Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократический политический режимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «политический режим» отражает способ функционирования политической системы общества. Политический режим – это совокупность приемов и методов политического властвования, методов осуществления внутренней и внешней политики, обеспечения прав и свобод граждан, состояния законности и политического климата, существующих в данном обществе. Современная история знает три основных типа политических режимов, которые изучаются с точки зрения своего предмета и методов философией, социологией, психологией и политологией. Это режимы - демократический, тоталитарный и авторитарный. Наиболее существенным критерием выделения политических режимов является уровень политической свободы в отношениях «власть (государство) – общество», «власть – личность». Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других сферах ее отсутствие). Следовательно, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, то есть в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как характеризуются отношения между управляющими и управляемыми или как соотносится в том или ином обществе свобода и власть. Зарубежные исследования демократии представлены в работах Л. Даймонда, Р. Даля, Р. Дарендорфа, Г. О'Доннела, Т. Карла, А. Лейпхарта, Х. Линца, Дж. Сартори, Ф. Шмиттера, С. Хантингтона и других. Большое внимание анализу демократии уделяли многие отечественные авторы: Б. Чичерин, Н. Бердяев, П. Новгородцев и др. Слово демократия впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало «власть народа» (от греческих слов demos – «народ» и kratos – «власть»). Оно раскрывало содержание политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления свободных жителей полиса. Современная демократия есть «система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей» (Карл Т., Шмиттер Ф). Современная демократия - более сложное явление, имеющее не столько общие, сколько отличные от греческой демократии признаки. К настоящему времени в политической науке наиболее известными являются следующие теории демократии: · теория радикальной или коллективистской демократии (от древнегреческого понимания демократии до демократии в теории Руссо). Для радикальной теории демократии характерно понимание власти как инструмента господства воли большинства, при котором не признаются интересы меньшинств или личности. · теория элитарной демократии (Й. Шумпетер). В этой теории представлена попытка синтеза некоторых элементов теории демократии и элитизма. Демократия в концепции Шумпетера представлен двумя измерениями: свободной конкуренцией различных элитных группировок за голоса избирателей и правом народа в ходе выборов определить, какая из конкурирующих элит будет править в ближайший до следующих выборов период. Элитарный элемент в концепции Шумпетера представлен тезисом о том, что «не народ в действительности поднимает и решает вопросы, определяющие его участь. Эти вопросы поднимаются и решаются за него». И далее: «Демократия лишь значит то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять».[61] Теоретики элитарной демократии негативно относятся к политическому участию граждан, полагая, что участие масс приводит к неэффективным решениям. · теория плюралистической демократии (или полиархия, Р. Даль). Суть этой теории заключается в том, что власть в обществе имеет распылённый характер. Ни одна общественная группа не обладает всей полнотой власти. Принятие властных решений – это не триумфальное шествие великого большинства. Но политическая система устроена так, что активная и легитимная группа населения будет услышана на определённом этапе принятия решений. Вместе с тем Даль показывает, что эта модель демократии не устраняет того факта, что некоторые общественные группы представлены чрезмерно в институтах власти и соответственно имеют больше власти над принятием решений. Теория полиархии разработана Р. Далем в основном на материалах функционирования политической системы США, относительно которой автор делает следующий вывод: «в американской политической жизни, как и во многих других обществах, возможность контроля над принятием решений распределена неравномерно»[62]. · теория сообщественной демократии (А. Лейпхарт). Лейпхарт исследовал страны, в которых существуют ярко выраженные сегментарные различия: религиозные, языковые, идеологические, региональные, культурные, расовые и др. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, автор называет сегментами многосоставного общества. Политические партии, группы интересов, средства коммуникации, школы, добровольные объединения имеют тенденцию к организации по линиям, повторяющим контуры существующих внутри общества сегментов. В политической системе с отчетливо выраженными противоречиями и потенциально враждебными друг другу группами населения принятие практически любого решения ставит под угрозу цельность и благополучие системы в целом. В этой связи американский политолог разрабатывает модель сообщественной демократии, смысл которой заключается в равном или пропорциональном представительстве социальных групп в процессах принятия решений и наличии механизмов, гарантирующих права меньшинств от тирании большинства в процессах принятия решений. Решающее значение в функционировании механизмов сообщественной демократии принадлежит элитам. Сотрудничество элит – первая и основная отличительная черта сообщественной демократии – таков вывод Лейпхарта. · теория партиципаторной (англ. participate – участвовать) демократии или демократии участия (К. Пейтман, Б. Барбер и др). Суть демократии, согласно этой теории, заключается в активном участии граждан в обсуждении и принятии решений, касающихся их жизни. Важнейшими инструментами принятия решений являются общественные собрания и референдумы. Традиция функционирования партиципаторной демократии сложилась в небольших государствах, например, в Швейцарии, где мнение большинства граждан становится законом. Ежегодно в Швейцарии проводятся несколько референдумов. Иногда швейцарская модель партиципаторной демократии сближается с моделью радикальной демократии, в которой пренебрегают правами и свободами меньшинств. Так, согласно одному из референдумов 2009 года был введен запрет на строительство в Швейцарии минаретов и тем самым нарушен один из основных принципов демократии, принцип прав и свобод меньшинств. Несмотря на протесты со стороны парламента страны, мусульманских и правозащитных организаций, католической церкви и некоторых государств Европы, закон был принят. С развитием интернет-технологий появляются дополнительные возможности для использования инструментов прямой демократии в современных условиях. · теория либеральной демократии (Дж. Локк. Ш. Монтескье, А. де Токвиль и др.). Наиболее распространённая модель в современных укоренившихся демократиях. Модель либеральной демократии близка по своим признакам к теории полиархии Р.Даля. Но если в модели полиархии развиты механизмы торга, непрерывного согласования интересов общественных групп, то в модели либеральной демократии в основе принятия решений воля большинства. Но при этом сложилась разветвлённая система механизмов представительства и защиты интересов меньшинств, прав и свобод человека. К этой системе механизмов относятся конституционно закреплённый перечень прав и свобод, работающая система разделения властей, эффективно функционирующая оппозиция, плюрализм средств массовой информации и др. Демократия, как показывают современные исследователи, возможна только там, где имеется развитое гражданское общество (см. лекцию 8), где есть готовность граждан к участию в различных сферах общественной жизни, где осуществляется действенный контроль институтов власти и властных персон со стороны общества. Демократический режим обеспечивает верховенство закона. Перед законом равны все. Однако следует подчеркнуть принципиальное отличие понимания «закона» в условиях демократии и его трактовки в других режимах. Демократия функционирует на основе правового закона, то есть исходит из верховенства того закона, который основан на приоритете прав и свобод человека (право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на равную защиту законом и др.). Такое правопонимание пронизывает всю общественную ткань и выливается в конкретное законодательство в экономической, социальной, политической, семейной, экологической, этнической и прочих областях. В итоге человек оказывается защищенным законом от несправедливости, неравноправия, привилегированности одних за счет других. Демократический режим пронизан принципом плюрализма. Он проявляется во всех сферах жизни. Это и функционирование различных форм собственности в экономике, и широкий спектр общественно-политических организаций партий и движений, в том числе оппозиционных, и ориентация на бесконечное разнообразие духовных потребностей. В рамках закона не допускается функционирование лишь тех партий и идей, которые угрожают конституционному порядку и стабильности в обществе, пропагандируют насилие, национальную рознь и угрожают здоровью человека. Принцип плюрализма узаконен и является одной из важных форм осуществления прав человека. Демократический режим имеет инструмент контроля и влияния на конкретную политику сил, находящихся в данный период у власти. Это наличие сильной и авторитетной оппозиции как обязательного элемента политической системы, свободных СМИ и др. Один из крупнейших теоретиков демократии Р. Даль выделил ряд политических институтов современной представительной демократии. Это: 1) Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами; 2) Свободные, честные, часто проводимые выборы; 3) Свобода выражения. Граждане имеют право на свободу высказывать свое мнение по широкому кругу политических проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии без страха подвергнуться наказанию; 4) право быть избранными в органы власти – практически все взрослое население наделается данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах; 4) Доступ к альтернативным источникам информации. Граждане имеют право пользоваться альтернативными и независимыми источниками информации. Более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами; 5) Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих многообразных прав, имеют право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам; 6) Всеобщие гражданские права. Сюда входят: право участия в свободных и справедливых выборах должностных лиц государства; право на создание и функционирование независимых политических организаций; право на другие свободы и возможности, которые необходимы для эффективного функционирования политических институтов демократии в условиях целой страны. Утверждение демократии во второй половине ХХ века имело в различных странах специфику и было обусловлено множеством факторов: особенностями исторического развития страны и её культурным своеобразием, развитием гражданского общества и политических институтов, внешними условиями. Но особую роль в движении к демократии играет политическая элита страны, её приверженность демократическим принципам и способность обеспечить их последовательное утверждение в стране. Благоприятное сочетание указанных факторов приводило к тому, что в ряде стран демократические нормы и принципы утверждались в течение одного десятилетия (Болгария, Венгрия, Испания, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Словения, Эстония, Чили). В других же странах переход к демократии затягивается, а процедуры и инструменты демократии становятся средствами недемократического распределения власти (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и др).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.204 (0.009 с.) |