Развитие политической науки в США 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие политической науки в США



 

Значительное влияние на формирование политической мысль США в конце ХVIII – начала ХIХ вв., оказали взгляды европейских авторов. Американские мыслители этого периода, такие как Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, Д. Медисон, А. Гамильтон, Дж. Джей и др., развивали концепцию естественных и неотъемлемых прав человека, разрабатывали теорию американского конституционализма, концепцию республики как формы представительного правления, теорию федерализма.

С конца 50–х годов 19 века в Колумбийском колледже начинается систематическое исследование и преподавание политики.

В начале ХХ века активизируются исследования групп интересов в политике (А. Бентли). В 20–30–е годы оформляется Чикагская школа политической науки, объединившая таких известных политологов, как Г. Лассуэл, Ч. Мерриам и др. На основе бихевиористских подходов они стали широко использовать эмпирические исследования политики, развивали теорию и технологии проведения избирательных кампаний, анализировали особенности американской демократии, заложили основы теории политических коммуникаций и теории политического лидерства.

Далее мы представим персоналии лишь некоторых широко известных политологов США ХХ века.

Габриэль Алмонд (1911 - 2002) –– известный американский политолог. Защитил докторскую диссертацию в 1938 году в Чикагском университете и затем в разные годы преподавал политические науки в Бруклинском колледже, в Иельском и Принстонском университетах. С 1963 г. продолжал преподавательскую и исследовательскую деятельность в Стэнфордском университете. Наиболее известные работы: «Сравнительная политика сегодня» (в соавторстве), «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (совместно с С. Вербой) и др.

Алмонд считается классиком сравнительного подхода к исследованию политических систем, осуществленного им на основе методологии структурного функционализма Т. Парсонса.

Исследуя культурно-психологическую детерминацию политических процессов, Алмонд ввел в широкий научный оборот понятие «политическая культура». Американский теоретик подчеркивал, что термин «политическая культура» относится к политическим ориентациям – взглядам и позициям относительно политической системы и ее разных частей и позициям относительно собственной роли в этой системе. «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся рациональные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов “на входе” и “на выходе”, и себя как политического актора»[42].

На основе анализа общего и особенного политических культур различных стран Алмонд выделяет следующие типы политических культур: патриархальная политическая культура, подданническая политическая культура, политическая культура участия. Наряду с ними исследователь выделяет гражданскую культуру, в которой патриархальные и подданнические ориентации уравновешиваются политическими ориентациями культуры участия. Таким образом, в рамках культурологического подхода политическая культура рассматривается как одна из основополагающих детерминант власти. Политико-культурный подход позволяет преодолеть формально-юридическое понимание политики и выйти за рамки нормативного и институционального описаний политических процессов. На существенную связь политической культуры и власти обращали внимание в ХХ веке такие российские и зарубежные исследователи, как А.С. Ахиезер, М. Вебер, Л. Пай, А.С. Панарин Г. Пауэлл, К. Бойме, С. Липсет, У. Розенбаум, М. Дюверже, Д. Каванах, Е. Вятр и др. В русле этого подхода, как подчеркивает Б.Г. Капустин, «культурные символы (смыслы и значения) и есть то, что опосредует взаимодействие людей и условий их жизни, лишая последние эффекта прямого действия».

Роберт Даль (1915 - 1914) –– американский исследователь, известен в первую очередь своими работами по теории демократии «Введение в теорию демократии», «Введение в экономическую демократию», «О демократии», «Полиархия», «Демократия, свобода и равенство», «Демократия и её критики» и др.

Полиархическая модель демократии, разработанная им в 50–е годы на основе анализа американской модели демократии, предполагает высокий уровень участия граждан и открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей и участие в институтах принятия решений. Вместе с тем исследователь обращает внимание на низкую эффективность избирателей и общественного мнения в деле формирования компетентных позиций относительно акций власти или важных политических событий. В одной из своих статей Роберт Даль подчеркивает: «Даже в странах, где демократические институты существуют на протяжении уже нескольких поколений, приходится сталкиваться с все большим числом фактов, указывающих на недостаточную компетентность граждан»[43].

Усложнение социально-политических и экономических процессов, возрастание связей и зависимостей, бурный рост объема информации, который необходимо осмыслить для принятия гражданином самостоятельного решения, накладывается на все больший дефицит времени. И не только времени. Компетентные решения требуют и финансовых средств, и физических усилий, и интереса к политике. На все это у современного массового человека зачастую нет возможностей. Поэтому полиархическая модель демократии предполагает не только участие граждан, но и открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей и за право участия в институтах принятия решений.

Полиархия как тип правления предполагает, согласно Далю, высокую терпимость к оппозиции и относительно широкие возможности влияния на поведение правительства. Автор полагал, что американская политическая система близка к полиархии, она «обеспечивает высокую вероятность того, что активная и легитимная группа будет услышана на определенном этапе принятия решения». Таким образом, Р.Даль исходил из возможности равномерного распределения политической власти при условии высокого уровня участия граждан и их групп. Но позже теоретик плюралистической демократии обнаруживает непрерывно растущее неравенство в обладании ресурсами влияния представленных на политической сцене общественных сил. «Новый социально-экономический строй, постепенно сменивший в течение ХIХ столетия американское аграрное общество, –– констатирует теоретик полиархии Даль, –– …привел к огромным различиям в богатстве, доходах, общественном положении и власти». В этой связи в работе «Введение в теорию демократии» американский автор приходит к выводу о том, что «в американской политической жизни, как и во многих других обществах, возможность контроля за принятием решений распределена неравномерно»[44]. Р.Даль подчеркивает, что политическому равенству угрожает неограниченная свобода накопления материальных предпочтений. Во имя сохранения демократии необходимо «…воспрепятствовать всевозрастающему размыванию политического равенства» посредством достижения экономической независимости личности и более или менее равномерного распределения экономических ресурсов в обществе. Следовательно, полиархия как процесс свободной борьбы различных групп за участие в принятии политических решений должна быть дополнена экономической демократией, которая рассматривается им как важный и необходимый фактор достижения политического равенства.

Дэвид Истон (1917) –– канадский и американский политолог. Работы: «Политическая система», «Основы политического анализа», «Системный анализ политической жизни».

Д.Истон известен своими исследованиями политических процессов с точки зрения системного (или структурно-функционального) подхода. Он разработал оригинальную концепцию политической системы, (так называемую кибернетическую модель политической системы), в основе анализа которой заложены замеры на входе и выходе системы. Политическую систему он определяет как такое взаимодействие в обществе, посредством которого происходит распределение ценностей и тем самым предотвращение конфликтов. На вход политической системы поступают импульсы в виде общественных требований и поддержки; на выходе политической системы имеем политические решения и действия, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей. Если запросы и требования общества удовлетворяются системой принятия решений, то политическая система находит социальную поддержку. Большое значение Истон придает исследованию обратной связи. «Эта связь, –– как отмечает Истон, –– дает возможность системе использовать свой предшествующий и сегодняшний опыт для того, чтобы пытаться усовершенствовать своё будущее поведение». Структурно-функциональный подход и сегодня является важным методом в арсенале аналитических средств политической науки.  

Самюэль Хантингтон –– (1927 - 2008) американский исследователь политики. Работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах», «Столкновение цивилизаций», «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности», «Третья волна. Демократизация в конце ХХ века» и др.

В исследовании политических процессов он уделяет большое внимание взаимосвязи политического участия и политической стабильности, а также роли политических институтов в этих процессах. Хантингтон считает институционализацию политических процессов важным показателем уровня политического развития. Институционализация придает государству более высокий уровень адаптации, повышает возможность согласования интересов, канализирует возрастающее в условиях модернизации политическое участие. Важным для политической науки явилось обоснование Хантингтоном вывода о том, что завершение модернизации «порождает стабильность, но сам процесс модернизации порождает нестабильность». Социальная и экономическая модернизация рождает политическую нестабильность, а «уровень нестабильности зависит от темпов модернизации».

В последние два десятилетия Хантингтон уделяет большое внимание процессам, происходящим на мировой арене. В частности, исследует особенности третьей волны демократизации, наступившей в конце ХХ века и последствия глобального сдвига, в результате распада биполярной модели мироустройства. После распада мировой системы социализма и исчезновения противоборства двух мировых систем (капитализма и социализма) как решающего фактора международного развития, Хантингтон большое внимание уделяет разработке цивилизационной модели мира, анализирует сдвиг баланса сил среди цивилизаций. В качестве фактора, определяющего дальнейшее мировое развитие он выделяет межцивилизационные различия. «Идентичность на уровне цивилизаций будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи - восьми крупных цивилизаций. К ним относятся: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации».

При анализе идей С. Хантингтона важно отметить, что в качестве источников конфликтов в ХХI веке автор указывает не на различия между цивилизациями сами по себе, а на универсалистские претензии Запада в отношениях с другими цивилизациями.

Основные понятия темы: Легитимное господство, «железный закон олигархизации», атомизация и деклассирование общества, элитократия, элитарная демократия, кадровая партия, плюралистической демократии, полиархия, межцивилизационные различия.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте типы легитимной власти, выделенные М.Вебером.

2. Каковы, согласно Р.Михельсу, причины возвышения партийной олигархии над политическими партиями и социальными движениями?

3. Какой признак характеризует, по мнению К. Шмитта, политические явления, мотивы, политику в целом?

4. Что явилось, согласно исследованию Х.Арендт, массовой базой тоталитарных режимов?

5. Как Вы интерпретируете тезис К.Ясперса о том, что «политика существует лишь при свободе»? Назовите важнейшие признаки свободы по Ясперсу.

6. Что означает тезис К.Ясперса: «Демократия немыслима без либеральности»?

7. Что является, по мнению Ясперса, «основным политическим вопросом нашего времени»?

8. Сформулируйте наиболее важные понятия теории элит Г.Моска и В.Парето.

9. В чем суть элитарной теории демократии, разработанной Й.Шумпетером?

10. Почему Р.Арон утверждает, что «политика – главная характерная черта сообщества»? Какие «переменные величины» необходимо исследовать при анализе политических систем?

11. Дайте характеристику кадровых и массовых парий согласно теории М.Дюверже?

12. В чём специфика анализа политических процессов, предпринятого Г.Алмондом и С.Вербой?

13. Какой научный метод использовал Д.Истон при разработке теории политических систем?

14. Какой фактор, по мнению С.Хантингтона, будет определять мировое развитие после распада мировой системы социализма?

15. Каково отношение постмодернизма к традиционным методам исследования политики?

 

ТЕСТ 3. Современная политология:
основные концепции (конец Х I Х–ХХ вв.)

1. Соотнесите авторов и их идеи:

1) К. Маркс             2) М. Вебер             3) Ж. Прудон     

 

А) Легитимное господство

Б) Пролетарская революция

В) Безгосударственное устройство

 

2. Теорию элит разрабатывали:

 

А) Г. Моска и В. Парето  

Б) Ж. Прудон и М.Штирнер

В) К. Маркс и Ф. Энгельс

Г) Р. Даль и Й. Шумпетер

 

3. Ктипам легитимной власти М. Вебер относил следующие три:

А) Рациональную      

Б) Институциональную

В) Традиционную     

Г) Харизматическую.

 

4. «Политик по случаю», согласно М.Веберу, это человек который:

 

А) случайно оказался у власти

Б) случайно попал в политику

В) становится политиком, когда идет на избирательный участок и т.п.

Г) становится партийным активистом

5. Установите соответствие авторов и идей (теорий), которые они разрабатывали:

 

1) Р. Михельс 2) Г. Моска 3) И. Шумпетер    4) Р. Даль                    

 

А) Элитарная демократия

Б) Железный закон олигархизации

В) Теорияэлит

Г) Теория плюралистической демократии

 

6. Немецкий политолог К. Шмитт отмечал, что политику

характеризует различение:

 

А) «добрый –– злой»

Б) «прекрасный –– безобразный»

В) «рентабельный –– нерентабельный»

Г) «друг –– враг»

 

7. Массовой базой тоталитарных режимов, как показала Х.Арендт, является:

 

А). Средние слои

Б) Деклассированная, атомизированная масса

В). Рабочий класс     

Г). Крестьянство

8. С.Хантингтон утверждает, что после исчезновения противоборства двух мировых систем (капитализма и социализма) решающим фактором мирового развития становятся (………) различия.

 

А) геополитические

Б) идеологические

В) межцивилизационные    

Г) религиозные.

9. Соотнесите имена и основные идеи:

1) Р. Даль 2) С. Х а нтингтон 3) Ф. Фукуяма          

 

А) Столкновение цивилизаций

Б) Полиархия

В) Конец истории

10). Теорию политической культуры разрабатывали:

 

А) Р. Даль и Й.Шумпетер  

Б) Г. Алмонд и С. Верба  

В) Г.Моска и В. Парето

Г) Р.Михельс и М.Дюверже

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.005 с.)