Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников

Поиск

Игра «Узнай по описанию». Педагог описывает какой-либо объект на картине, а дети узнают его по описанию. Например, деревянный, в нем тепло, у него есть крыша... (дом); она темная, по ней идет человек, она ведет к дому... (дорожка) и т. д.

Игровое упражнение «Запишем интересный рассказ».

— Ребята из другой группы тоже хотели бы узнать, что
нарисовано на картине, — говорит педагог. — Давайте все
вместе составим и запишем интересный рассказ о ней. (Пе­
дагог интересуется у каждого ребенка, о чем бы он хотел
рассказать.) Ты, Саша, начинай рассказ, а я буду записы­
вать его на бумаге.

Затем рассказ продолжает следующий ребенок и т. д. После того как все дети примут участие в рассказывании, логопед читает получившийся текст.

— А теперь расскажите о том, какие мы придумали на­
звания к этой картине, — предлагает он.

Каждый ребенок рассказывает, почему он предложил имен­но такое название для картины. Логопед записывает все на­звания.

Вместе с логопедом дети относят картину (диск, распе­чатку или репродукцию) и записанный рассказ в другую группу, а по возвращении в свою группу они рассказывают о том, что делали на занятии.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ Т. ЖИРОВОЙ «ПИРАМИДА-ВЕЛИКАН»

(Для детей среднего дошкольного возраста)

Занятие 1 (проводит воспитатель)

Педагогический замысел: познакомить детей с игровым модулем «Пирамида»; развивать у них восприятие простран­ственных свойств объектов, представления о постоянстве формы и относительности размера; уточнять представления детей о цвете и актуализировать их в речи (красный, жел­тый, синий, зеленый); совершенствовать общую моторику


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

детей; обогащать их номинативный и глагольный словарь, связанный с игровым опытом (пирамида, кольцо, стержень, измерять, катать, надевать); учить детей коммуникатив­ным действиям в процессе игровой деятельности.

Оборудование и материалы: игровой модуль «Пирами­да» (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); веревки-метки; стульчик; карточки-пиктограммы с алгорит­мом выбора колец.

Содержание занятия

Игры с «Дидактической пирамидой» (могут проводиться в течение нескольких занятий):

Игра 1. Воспитатель предлагает детям снять по одному кольцу со стержня пирамиды, положить их на пол. Здесь же на полу лежат веревки-метки, соответствующие длине окружности каждого кольца (веревок на одну-две больше, чем колец). Дети должны найти веревку, соответствующую длине окружности кольца, положить ее вокруг кольца, про­верить правильность выбора, затем аккуратно достать коль­цо, чтобы не нарушить круг из веревки, покатать кольцо по комнате, а затем снова положить ее в соответствующий круг. Игра повторяется несколько раз.

Вариант игры. Дети снимают по одному кольцу со стер­жня пирамиды, кладут их на пол, где уже лежат веревки-метки, соответствующие длине окружности каждого кольца (веревок на одну-две больше, чем колец). Детям нужно най­ти веревку, соответствующую длине окружности кольца, положить ее вокруг кольца, проверить правильность выбо­ра. Затем аккуратно достать кольцо, чтобы не нарушить круг из веревки, покатать кольцо по комнате. Пока дети катают кольца, взрослый собирает веревки и предлагает каждому ребенку узнать, какая из веревок соответствует его кольцу. Взрослый держит каждую веревку за один конец. Если ребенок ошибается, то ему предлагается проверить дли­ну, повторив измерение.

Игра 2, Дети снимают по одному кольцу со стержня пирамиды, садятся на пол, положив кольцо перед собой. По словесной просьбе взрослого ребенок поднимает кольцо


 


118


119


соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает под­нимать кольца пирамиды, начиная с самого большого, а потом, начиная с самого маленького. Игра повторяется не­сколько раз.

Игра 3. Дети по просьбе педагога разбирают пирамиду, берут по одному кольцу и катают их по полу так, чтобы кольца не падали. Воспитатель объясняет правило игры: кольцо надо оттолкнуть так, чтобы оно катилось, а когда оно начнет падать, его необходимо догнать и снова подтол­кнуть. По сигналу (свистку, хлопку и т. п.) воспитателя дети обмениваются кольцами. Во время игры дети свободно передвигаются по всей комнате.

Игра 4. Детям предлагается поиграть с пирамидой: ра­зобрать и собрать ее, надевая кольца от самого большого к самому маленькому. Затем пирамида разбирается, кольца выкладываются на полу. Каждый ребенок получает карточ­ки-пиктограммы с алгоритмом выбора колец.

Например:

• нарисовано: пятно красного цвета — перечеркнуто; си­
него цвета — перечеркнуто; зеленого цвета — перечеркнуто;
желтого цвета;

• нарисовано: пятно красного цвета; желтого цвета — пе­-
речеркнуто; зеленого цвета — перечеркнуто; синего цвета —

перечеркнуто;

• нарисовано: большое пятно синего цвета — перечеркну­
то; маленькое пятно синего цвета; пятно красного цвета —
перечеркнуто; зеленого цвета — перечеркнуто; желтого цвеН
та — перечеркнуто.

Ребенок, рассматривая, например, последнюю карточку, говорит: «Не большое синее кольцо, не красное кольцо, не зеленое кольцо, не желтое кольцо, а маленькое синее». Бе­рет заданное на пиктограмме кольцо и надевает его на стер­жень пирамиды.

После выполнения задания дети обмениваются карточками,

Игра 5.

Первый вариант. Дети разбирают пирамиду, садятся на пол, опираются руками о пол, удерживая ногами (стопами)

120


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

кольцо в вертикальном положении. По команде воспита­теля каждый ребенок должен оттолкнуть от себя кольцо ногами. Педагог просит детей не спешить и внимательно слушать инструкцию: «Толкнуть красное кольцо. Потом синее маленькое кольцо. Затем зеленое кольцо. Теперь большое синее. Теперь желтое». После этого дети встают, выбирают себе другие кольца, снова садятся, игра повто­ряется несколько раз.

Второй вариант. Ребенок действует на основе исключе­ния по заданному признаку. Например, он должен оттолк­нуть от себя кольцо, которое воспитатель не называет. Ре­бенок сам называет это кольцо и выполняет соответствую­щее игровое действие:

• оттолкнуть от себя не красное, не синее, не зеленое,
а... (ответ ребенка и соответствующее действие) кольцо;

• оттолкнуть от себя не желтое, не зеленое, не синее, а...
(ответ ребенка и соответствующее действие) кольцо;

• оттолкнуть от себя не красное, не зеленое, не желтое,
не маленькое синее, а... (ответ ребенка и соответствующее
действие) кольцо;

• оттолкнуть от себя не красное, не зеленое, не желтое,
не большое синее, а,.* (ответ ребенка и соответствующее дей­
ствие) кольцо.

Третий вариант. Дети крепко держат кольца стопами ног и отталкивают их по сигналу воспитателя (свисток, удар в бубен и т. п.). Сигнал следует только после того, как ре­бенок назовет цвет кольца, которое он удерживает.

В конце занятия дети собирают пирамиду от большого кольца к маленькому.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: развивать фразовую речь де­тей: совершенствовать структуру простого распространенно­го предложения; актуализировать глагольный словарь, свя­занный с игровым опытом; развивать навыки конструирова­ния по схеме; уточнять пространственные представления

121


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

детей, их связную речь (учить описывать по схеме); учить детей коммуникативным действиям в процессе деятель­ности.

Оборудование и материалы: сюжетная картина Т. Жи­ровой «Пирамида-великан» (СD-приложение —> папка «Пи­рамида-великан»,—> картина «Пирамида-великан») или ее распечатка; распечатки фрагментов картины в конвертах («Катись-катись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида на­оборот»); маркер и лист бумаги для рисования; схема пира­миды в виде цветных пятен.

Содержание занятия

Рассматривание картины «Пирамида-великан» и беседа по ней. Дети располагаются на стульчиках полукругом или в ряд перед экраном монитора (мольбертом) на расстоянии не менее одного метра. Логопед открывает на экране мо­нитора изображение картины Т. Жировой «Пирамида-ве­ликан» (см. СО-приложение). Если работа проводится по распечатке с СD-диска, то она выставляется на мольберте. Две-три минуты дети самостоятельно рассматривают кар­тину и обсуждают ее. Логопед стимулирует общение де­тей, вступая с ними в беседу, показывая как можно об­щаться: поворачиваться друг к другу, пользоваться указа­тельными жестами, говорить спокойно и т. п. При этом педагог находится среди детей, принимая участие в бесе­де, косвенно направляя и стимулируя ее.

Логопед просит детей подумать и ответить на вопросы по содержанию картины. Вопросы обращены ко всем детям. На один и тот же вопрос могут отвечать несколько детей. Ответы каждого выслушиваются и обобщаются взрослым вместе с детьми.

Можно предложить детям следующие вопросы:

• О чем художник нарисовал картину?

• Кто нарисован на картине?

• С какой игрушкой играют дети?

• Как вы догадались, что нарисована пирамида? (У нее
есть разноцветные кольца.)

• Кроме колец, какая еще часть пирамиды видна на это!
картине? (Стержень.)


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Какого цвета кольцо катит мальчик? Давайте приду­
маем мальчику имя. Начните ответ со слов: «Мальчик (имя)
катит...».

• Кто на картине измеряет кольцо веревкой? Назовем по
имени этого мальчика. (Ответы детей, например, Дима.)

• Какого цвета кольцо измеряет Дима? Начните ответ со
слов: «Дима измеряет...».

• Что делает девочка? Какое имя мы ей придумаем? (От­
веты детей.)

• Какого цвета кольцо она надевает на стержень? (Отве­
ты детей.)

После вопросно-ответной беседы с детьми логопед гово­рит о том, что эту картину нарисовала художник Татьяна Жирова. Она назвала картину «Пирамида-великан». Взрос­лый просит детей подумать и сказать, почему так названа картина? (Ответы детей.)

Картина убирается из поля зрения детей.

Игра «Я рисуюты рассказываешь». Учитель-логопед просит детей обратить внимание на планшет, к которому прикреплен белый лист бумаги, и сообщает о том, что он будет рисовать кого-нибудь из персонажей картины, а дети будут называть действия, которые выполняет этот персонаж (измеряет, катит, надевает).

Педагог схематически изображает персонажей картины, акцентируя внимание на узнаваемых деталях внешности или костюма, например: «Я рисую мальчика в коричневых брю­ках. Скажите, что он делает».

Игра «Разгадайка». Логопед предлагает детям схему пи­рамиды, которая выполнена в виде цветных пятен, распо­ложенных вертикально. Он обращается к детям:

— Рассмотрите схему и все вместе составьте пирамиду-великана, как показано на схеме. Дети «читают» схему, озвучивают план своих действий и собирают пирамиду. Пе­дагог стимулирует детей к сопровождению действий речью.

Игровое упражнение «Узнай по рисунку и найди на кар­ тине». Трое детей получают конверты, которые лежат справа от пирамиды (слева от пирамиды, за пирамидой). В конвер­тах — распечатки фрагментов картины «Пирамида-великан» («Катись-катись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида на-


 


122


123


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

оборот»). Педагог предлагает схему описания: «Кто? —> Во что одет? -> Что делает?» (Мальчик Саша одет в красный джем­пер и синие джинсы. Он катит кольцо пирамиды.)

Каждый ребенок, получивший конверт с фрагментом кар­тины, составляет описательный рассказ по нему, а кто-то из детей показывает на картине (курсором, указкой) того, о ком идет речь.

Игровое упражнение «Живая картина». В конце заня­тия учитель-логопед предлагает детям с помощью модуля «Пирамида» изобразить ситуацию, как на картине. Для этого дети распределяют роли, сопровождая все свои дей­ствия комментирующей речью. Игра повторяется несколь­ко раз, с тем чтобы все дети смогли побыть в роли персона­жей картины и рассказать, что они изображали.

Занятие 3

(проводит учитель-логопед индивидуально с каждый ребенком)

Педагогический замысел: учить детей получать инфор­мацию для высказывания в процессе рассматривания кар­тины; формировать структурно-композиционные умения де­тей, обеспечивающие логику построения текста; актуализи­ровать словарь, связанный с игровым опытом детей; учить детей принимать роль рассказчика в коммуникативной си­туации «рассказывание — слушание».

Оборудование и материалы: сюжетная картина Т. Жи­ровой «Пирамида-великан» (СD-приложение — > папка «Пи­рамида-великан» -» картина «Пирамида-великан») или ее распечатка; распечатки фрагментов картины («Катись-ка­тись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида наоборот»); два телефонных аппарата.

Содержание занятия

Игровой этюд «Разговор по телефону». Занятие органи­зуется в виде беседы по телефону. Учитель-логопед предла­гает ребенку поговорить по телефону о том, что нарисовано на картине, которую он будет рассматривать.


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Ребенок садится перед экраном монитора на расстоянии не менее одного метра или напротив распечатки картины Т. Жировой «Пирамида-великан». Рядом стоит телефонный аппарат. Такой же аппарат стоит в отдалении от ребенка. Ситуация моделируется таким образом, чтобы взрослый стал собеседником ребенка, которому он будет рассказывать по телефону о рассматриваемой картине.

Ребенок в течение двух-трех минут самостоятельно рас­сматривает картину «Пирамида-великан». Затем он набира­ет заранее оговоренный номер телефона и, услышав ответ, начинает диалог со взрослым. Логопед, стимулируя обще­ние с ребенком, задает ему вопросы, побуждающие к твор­ческому рассказыванию:

• Как называется картина, о которой ты хочешь мне рас­
сказать?

• Расскажи мне красивый и интересный рассказ о ней,
так чтобы я могла ее себе представить.

• Как ты думаешь, что было до того события, которое
изображено на картине?

• Как ты думаешь, что будут делать дети, после того как
поиграют с пирамидой?

Если у ребенка возникают непреодолимые трудности, пе­дагог предлагает ему составить рассказ-описание по фрагмен­там картины. При этом может быть вновь использована схема описания (см. конспект предыдущего занятия). Важно, чтобы опыт рассказывания переживался ребенком как успешный.

В конце телефонной беседы взрослый (собеседник) благо­дарит ребенка за интересный рассказ.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЕРИИ КАРТИН Т. ЖИРОВОЙ «ИГРАЕМ С ЕЖИКОМ»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие 1 (проводит воспитатель)

Педагогический замысел: формировать положительный.эмоциональный фон занятия; развивать умение детей вос­принимать текст, осмысливать и анализировать его элемен-


 


124


125


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ты; формировать операционно-техническую сторону предмет­но-моделирующей деятельности детей; совершенствовать слухо­вое восприятие детей; обогащать их представления об окру­жающем мире; пополнять и актуализировать словарь детей по лексической теме «Животные»; развивать связную речь детей.

Материалы и оборудование: игровое тактильное панно «Ежик» (производитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); план-схема составления панно; текст рассказа К. Ушинского «Заяц и Еж» и иллюстрация к нему; игруш­ка-еж; модели елочек; картинки (заяц, еж, собака, волк); магнитофон.

Содержание занятия

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:

Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)

Педагог продолжает:

К нам пришел колючий ежик,

Протоптал он сто дорожек,

Шел он к детям в детский сад

И принес с собою клад.

Все лесные звери на него смотрели,

Только умные ребята разберутся, что к чему,

А зверятам не понятно — никому!

(И. Лебедева)

Воспитатель обращает внимание детей на ковролино-вую основу игрового тактильного панно «Ежик» и просит их подумать и сказать, очертания какого животного на­поминает форма коврика. (Ответы детей.) Дети выбира­ют соответствующую картинку из предложенного ряда: заяц, еж, собака, волк. Затем они рассаживаются полу­кругом перед ковриком, прикрепленным к стене, рассмат-


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

ривают «клад», который принес ежик. Это коробка. В ней лежат детали игрового тактильного панно «Ежик».

Игра «Назови и опиши». Дети раскладывают детали пан­но «Ежик», называют каждую из них, рассказывают, какие они (сапожки, бусы, бант, мордочка, лапки). Игру можно проводить в разных вариантах: описывать по заданной схе­ме: цвет, материал, назначение; угадывать деталь по описа­нию, описывать по цепочке и т. д.

После того как дети расскажут о каждом элементе панно «Ежик», воспитатель читает стихотворение:

Вот у Ежика-дружка Два высоких сапожка, Серые иголки. Ой! Не тронь — как колко.

Взрослый просит детей повторить стихотворение, выбрать те детали для украшения коврика, о которых готовится в нем (сапожки, прищепки-иголки, показать рукой на ковролиновую основу — спинку).

Упражнение «Составь панно "Ежик" по плану-схеме». Дети составляют панно «Ежик» по плану-схеме, которая представлена в черно-белом варианте. Особое внимание де­тей обращается на расположение деталей (справа, слева, внизу, наверху) на панно.

Дети по очереди прикрепляют детали, «читая план», на­ряжают ежика. Педагог спрашивает каждого ребенка, как располагается его деталь относительно других элементов. Например: «Скажи, где находится бант?». (Справа от мор­ дочки.) И т. п.

Воспитатель хвалит детей, говорит о том, что они очень добрые и умелые, потому что помогли ежику нарядиться, но, наверное, они устали после такой трудной работы. Он предлагает поиграть в пальчиковую игру, чтобы отдохнули ручки.

Пальчиковая игра «Ежик»:

Пальчики стучат, пальчики шевелятся.

Ежик бежит по дорожке, Лапки стучат, Иглы шуршат.


 


126


127



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Тишь! Тишь! Бежит мышь. Ежик к мышке — хап!

Съел!

Побежал опять, Лег спать.

Тихонько передвигаются пальцы левой руки, изображая мышь. Ребенок накрывает мышку ладо­нью правой руки, прячет ее под стол. Пальчики стучат.

Ребенок кладет правую руку паль­цами вверх, собирает пальчики щепоткой, будто ежик свернулся в клубок.

Игровое упражнение «Музыка, речь, движение». Педагог говорит детям, что ежик любит повеселиться. Он предлагает спеть песенку про веселого ежа «Ежик и барабан». С этой песенкой дети уже познакомились на музыкальных занятиях. Для ее исполнения используется заранее подготовленная воспитателем вместе с музыкальным руководителем аудио­запись мелодии.

Дети идут по кругу, пальцами имитируют удары по ба­рабану.

С барабаном ходит ежик: Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

Дети становятся в круг, равномер­но хлопают у правого и левого плеча.

Руки, сомкнутые в кулачок, вытя­гивают вперед,

С барабаном за плечами:

Бум-бум-бум!

Ежик в сад зашел случайно:

Бум-бум-бум!

кулачки вверх-

переворачивают вниз.

Очень яблоки любил он:

Дети разводят руками, имитируя растерянность, поднимают плечи.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он:

Бум-бум-бум!

— Давайте поблагодарим ежика, — предлагает воспитатель.: (Дети говорят ежику «спасибо» и гладят его руками.) А вам


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

и ежику я расскажу интересный рассказ (по ходу рассказа педагог выставляет картинки: заяц, ежик, собака, волк). Восприятие текста и беседа по его содержанию.

ЕЖ И ЗАЯЦ

Беленький гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.

— Правда, — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зу­бов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

К. Ушинскии

Проводится беседа по вопросам:

• О чем мы узнали из этого рассказа?

• О ком этот рассказ?

• Что зайка спросил у ежика?

• Что ответил ежик?

• Почему зайка ничего не ответил, а только вздохнул?

• Какое платье вам больше нравится, колючее, как у
ежика, или пушистое, как у зайчика? Объясните, почему.
{Ответы детей.)

• Как заяц себя защищает? (Ответы детей.)
Подвижная игра «Ежик и зайчики».
Дети делятся на две

команды: те, кому больше нравится заячья шкурка, и те, кому больше нравится шкурка ежа. Звучит характерная музыка. Дети из первой команды прыгают, как зайчики. Дети второй команды под более спокойную мелодию, ими­тируют движения ежа. Каждая команда должна слушать свою мелодию и двигаться в соответствии с ней. Музыка смолкает, и воспитатель собирает детей вокруг себя.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия (содер­жательные и деятельностные), уточняет, какие задания по­нравились детям.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: обогащать представления де­тей об окружающей действительности; учить детей воспри-


 


128


129




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.012 с.)