Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие и модернизацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для анализа динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, для определения уровня политического развития общества в политической науке существуют разные понятия: прогресс, эволюция, изменения, развитие, модернизация. В середине XX в. в западной политологии активно разрабатывалась концепция «политического развития». Это было обусловлено необходимостью определения источников, характера и направленности политических изменений с учетом развития политического процесса. Политическое развитие – развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Оно представляет собой совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного общества к современному. Польский исследователь П. Штомпка выделял две формы политического развития. Первая связана с определением направленности движения к более высокому уровню и приближение системы к новому состоянию – модернизации всех сфер жизнедеятельности человека. Теория модернизации основывается на предположении о том, что общество развивается в направлении прогресса. Политическая модернизация представляет собой развитие политической системы и формирование новых политических институтов в соответствии с требованиями современности. Вторая представляет собой политический цикл не имеющий чёткого направления, а политическая «реальность представляет собой динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа». Американский политолог Л. Пай в работе «Понятие политического развития» выделил три критерия позволяющих анализировать динамику политического развития: - структурная дифференциация (представляет собой формирование политической системы с учетом интересов различных акторов); - возрастание способности системы к инновациям (повышение адаптационных возможностей системы, ее жизнеспособности); - тенденция к равноправию (проявляется в снятии всех ограничений на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам доступа к государственным должностям). На основе анализа исследований проведенных теоретиками модернизации – Г. Алмонда, Д. Аптера, Л. Пайя и др. можно выделить два типа модернизации. Первый, так называемый, «спонтанная модернизация». Другие названия данного типа – органическая, первичная. Она осуществляется за счет внутренних источников. Механизмы развития при этом инновационные, а темпы – динамичные, быстрые. Началась первичная модернизация в эпоху промышленной революции в Западной Европе и сопровождалась разрушением традиционных институтов и привелегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией политических режимов. В процессе данного типа модернизации происходило формирование правового государства и развитие институтов гражданского общества. Второй тип модернизации – неорганическая, так называемая вторичная («догоняющая») модернизация сформировалась как интеллектуальный и политический ответ на вызовы со стороны промышленно развитых государств. Она происходит под влиянием стран первичной модернизации и связана с преодолением технико-экономической отсталости и зависимости от технологически развитых стран Запада. Ярко выраженный процесс модернизации в целом ряде стран был необходим после крушения биполярной системы миропорядка. Немецкий исследователь Х. Штайнер выделяет три группы постсоциалистических стран, различающихся спецификой как в историческом, так и современном развитии: — первая группа — страны Центральной Европы и Балтии (Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия), которые к моменту вхождения в мировую социалистическую систему достигли достаточно высокого уровня социально-экономического и политического развития. После получения этими странами самостоятельного статуса, радикально демократизировав политическую власть и восстановив в правах частную собственность, они сделали наиболее основательные шаги к развитию гражданского общества и вышли на путь успешной политической модернизации; — вторая группа — страны Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы (Албания, Болгария, Румыния, а также большинство стран, возникших в результате распада Югославии), которые до установления социализма имели относительно низкий уровень социально-экономического и политического развития. С обретением государственной независимости эти страны осуществляют политическую модернизацию медленно и малоэффективно. — третья группа — многие постсоветские страны, которые прошли путь государственного социализма в рамках СССР (Украина, Россия, Грузия, Узбекистан и др.), были среднеразвитыми в социально-экономическом и социально-политическом планах. После обретения суверенитета эти государства пошли по пути политической модернизации, призванной заменить систему советского типа демократической политической системой. Однако направления действительных перемен в постсоветских государствах часто не соответствуют векторам желаемых или декларируемых политическими элитами реформ, их сформировавшиеся институты политической власти далеки от либерально-демократического идеала, к которому изначально стремились. Объективными причинами отличий в характере, темпах, эффективности осуществления политической модернизации являются, во-первых, уровень политической стабильности в обществе, во-вторых, наличие реформаторской элиты, заинтересованной в политико-инновационных стратегиях развития общества, в-третьих, учет культурных традиций. Успешная политическая модернизация предполагает учет особенностей национальной культуры и национального менталитета. Это, прежде всего, характер нормативно-ценностного сознания, особенности политических убеждений и верований, способы поведения людей. Под влиянием неомодернизационных теорий политической модернизации изменилось отношение к культурной традиции, которая из явного препятствия на пути политической модернизации стала восприниматься как необходимое условие ее успешности: «культура перестала быть главным злом, она стала добром». В современных обществах существуют одинаковые причины, вызывающие необходимость проведения политической модернизации. Одной из них является происходящее осознание инновационности и динамизма развития мировых рынков и драматических последствий экономической глобализации, вызывающих в одних обществах рост богатства, а в других — усиление нищеты. Другая — продолжающийся в обществе, в том числе в развитых странах, сдвиг в направлении от патернализма к индивидуализму как образу жизнесуществования в системе социополитических отношений. Третья причина — разрушение и перестройка грандиозных вертикальных бюрократических структур и передача полномочий местным институтам власти и непосредственно гражданам. Поэтому изучение и использование опыта политической модернизации разных государств создает возможности для процесса реформирования политического пространства через ориентацию на достигнутые мировым сообществом ценностные ориентиры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.184 (0.009 с.) |