Идиографические (психосемантические) методики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идиографические (психосемантические) методики.



Методика «О-сортировка», разработанная В.Стефенсоном и опубликованная в 1958 году, используется для изучения представлений о себе.96

Испытуемому предлагается набор карточек, содер­жащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

— «социальное "Я"» (Каким меня видят другие?);

— «идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);

— «актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

— «значимые другие» (Каким я вижу своего парт­нера?);

— «идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщи­тельность, принятие и избегание «борьбы». Тенден­ция к зависимости определена как внутреннее стрем­ление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенден­ция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого стату­са в системе межличностных взаимоотношений; в про­тивоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохра­нить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, < клонность к компромиссным решениям.

 

Каждая из названных тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общитель­ность и «борьба» могут быть истинными, внутренне при­сущими личности, а могут быть и внешними, выступать своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общи­тельность — необщительность, принятие «борьбы» — из­бегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тен­денции, присущей индивиду, и проявляющейся не толь­ко в определенной группе, но и за ее пределами.

Порядок проведения обследования. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представле­нию о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается отве­тить: «сомневаюсь», т.е. разложить на три группы отве­тов. Ответы испытуемого разносятся по соответствую­щим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного каче­ства является признанием полярного качества, коли­чество ответов «да» складывается с количеством отве­тов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количествен­ное определение для каждой из перечисленных тен­денций. Для сведения результатов в границы от + 1 до — 1 полученное число необходимо разделить на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре от­вета «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расце­ниваются как признак нерешительности, уклончивос­ти, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в по­ведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти ка­чества можно верифицировать, анализируя их в сово­купности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта лич­ности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использова­ние данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

 

Проективные методики.

Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) создана на основе синтеза проективного и психосемантического под­ходов к диагностике личности. Так, использование косвенной (про­ективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной желательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуе­мые или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все тра­диционные проективные методики, эта процедура сама по себе спо­собна диагностировать самооценку лишь в самом общем виде. Пси­хосемантические методы, широко используемые в настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом, позволяют исследовать само­оценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры и ее связи с самосознанием личности. Различные модификации мето­дики семантического дифференциала, субъективного шкалирования, техника репертуарных матриц вводят исследования самооценки в кон­текст более широкого исследования индивидуального сознания лич­ности, его когнитивной составляющей и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Благодаря замене процедуры прямого шкалирования «Я» на кос­венную оценку посредством шкалирования схематических изображе­ний становится доступной диагностике не демонстрируемая, а под­линно переживаемая самооценка. Таким образом, оригинальная ме­тодика КИСС в сравнении с другими известными приемами диагнос­тики самооценки обладает рядом преимуществ:

1. КИСС не только измеряет уровень частных самооценок, но и позволяет реконструировать целостную систему самооценок человека, а также иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.

2. КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не только в сравнении «Я» с групповыми нормативными стандартами, но также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал самооценки.

3. Кроме частных самооценок методика КИСС способна выяв­лять глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему «Я» - уровень самоприятия.

В качестве стимульного материала используются схематические изображения человеческого лица из которых исключен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать систе­матический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам.

В качестве процедуры используется ранжирование изображения лиц по параметрам, задаваемым экспериментатором.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)