Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и разновидности партийных системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие партий друг с другом и принципы отношений между ними характеризуются понятием «партийная система». Партийные системы выражают социальные интересы, дают им возможность проявиться на местном и национальном уровнях, в частности, через механизмы выборов. Партийные системы являются составной частью политической системы общества, важным механизмом осуществления власти. Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшая эффективные нормы регуляции отношений с государственной властью – гарантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы. Партийные системы принято классифицировать по качественным характеристикам и по количественному составу. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических и недемократических партийных системах. В соответствии с характером отношений между партиями и государством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы. Среди критериев типологии партийных систем наиболее распространенным является количественный критерий. В своем фундаментальном исследовании «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию: система с одной партией; система с партией гегемоном; система с доминирующей партией; двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; система крайнего плюрализма; атомизированная система. По существу, речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности. Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено. В такой системе партия срастается с государством. Опыт функционирования однопартийных систем в ХХ веке показал, что монополизация властных функций «партией-государством» неизбежно ведёт к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете – к отчуждению граждан от политики. Однопартийные системы существовали при тоталитарных режимах в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время однопартийная система имеет место, например, на Кубе. Система с партией, осуществляющая гегемонию по отношению к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до конца ХХ века была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы. «Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой мере, как при однопартийности. Являясь вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису. Система с доминирующей партией, характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала девяностых годов ХХ века такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии. Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти. Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства. Бипартизм не исключает существование в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть. Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии. Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система имела место в Германии во второй половине ХХ века. Партии ХДС/ХСС (Христианско-Демократический союз / Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) могли сформировать правительство, только вступив в блок с третьей партией – со Свободными демократами (СвДП) или с партией «Зеленых». Подобная система также имеет проявление в Канаде, Австралии. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три – четыре партии. Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков: Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей политической системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий. Во-вторых, функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики. В-третьих, доступ к формированию правительства возможен только для партий центра – правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в правительстве. Следует отметить, что для атомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий. Данные партийные системы функционируют в настоящее время в Малайзии, Боливии и других странах. Современные политики и политологи расходятся в оценке предпочтительности вариантов многопартийности. Так, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для стабильного функционирования государства. Единого стандарта в оценке эффективности партийных систем не существует. Важнейшими основаниями для сопоставления их деятельности являются восприимчивость к социальным запросам и нуждам населения, способность трансформировать их во властно значимые решения, возможность обеспечить демократический контроль населения за деятельностью политической элиты. Характер и особенности партийных систем обусловлены множеством факторов – социальной структурой, расстановкой социально – классовых сил, уровнем политического сознания и культуры, национальным составом, религиозной ситуацией, действующим законодательством. В последние десятилетия партийно-парламентская политика все чаще воспринимается общественным мнением как сфера, оторванная от жизни, со своим условным языком и стандартами, политическими интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени избирателей. Если когда-то неискушенный в политике человек, воспринимал как должное, стремление партий формулировать его надежды и объяснять, кого и для чего следует поддерживать, то современный гражданин обладает достаточно широким кругозором и стремится сам разобраться во всем. В результате партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их приверженцев, прогрессирует неучастие в выборах. В то же время успех нередко сопутствует независимым кандидатам и новым партиям. Эти партии по своему строению и организационным принципам ориентированы на социальные движения, получившие широкое распространение в конце ХХ века –– экологическое, женское, потребительское и другие. Именно массовые социальные движения рассматриваются значительной частью населения, особенно молодежью, как более эффективные выразители воли народа. Так, партия «зеленых» в ФРГ, выросшая из экологического движения позаимствовала многие «свободные» и «импровизированные» формы, свойственные подобным движениям. Многие стороны деятельности «зеленых» расценивались общественным мнением как попытка «взорвать» закостенелые партийно-парламентские традиции: отсутствие постоянного лидера, полная открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата, даже сам свободный стиль поведения зеленых (их депутаты являлись на заседания парламента в джинсах и свитерах). «Зеленые» и подобные им партии пробились в ряд национальных парламентов и в Европейский парламент, но в целом феномен выдвижения новых партий оказался ограниченным. Тем не менее, в парламентско-политической жизни почти всех стран наметилась тенденция извлечения уроков из опыта партий – движений. В поиске путей обновления партий европейские политики обращаются не только к опыту движений, но и к особенностям функционирования американской партийной системы. Стремление партий к более тесной связи с обществом находит выражение в омоложении лидеров, в выдвижении на руководящие посты, даже в сугубо «респектабельных» партиях, выходцев из социальных низов (примером может послужить недавний лидер британских консерваторов Дж. Мейджор).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.79 (0.01 с.) |