороной государство выступает самым важным и авторитетным институтом в диалоге с гражданским обществом. Но, чтобы оно таковым выступало в действительности, а не в теоретических размышлениях, необходима высочайшая публичность его работы, постоянная легитимация его притязаний на лидерство и инициативы в отношениях с гражданским обществом. Эффективность властвования оценивается способностью государства сохранять общественный порядок, обеспечивать безопасность людей, соблюдение прав и свобод человека, способностью современного государства пресекать посягательства на эти базовые ценности, переводить решения тех или иных проблем из сферы отношений господства-подчинения в сферу правовой и административной регуляции. В осуществлении властной функции сильное государство не допускает никакой конкуренции, осуществляет, как отмечалось выше, монополию на насилие ради порядка, безопасности людей и защиты прав и свобод человека. Границей государственного «произвола» здесь выступают права и свободы человека. Но при анализе статуса государства в политической системе мы обнаруживаем, что в системе социальных интересов оно всегда представляет особый, специфический интерес. В целом специфика интересов по поводу государства имеет, на наш взгляд, три важнейших аспекта. Во–первых, через государство реализуется общезначимый интерес, включающий в себя такие вопросы, как обеспечение безопасности общества (обороноспособность, гарантии национальной независимости, правопорядок, защита прав и свобод человека, и др.). То есть, речь идет об эффективной реализации государством своих властных, управленческих и политических функций, о которых мы говорили выше. С этой стороны государство само становится общезначимым интересом. Гражданское общество и власть заинтересованы в стабильности государственных органов, их способности эффективно решать вышеназванные и другие подобного рода назревающие проблемы. В о-вторых, в деятельности государства, в лице властвующей элиты и чиновников государственной службы проявляется корпоративный интерес, заключающийся в закреплении этим слоем своих статусных позиций, обособлении своего корпоративного интереса, особого социального положения. Обособление собственного интереса политиков и чиновников приводит к тому, что и первый аспект (государство как общезначимый интерес) функционирования власти неизбежно трансформируются. Государственные органы становятся органами обслуживания узкокорпоративных интересов самих властвующих. Тенденция обособления интересов властвующих от интересов общества отмечалась многими исследователями. Широко известен вывод К. Маркса о том, что «бюрократия имеет в своем обладании государство …это есть ее частная собственность»[68]. Контроль органов власти становится всё более актуальной функцией гражданского общества. Определяющая роль государства в политической системе проявляется в его функциях. К внутренним функциям государства относятся: принятие и реализация законов, охрана правопорядка, экономическая, социальная и идеологическая функции. К внешним функциям относятся: защита национальных интересов на международной арене; поддержание обороноспособности страны на достаточном уровне; участие в решении глобальных проблем; развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества. Типология государств. По степени концентрации власти выделяют несколько типов государственных устройств: унитарное, федеративное, конфедеративное. На основе политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные государства. Государства, в которых наиболее эффективно реализуется социальная функция, относят к типу социальных государств. На основе порядка формирования и организации высших органов власти выделяют такие формы государственного правления, как монархия и республика. В свою очередь среди монархий выделяют: абсолютные и конституционные; среди республик: президентские, парламентские и смешанные. В современной практике всё большее распространение и доверие со стороны граждан получает правовое государство. Как отмечал К. Ясперс, правовым называется государство «в котором действует свобода, основанная на законах». Вместе с тем, немецкий мыслитель выделяет новый тип государств, которые появились в ХХ веке. «Массовое убийство по приказу властей, новое преступление, не имеющее прецедента в истории. Это преступление предполагает новый тип государства – преступное государство. …Преступным государством является такое, которое в принципе не создает и не признает правопорядок».[69] Ключевые понятия темы: государство, гражданское общество, правовое государство, социальное государство, экономическая основа гражданского общества, формы государственного правления, типы (или формы) государственных устройств.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте понятие «гражданское общество», его широкий и узкий смысл. 2. Почему экономической основой гражданского общества является частная собственность и рыночная экономика? 3. Может ли гражданское общество формироваться на основе общественной собственности? 4. Почему социальной основой гражданского общества является наличие массового «среднего слоя». 5. В чем заключаются особенности и проблемы становления гражданского общества в России. 6. Раскройте внешние и внутренние функции государства. 7. В чём проявляется связь государства и гражданского общества?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.248 (0.009 с.) |