Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития психодиагностики.
Основные тенденции развития ПД подразумевают решения новых задач, среди которых первостепенными являются следующие: 1. Разработка принципов нормативности ПД, предусматривающих отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования. Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана. Создатели традиционных психодиагностических методик стихийно ориентировались на существующие в их социуме социально-психологические нормы (система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов). Однако никакого теоретического обоснования этому в трудах зарубежных психологов найти не удается. 2. Разработка принципов содержательной диагностики, выражающаяся в необходимости включения в тест совершенно определенного содержания, например разделов учебных дисциплин или их циклов, что требует специальной теоретической проработки проблемы единства содержания и форм мышления. Когда речь идет о содержании тестов, опросников, то обычно упоминаются всякого рода формальные правила составления вопросов, избегания повторов, подсказок и т.д. Более того, многие психологи считают подбор заданий в психодиагностические методики не наукой, а искусством, не находя возможным проведение теоретического обоснования содержательного наполнения тестов. 3. Введение принципа коррекционности, предусматривающего возможности коррекционной работы по результатам тестирования. При традиционном тестировании построение коррекционной работы было совершенно невозможным. 4. Усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития». 5. Создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и открывающих возможности выявления индивидуальных особенностей мышления. 6. Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.
Ближайшие перспективы состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов нормативной содержательной диагностики, а также создании системы возрастной диагностики и коррекции психического и личностного развития, охватывающей весь период обучения ребенка в школе (принцип непрерывности). При этом требует специального внимания проблема преемственности диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, с помощью специально разработанных единиц анализа.
История психодиагностики Становление и истоки научной психологической диагностики Современная психология все чаще обращается к сказкам, мифам и легендам, используя их с самых разных позиций и в самых разных целях. Психологическая диагностика также может найти свое место в мифах и легендах. Так, миф о Психее и Амуре с полным основанием может быть отнесен к психодиагностическим. Психея олицетворяет человеческую душу, которая изображается в виде прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. Миф отражает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красивому, ко всему, что дарит человеку высшее счастье и блаженство. Современные психологи склоняются к тому, что именно душа, внутренний мир человека являются предметом психодиагностики. В истории развития человечества существенную роль играло познание психики человека. Иными словами, корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. В концентрированной форме знания о психодиагностике представлены в народной мудрости. Известна «психодиагностическая» притча о крестьянине, который для определения «профессиональной пригодности» своего единственного сына применил своеобразный тест. Он дал сыну книгу, яблоко и монету, решив для себя, что если сын начнет читать книгу, то он станет ученым. Если сначала возьмет яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством. Если же заинтересуется монетой, то станет торговцем. Однако неожиданно для отца сын взял книгу и стал ее читать, при этом ел яблоко и играл монетой. Крестьянин задумался и решил отправить ребенка учиться дипломатии. По сути, народная мудрость запечатлела один из принципов тестов предпочтения, которые широко применяются в современной психологической диагностике.
Одно из первых упоминаний о применении психодиагностических процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур. На первом этапе «диагностики» большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись не только важные биографические сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор, оценивалось также умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если новичок не терял сознания и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то начиналось испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на долгий путь обучения. В Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того, оценивалось поведение чиновников в быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго ипозднее была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии. Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить испытуемого, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!». В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый простой или нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись как уровень его просветленности, так и меры по углублению знаний чань-буддизма. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность. Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора, который далеко не сразу принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить статую Меркурия. Ученый прислушивался к мнениям родителей и учителей, но при этом сам внимательно наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания состояли из двух этапов. Прежде всего диагностировалась стрессоустойчивость претендента: он должен был переночевать один в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта, причем предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если «жертва» проявляла присутствие духа, умение держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то его принимали в школу.
Существует предположение, что одно из первых «тестирований» в нашей стране было проведено в 1666 г. царем Алексеем Михайловичем. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: «Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви?», «Достоверны ли печатные греческие книги?», Правильны ли решения предыдущего собора 1654 г.?». О том, как проходило тестирование в России, отчасти можно узнать из рассказа А. П. Чехова «Экзамен на чин». Для того чтобы продвинуться по служебной лестнице, герою рассказа необходимо было сдать несколько серьезных экзаменов, где каждый из педагогов специально задавал каверзные вопросы. Если проанализировать все упомянутые психодиагностические процедуры, то можно увидеть в них признаки, которые использует современный психолог-диагност. Эту своеобразную преемственность доказывают:- • Целостный подход к изучению человека. Человек воспринимался диагностами в целом, включая внешний вид, личностные свойства и важные профессиональные качества. И сегодня психологическая диагностика ориентируется на целостность личности. • Создание экстремальных ситуаций. Напряженные условия экзаменов, испытания, ставящие человека на грань между жизнью и смертью, ослабляли психологические защиты и позволяли более точно диагностировать личностные свойства и возможности человека. Современные психодиагностические процедуры также включают в себя элементы напряжения и стрессогенности. Тестирование имело социальную направленность и никогда не использовалось для развлечения. Психодиагностика всегда была ориентирована на решение проблем практики. Она оперативно реагировала на актуальные потребности общества и выступала одним из возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь. Наивная психологическая диагностика предшествовала научной психологической диагностике. Ее содержание определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.
Физиогномика (греч. phsis «природа» + gnomon «знающий») — учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности, Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует теория, объясняющая эти связи на основе примитивных аналогий между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей. Если лицо похоже на лисицу, то человек хитер, как лисица и т. д. В течение длительного времени физиогномика служила предпосылкой для многих типологий характера. Однако в первой половине XIX в. физиогномика была практически забыта. Френология (греч. phren «ум, разум» + logos «слово, понятие, учение») — учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При выраженности этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражается на конфигурации черепа. Это позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую карту. Таким образом, френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе. В XX в. френология пользовалась большой популярностью как метод психологической диагностики. Графология (греч. grapho «пишу» + logos «слово, понятие, учение») — это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Однако идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На ее существование указывали Аристотель, Феофраст и многие другие мыслители. В 1622 г. итальянский врач К. Вальдо опубликовал работу с описанием способов определения особенностей личности по почерку. Графология получила широкое распространение в XIX в. Термин «графология» во второй половине XIX в. ввел аббат Мишон. Изучение почерка может иметь диагностическое значение. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. В криминалистике почерк анализируется с целью выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников. Существует судебное почерковедение. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии.
Хиромантия (греч. cheir «рука» + manteia «гадание, пророчество») — одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок квозникновению новой отрасли знаний — дерматоглифики (греч. derma «кожа» + gliphe «резьба»). Папиллярный рисунок индивидуален. Его уникальность и персональный характер стали использоваться в криминалистике с конца XIX в. Такому практическому применению помог случай. Вильям Хершель, англичанин, служил в британской армии в одном из районов Индии. В течение 15 лет он выплачивал жалование индийским солдатам. Для европейца это было настоящей проблемой, так как все индийцы были для него на одно лицо. Писать они не умели, имена повторялись. Часто, получив один раз жалование, они требовали его как не получавшие. Иногда посылали вместо себя друзей и родственников. Хершель знал, что в ряде стран существовал обычай использования отпечатков пальцев в качестве удостоверения личности. Так, в Китае разводы между супругами удостоверялись отпечатком руки мужа. У воспитанников в сиротских домах также брали отпечатки пальцев. Эти знания британский служащий использовал в собственной практике. Хершель стал брать отпечатки пальцев у наемных индийцев для того, чтобы удостоверять контракты, а индийцы чувствовали свою ответственность. Постепенно тайна линий отпечатков увлекла его. Он в течение 19 лет через определенные промежутки времени снимал отпечатки пальцев индийцев. В результате у него появилась целая записная книжка, заполненная отпечатками пальцев. Хершель с удивлением заметил, что отпечатки пальцев одного человека никогда не совпадали с отпечатками пальцев другого. Так пытливый британец получил возможность отличать истинных служащих от мнимых. В последующие годы он пришел к выводу, что рисунок линий на пальцах не меняется ни через 5 лет, ни через 15 лет. Человек мог постареть, могли измениться его фигура и лицо. Рисунок же кончиков пальцев оставался неизменным. Подход Хершеля помог раскрыть ни одно преступление, хотя и был применен не сразу. Ю. Торвальд, автор книги «Сто лет криминалистики», приводит сведения о том, что даже в том случае, когда преступники платили большие деньги за операции по пересадке кожи на пальцах, через некоторое время исходный папиллярный рисунок восстанавливался. Можно говорить, что кожный рельеф не подвержен изменениям в процессе жизни, обеспечивает надежность использования для идентификации личности. В середине XX в. усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых укапывается на связь между отдельными особенностями рисунков кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна. При аномалиях по половым хромосомам, например болезни Шерешевского — Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомии-Х, наблюдаются отклонения в дерматоглифике. Интерес к психологическим аспектам дерматоглифики возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие папиллярных и ладонных рисунков очень велико. Г. И. Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера.
Зарождение научной психологической диагностики. Собственно психологическая диагностика возникла в рамках психиатрического обследования. Первоначально онабыла представлена обыкновенными вопросами относительно возраста, местожительства, даты рождения, несложных математических операций. Иными словами, первое, к чему обратилась психодиагностика, были умственные способности человека. Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, похожие скорее ребусы и требующие проявления находчивости, критичности, предвидения, чем на задачи, связанные с описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на проверку памяти. Такие задачи-головоломки были сформулированы уже Аристотелем. Их применяли задолго до включения в тесты интеллекта. Хотя в настоящее время точная периодизация этапов становления психологической диагностики отсутствует, представляется целесообразным рассмотреть психодиагностические идеи, сформированные в конце XIX в. и в начале XX в. В конце XIX в. происходит становление научной и практической психологической диагностики. Это время ассоциируется с зарождением экспериментального дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов и потребностей практики. Введение в область психологических исследований экспериментального метода, а также количественных (математических) методов обработки и анализа результатов существенно изменило содержание и смысл психологии вообще. Долгое время психология оставалась умозрительной, преимущественно теоретической наукой. Введение в психологические исследования экспериментального метода, количественных (математических) приемов обработки экспериментальных результатов существенно преобразовало психологию. Первый шаг в этом направлении совершил Г. Фехнер, который считается одним из первых исследователей в экспериментальной психологии. Он ввел в психологию количественные меры, т. е. измерение. Этот методологический принцип был положен в основу дифференциальной психологии, а затем вошел в психологическую диагностику. До настоящего времени он используется при разработке и апробации психодиагностических средств, доказательства надежности и валидности методик. Современный облик экспериментальная психология приобрела благодаря колоссальной исследовательской активности В. Вундта. Считая, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, не подлежат экспериментальному изучению, ученый тем не менее в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Вместе со своими учениками В. Вундт изучал не только общие закономерности психических процессов, но и их индивидуальные проявления. Психологическая диагностика заимствовала у экспериментальной психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Разработка многочисленных процедур и приемов и экспериментальной психологии фактически стимулировала развитие психодиагностики. Однако результаты экспериментальных исследований не всегда поддавались интеграции и не позволяли точно и непротиворечиво описывать свойства целостной личности. Психологическая диагностика нуждалась в специальных приемах выявления индивидуальных психологических особенностей личности. В дальнейшем развитие психодиагностики характеризовалось постепенным отходом от лабораторных экспериментов и обращением к тестовым методикам. При этом происходит дифференциация направлений поисков адекватных методик. Одним из научных источников психологической диагностики считается прикладная психология, предметную область которой довольно трудно очертить. Сегодня социально значимые прикладные задачи ставят перед собой медицинская, социальная, инженерная, педагогическая психология, психология труда и многие другие отрасли психологии. Круг задач охватывает отбор и подбор персонала, профессиональную пригодность, определение психологической готовности детей к обучению в школе п т. п. Привлечение в область прикладных исследований тестовых методик, построенных на теории тестов, считалось большим достижением. Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положил Ф. Гальтон, В работе «Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883) он предложил проверять общие умственные способности человека с помощью психометрического испытания. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл. В его монографии «Умственные ' способности, их измерение» (1890) предложено примерно 50 простых испытаний, например измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительности к прикосновению, приблизительной оценки времени, объема непосредственной произвольной памяти. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей началось с создания комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон (1905). Следует отметить и возникновение другой крупной группы тестов — так называемых проективных тестов, с помощью которых была предпринята попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-1906 гг. Тесты, основанные на вопросах, касающихся собственных переживаний и поведения человека или его отношений, начали возникать в 1930-х гг. под влиянием первого психологического вопросника Р. С. Вудвор-са (1917) с целью выявить среди призывников страдающих неврозом. Американского психолога Р. Торндайка принято считать родоначальником тестов школьной успеваемости. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений, такие, как контрольные работы, устные и письменные экзамены и т. п. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Серьезной помехой для их распространения в других странах стала зависимость стандартизованных результатов от состава и характера стандартизационной популяции. Сегодня все отчетливее проявляется тенденция к замене классических тестов школьной успеваемости так называемыми критериально-ориентированными тестами. Другой, не менее важный с исторической точки зрения источник психологической диагностики заключен в дифференциальной психологии. Своими корнями она, Как известно, связана с идеями дарвинизма, популярными в XIX в. и проникшими в психологию во многом благодаря исследованиям Ф. Гальтона, который, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на интериндивидуальные различия. Основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать В. Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри. В докладе «Индивидуальная психология» (1896) они открыли новую предметную область психологических исследований— индивидуальные различия. Переход от исследования изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта - психодиагностики. Различия между психологической диагностикой и дифференциальной психологией определяются тем, что первую интересуют проявления общих закономерностей в единичном, конкретном случае, вторая изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий. А. Бине теоретически обосновал и практически доказал возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей, получивший признание во многих странах. Главный недостаток теста заключался в отсутствии достаточного теоретического обоснования. 11редложенная мера уровня умственного развития не позволяла точно сравнивать уровень умственного развития детей разных возрастных групп. Несмотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получения количественных результатов, тест получил широкое распространение. В 1923 г., после соответствующей адаптации, тест был издан в Харькове. После успеха А. Бине началась усиленная разработка психодиагностических тестовых методик и быстрое внедрение их в практику работы психологов. При этом четко вырисовывались три самостоятельных направления в разработке методик. Во Франции во главе этого направления стоял А. Бине, в России — Г. И. Россолимо, в Америке — Р. Д. Торндайк. Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология — направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов. Интенсивное развитие промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства, остро возросшая потребность общества в высококвалифицированных рабочих побуждали к возникновению проблемы профессионального отбора и профессиональной ориентации. Социально-экономическая ситуация подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества тестов и их стандартизации. Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 г. русский ученый А. Ф. Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента, который, в отличие от самого обширного теста, позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом. Приблизительно в это же время Г. И. Россолимо предложил метод целостной диагностики личности с помощью психологического профиля. Г, И. Россолимо выдвинул и реализовал идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля личности. Применение профиля позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приемов. Заслуга Г. И. Россолимо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разработке новых тестовых методик. На принципах психологического профиля построены многие современные тесты достижений и личностные опросники, например шкала Векслера, 16-факторый опросник Р. Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник и т. п. Хотя история психологической диагностики охватывает довольно длительный период, термин «психодиагностика» появился только в начале XX в. Распространение итого термина связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. Его монография «Психодиагностика» (1921) была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или, как называл их сам Роршах, клякс. Примечательна судьба этого ученого. Г. Роршах родился в 1884 г. в Цюрихе в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам было разрешено присоединяться к каким-либо студенческим обществам, Роршах также принадлежал к одному из них. В этом обществе — и это звучит почти фантастично — ему было дано прозвище «клякса». Сейчас трудно установить, было ли это прозвище намеком на профессию отца или отражало увлечение Роршаха кляксографией — игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии. Некоторое время разносторонний и способный молодой человек сомневался, должен ли он стать художником или посвятить себя естественным наукам. В 19 лет Роршах стал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 г. Роршах впервые использовал кляксографию. Его главный научный интерес составлял психоанализ. Результаты его психоаналитических исследований отражены во многих публикациях («Рефлексивная галлюцинация и символика», «Пример неудачной сублимации забывания имен», «К символике змеи и галстука» и т. п.). Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией. Он был женат на русской. Некоторое время работал в психиатрической клинке под Москвой. Умер Герман Роршах в 1922 г. в возрасте 38 лет от перитонита. Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Ее развитию способствовали потребности общества, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса, нуждавшихся в более точных количественных методах оценки свойств личности, психических функций. Идеи тестирования в психологии: перспективы и критика. Практика использования психологических тестов показала ощутимый материальный эффект. Так, А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев описали массовый эксперимент, который был проведен в США, где для нужд армии разрабатывались психологические методики. Только во время Первой мировой войны при помощи тестов были обследованы 1 миллион 800 тысяч военнослужащих. Во время Второй мировой войны — уже 7 мил-лионов солдат Соединенных Штатов Америки. В трудных условиях военные вряд ли бы стали необоснованно отвлекать бойцов от их прямых обязанностей. По свидетельствам военных специалистов, психологическое тестирование и основанное на их результатах распределение солдат оправдали себя. Вместе с тем хорошо известно, что психодиагностические тесты стали подвергаться критике с самого начала массового применения. До сих пор остается в силе критическое замечание, Клапареда, высказанное еще в начале века по поводу тестов. Он указывал на то, что трудно определить их психологическую ценность, так как нельзя точно назвать способности, выявляемые с помощью тестов. Если психолог поставит перед большим количеством учеников задачу зачеркивать букву «А» на странице выбранного текста, то, несомненно, можно получить различные результаты. Однако, как замечает ученый, трудно понять, что означают эти различия и что нужно думать о психологической сущности учеников. Является ли скорость зачеркивания признаком только более высокой способности к движениям или же большого внимания и более высокого интеллекта? Один и тот же вопрос можно задать при выполнении всех других тестов: «Можно ли по частному испытанию сделать вывод о психике в целом?» Известно еще более категорическое замечание: тестовый метод служит измерением только степени определенной способности и ничего не говорит о том, как протекают психические процессы. Относительно тестов А. Бине выдвигается возражение, которое сохраняет силу до сегодняшнего дня для распространенных вербальных методик и заключается в следующем. Согласно уравнению регрессии, 54 % эффективности выполнения теста А. Бине обусловлены педагогическим возрастом, т. е. уровнем и качеством приобретенных знаний в школе; 11 % — собственно биологическим возрастом; 33 % — интеллектом, который является предметом тестирования. В результате дети, живущие в лучших социальных условиях и получающие лучшее образование, показывают лучшие результаты при тестировании, хотя они и не обладают большим интеллектом, по сравнению с детьми, которые находятся в менее комфортной среде, препятствующей умственному развитию. В 1934 г. видный специалист в области психологической диагностики Д. Ставел писал о том, что никакой психодиагностический метод не может дать больше, чем симптом. Сущность психотехнической работы заключается в правильной психологической интерпретации симптомов. Однако это как раз самая трудная работа, поскольку главный признак симптомов заключается в том, что почти всегда они являются неясными. В 1960 г. Б. М. Теплов писал о том, что существуют аргументы, дающие возможность видеть как сильные, так и слабые стороны тестов. По его мнению, отсутствуют причины принципиально отрицать тесты, стандартизацию условий испытания, стремление психологов выражать результаты испытания количественно или статистическую обработку результатов тестирования. Однако большая часть тестов не имеет прочно обоснованной научной базы. Тесты нередко представляют собой испытания, составленные чисто эмпирически, их назначение: вряд ли можно доказать статистически, на основе массового их применения. Б. М. Теплов приходит к заключению, что если не ясен физиологический или психологический смысл исследования, если это исследование является лишь слепой проверкой, тогда никакая статистическая обработка массового применения теста не даст четких научных результатов, какой бы сложной или остроумной она ни была. Требования к тестовым заданиям были сформулированы А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. По сути, это программные принципы психологической диагностики: • тестовую методику следует тщательно анализировать в плане ее функционального назначения; • результаты исследования должны быть оценены в связи с культурно-экономическими условиями развития обследуемого; • необходимо давать оценку не только решению, но и способу этого решения; • исходя из полученных результатов, необходимо не только определять градации (уровни), т. е. распределение результатов отдельных измерений, но и выделять качественно типичные или индивидуальные особенности решения заданий; • полученные результаты имеют лишь предварительное, ориентировочное значение, показывающее, в каком направлении может изменяться дальнейшее поведение обследуемого; • оценка результатов тестирования предполагает знание границ возможного их колебания в случае повторного испытания одного и того лица.
Этапы и некоторые тенденции развития психологической диагностике в России. Как считают отечественные исследователи [Батурин), психологическая диагностика в нашей стране прошла три этапа развития, преодолев несколько кризисов. Этап зарождения российской психодиагностики длился с конца XIX в. до середины 1930-х гг. Его особенности во многом определялись влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке. Связан с именами таких психологов, как А. П. Болтунов, Н. Н. Ланге, Г. И. Рос-солимо, Ф. Е. Рыбаков, М. Ю. Сыркин. Основным достижением первого этапа можно считать признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Особенно ярко это наблюдалось в педагогике и профессиональном отборе. Однако слабая научная база психологической диагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение гестов среди непрофессионалов, большое количество скоропалительных «психологических диагнозов» и этиче ских ошибок вызвали негативную реакцию общества. Постановление ВКП(б) 1936 г. вызвало глубокий кризис психодиагностики. Практическое использование тестов фактически было запрещено. Тесты бы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.068 с.) |