Характеристика мотивационной сферы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика мотивационной сферы человека



В поведении человека можно выделить две функцио­нально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных усло­виях. Побудительная — активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации.

Мотивация — это система побуждений, вызываю­щих активность индивида, определяющих направлен­ность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мо­тивы, намерения, цели, интересы, стремления. Мотивационные черты — психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения.

Коротко остановимся на основных элементах моти­вационной сферы личности. Наиболее важным из мотивационных понятий является понятие «потребности».

Потребность — это состояние нужды организма, индивида в чем-либо, необходимом для их нормально­го существования. Основными характеристиками по­требностей являются: а) сила, б) периодичность возник­новения, в) способы удовлетворения, д) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объек­тов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Все многообразие потребностей может быть све­дено к двум основным классам: биологические (виталь­ные), информационные (лежащие в основе социальных потребностей), материальные и духовные.

Следующий элемент мотивационной сферы — мо­тив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — предмет, который выступает в качестве средства удов­летворения потребности (по А.Н.Леонтьеву). При од­ной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Если потребность создает своего рода энергетическое на­пряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обес­печивается мотивом. Мотивы, в отличие от потребно­стей, потенциально осознаваемы.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом выделяют внутренние мотивы (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних моти­вов лежат потребности человека, его эмоции, интере­сы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организу­ется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов. На­правленность личности — понятие, обозначающее со­вокупность потребностей и мотивов личности, опре­деляющих главное направление ее поведения.

Цель — осознаваемый результат, на который на­правлено поведение. Это ожидаемый результат дея­тельности человека. Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, на­правляющих и регулирующих его активность. В реаль­ных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива — смыслообразующая. Один и тот же мотив может служить основанием для постановки раз­личных целей.

Таким образом, между понятиями «потребность», «мотив» и «цель» существует тесная взаимосвязь. По­требности означают состояние определенного дефици­та, а мотив — направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита. Потреб­ность и мотив выступают как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации.

Кроме перечисленных элементов, в качестве по­будителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

Интерес — это когнитивно-мотивационное состо­яние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. С.Л.Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Интересу соот­ветствует особый вид ориентировочно-исследователь­ской деятельности.

Желания и намерения — это ситуативно возника­ющие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям вы­полнения действий. Задача — данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть до­стигнута преобразованием этих условий согласно оп­ределенной процедуре.

Мотивацию следует различать от мотивировки и мотивирования. Мотивировка — это рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально при­емлемые для него и окружающих обстоятельства, по­будившие к выбору данного действия. При дефиците мотивации, т.е. в тех случаях, когда существующие у человека потребности и мотивы не могут поддерживать его целенаправленную активность на необходимом (или нормативно заданном) уровне, возникает необхо­димость мотивирования. Мотивирование — это про­цесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации.

Рассмотрение мотивации, исходя из различных оснований, позволило исследователям выявить различ­ные ее типы, отражающие своеобразие входящих в мотивационную сферу личности мотивов. Различают, например, мотивацию процессуальную (нацеленность человека на сам процесс деятельности, общения) и мо­тивацию результативную (нацеленность в первую оче­редь на результат); мотивацию достижения и мотива­цию избегания неудач и т.п.

Мотивация достижения — выработанный в пси­хике механизм, отражающий потребность личности до­стичь желаемого результата всеми доступными сред­ствами. Мотивация избегания неудачи — выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, неред­ко любыми путями и средствами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.005 с.)