Общее представление о проективных методиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о проективных методиках



Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Термин «проекция» был вве­ден Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз стра­ха», где он точ­но сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и уста­новок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать та­ких «нежелательных» явлений в самом себе.

Проекция — особый феномен психической жиз­ни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обо­значающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

Теоретические истоки проективных методик на­ходятся прежде всего в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологииве­дущим принципом организации сознания является ас­социация. Данное положение послужило основой воз­никновения специальной методики — теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френси­сом Гальтоном (1822—1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциаци­ей. Время ответа фиксировалось с помощью секундоме­ра. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области зна­чимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестово­го испытания — т.н. «детектора лжи».

В психоанализеосновным понятием выступает «бессознательное». Бессознательное— сфера коллек­тивной или индивидуальной психики, характеризую­щаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отноше­ние к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Содержащиеся в бессознательном глубинные тен­денции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение осо бых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социаль­ной желательности. В этой связи методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал как правило не безразличен испытуе­мому, т.к. вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в ко­торых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписы­вание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, дву­смысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного методасостоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «лич­ностных смыслов» или «значимых переживаний». Ос­новой всех проективных методикявляется возможность посредством косвенного воздействия на значимые об­ласти переживания и поведения человека («комплек­сы») вызывать такие отклики человека на предъявляе­мый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения. Проективные методики предназначены для исследова­ния тех глубинных индивидуальных особенностей лич­ности, прежде всего мотивационных образований, ко­торые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сна­чала в условиях клиники, но в дальнейшем стали ин­тенсивно использоваться и в экспериментальной пси­хологии.

В отечественной психологии вопросам теорети­ческого обоснования проективных методик уделялось значительное внимание. Для понимания механизма, ре­ализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки (В.Г.Норакидзе, 1975). Установка — готовность, предрасположенность к определенным дей­ствиям или реакциям на конкретные стимулы.

Иную позицию занимают последователи теории де­ятельности, опирающиеся на категорию «личностного смысла» (Е.Т.Соколова, 1980). Личностный смысл— ин­дивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система зна­чений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разво­рачивается его деятельность. В этом случае специфи­кой проективных методик считается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с по­мощью проективных методик. Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в советской психологии по­нимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер (С.Л.Рубинштейн и др.). В ситуа­ции проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особен­ностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятель­ности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем проек­тивных методик должна осуществляться в двух направ­лениях: «личностном» и «перцептивном», слияние кото­рых по мере их развития неизбежно.

Применение проективных методик требуют высо­кой профессиональной подготовки и развитой интуи­ции психолога, проводящего обследование.

Интуиция — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения — как результат «не­посредственного усмотрения».

Специ­фические особенности проективных методик:

· относительно неструктурированная задача, допускающая нео­граниченное разнообразие возможных ответов;

· неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испыту­емый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;

· глобальность подхода к оценке личности, и прежде всего к выяв­лению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные ме­тоды были и остаются в основном инструментом психолога-клиници­ста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоана­литических концепций и перцептивных теорий личности.

Проективные методы в настоящее время распространены, их число велико и продолжает увеличиваться. Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью для критики. Общепринятым является мнение о недостаточной объек­тивности проективной техники, о несоответствии многих методик тре­бованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инстру­ментарию. Так, А. Анастази отмечает, что с точки зрения психометрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко». В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму ин­терпретации индивидуальных данных, когда психолог вынужден дове­ряться своему «клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объектив­ность в определении показателей, часто неудовлетворительными яв­ляются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. По­пытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за нео­боснованности статистического анализа, либо из-за неверного форми­рования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пят­на» Роршаха, поистине впечатляет.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и ста­тус проективных методик практически не меняются. В первую оче­редь это объясняется следующими обстоятельствами:

· они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвер­жены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преиму­щество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интер­претации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к мас­кировке, искажению, защитным реакциям при обследовании;

· проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как правило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекает­ся в их выполнение.

Таким образом, при использовании проективных методик пробле­ма создания и поддержания мотивации на диагностирование не явля­ется такой острой, как при применении других типов методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.006 с.)