Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические приемы и средства выявления и оценки мотивации.
Полная и объективная оценка мотивации человека требует привлечения различных типов данных, что предполагает применение разнообразных методических средств. Основными среди них являются следующие. Анкеты с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали именно это?», «Ради чего Вы поступили подобным образом?» и т.п. В анкетах также может содержаться перечень потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор тех, которые в наибольшей степени соответствуют его потребностям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям. Экспериментальным вариантом выявления мотивов может также служить моделируемая в тексте анкеты ситуация, предполагающая выбор человеком того или иного варианта действий, отношений к различным явлениям, поступкам других людей. Предполагается, что, выбирая из нескольких альтернатив, человек всегда делает выбор в пользу удовлетворения наиболее актуальной для него в данный момент потребности. Экспертные оценки на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников (L-данные). Личностные опросники, позволяющие реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения (Q-данные), которые напрямую не соответствуют мотивам, но эмпирически с ними связаны. Здесь, как и в случае анкетирования и интервью, возникают проблемы с фактором социальной желательности и защитной мотивации. Опросники мотивов — это подгруппа личностных опросников, ориентированных на диагностику потреб-ностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивида. В таких опросниках мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. Следует обратить внимание на несколько наиболее популярных опросников мотивов: 1. «Списокличностных предпочтений» А.Эдвардса (EPPS) измеряет силу потребностей по классификации Г.Мюррея. К непосредственным потребностям Г.Мюррей относил потребности в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Каждой из 15 потребностей соответствует своя шкала. Индикаторы потребностей сформулированы в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Испытуемый последовательно осуществляет выбор из представленных ему пар потребностей в пользу более предпочитаемой. Сила каждой потребности выражается относительно силы других потребностей индивида в виде итогового индекса.
2. Форма по изучению личности Д.Джексона (PRF) ориентирована на диагностику 20 свойств личности, из которых 12 имеют те же названия, что и шкалы свойств EPPS. Добавленные 8 свойств (потребностей) обозначены как осмотрительность, импульсивность, игра, социальное одобрение, понимание, когнитивная структура, защищенность. 3. Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению А.Мех рабиана оценивает две обобщенные мотивационные тенденции, входящие в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию и страх перед отвержением (чувствительность к отвержению). Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей. Названным тенденциям соответствуют две шкалы. Первая шкала содержит 26 пунктов, вторая — 24 пункта. Стремление к принятию диагностируется такими пунктами, как: 1) «Я легко схожусь с людьми»; 2) «Мне нравится заводить как можно больше друзей»; 3) «Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной» и т.п. Всего 30 пунктов. Страх отвержения оценивается такими пунктами как: 1) «Я стесняюсь идти в малознакомое общество»; 2) «Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада»; 3) «Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми»; 4) «Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику» и т.п. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором — негативные ожидания. 4. Опросник для измерения результирующей мотивации достижения (RAM) А.Мехрабиана (1969) построен на теории мотивации достижений Дж.Ат-кинсона. Тест диагностирует результирующую тенденцию мотивации достижения, которая операционально представлена разностью: (Ms-Maf), где Ms — интенсивность мотивации стремления к успеху; М af — интенсивность мотивации избегания неудачи. Имеются мужской (форма А) и женский (форма Б) варианты теста. Стремление к успеху диагностируется такими пунктами, как:
1) «Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой»; 2) «Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной». Стремление избегать неудачи оценивается такими пунктами, как: 1) «Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль»; 2) «Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один». В обоих тестах Мехрабиана для устранения влияния фактора социальной желательности используются асимметричная шкала с семью градациями: + 3 — полностью согласен; + 2 — согласен; +1 — скорее согласен, чем не согласен; 0 — нейтрален; — 1 — скорее не согласен, чем согласен; — 2 — не согласен; — 3 — полностью не согласен. 5. Опросник потребности в достижении (ПД) предложен Ю.М.Орловым (1978) для измерения выраженности потребности достижения. Потребность в достижении — это тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха/неудачи в деятельности, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в достижении своих целей, уверенности в себе. Потребность в достижении диагностируется такими пунктами, как: 1) «По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими»; 2) «В жизни у меня было больше успехов, чем не-удач», 3) «Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные»; 4) «Мои родители строго контролировали меня». 6. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Данная методика в настоящее время является достаточно распространенной. Она основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: — терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (в методике Рокича это: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, познание, свобода, счастливая семейная жизнь и т.п.); — инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (аккуратность, воспитанность, исполнительность, рационализм, твердая воля и пр.). Это деление соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных ценностей, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование лучше проводить индивидуально. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы, так как ее существенным недостатком является влияние социальной желательности. Анализируя иерархию ценностей, следует обращать внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.п. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности; альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформирован-ность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
7. Оценка значимости различных ценностей может выявляться при помощи опросника терминальных ценностей («ОТеЦ», автор Сенин И.Г.). Опросник включает 80 утверждений, оцениваемых по степени важности от 1 до 5 баллов, и позволяет определить преобладающую ценнность (сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение, достижение результатов, развитие себя, активные социальные контакты, креативность, высокое материальное положение, собственный престиж), а также наиболее значимую для человека жизненную сферу (профессиональной жизни, обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений).
Проективные методики диагностики потребностей и мотивов — это подгруппа проективных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющие определить, на что направлена активность индивида. В таких методиках потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе таких методик лежит принцип психологической проекции и анализ продуктов воображения и фантазии. Наиболее эффективно такие методики используются для диагностики глубинных потребностно-мотивацион-ных образований. Наиболее популярными для исследования и диагностики потребностно-мотивационной сферы личности являются такие классические проективные тесты, как тематической апперцепции тест Г.Мюррея, тест фрустрации С.Розенцвейга, тестЛ.Сонди, тест цветовых выборов М.Люшера и т.п. (см. подробнее параграф «Проективные методы исследования личности»).
Диагностика самосознания Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям; относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Самосознание — это процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое «Я», а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека. Самосознание включает три главных компонента: 1) самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания — сравнение по типу «Я и Я»; 2) самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе; 3) самовоспитание — процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе. Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепция». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении ясно осознанно; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными. Психодиагностические данные могут интепретироваться лишь в контексте представлений о строении «Я-образа» и процесса самосознания в целом. Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию «Я-образа», используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом «Я-образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и поведенческим. Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные, представленные только в переживаниях установки, выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, и наконец, сам этот «Я-образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности. А.А. Бодалев и В.В. Столин выделили в содержании «Я-образа» две важнейшие образующие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции» или система самоидентичности; 2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая образующая «Я-концепции».
Представления о себе многоплановы, они могут относиться к разным сферам проявления человека. Выделяют различные формы представлений о себе: 1) по сферам проявления (социальное, духовное, физическое, интимное, публичное «Я» и т. д.); 2) как реальность и идеал; 3) во временном континууме или по иному существенному признаку. Кроме того, эти представления по-разному связаны с самоотношением. Все перечисленные аспекты самосознания должны отражаться в психодиагностических методиках. В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Методы психодиагностики самосознания. В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: - стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), - свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, - идеографические методики типа репертуарных решеток, - проективные техники. Наиболее популярные из них самоотчеты, идеографические и проективные техники. К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего опросники, состоящие из утверждений, касающихся: 1) отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; 2) чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта; 3) поведенческих проявлений; 4) взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется от двух- до семиальтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием. Достоинства. Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход. Недостатки. Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий «самопрезентации», кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется «Я-концепция». Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа. Достоинства. Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений Недостатки. Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых Идеографические (психосемантические) техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики «Я-концепции». Достоинства. Пространство самоописания на языке испытуемого Недостатки. Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности Проективные методики используются для анализа трех аспектов самоотношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: 1) бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит); 2) «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», которое человек затрудняется адекватно вербализовать; 3) «нежелательной самооценки», т. е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности.
Достоинства. Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации Недостатки. Низкие показатели коэффициентов валидности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.032 с.) |