Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика мотивационной сферы человека
В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Побудительная — активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации. Мотивация — это система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Мотивационные черты — психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения. Коротко остановимся на основных элементах мотивационной сферы личности. Наиболее важным из мотивационных понятий является понятие «потребности». Потребность — это состояние нужды организма, индивида в чем-либо, необходимом для их нормального существования. Основными характеристиками потребностей являются: а) сила, б) периодичность возникновения, в) способы удовлетворения, д) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена). Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные), информационные (лежащие в основе социальных потребностей), материальные и духовные. Следующий элемент мотивационной сферы — мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (по А.Н.Леонтьеву). При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Если потребность создает своего рода энергетическое напряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обеспечивается мотивом. Мотивы, в отличие от потребностей, потенциально осознаваемы. Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом выделяют внутренние мотивы (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов. Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
Цель — осознаваемый результат, на который направлено поведение. Это ожидаемый результат деятельности человека. Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, направляющих и регулирующих его активность. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива — смыслообразующая. Один и тот же мотив может служить основанием для постановки различных целей. Таким образом, между понятиями «потребность», «мотив» и «цель» существует тесная взаимосвязь. Потребности означают состояние определенного дефицита, а мотив — направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита. Потребность и мотив выступают как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Кроме перечисленных элементов, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи. Интерес — это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. С.Л.Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Интересу соответствует особый вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Желания и намерения — это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий. Задача — данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Мотивацию следует различать от мотивировки и мотивирования. Мотивировка — это рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. При дефиците мотивации, т.е. в тех случаях, когда существующие у человека потребности и мотивы не могут поддерживать его целенаправленную активность на необходимом (или нормативно заданном) уровне, возникает необходимость мотивирования. Мотивирование — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации.
Рассмотрение мотивации, исходя из различных оснований, позволило исследователям выявить различные ее типы, отражающие своеобразие входящих в мотивационную сферу личности мотивов. Различают, например, мотивацию процессуальную (нацеленность человека на сам процесс деятельности, общения) и мотивацию результативную (нацеленность в первую очередь на результат); мотивацию достижения и мотивацию избегания неудач и т.п. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм, отражающий потребность личности достичь желаемого результата всеми доступными средствами. Мотивация избегания неудачи — выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.005 с.) |