Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальные способности и тесты специальных способностей
Принято разделять общие и специальные способности. К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих видах деятельности. Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (музыкальные, математические, организаторские и пр.). Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах деятельности. Так, Б. М. Теплов связывал общие моменты способностей с общими моментами в разных видах деятельности, а специальные — с особыми, специфическими моментами. С.Л.Рубинштейн считал, что в деятельности нужно искать проявления и общих, и специальных способностей, они существуют в единстве своих проявлений, когда общее выражается посредством особенного. Возникновение тестов специальных способностей связано с практикой профессионального консультирования и профессионального отбора, требовавшей давать прогноз в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности. За рубежом тестирование специальных способностей все время интенсивно развивалось и в настоящее время очень распространено. Для практических целей там выделяют следующие группы индивидуальных особенностей, называемых специальными способностями: · сенсорные; · моторные; · технические; · профессионализированные. Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях. Тесты сенсорных способностей. Наиболее распространены тесты, диагностирующие зрительные и слуховые функции. Среди особенностей зрительного восприятия, которые чаще всего измеряются с помощью тестов, — острота зрения, мышечный баланс глаз, цветоразличение, восприятие глубины. В США известны следующие тесты зрительных способностей, имеющие высокие психометрические показатели: Шкала Снеллена (Snellen Scale), Тест Орто-Рейтера (Orto-Reiter Test), Зрительный тест (Visual Test), Проверка зрения (Sensory Examination). В тестах на слуховое восприятие чаще всего измеряются острота слуха, дифференциация громкости, тембра, высоты звуков, выделение сигнала из фона, наполненного шумами. Для диагностики остроты слуха используется не только звуковой сигнал, но и человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения, например, тест меры музыкальной одаренности К. Сишора -хорошо предсказывает овладение некоторыми требующими слухового различения гражданскими и военными специальностями, такими как звукооператор или радиотелеграфист. Его шесть субтестов диагностируют различение высоты, громкости, ритма, длительности, тембра звуков и тональную память. Тест применяют для индивидов, начиная с учащихся IV класса.
Моторные тесты направлены на измерение точности и скорости движений, ловкости движений пальцев и рук, координации и темпа двигательных реакций, точности распределения мышечного усилия при решении двигательных задач. Большинство из них диагностируют движения рук, но некоторые, если этого требует конкретная деятельность, включают движения ног. Поскольку многие тесты могут быть выполнены только под контролем зрения и при наличии хороших пространственных представлений, то их часто называют психомоторными, или сенсомоторными, тестами. Моторные тесты разрабатываются в двух формах: аппаратурные и бланковые. Примером широко применяемого моторного теста является Тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами (Crawford Small Parts Dexterity Test). Его выполнение не требует от испытуемого владения сложными двигательными навыками. Тест состоит из двух частей. В первой части испытуемый, пользуясь пинцетом, располагает стержни в подходящие отверстия и затем надевает на них маленькие втулки (по одной на каждый стержень). Во второй части маленькие винтики помещают в отверстия с нарезкой и завинчивают с помощью отвертки. Показателем является время, затраченное на выполнение каждой части теста. Коэффициенты гомогенности в каждой части колеблются от 0,8 до 0,95, а корреляции между частями довольно низкие (0,1-0,5), несмотря на сходство движений при выполнении этих заданий. Последний факт еще раз указывает на высокую специфичность моторных функций.
Еще одним широко используемым тестом для оценки движений руки, не требующим специальных инструментов, является Доска Пурдье (Purdue Pegboard). Он диагностирует два типа движений: 1) грубые движения кистей рук, пальцев и рук в целом; 2) точные движения кончиков пальцев. В первой части шпеньки размещаются в маленькие отверстия последовательно правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе. Во второй части шпеньки, втулки и шайбы собираются в отверстии в одно целое, при этом одновременно используются обе руки. Тесты технических способностей (иногда их называют тестами механических способностей). Те психологические особенности, которые они измеряют, проявляются в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. При этом учитывается, что такая работа требует сочетания разных качеств, касающихся как интеллектуальной сферы, так и моторных функций. Поэтому в некоторых тестах технических способностей в разных пропорциях сочетаются задания на измерение моторных факторов (координации, ловкости, силы) и субтесты на техническое мышление и техническую осведомленность. Тесты технических способностей чаще всего используются при отборе инженеров, механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников и других специалистов, где требуются техническое мышление и понимание. Наиболее применяемыми на Западе тестами, относящимися к этой группе, являются Тест технического понимания Пурдье (Purdue Mechanical Comprehension Test), Миннесотский сборный технический тест (Minnesota Multiply Mechanical Test), Тест технического понимания Беннетта (Bennett Mechanical Comprehension Test). Рассмотрим Тест технического понимания Беннета. Его выполнение предполагает у испытуемого знакомство с общеизвестными приборами и инструментами, а также знание основ механики.Эти знания приобретаются из повседневной жизни индустриального общества, а не являются результатом специального технического образования. Поэтому тест используют для диагностики учащихся старших классов, поступающих в технические училища, а также взрослых индивидов, овладевающих техническими специальностями. Испытуемый в этом тесте должен отвечать на короткие вопросы по картинкам, изображающим действующие приборы и механизмы или обыденные ситуации, в которых проявляется действие основ механики. Тесты, измеряющие профессионализированные способности, т. е. напрямую выявляющие некоторые индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности. Это тесты канцелярских, художественных, музыкальных и других способностей. Очень популярны на Западе тесты канцелярских способностей, необходимых в работе клерка. Они главным образом выявляют скорость и точность восприятия, аккуратность, информированность, грамотность, речевое развитие. Одним из наиболее применяемых является Миннесотский конторский тест (Minnesota Clerical Test), состоящий из двух субтестов — на сравнение чисел и сравнение слов. В первом субтесте испытуемому предъявляются 200 пар чисел, каждое из которых содержит от 3 до 12 цифр. Если числа, составляющие пару, одинаковы, то испытуемый ставит между ними контрольный значок. Во втором субтесте задача та же самая, но вместо чисел стоят слова.
Примеры заданий: 66273894______________________66273984 527384578_____________________527384578 Нью-Йорк Уолд________________Нью-ЙоркУолд Каргилл Грейн компани_________Каргил Грейн компани Показателями выполнения являются количество ошибок и скорость. Исследователи нашли, что на показатели теста влияет установка испытуемых. Вместе с тем было отмечено, что Миннесотский конторский тест измеряет только один аспект работы клерка. Анализ его деятельности показывает, что много времени он тратит на сортировку, распределение документов, проверку, сличение и подшивку бумаг. Поэтому есть тесты, которые оценивают и другие функции конторских работников. Для этой цели применяются тесты типа «Выборка работ» (fob-sample tests), включающие такие виды деятельности, как расположение материала в алфавитном порядке, классификация, кодирование и др. Есть тесты канцелярских способностей, в которых проверяется знание деловой терминологии, осведомленность, грамотность, употребление языка, вербальное и числовое мышление. Стандартизированные тесты художественных способностей разрабатываются с учетом того, что достижения в изобразительной деятельности предполагают ряд разных способностей и черт личности, своеобразно сочетающихся в разных художественных специальностях и формах искусства. Среди тестов художественных способностей выделяют тесты на эстетическое понимание и тесты, измеряющие навыки мастерства. Очевидно, что человек может хорошо разбираться в искусстве, понимать живопись и не уметь рисовать. Но художник, владеющий навыками мастерства, несомненно, должен понимать искусство. Поэтому тесты на понимание искусства имеют более широкое применение по сравнению с тестами мастерства. Тесты на понимание искусства чаще всего предполагают осуществление выбора испытуемым одного из двух или более вариантов изображения какого-то объекта как более предпочтительного. Один вариант представляет собой или картину видного художника, или то, что предпочитается в группе экспертов по искусству. Другие варианты представляют собой умышленные искажения, нарушающие принятые эстетические принципы. Любые спорные задания, по которым отсутствует согласие между экспертами, исключаются из теста. Именно так построен Тест суждений об искусстве Мейера (Meier Art Judjment Test). Впервые опубликованный в 1929 г. и пересмотренный в 1940 г., он отличается хорошими психометрическими параметрами. Большинство заданий в нем представляют собой черно-белые репродукции картин рисунков признанных мастеров живописи. Каждое задание, наряду с репродукцией подлинника, включает ее же, но с измененными симметрией, пропорциями, гармонией, ритмом. Чтобы исключить влияние на выбор точности восприятия, испытуемого просят указать, чем отличаются два варианта изображения.
Для диагностики музыкальных способностей помимо Теста меры музыкальной одаренности К. Сишора, о котором шла речь выше, существуют другие методики, использующие иной подход к оценке музыкальных способностей. Помимо сенсорного различения в них оценивается понимание музыки, ее эстетическое восприятие. Такой подход был реализован в батарее тестов, разработанной в Англии Г. Вингом, — Стандартизированные тесты музыкального интеллекта (Wing Standartized Tests of Musical Intelligence). Его тесты рассчитаны на возраст от 8 лет и старше и используют музыкально осмысленное содержание. Первые три теста требуют сенсорного различения фортепьянной музыки. В остальных четырех тестах испытуемый сравнивал эстетическое достоинство двух музыкальных отрывков. Диагностика креативности Изучение и диагностика креативности в зарубежной психологии
Начиная с 1960-х гг. в англо-американской психологии большой популярностью пользуется изучение особого типа общих способностей, называемого креативностью. Толчком для выделения этого типа способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта — как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности. Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и моти-вационным чертам. Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие: « беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность(полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентного мышления, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).
Исследуя, различные ли способности представляют интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также определяемая с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на основании этих результатов дать невозможно. Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности — по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, — то получали однозначные результаты, свидетельствующие о дихотомии креативности и интеллекта. Однако не все психологи признают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например Н. Марш., Ф. Верной, Ц. Берт, рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Так, Э. Оглетри и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов (на уровне значимости р < 0,01). Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой. Так, Ф. Хеддон и Г. Лит-тон обнаружили более высокие оценки креативности у учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальными школами. Подобные исследования свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследований схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте. Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Так, Л. Кронбах склонен причину креативности видеть в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей, а Г. Домино показал, что креативные дети имеют матерей с патологическими личностными особенностями. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнять новые, непривычные для него виды деятельности, применять новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей. Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности Несмотря на желание противопоставить творческое мышление и интеллект, на практике тесты креативности строились по тому же принципу, что и интеллектуальные тесты, т.е. были тестами скорости и жестко заданного содержания. Гилфорд, первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться высоких показателей их валидности. Е.П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности — «чувствительности к проблемам» — испытуемый в течение 10 мин должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста, — это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность — неучет личностных факторов. Вероятно, измерить креативность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества Тем не менее тестирование творческих способностей довольно широко распространено в настоящее время в США как одно из направлений поиска одаренных детей с целью обучения их по специальным программам. Оценка творческих способностей детей в основном проводится на основе методик Торренса. Этих методик несколько. Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики у детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Еще один, наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. Поскольку использование одних только результатов тестирования в целях выявления юных дарований недостаточно (о чем уже шла речь выше), исследователи использовали наряду с ними данные непосредственных наблюдений за поведением детей, а также опросов родителей и воспитателей.
Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии В отечественной психологии широко разрабатывается проблема творческих способностей человека. Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном акте сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Это значит, что для субъекта не может быть абсолютно известной задачи, иначе она перестает быть для него задачей. В то же время невозможна задача, в которой не присутствовали бы компоненты знакомых по прошлому опыту задач. Если, допустим, предложить ребенку-дошкольнику задачу на интегральное исчисление, она даже не выступит для него в качестве задачи, так как не будут поняты ни ее содержание, ни цель, которой следует добиться. Как справедливо отметил П.Я. Гальперин, «возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретенных знаний и умений» (П.Я. Гальперин, 1976). При решении различных задач по-разному сочетаются эвристические и неэвристические компоненты мышления. Поэтому различают задачи творческие, требующие для своего решения креативного мышления, характеризующиеся высокой степенью новизны получаемого в результате решения продукта, и нетворческие, при решении которых функционирует репродуктивное мышление, использующее известные подходы и способы действий; получаемый результат не отличается здесь новизной и оригинальностью. Поскольку границы между продуктивным и репродуктивным мышлением достаточно условны, существует мнение, что механизмы, лежащие в основе мышления, едины; любое мышление является творческим (А.В. Брушлинский, Л.Л. Гурова). В противоположность такой точке зрения существует другая, сторонники которой резко разделяют продуктивное и непродуктивное мышление (Я.А. Пономарев, O.K. Тихомиров). Ими высказывается мысль о том, что механизмы этих видов мыслительной деятельности различны. Более того, истинным мышлением, лежащим в основе интеллектуальных способностей, они признают творческое мышление. Экспериментальные исследования творческого мышления, осуществляемые с помощью творческих задач, задач-головоломок, показывают между тем, что в основе интуитивного решения, инсайта, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов. Кроме того, хотя процесс интуитивного поиска не осознается, после получения решения его можно вербализовать (Я.А. Пономарев, 1980). Несомненно, это свидетельствует о единой природе двух видов мышления — творческого и нетворческого. В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме условий развития творческого мышления, целенаправленного формирования эвристических приемов (З.И. Калмыкова, 1981; П.Я. Гальперин, В Л. Данилова, 1980; Г.С. Альтшуллер, 1979). Показано, что овладение эвристическими приемами дает мощный толчок развитию творческого мышления, но не гарантирует успешного решения творческих задач. Поэтому, несмотря на единую природу репродуктивного и продуктивного мышления, все же остается загадкой, а что же в конечном счете помогает индивидам находить решение творческой задачи? Итак, в отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, можно сказать, что работ в этом направлении почти нет. Мы отметим лишь одно исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской (1983). Ею выделена единица измерения творческих способностей, названная «интеллектуальной инициативой». Автор рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком». В соответствии с гипотезой Д.Б. Богоявленской был предложен «метод креативного поля», позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая успешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков. Полученные корреляции экспериментальных оценок интеллектуальной инициативы с внешним критерием очень высоки, но субъективность выбранного критерия не позволяет считать выводы о валидности разработанных методик окончательными. Подводя итоги отечественных исследований в области диагностики интеллектуальных способностей и креативности, нужно подчеркнуть, что они тщательно теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны, а сама диагностика имеет четко определенные практические цели. Тем не менее все еще незначительно количество исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.
Личностные опросники Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов. В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Поэтому существует два основных подхода к описанию личности: в терминах ее качеств и в терминах основных типов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.039 с.) |