Типологические опросники личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологические опросники личности



Типологический подход в описании лич­ности основан на предположении, что люди могут быть разбиты на определенные группы (типы) в соответствии с характерными отличительными чертами. Тип служит обозначением комплекса отдельных черт в предполо­жении, что общий узнаваемый узор личностных харак­теристик существует в действительности.

Было предложено много различных типологий. Некоторые из них подчеркивают роль одного ведуще­го свойства, организующего вокруг себя все остальные характеристики; другие акцентируют внимание на определенной комбинации качеств. Одни типологии базируются на теоретических положениях, другие — на эмпирических данных, полученных путем наблюде­ния за представителями определенной культуры. Не­которые классификации типов основываются на био­логических аспектах, составители других видят основу всего в раннем детском опыте.

Несмотря на различия, все типологии обладают оп­ределенными чертами. Во-первых, они намечают рам­ки, в пределах которых находится место для любого индивида. Во-вторых, типы всегда состоят из отчетли­вого набора отдельных личностных качеств, даже если определение типа зависит от единственной доминиру­ющей, организующей характеристики. В-третьих, ти­пология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае драматических изменений, происходящих в жизни индивида. Таковой яв­ляется, например, типология, рассматривающая инт-роверсию и экстраверсию (она предполагает их универ­сальность и существование в любых обстоятельствах).

Каждый из подходов, конечно, тесно связан с дру­гими, и все они находят свое применение в практиче­ской диагностике в зависимости от конкретных задач (определить место испытуемого среди других людей, оп­ределить ведущий тип мотивации, темперамента, выя­вить признаки, свидетельствующие о наличии акценту­ации характера и т.д.).

 Тип личности рассматривается как целостное образо­вание, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосред­ственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типы — это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «ком­плексы» (Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).

Типологический подход является основанием для разработки типо­логических опросников личности. Здесь тип личности не только опре­деляет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследо­ванных по степени сходства, близости в пространстве личностных при­знаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответству­ющими (усредненными) типами личности, представленными в опрос­нике, и определения степени их сходства.

При разработке этой группы опросников авторы могут опираться на имеющиеся и поддерживаемые ими теории личности, используя представленные там классификации типов. Возможен и иной подход, когда создатели опросников действуют эмпирически, не имея какой-либо теоретической основы. Именно так  был раз­работан Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личност­ный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory — MMPI). Его авторы — С.Хетуэйн и Дж.Маккинли.

MMPI (Minnesota Multiphasis Personality Inventory) — один из наиболее распространенных личностных опросников, применяемый для диагностики индивидуально-психических особенностей нормальных людей и людей с психическими отклонениями. Опросник предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, диагностики степени адаптированности, изучения структуры клинического состояния, а также для выявления устойчивых профессионально важных склон­ностей.

Опросник является реали­зацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.

Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложен­ная Э.Крепелином), ранее разработанные опросники. 11ервоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило опреде­лить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при об­следовании иных клинических групп. Так были отобра­ны утверждения, которые достоверно дифференциро­вали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в со­ответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.70

Опросник состоит из 550 утверждений, образую­щих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) долж­ны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отме­чаются также сведения об испытуемом и время, затра­ченное на ответы.

Завершается обследование построением профиля личности, который вычерчивается на специальном бланке, где балльные оценки переводятся в стандарт­ные (Т-оценки). Профиль MMPI(СМИЛ) представляет собой графическое изображение соотношений количе­ственных показателей базисных шкал, каждая из кото­рых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции.

О сновные клинические шкалы опросника MMPI, примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одно­временно входящих в другие шкалы), а также краткая характеристика тенденций при определенных Т-баллах.

 1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу лично­сти. Примеры утверждений:

— Несколько раз в неделю меня беспокоят непри­ятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

— У меня часто бывает такое чувство, будто голо­ва стянута обручем.

Повышение в пределах 70 Т — показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонени­ям от нормального функционирования своего организ­ма при дезадаптации (т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т).

Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют проти­воположное значение, т.е. отражают отсутствие пере­численных особенностей личности и состояния.

2. Шкала депрессии (D) — предназначена для опре­деления степени субъективной депрессии, мораль­ного дискомфорта (гипотимический тип личности). Примеры утверждений:

— У меня беспокойный, прерывистый сон.

— Любая работа дается мне ценой больших усилий.

Показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.

3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявле­ния лиц, склонных к невротическим реакциям кон­версионного типа (использование симптомов физи­ческого заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций). Примеры утверждений:

— Я никогда не падал (-а) в обморок.

— Часто я ощущаю «комок» в горле.

При повышении ее показателей в рамках норма­тивного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоцио­нального состояния, усугубляющуюся при более высо­ких Т-баллах (выше 70 Т) вплоть до истероидных, ис­терических или истероформных проявлений.

4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагно­стику социопатического типа личности. Примеры утверждений:

— Иногда мне очень хочется уйти из дома.

— В школе меня вызывали к директору за прогулы.

 В пределах повышения до 70 Т шкала отражает стенический тип реагирования, а выше 70 Т — импуль­сивное, плохо контролируемое поведение психопати­ческих или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного проис­хождения.

5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или жен­щины, предписываемой обществом. Шкала содержит 59 утверждений, касающихся таких сфер, как отношение к различным видам про­фессиональной деятельности, культурные потребнос­ти и интересы и т.п.

Таковы, например, утверждения: «В детстве Вы играли в «классы»; «Вы любите собирать цветы или вы­ращивать их дома»; «Вам понравилась бы работа мед­сестры» (типичный ответ для мужчин «неверно», для женщин «верно»),

Выраженный подъем профиля на пятой шкале от­ражает снижение или отсутствие такой идентифика­ции, явные снижения профиля на этой шкале свиде­тельствуют о ее высоком уровне.

6. Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о нали­чии «сверхценных» идей, подозрительности (пара­нойяльный тип личности). Примеры утверждений:

— Я думаю, что за мной следят.

— Большинство людей честны только потому, что боятся наказания.

В норме отражает склонность к педантизму, сопер­ничеству и застреванию на негативных переживани­ях, высокие показатели выявляют аффективную насы­щенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому (при значительном повыше­нии к гиперстеническому) типу реагирования.

7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сход­ство обследуемого с больными, страдающими фоби­ями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности). Примеры утверждений:

— Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».

— В школьные годы мне было трудно говорить пе­ред всем классом.

Шкала выявляет повышенную боязливость, консти­туционально обусловленную тревожность, неуверен­ность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых (гипостени-ческих) черт, тревожное состояние в рамках невроти­ческих или неврозоподобных растройств.

8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагно­стику шизоидного (аутического) типа личности. Примеры утверждений:

— Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.

— Я опасаюсь пользоваться ножом, другими ост­рыми и колючими предметами.

Повышенные показатели по шкале бывают у лиц неконформных, с выраженной независимостью суж­дений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррацио­нальный подход к решению проблем, отрыв от реаль­ности.

9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу лич­ности. Примеры утверждений:

— Я — значительная личность.

— Временами у меня мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать.

Шкала выявляет уровень оптимистичности и отра­жает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагно­стика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей раз­работки. Примеры утверждений:

— Люблю поухаживать за женщинами (пококет­ничать с мужчинами).

— Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

Шкала показывает уровень общительности, соци­альной вовлеченности личности, обращенность пре­имущественно в мир субъективных переживаний (повышение до 70 Т) вплоть до замкнутости и аутично-сти (выше 70 Т), а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности (показатели ниже 50 Т) или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем (если показа­тели ниже 40 Т).

Кроме основных имеются оценочные шкалы(шка­лы L, F и К), которые были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достовер­ности результатов исследования.

1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

2. Шкала «лжи» (L)предназначена для оценки искренности обследуемого. Утверждения, включен­ные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в воз­можно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые каса­ются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируе­мых подавляющим большинством людей. Таким об­разом, повышение результата по шкале свидетель­ствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Если результаты по шка­ле L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результата свыше 80 Т-баллов — недостоверным.

3. Шкала достоверности (F)создана для выявле­ния недостоверных результатов (связанных с не­брежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции. Умеренное повышение на шкале F (от­клонение от средней на 1,0— 1,517) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отра­жает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловли­вают низкий результат по шкале F. Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования. Если профиль по шкале F превыша­ет 70 Т-баллов, результат представляется сомни­тельным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недосто­верным.

4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недо­ступностью и осторожностью обследуемого. Шка­ла состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых. Лица с очень низким уров­нем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфлик­тов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скры­вают своих слабостей, затруднений и психопато­логических расстройств. Лица с высокими показате­лями по шкале К обычно определяет свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабоче­ны своим социальным статусом. В связи с тенден­цией отрицать информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их вос­принимают окружающие.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. При интерпретации резуль­татов тестирования следует избегать буквальной интер­претации шкал MMPI, вне взаимосвязи показателей по различным шкалам между собой, а также с объектив­ными данными обследования личности при помощи других методов. Кроме того, с помощью шкал опрос­ника «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстрой­ством.

Неоднократно предлагались сокращенные вариан­ты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа.

MMPI широко применяется в отечественных пси­ходиагностических исследованиях. Адаптация опрос­ника началась еще в 60-е гг. XX века. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений. (Ф.Б.Березин и М.П.Мирошников, 1967). Ф.Б.Березиным с соавторами разработана оригинальная интер­претация шкал опросника, осуществлена его тщатель­ная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском пси­хоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, мос­ковскими психологами (Л.Н.Собчик, 1971).

 

  Опрос­ник X. Шмишека (Schmieschek Fragebogen), предназначенный для ди­агностики акцентуированных типов личности. Он также относится к классу типологических личностных опросников. В его основе лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Соглас­но этой концепции, черты личности могут быть разделены на две груп­пы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адап­тацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушать ее струк­туру.

Личности, у которых основные черты имеют высокую степень вы­раженности, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуи­рованные личности не являются патологическими. «При ином толко­вании, - считает К. Леонгард, — мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нор­мы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяют­ся на фоне среднего уровня. Однако при этом в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят "личность" в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригиналь­ным психическим складом» [84, с. 40].

На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов ак­центуированных личностей, в основном соответствующих систематике психопатий в пограничной психиатрии.

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности являются потребность в самовыражении, постоянное стрем­ление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания. Элементы поведения личности этого типа— са­мовосхваление, рассказы о себе или о событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов на са­мом деле является либо фантазированием, либо существенно приукра­шенным изложением событий.

Педантичный тип. Ярко выраженными внешними проявлениями лю­дей этого типа личности является повышенная аккуратность, тяга к по­рядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, эти люди долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней пе­дантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место ра­боты, а если это требуется, то они с трудом идут на предстоящие пере­мены. Они любят свое производство, привычную работу. В быту для них характерна добросовестность.

Застревающий тип. Этот тип личности характеризуется высокой ус­тойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается. В связи с этим окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мстительных. Для этого есть основания: переживание аффекта часто сочетается у них с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести ему Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна для окружающих. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимы­ми с учетом обозначенных выше характеристик.

Возбудимый тип. Особенностью людей этого типа личности являет­ся чрезвычайно выраженная импульсивность поведения. Манера их об­щения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания других людей и своих поступ­ков и действий, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодей­ствия им присуща крайне низкая терпимость, что часто может характе­ризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Гипертимический тип. Основной выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже несмотря на отсутствие для этого ка­ких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общи­тельность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смот­рят всегда оптимистически, даже при возникновении трудностей и жиз­ненных препятствий. Трудности люди такого типа часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятель-ностной направленности.

Дистимический тип. Дистимическая личность является противопо­ложностью гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни и на негативных ее исходах. Это проявляется во всем: в поведении, в общении, в особенностях восприя­тия жизни, отдельных ее событий и других людей. Обычно эти люди по своей натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность, им совершенно не свойственна.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа личности являет­ся повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных не­удач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны. Люди этого типа отличаются робостью, иногда с проявлением покорности обстоятельствам. Посто­янная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается у них с неуверенностью в своих силах.

Циклотимический тип. Выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянная смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются не только частыми, но и неслучайными. В гипертимической фазе поведение этих людей типич­ное — радостные события вызывают не только положительные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность, словоохотливость. Печальные события — не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии для них характерны замедленность реакций, переживаний и мышления, замедление и снижение эмоциональной отзывчивости, спо­собности к сопереживанию и сочувствию.

Экзальтированный тип. Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Такие люди легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от со­бытий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей этого типа с яр­ким внешним выражением.

Эмотивный тип. Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека. Людям этого типа свойственны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоцио­нальная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реак­циях и в различных ситуациях. Характерной особенностью этого типа личности является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»). Если экзальтированный тип личности характеризуется как «бурный, по­рывистый, возбужденный», то этот — эмотивный тип — как «чувствитель­ный и впечатлительный».

Сам личностный опросник X. Шмишека включает перечень вопросов, обращенных к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. По инструкции испытуемый должен выразить свое мнение по каждому вопросу отве­тами либо «да», либо «нет». При обработке результатов опросника от­веты испытуемого в соответствии с ключом разносятся по десяти типам личности. Эти результаты представляют собой «сырые» бал­лы. Для каждого из десяти типов личности, кроме этого, разработаны коэффициенты. В окончательном виде «сырые» баллы преобразуются в итоговые показатели с помощью их умножения на соответствующие коэффициенты. Критическое значение итогового показателя, позво­ляющее характеризовать испытуемого как акцентуированную лич­ность определенного типа, лежит в пределах выше 14 баллов (макси­мальное значение, которое может быть получено по каждому из типов личности, равняется 24 баллам).

Полученные результаты могут быть представлены и графически. Для этого следует отложить итоговые показатели по каждому из 10 ти­пов личности в системе координат: по оси абсцисс — тип акцентуации (от 1 до 10), по оси ординат — значения итоговых показателей опрос­ника. Соединение точек на графике, полученных при пересечении типа акцентуации личности и итогового показателя по каждому из типов, дает в результате профиль личностных акцентуаций, характе­ризующий данного конкретного испытуемого.

При использовании данного опросника следует учитывать, что он не имеет шкалы лжи. Поэтому требуются специальные дополнитель­ные действия диагноста для получения достоверных результатов: про­явление максимума внимания на стадии инструктирования для выяв­ления возможных отрицательных установок испытуемого на обсле­дование, создание атмосферы благожелательности и серьезного настроя на работу.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко является еще одной методикой класса личностных типо­логических опросников. В этой методике использован типологиче­ский подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (ро­дителям, друзьям, школе и т. п.) и кнекоторым абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам и законам и т. п.). В наборы были также включены фразы, отражающие отношение разных характерологи­ческих типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферент­ные, не имеющие диагностического значения.

С помощью составленного таким образом опросника авторами была обследована большая группа подростков общей численностью 2235 че­ловек, из них 1675 здоровых, социально адаптированных подростков-учащихся и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями личности различных типов. Результаты этого исследования выявили 11 типов пси­хопатий и акцентуаций характера подросткового возраста.

Гипертимный тип.

Циклоидный тип.

Лабильный тип.

Астено-невротический тип.

Сензитивный тип.

Психастенический тип.

Шизоидный тип.

Эпилептоидный тип.

Истероидный тип.

Неустойчивый тип.

Конформный тип.

Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обследова­нии дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствующих пере­численным выше типам акцентуации личности. Для вывода о наличии того или иного типа акцентуации у подростка его балльный показатель по соответствующей шкале опросника должен быть равен или выше ми­нимального диагностического значения (от 5 до 7 для разных шкал).

Завершая характеристику первой группы личностных опросников (типо­логических), отметим, что ряд психологов не признают или не считают необходимым понятие «тип личности» (Д. МакКлелланд, Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Некоторые из них считают, что это понятие бесполезно, так как не привносит ничего нового в объяснение поведения и предсказания эмпирических фактов; другие рассматривают это поня­тие в определенной степени противоречащим направленности психоди­агностики и дифференциальной психологии на выявление уникальности человеческой индивидуальности. Есть и те, кто считает, что это понятие неправильно и бессмысленно, так как между отдельными чертами лич­ности не существует необходимой и закономерной связи; если связь и наблюдается, то она является вероятностной и многоплановой.

Такие взгляды послужили основой для возникновения еще одного подхода к разработке личностных опросников..

 

 

Опросники черт личности

Данный подход основан на том, что каждый человек имеет индивидуальный набор качеств, или черт. Качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в по­ведении индивида в различных ситуациях. Личностные качества могут варьироваться по степени проявления у разных людей — от весьма выраженного проявле­ния до малого.

Этот подход к созданию и применению личностных опросников ре­ализуется на основе выделения черт личности. Он основывается на предположении о существовании конечного набора базисных личност­ных качеств, а различия между людьми определяются в рамках этого подхода степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют группы тесно связанных личностных признаков. Число таких харак­теристик определяет размерность личностного пространства.

В самом общем виде черты понимаются как последовательность по­ведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих прояв­лений. Они иерархически организованы, их верхний уровень образуют факторы. Последние отличаются следующим:

- имеют множество разнообразных поведенческих проявлений;

- относительно стабильны (постоянны во времени при неизменно­сти привычных условий жизни);

- воспроизводятся в разных исследованиях (воспроизводимость);

- социально значимы.

Иногда факторы называют базисными, или универсальными, чертами.

Чтобы спрогнозировать поведение человека в широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить базисные, или универсальные, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятель­ности.

Первая попытка, направленная на выделение черт и конструирование из них системы личности, была предпринята сотрудниками Иллинойского университета под руководством Р. Б. Кеттелла при разработке группы многофакторных личностных опросников.

Стремясь добиться систематической классификации черт личности, Р. Кеттелл предпринял новаторское приложение метода факторного ана­лиза к разработке личностных опросников. Чтобы получить исчерпывающие сведения об особенностях поведе­ния, Р. Кеттелл проанализировал все названия черт личности, имевшиеся в словаре, составленном Г. Олпортом и X. Одбертом в 1936 г. Таких слов оказалось 4,5 тыс. Этот перечень Р. Кеттелл свел к 171 синонимич­ной группе, обозначив каждую одним словом, точнее всего отражаю­щим основное содержание соответствующей черты. Затем выборку из 100 взрослых людей эксперты (близкие знакомые каждого) оценивали по каждой из 171 переменной. Затем список переменных посредством выбора экспертами самых значимых черт был сокращен до 36 названий. Добавив к ним 10 терминов, взятых у других исследователей, Р. Кеттелл по сокращенному списку получил оценки поведения еще 208 человек. Факторный анализ этих оценок привел его к созданию того, что было на­звано «первоисточником черт личности». На его основе был разработан опросник Шестнадцать личностных факторов (Sixteen Personality Fac­tors Questionaire — 16 PF) (1949), состоящий из большого числа пунктов (187), касающихся жизненных ситуаций [97]. На каждый следует дать один из трех вариантов ответа — «да», «нет», «не знаю». Опросник пред­назначен для лиц в возрасте 16 лет и старше.

С помощью этого опросника можно оценить испытуемого по каждому из 16 факторов, обозначенных буквами латинского алфавита и имеющих бытовое и техническое названия. Как бытовые, так и технические назва­ния факторов даются в биполярной форме и сопровождаются списком наиболее значимых поведенческих проявлений. Помимо этого, для каж­дого фактора дается его интерпретация. Затем строится профиль личности, при анализе которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора в сопоставлении с нормами.

Помимо перечисленных факторов первого порядка Р. Кеттелл в ре­зультате дальнейшей факторизации выделил более общие факторы вто­рого порядка. В разных работах их было от четырех до восьми. Наиболее значимыми и чаще повторяющимися были «эксвия-инвия» (экстраверсия-интроверсия) и «тревожность-приспособленность».

Подход Р. Кеттелла к диагностике личности был подвергнут критике за выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими представлениями о содержании определяемых черт личности, малый объем и нерепрезентативность выборки стандарти­зации. Претензии к опроснику сводятся прежде всего к ука­заниям на малую ретестовую надежность и гомогенность отдельных шкал, а также отмечается низкая воспроизводимость факторов.

Помимо основных шкал Р. Кеттелл разработал формы для обследо­вания лиц с различным образовательным уровнем, а также опросники для детей и подростков.

Отечественной практике известны несколько адаптации опросника 16 PF. Наиболее последовательно работу по его психометрической ква­лификации осуществляют психологи МГУ.

Наряду с опросником Шестнадцать личностных факторов в отече­ственной практике используются адаптации опросников Р. Кеттелла для детей в возрасте 8-12 лет (Children Personality Questionaire — CPQ) и для старшеклассников (High School Personality Questionaire — HSPQ), выполненные Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой. Недостат­ки этих опросников — те же, что и оригинальных версий, они указаны выше.

В 90-е гг. XX в. А. Г. Шмелев с соавторами, опираясь на опросник 16 PF и Атлас личностных черт для русского языка, разработали оп­росник Шестнадцать русскоязычных факторов (16 РФ), являющий­ся первой универсальной многофакторной отечественной методикой, позволяющей оценивать профиль личности с учетом специфики рус­скоязычной культуры.

 

Низкая воспроизводимость данных и недостаточная стабильность черт, оцениваемых с помощью опросников Р. Кеттелла, стимулировали попытки психологов выделить меньшее количество факторов, которые отличались бы большим постоянством и универсальностью. Наиболее известными были работы В. Нормана и его последователей, начатые в 60-е гг. и приведшие к выделению так называемой «большой пятерки». Их подход был похож на подход Р. Кеттелла, который начал с полного списка названий черт личности, а затем сократил его посред­ством различных процедур. Развитие 5-факторного подхода можно проследить начиная с ранних работ Л. Терстоуна, Д. Файска, но обычно отцом «большой пятерки» считают В. Нормана.

В исходной модели содержались следующие черты: экстраверсия, нейротизм, сговорчивость, совестливость и культура. Позднее «куль­тура» была заменена «открытостью опыту» (или «интеллектуальной свободой»). Эти пять факторов не всегда воспроизводились в иссле­дованиях. По мнению Г. Айзенка, это объясняется тем, что в «большой пятерке» смешаны факторы первого (сговорчивость, совестливость и открытость опыту) и второго порядка.

Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого уровня. Это экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) [131]. Разработанный в 1964 г., он содержал 57 вопросов, 24 из которых выявляли экстраверсию-интро-версию, 24 — нейротизм-эмоциональную стабильность. Еще девять вопросов составляли шкалу лжи. Опросник имеет две параллельные формы. Испытуемый должен был на вопросы отвечать «да» или «нет».

При интерпретации результатов Г. Айзенк рассматривал измеряе­м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.074 с.)