Классификация проективных методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация проективных методик



Проективные методики предполагают в основном индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают следующие группы проективных методик:

конститутивные проективные методики (методики структурирования) — группа методик, предполагающих структуриро­вание, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);

 — конструктивные проективные методики — методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (MAP, тест мира и его разнообразные модификации);

интерпретативные проективные методики — группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);

аддитивные проективные методики (или ме­тодики дополнения) — группа методик, пред­полагающих завершение предложения, рас­сказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);

экспрессивные проективные методики — груп­па методик, предполагающих изучение эксп­рессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого обще­ния и др., а также методики изучения продук­тов творчества: рисование на свободную или за­данную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.);

катартические проективные методики — группа методик, предполагающие осуществле­ние игровой деятельности в специально орга­низованных условиях (психодрама, проектив­ная игра);

импрессивные проективные методики — груп­па методик, предполагающих предпочтение од­них стимулов (как наиболее желательных) дру­гим (тест выбора цвета М.Люшера).

Для подавляющего большинства проективных ме­тодик характерны следующие признаки:

— относительная свобода в выборе ответа и так­тики поведения испытуемого, т.е. возможен ши­рокий диапазон разнообразных решений;

— отсутствие внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспери­ментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);

— обобщенное оценивание взаимоотношения лич­ности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психи­ческой функции.

 

 Проективные методики структурирования

Методика чернильных пятен Роршаха (Rorschach Inkblot Test).

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чер­нильных пятен, которые он предъявлял различным группам психиче­ски больных. В результате подобных клинических наблюдений те ха­рактеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы по­казателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нор­мальных людей, художников, ученых и других лиц с известными пси­хологическими характеристиками. Г. Роршах предложил основные спо­собы анализа и интерпретации ответов.

 В методике Г. Роршаха используются десять карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выпол­нены только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Карточки предъявляются последовательно с первой по десятую в стандартном положении, указанном на обороте. Предъяв­ление таблицы 1 сопровождается инструкцией: «Расскажите, что это та­кое, на что это может быть похоже?» В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению отве­тов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики,эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех десяти карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испы­туемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по кото­рым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показате­лей методики Г. Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показа­тели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержа­ние, популярность-оригинальность.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассо­циирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то об­щая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то ком­бинация белого и темного участков.

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и «движение». Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчи­тываются отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, скажем об­лако или серо-белое воспроизведение цвета.

Содержание - человеческие фи­гуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение, неодушевленные объекты, рас­тения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские сним­ки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относитель­ной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таб­лицами популярных ответов. ]

Интерпретация показателей методики Г. Роршаха опирается на от­носительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных кате­горий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирически­ми соотношениями отдельных показателей с теми или иными свой­ствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных пози­ций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравер­тов — о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Г. Рор­шаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сфе­ры личности, а также особенности межличностных взаимодействий.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Г. Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктив­ность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуаль­ным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описыва­емая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены по боль­шей части в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные гра­ницы интерпретации методики Г. Роршаха, Л. Эймс и его коллеги со­брали и опубликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков — от 10 до 16 лет, для пожилых людей — в возрасте 70 лет и старше [14].

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычи­слительную технику в обработке результатов этой методики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.007 с.)