Предмет и задачи психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи психологической диагностики



Вопрос о предмете психологической диагностики, о том, что ока изучает, решается в современной психоло­гии далеко не однозначно. Из существующего многооб­разия мнений можно выделить несколько наиболее час­то встречающихся.

1. Предмет психологической диагностики — психиче­ское своеобразие конкретного человека. С целью выяв­ления психического своеобразия используются опреде­ленные методы и методики. Последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявлен­ное психическое своеобразие. Задача психодиагноста сво­дится к тому, чтобы на основании умозаключений перей­ти от признаков и индикаторов свойств, состояний и про­цессов к констатации их наличия и выраженности. В этом случае психодиагностика служит для получения число­вых эквивалентов выраженности интересующих психоло­га психических свойств у конкретного индивида. Следо­вательно, предмет психологической диагностики - это психическое своеобразие конкретного человека, т. е. ин­дивидуальность как выражение целостности и неповто­римости человека. В таком случае происходит определен­ное отождествление предмета психологической диагно­стики и предмета психологии индивидуальности.

2. Предмет психологической диагностики — различия в психической организации людей. Как и в предыдущем случае, различия, обнаруженные с помощью психодиаг­ностических методик, измеряются путем применения ста­тистических процедур. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым предмет психологической диагностики в зна­чительной степени растворяется в предмете дифферен­циальной психологии.

3. Предмет психо­логической диагностики — все психическое. Такая широ­кая интерпретация характерна для представителей немецкой психодиагностической школы, которые полагают, что психодиагностика изучает психическое в самых разных формах и проявлениях.

4. Предмет ПД ничем не отличается от предмета любой другой области психологических знаний. Своеобразие психодиагностики определяется уникальностью методических средств, уникальностью психологической информации, но не специфичностью предмета.

Несмотря на некоторые различия, все приведенные мнения объединяет то, что в них нивелируется специфич­ность предмета ПД. Он слива­ется с предметом ряда других областей психологии: психологии индивидуальности, дифференциальной психологии, общей психологии.

Задачи психодиагностики.

В подходах к определению спектра основных задач ПД наблюдается такое же многообразие мнений, как и в определении ее предмета.

Один из заслуживающих серьезного внимания вариантов классификации ПД задач по целям обследования представлен в работе «Психодиагностика: теория и практика» пер. с немецкого под ред Н.Ф. Талызиной (1965). Автор выделяет следующие задачи:

- диагностика способностей, необходимая для определения степени соответствия уровня развития личности требованиям программы подготовки и для индивидуализации подготовки, учитывающей индивидуальные различия способностей, необходимая при решении различных практических задач профориентации;

- диагностика профессиональной пригодности, предполагающая выбор профессии посредством соотнесения ее требований с индивидуальными особенностями, либо отбор наиболее подходящих кандидатов из числа желающих выбрать какую-то определенную профессию;

- оценка личности, позволяющая получить более или менее полное представление о личности обследуемого, которое требуется для более углубленного его изучения или для каких-то других целей (построение психологического портрета конкретного человека);

- коррекция поведения, проводимая на основании выявления причин, вызывающих аномальное или нежелательное, с точки зрения социальных или каких-либо других норм, действия и поступки (психокоррекция).

С точки зрения современного развития ПД данная классификация не полна. Согласно определению Ю.М. Забродина предметная область ПД вклюает в себя два типа задач:

1. научно-исследовательские;

2. научно-практические.

Научно-исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

- методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода;

- теоретические, включающие разработку теории и построение моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных и т.п.

- экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием основных закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник ПД.

Практические задачи ПД также гораздо шире собственно ПД задач, они включают классы задач:

- информационные (измерительные) связанные с определением параметров Пд модели соответствующей психологической структуры: модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.

- технологические (инстркутивные), включающие вопросы анализа и оценки, конструирования ПД метода: порядок и процедура сбора, математической обработки и интерпретации данных их хранения и распространения и др.;

- интепретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления ПД заключения; соотнесения полученных ПД данных, в том числе, частных модификаций моделей личности, с формативными и каузальными моделями общей теории ПД и с теоретическими знаниями общей и дифференциальной психологии (т.е. психологии различий между людьми и группами людей, причин и последствий этих различий);

- корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.

Основная задача ПДпостроение научно-обоснованных данных и достоверных заключений о специфических закономерностях психической регуляции деятельности и поведения как личности в целом (разработка общей генерализованной модели личности и е модификаций), так и конкретного обследуемого субъекта с последующим выводом и вероятных параметрах деятельности и о состоянии субъекта в реальных условиях его жизни.

 

 Принципы психологической диагностики

ПД, во-первых, основывается на тех же и методологических принципах, чтo и другие отрасли психологических знаний; во-вторых, имеет собственные принципы, отражающие специфические особенности диагностической функции психолога.

К общим можно отнести:

• принцип отражения;

• принцип целостности;

• принцип единства психического развития и обучения;

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип диалектической взаимосвязи явления и сущности.

 

Современная практическая психология позволяет выделять еще ряд особых принципов, важных для психодиагностики:

• принцип жизненной детерминации психологии человека;

• принцип парадоксальности психологии человека;

• принцип взаимодействия человека с природой обществом;

• принцип трансформации свойств человека в психологические качества его личности.

 

К специфически психодиагностическим можно отнести:

• принцип конкретности;

• принцип ориентации на выявление индивидуальности;

• принцип безоценочности;

• принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью.

Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психодиагностического обследования, выбор диагностируемы психических образований определяются соответствие психического развития и состояния человека тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация. Вполне естественно, что диагностика психологи ческой готовности детей к обучению в общеобразовательной школе и к обучению в гуманитарной школе углубленным изучением иностранных языков потребует ориентации на разные психические образования, а следовательно, выбора разных методических средств. Точно так же и подбор менеджеров по персоналу в методическомплане будет отличаться от подбора педагогов для среднего звена школы. Психологический диагноз, отражающий возможность обучения ребенка в массовой школе может означать неполное психологическое и психофизиологическое соответствие требованиям обучения в Гимназии.

Принцип конкретности обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными. Они зависят от социального и психологического смысла ситуации для обследуемого, от его актуального состояния, Готовности взаимодействовать с психологом-диагностом. Необходимо упомянуть важность для результатов диаг­ностики выбранного методического аппарата, места и времени диагностирования, а также внешнего облика са­мого психолога-диагноста.

Принцип ориентации на выявление индивидуально­сти предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного мути, предыстории и истории развития. Исключитель­ность жизненной проблемы человека, его психологиче­ского портрета - исходная точка психодиагностической деятельности психолога, которая определяет содержание психодиагностической гипотезы, необходимость и доста­точность диагностических средств в методическом ком­плексе, длительность психодиагностики и форму психо­диагностического заключения.

Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохая память», «хороший интеллект» и т. п.) в процессе выяв­ления психологических особенностей человека и при по­становке психологического диагноза. Все психические процессы выполняют адаптационную функцию, что де­лает их целесообразными и необходимыми для обеспе­чения самосохранения и развития человека в изменяю­щихся условиях жизнедеятельности.

Принцип трансформации взаимодействия человека < окружающей реальностью как принцип психологической диагностики занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том,, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека - результата длительного филогенеза индивидуального развития, что, безусловно, отражаете как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой. Примером могут служить изменения в выраженности и в структурной организации личностных свойств, произошедшие под влиянием социальных перестроек в российском обществе.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.012 с.)