Морально-этические нормы при проведении психологического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морально-этические нормы при проведении психологического обследования



Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

· человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, ме­дицинской практики, оговоренных законом);

·  перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

· любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестиро­вания, а также то, где, кем и как они могут быть и' пользованы;

· результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильно­го понимания форме;

· при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка. Психолог должен обеспечить такое преподне­сение информации родителям, чтобы они осоз­навали свою личную ответственность за воз­можные невысокие результаты ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка;

· если тестирование производится с целью оп­ределения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при офор­млении на работу, то человек также имеет пра­во знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться вы­воды по итогам тестирования;

· основная ответственность за надлежащее при­менение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими;

· при тестировании лиц, имеющих различные национально-этнические особенности, влияю­щие на тест и критериальное поведение, важ­но учитывать это влияние. Желательно создать сходные отношения к тесту и степень знаком­ства с ним всех испытуемых. Тестирование больных возможно только с разрешения леча­щего врача.

Если испытуемый настаивает на том, чтобы «пере­делать» задание, психолог должен иметь наготове «запас­ной» вариант методики (параллельные формы), чтобы убедить испытуемого, что ему предоставлен дополнитель­ный шанс, с одной стороны, и что результаты первого те­стирования достаточно достоверны, с другой (Шмелев А.Г.).|

Психолог обязан сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

 

Библиографический список литературы

1. Аванесов B. C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

2. Анастази А., Сьюзан У. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для выс­ших учебных заведений. М: Аспект Пресс, 1998.

4.   Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основ­ных понятий. М: МГОПИ: Альфа, 1995.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002.

7. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-Центр, 1997.

8.   Бурлачу кЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по пси­ходиагностике. СПб.: Питер, 1999.

9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации че­ловека. М., 1990.

10. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л.: изд-во Ленингр. ин-та, 1982.

11. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагоги­ке и психологии /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.

12. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Пи­тер, 2000.

15. ДюкВ.А. Компьютерная пеходиагностика. СПб.: Братство, 1994.

16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Питер, 2000.

17. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М., 1991.

18. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагности­ки. Л., 1984.

19. Лучшие психологические тесты для профотбора и профо­риентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Пет-роком, 1992.

20. МарищукВ.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М.г 1984.

21.   Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперимен­тальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

22. Мерлин B. C. Личность как предмет психологического ис­следования. Пермь, 1988.

23. Методы психологической диагностики. М.: РАН: Инсти­тут психологии, 1994.

24. Немов Р.С. Психология: Учебник для стентов педвузов: В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика, М.: ВЛАДОС, 1998.

25. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандарт­ные требования к психологическим тестам. Ярославль: Дебют, 1991.

26. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987.

27. Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения. М., 1993.

28. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосе­мантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

29. Пол Клайн. Справочное руководство по конструирова­нию тестов. Введение в психометрическое проектирова­ние. Киев, 1994.

30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000.

31. Практикум по психодиагностике: дифференциальная пси­хометрика. М., 1984.

32. Проективная психология / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

33. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Та­лызиной. М., 1986.

34. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. М.: УРАО, 1997.

35. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.

36. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введе­ние в психологию субъективности: Учебное пособие для

вузов. М., 1995.

37. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицирован­ный цветовой тест Люшера: Метод, руководство. М., 1990.

38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности М., 2000.

39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в пси­хологии. СПб., 1996

40. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личнос­ти. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.

41. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.

42. Шевандрин НИ. Психодиагностика, коррекция и разви­тие личности. М.: ВЛАДОС, 1998.

43. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. УчеП-ное пособие для студентов педвузов. М. - Ростов-н/Д.: Фе­никс, 1996.

44. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

45. Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики // Общая психодиагностика /Под род. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1907.

Шошин П.Б. Психологические измерения 'I. I. M.: МГУ 1989.

 47. Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987.

 

Пензенский государственный педагогический университет

 имени В. Г. Белинского

Факультет психологии Кафедра прикладной психологии

 Памфилова Светлана Алексеевна

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения и студентов, обучающихся на базе высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.01 с.)