Применение тестов достижений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение тестов достижений



Существуют две основные области применения тестов достижений:

1) школьное образование;

2) профессиональная подготовка и профессиональный отбор.

Многочисленные функции тестов достижений давно получили при­знание в образовании. Большинство применяемых здесь тестов яв­ляются стандартизированными. Главная цель их использования — сравнение результатов тестирования с нормами или ожидаемым ре­зультатом для определенной группы обучающихся.

Тесты достижений применяются:

а) как вспомогательные средства определения необходимой для учащихся образовательной программы (распределение по клас­сам и потокам);

б) как необходимый элемент реализации программ коррекционного обучения и выявления учащихся, испытывающих трудности в ус­воении материала определенных учебных дисциплин;

в) как инструмент сертификации достижений учеников путем всту­пительного тестирования и тестирования в конце прохождения учебного курса;

г) как средства контроля результатов усвоения индивидуальных прог­рамм обучения;

д) как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

Результаты тестов достижений указывают на то, какой объем зна­ний и навыков в действительности преподается учащимся. Не случай­но стандартизированные тесты достижений используются федераль­ными организациями и местными отделами образования в качестве инструмента государственной оценки образовательных программ. В от­дельных странах (США, Великобритания) применение тестов дости­жений приобрело национальные масштабы, их результаты сказывают­ся на принятии ответственных решений в области планирования образования, финансирования образовательных программ и проектов, поэтому не случайно, что эти тесты вызывают усиленное внимание и подвергаются критике.

Профессиональное обучение и профессиональный отбор составля­ют другую, весьма распространенную область применения тестов до­стижений. Здесь они в основном используются для следующего:

- измерение эффективности обучения или тренировки в отно­сительно известных и контролируемых условиях трудовой дея­тельности;

- отбор персонала на определенные рабочие посты, требующие соответствующих профессиональных знаний и опыта;

- определение квалификации служащих при решении вопросов о переобучении и планировании карьеры.

Отличительная особенность тестов профессиональных достиже­ний — их высокая специфичность, поскольку данные тесты разраба­тываются для учета знаний, навыков, умений в узкоспециализирован­ной профессиональной области. Разработка таких тестов в основном осуществляется на критериальной основе. В качестве критерия обыч­но рассматривается требуемый для успешной профессиональной дея­тельности уровень овладения знаниями и навыками. Установление такого критерия осуществляется путем анализа квалификационных требований и описанием процесса выполнения рабочих заданий. Чтобы получить достаточно полную картину профессиональной дея­тельности, составитель теста также консультируется с экспертами в дан­ной области — инструкторами производственного обучения, опытны­ми работниками, руководителями подразделений.

Тесты способностей

 Представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих видных психологов, среди которых должны быть упомянуты имена Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Э. А. Голубевой. Б. М. Теплов, опреде­ляя содержание понятия «способность», сформулировал три ее при­знака, которые лежат в основе многих работ по изучению способнос­тей.

Во-первых, «под способностями подразумеваются индивиду­ально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого».

Во-вторых, они «имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей».

В-третьих, способности «не сводятся к наличным навыкам, уме­ниям или знаниям», но «могут объяснить легкость и быстроту приоб­ретения этих знаний и навыков».

Поскольку способности — это психологические особенности чело­века, они не могут быть врожденными, а представляют собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо теоретической или практической деятельности, выполняемой человеком. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности, называемые задатками. Соотношение способностей и задатков рассматривается следующим образом: хотя способности развиваются на основе задат­ков, они все же не являются их функцией; задатки — это предпосылки развития способностей, но они не являются неразвитыми, потенци­альными способностями. Задатки рассматриваются как неспецифич­ные особенности нервной системы и организма в целом; следовательно, отрицается существование для каждой способности своего специально предуготовленного задатка. На базе разных задатков могут развивать­ся у разных людей способности, одинаково проявляющиеся в резуль­татах деятельности. Возможна компенсация одних индивидуальных особенностей, в том числе природных, за счет других. Б. М. Теплов на конкретных примерах показал, что музыкальные способности могут сформироваться на разной природной основе как при наличии, так и при отсутствии абсолютного слуха [143]. В последнем случае спосо­бы узнавания высоты звуков будут иными, но на результатах музы­кальной деятельности это может не отразиться.

Следовательно, между способностями и задатками нет взаимно­однозначного соответствия, соотношение между ними сложно опосред­ствовано.

Решающим для отечественной теории способностей является тезис о неразрывной связи способностей с деятельностью. Так, С. Л. Рубин­штейн писал о том, что способности квалифицируют личность как субъекта деятельности, а Б. Г. Ананьев рассматривал способнос­ти как интеграцию свойств субъектного уровня (т. е. свойств, характе­ризующих человека как субъекта деятельности).

Взаимосвязь способностей и деятельности проявляется прежде все­го в том, что развитие способностей всегда происходит в деятельности и представляет собой активный процесс со стороны человека. Так, формирование учебных способностей невозможно вне учебной дея­тельности, а развитие профессиональных способностей — вне профес­сиональной деятельности.

От способностей зависят возможность осуществления и степень ус­пешности деятельности. Так, музыкальные способности реализуются в деятельности композитора, дирижера, певца, исполнителя на различ­ных музыкальных инструментах, и оцениваются по успехам человека в этих видах деятельности. О литературных способностях судят по успешности в литературном творчестве, по результатам писательско­го труда.

Вместе с тем следует сказать, что использование понятия «успех» применительно к различным видам деятельности иногда весьма затруднительно. Критерии успешности бывают весьма субъективными, особенно если деятельность сложна и не поддается количественной оценке. Например, для большинства видов спорта есть отчетливые показатели достижений (время, длина, высота, вес и пр.); вполне оп­ределенными являются иногда показатели трудовых успехов в неко­торых профессиях (производительность труда, экономия сырья и пр.). Однако когда критерием выступает качество результата — продукта деятельности, оценки разных индивидов становятся не такими одно­значными. Показатели качества субъективны; их трудно использовать для сравнительных суждений относительно разных исполнителей. Так, иногда сложно и даже невозможно сопоставить качество стихо­творных произведений, исполнения музыкальных произведений.

Эти замечания необходимо иметь в виду, когда по результатам (ус­пеху) выполнения судят о способностях индивидов. Кроме того, нельзя не отметить распространенную ошибку таких оценок. Она состоит в том, что довольно часто уровень достижений индивида в определенной де­ятельности отождествляется с его способностями к ней, а уровень жиз­ненных достижений — с его интеллектом. Однако такое отождествле­ние неправомерно; различные достижения индивидов зависят не от одних способностей. Они обусловлены всей совокупностью жизнен­ных обстоятельств, воспитанием и обучением, особенностями станов­ления личности. Формирование способности чаще всего представля­ет собой длительный процесс, требующий благоприятных условий.

Одним из основных принципов отечественной психологии являет­ся личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис, от­ражающий существо этого подхода, таков: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

Итак, на современном этапе способности стали трактоваться как индивидуально-психологические особенности, не сводимые к знаниям и умениям, но имеющие отношение к успешному выполнению деятель­ности и формирующиеся в ней. Понимание способности как наслед­ственно обусловленной характеристики человека, не зависящей от условий окружающей среды, ушло в прошлое.

Вообще следует отметить, что нередко выработанные предшеству­ющими поколениями психологов понятия на современном этапе раз­вития науки получают иной смысл. Идентичность терминов не долж­на приводить к смешению различных трактовок. В 30-40-е гг. был преодолен взгляд на способности как на целиком наследственные чер­ты, в 50-е гг. полностью отказались от представления о том, что IQ измеряет общую способность (интеллект), в 50-60-е гг. были пере­смотрены возможности тестов способностей. Остановимся на после­днем вопросе подробнее.

 

  Возможности тестов в диагностике способностей

Известно, что ряд методик психологической диагностики носит на­звание тестов способностей. К ним относятся тесты интеллекта и креа­тивности, объединяемые термином «тесты общих способностей», а так­же «тесты специальных способностей».

Измеряют ли они способности на самом деле?

Насколько адекватны их названия сущности того, что ими оцени­вается?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, рассмотрим, что пред­ставляют собой показатели этих тестов. Баллы, которые начисляются испытуемым за их выполнение, определяются общим количеством правильно выполненных заданий. Например, в интеллектуальном те­сте испытуемому предлагается выполнить некоторое количество за­дач, требующих установления логико-функциональных отношений между заданными объектами (словами, графическими изображения­ми и пр.), а также определенных знаний, информированности в неко­торых областях. По сумме выполненных заданий определяется первичный (сырой) балл каждого индивида, который затем переводят в стандартную (шкальную) оценку. Это и есть IQ. Так же получают показатели и по другим тестам способностей.

Таким образом, тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий. Психометрический подход к оценке способностей из­начально базировался на ложной посылке — отождествлении способ­ности и достижений при выполнении определенного типа деятельно­сти, требующего проявления этой способности.

Между тем, как уже было отмечено выше, уровень достижений в лю­бой деятельности нельзя отождествлять с уровнем развития его способностей к ней. Ранее также отмечалось, что различные достиже­ния зависят не только от способностей. Они обусловлены многими факторами, относящимися как к особенностям среды, так и к каче­ствам самого человека. Интерпретируя достижения в тестовой дея­тельности, нельзя упускать из виду тренированность индивидов в та­кого рода деятельности, мотивацию, уровень тревожности и многое другое.

Еще одно заблуждение психометрического подхода, относящееся к оценке способностей, заключалось в том, что бездоказательно при­нималось, что каждый тест (или субтест) измеряет одну и ту же спо­собность у разных индивидов. Способности однозначно соотносились с тестами и признавались инвариантными для индивидов. Удачное выполнение теста интерпретировалось как наличие у индивида соот­ветствующей способности, а плохой показатель по тесту рассматри­вался как свидетельство низкого уровня способности.

Между тем одно и то же задание можно выполнить разными спосо­бами, опираясь на разные способности. Как отечественные, так и за­падные психологи признают, что высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различными типами способ­ностей. Возможна в широких пределах компенсация одних способно­стей другими.

Все вышесказанное следует иметь в виду, когда анализируется тестовое выполнение. Например, геометрические аналогии можно решить по-раз­ному: один человек решает их, опираясь на знание аналогий, которым его учили в алгебре, другой — опираясь на свои пространственные пред­ставления. И тот и другой могут добиться одинаковых успехов, но при этом проявляют разные способности. Другой пример. Психологам хо­рошо известно, что задания с графическим содержанием одни испыту­емые решают в плане восприятия (художественный тип), а другие — ис­пользуя вербальный анализ (мыслительный тип).

Таким образом, одинаково успешно выполненный тест может ввести психолога в заблуждение относительно наличия у разных испытуемых одинаковых способностей. Между тем за одинаковым уровнем дости­жений могут стоять у разных людей разные способности. Возможно и другое, когда разные люди используют одинаковые способности, но при решении разных задач.

Рассматривая показатель теста способностей, диагност имеет дело с достижением, результатом, но не знает того пути, который привел испытуемого к нему. При решении заданий, предлагаемых в тестах способностей, испы­туемые используют разные способы и приемы их решения, и показа­тель теста не раскрывает этих способов и приемов. Более того, в основе психометрического подхода к диагностике способностей лежит пред­ставление о том, что каждый выполняющий тест решает его одним и тем же способом, предусмотренным психологом. На самом же деле способов, приемов, стратегий выполнения деятельности по реше­нию тестовых задач может быть несколько, а диагносты рассмат­ривают только конечный результат.

И это еще одно доказательство того, что тесты не измеряют спо­собности.

Что же в таком случае они оценивают?

Психологами-практиками рассматривается такая психологическая характеристика, как «готовность» или «пригодность» к деятельности. Под ней понимается весь комплекс психологических особенностей, который обеспечивает успешное выполнение определенной деятельно­сти. «Готовность» — понятие более широкое, чем «способность». Способности как имеющие отношение к успешности деятельности включаются в характеристику готовности субъекта к выполнению де­ятельности. Но в нее входят не только способности, а еще ряд психо­логических особенностей, которые можно рассматривать в качестве общих психологических условий успешного выполнения деятельности. К ним относятся:

· интерес;

· положительная мотивация;

· психическое и физическое состояние в момент выполнения дея­тельности;

· отдельные черты личности, такие как установки, характер, цен­ности и др.;

· необходимые знания, навыки и умения.

Результаты выполнения любого теста способностей зависят от все­го перечисленного. Несомненно, в тестовом показателе присутствует и влияние способ­ности к выполнению соответствующего типа деятельности, но какова в нем доля именно способности, а не всех остальных факторов успеш­ности, установить точно нельзя. Нужно специальное дополнительное исследование, которое позволит вскрыть, как субъект достиг измерен­ного с помощью теста уровня выполнения, какой путь им при этом был пройден. Для оценки этого пути следует:

· опираться на малоформализованные методы диагностики;

· осуществлять длительные наблюдения за поведением человека в разных ситуациях, видах деятельности;

· проводить с ним беседы относительно его трудностей и ошибок при выполнении деятельности, способов его адаптации к ней, ов­ладения требованиями деятельности и пр.;

· получать экспертные оценки, касающиеся процесса вхождения в деятельность и качества ее выполнения;

· ориентироваться на легкость, быстроту овладения деятельностью, глубину приобретаемых знаний, качество формируемых навыков, гибкость их применения и пр.

Итак, если говорить о тестах способностей, то следует признать, что оценка способностей в их показателях содержится в скрытом, неявном виде. По показателю таких тестов мы не можем судить ни об уровне, ни о типе способностей. Термин «способность» в назва­ниях этих тестов используется условно, скорее по традиции, воз­никшей в начальный период истории психодиагностики. Пересмотр представлений о возможностях тестов способностей, подготовлен­ный развитием современных научных исследований по проблемам способностей, является существенным шагом вперед для теории пси­хологической диагностики. Трудно переоценить его значение для практической работы диагностов, так как от точности трактовок ди­агностических результатов напрямую зависит качество и адекват­ность диагноза и прогноза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.02 с.)