Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связной речи дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Игра «Узнай по описанию». Педагог описывает какой-либо объект на картине, а дети узнают его по описанию. Например, деревянный, в нем тепло, у него есть крыша... (дом); она темная, по ней идет человек, она ведет к дому... (дорожка) и т. д. Игровое упражнение «Запишем интересный рассказ». — Ребята из другой группы тоже хотели бы узнать, что Затем рассказ продолжает следующий ребенок и т. д. После того как все дети примут участие в рассказывании, логопед читает получившийся текст. — А теперь расскажите о том, какие мы придумали на Каждый ребенок рассказывает, почему он предложил именно такое название для картины. Логопед записывает все названия. Вместе с логопедом дети относят картину (диск, распечатку или репродукцию) и записанный рассказ в другую группу, а по возвращении в свою группу они рассказывают о том, что делали на занятии. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ Т. ЖИРОВОЙ «ПИРАМИДА-ВЕЛИКАН» (Для детей среднего дошкольного возраста) Занятие 1 (проводит воспитатель) Педагогический замысел: познакомить детей с игровым модулем «Пирамида»; развивать у них восприятие пространственных свойств объектов, представления о постоянстве формы и относительности размера; уточнять представления детей о цвете и актуализировать их в речи (красный, желтый, синий, зеленый); совершенствовать общую моторику ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... детей; обогащать их номинативный и глагольный словарь, связанный с игровым опытом (пирамида, кольцо, стержень, измерять, катать, надевать); учить детей коммуникативным действиям в процессе игровой деятельности. Оборудование и материалы: игровой модуль «Пирамида» (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); веревки-метки; стульчик; карточки-пиктограммы с алгоритмом выбора колец. Содержание занятия Игры с «Дидактической пирамидой» (могут проводиться в течение нескольких занятий): Игра 1. Воспитатель предлагает детям снять по одному кольцу со стержня пирамиды, положить их на пол. Здесь же на полу лежат веревки-метки, соответствующие длине окружности каждого кольца (веревок на одну-две больше, чем колец). Дети должны найти веревку, соответствующую длине окружности кольца, положить ее вокруг кольца, проверить правильность выбора, затем аккуратно достать кольцо, чтобы не нарушить круг из веревки, покатать кольцо по комнате, а затем снова положить ее в соответствующий круг. Игра повторяется несколько раз. Вариант игры. Дети снимают по одному кольцу со стержня пирамиды, кладут их на пол, где уже лежат веревки-метки, соответствующие длине окружности каждого кольца (веревок на одну-две больше, чем колец). Детям нужно найти веревку, соответствующую длине окружности кольца, положить ее вокруг кольца, проверить правильность выбора. Затем аккуратно достать кольцо, чтобы не нарушить круг из веревки, покатать кольцо по комнате. Пока дети катают кольца, взрослый собирает веревки и предлагает каждому ребенку узнать, какая из веревок соответствует его кольцу. Взрослый держит каждую веревку за один конец. Если ребенок ошибается, то ему предлагается проверить длину, повторив измерение. Игра 2, Дети снимают по одному кольцу со стержня пирамиды, садятся на пол, положив кольцо перед собой. По словесной просьбе взрослого ребенок поднимает кольцо
118 119 соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает поднимать кольца пирамиды, начиная с самого большого, а потом, начиная с самого маленького. Игра повторяется несколько раз. Игра 3. Дети по просьбе педагога разбирают пирамиду, берут по одному кольцу и катают их по полу так, чтобы кольца не падали. Воспитатель объясняет правило игры: кольцо надо оттолкнуть так, чтобы оно катилось, а когда оно начнет падать, его необходимо догнать и снова подтолкнуть. По сигналу (свистку, хлопку и т. п.) воспитателя дети обмениваются кольцами. Во время игры дети свободно передвигаются по всей комнате. Игра 4. Детям предлагается поиграть с пирамидой: разобрать и собрать ее, надевая кольца от самого большого к самому маленькому. Затем пирамида разбирается, кольца выкладываются на полу. Каждый ребенок получает карточки-пиктограммы с алгоритмом выбора колец. Например: • нарисовано: пятно красного цвета — перечеркнуто; си • нарисовано: пятно красного цвета; желтого цвета — пе- перечеркнуто; • нарисовано: большое пятно синего цвета — перечеркну Ребенок, рассматривая, например, последнюю карточку, говорит: «Не большое синее кольцо, не красное кольцо, не зеленое кольцо, не желтое кольцо, а маленькое синее». Берет заданное на пиктограмме кольцо и надевает его на стержень пирамиды. После выполнения задания дети обмениваются карточками, Игра 5. Первый вариант. Дети разбирают пирамиду, садятся на пол, опираются руками о пол, удерживая ногами (стопами) 120 ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... кольцо в вертикальном положении. По команде воспитателя каждый ребенок должен оттолкнуть от себя кольцо ногами. Педагог просит детей не спешить и внимательно слушать инструкцию: «Толкнуть красное кольцо. Потом синее маленькое кольцо. Затем зеленое кольцо. Теперь большое синее. Теперь желтое». После этого дети встают, выбирают себе другие кольца, снова садятся, игра повторяется несколько раз. Второй вариант. Ребенок действует на основе исключения по заданному признаку. Например, он должен оттолкнуть от себя кольцо, которое воспитатель не называет. Ребенок сам называет это кольцо и выполняет соответствующее игровое действие: • оттолкнуть от себя не красное, не синее, не зеленое, • оттолкнуть от себя не желтое, не зеленое, не синее, а... • оттолкнуть от себя не красное, не зеленое, не желтое, • оттолкнуть от себя не красное, не зеленое, не желтое, Третий вариант. Дети крепко держат кольца стопами ног и отталкивают их по сигналу воспитателя (свисток, удар в бубен и т. п.). Сигнал следует только после того, как ребенок назовет цвет кольца, которое он удерживает. В конце занятия дети собирают пирамиду от большого кольца к маленькому. Занятие 2 (проводит учитель-логопед) Педагогический замысел: развивать фразовую речь детей: совершенствовать структуру простого распространенного предложения; актуализировать глагольный словарь, связанный с игровым опытом; развивать навыки конструирования по схеме; уточнять пространственные представления 121 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ детей, их связную речь (учить описывать по схеме); учить детей коммуникативным действиям в процессе деятельности. Оборудование и материалы: сюжетная картина Т. Жировой «Пирамида-великан» (СD-приложение —> папка «Пирамида-великан»,—> картина «Пирамида-великан») или ее распечатка; распечатки фрагментов картины в конвертах («Катись-катись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида наоборот»); маркер и лист бумаги для рисования; схема пирамиды в виде цветных пятен. Содержание занятия Рассматривание картины «Пирамида-великан» и беседа по ней. Дети располагаются на стульчиках полукругом или в ряд перед экраном монитора (мольбертом) на расстоянии не менее одного метра. Логопед открывает на экране монитора изображение картины Т. Жировой «Пирамида-великан» (см. СО-приложение). Если работа проводится по распечатке с СD-диска, то она выставляется на мольберте. Две-три минуты дети самостоятельно рассматривают картину и обсуждают ее. Логопед стимулирует общение детей, вступая с ними в беседу, показывая как можно общаться: поворачиваться друг к другу, пользоваться указательными жестами, говорить спокойно и т. п. При этом педагог находится среди детей, принимая участие в беседе, косвенно направляя и стимулируя ее. Логопед просит детей подумать и ответить на вопросы по содержанию картины. Вопросы обращены ко всем детям. На один и тот же вопрос могут отвечать несколько детей. Ответы каждого выслушиваются и обобщаются взрослым вместе с детьми. Можно предложить детям следующие вопросы: • О чем художник нарисовал картину? • Кто нарисован на картине? • С какой игрушкой играют дети? • Как вы догадались, что нарисована пирамида? (У нее • Кроме колец, какая еще часть пирамиды видна на это! ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... • Какого цвета кольцо катит мальчик? Давайте приду • Кто на картине измеряет кольцо веревкой? Назовем по • Какого цвета кольцо измеряет Дима? Начните ответ со • Что делает девочка? Какое имя мы ей придумаем? (От • Какого цвета кольцо она надевает на стержень? (Отве После вопросно-ответной беседы с детьми логопед говорит о том, что эту картину нарисовала художник Татьяна Жирова. Она назвала картину «Пирамида-великан». Взрослый просит детей подумать и сказать, почему так названа картина? (Ответы детей.) Картина убирается из поля зрения детей. Игра «Я рисую — ты рассказываешь». Учитель-логопед просит детей обратить внимание на планшет, к которому прикреплен белый лист бумаги, и сообщает о том, что он будет рисовать кого-нибудь из персонажей картины, а дети будут называть действия, которые выполняет этот персонаж (измеряет, катит, надевает). Педагог схематически изображает персонажей картины, акцентируя внимание на узнаваемых деталях внешности или костюма, например: «Я рисую мальчика в коричневых брюках. Скажите, что он делает». Игра «Разгадайка». Логопед предлагает детям схему пирамиды, которая выполнена в виде цветных пятен, расположенных вертикально. Он обращается к детям: — Рассмотрите схему и все вместе составьте пирамиду-великана, как показано на схеме. Дети «читают» схему, озвучивают план своих действий и собирают пирамиду. Педагог стимулирует детей к сопровождению действий речью. Игровое упражнение «Узнай по рисунку и найди на кар тине». Трое детей получают конверты, которые лежат справа от пирамиды (слева от пирамиды, за пирамидой). В конвертах — распечатки фрагментов картины «Пирамида-великан» («Катись-катись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида на-
122 123 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ оборот»). Педагог предлагает схему описания: «Кто? —> Во что одет? -> Что делает?» (Мальчик Саша одет в красный джемпер и синие джинсы. Он катит кольцо пирамиды.) Каждый ребенок, получивший конверт с фрагментом картины, составляет описательный рассказ по нему, а кто-то из детей показывает на картине (курсором, указкой) того, о ком идет речь. Игровое упражнение «Живая картина». В конце занятия учитель-логопед предлагает детям с помощью модуля «Пирамида» изобразить ситуацию, как на картине. Для этого дети распределяют роли, сопровождая все свои действия комментирующей речью. Игра повторяется несколько раз, с тем чтобы все дети смогли побыть в роли персонажей картины и рассказать, что они изображали. Занятие 3 (проводит учитель-логопед индивидуально с каждый ребенком) Педагогический замысел: учить детей получать информацию для высказывания в процессе рассматривания картины; формировать структурно-композиционные умения детей, обеспечивающие логику построения текста; актуализировать словарь, связанный с игровым опытом детей; учить детей принимать роль рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание — слушание». Оборудование и материалы: сюжетная картина Т. Жировой «Пирамида-великан» (СD-приложение — > папка «Пирамида-великан» -» картина «Пирамида-великан») или ее распечатка; распечатки фрагментов картины («Катись-катись, колечко», «Веревка-метка», «Пирамида наоборот»); два телефонных аппарата. Содержание занятия Игровой этюд «Разговор по телефону». Занятие организуется в виде беседы по телефону. Учитель-логопед предлагает ребенку поговорить по телефону о том, что нарисовано на картине, которую он будет рассматривать. ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... Ребенок садится перед экраном монитора на расстоянии не менее одного метра или напротив распечатки картины Т. Жировой «Пирамида-великан». Рядом стоит телефонный аппарат. Такой же аппарат стоит в отдалении от ребенка. Ситуация моделируется таким образом, чтобы взрослый стал собеседником ребенка, которому он будет рассказывать по телефону о рассматриваемой картине. Ребенок в течение двух-трех минут самостоятельно рассматривает картину «Пирамида-великан». Затем он набирает заранее оговоренный номер телефона и, услышав ответ, начинает диалог со взрослым. Логопед, стимулируя общение с ребенком, задает ему вопросы, побуждающие к творческому рассказыванию: • Как называется картина, о которой ты хочешь мне рас • Расскажи мне красивый и интересный рассказ о ней, • Как ты думаешь, что было до того события, которое • Как ты думаешь, что будут делать дети, после того как Если у ребенка возникают непреодолимые трудности, педагог предлагает ему составить рассказ-описание по фрагментам картины. При этом может быть вновь использована схема описания (см. конспект предыдущего занятия). Важно, чтобы опыт рассказывания переживался ребенком как успешный. В конце телефонной беседы взрослый (собеседник) благодарит ребенка за интересный рассказ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЕРИИ КАРТИН Т. ЖИРОВОЙ «ИГРАЕМ С ЕЖИКОМ» (Для детей старшего дошкольного возраста) Занятие 1 (проводит воспитатель) Педагогический замысел: формировать положительный.эмоциональный фон занятия; развивать умение детей воспринимать текст, осмысливать и анализировать его элемен-
124 125 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ты; формировать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности детей; совершенствовать слуховое восприятие детей; обогащать их представления об окружающем мире; пополнять и актуализировать словарь детей по лексической теме «Животные»; развивать связную речь детей. Материалы и оборудование: игровое тактильное панно «Ежик» (производитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); план-схема составления панно; текст рассказа К. Ушинского «Заяц и Еж» и иллюстрация к нему; игрушка-еж; модели елочек; картинки (заяц, еж, собака, волк); магнитофон. Содержание занятия Воспитатель предлагает детям разгадать загадку: Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж) Педагог продолжает: К нам пришел колючий ежик, Протоптал он сто дорожек, Шел он к детям в детский сад И принес с собою клад. Все лесные звери на него смотрели, Только умные ребята разберутся, что к чему, А зверятам не понятно — никому! (И. Лебедева) Воспитатель обращает внимание детей на ковролино-вую основу игрового тактильного панно «Ежик» и просит их подумать и сказать, очертания какого животного напоминает форма коврика. (Ответы детей.) Дети выбирают соответствующую картинку из предложенного ряда: заяц, еж, собака, волк. Затем они рассаживаются полукругом перед ковриком, прикрепленным к стене, рассмат- ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... ривают «клад», который принес ежик. Это коробка. В ней лежат детали игрового тактильного панно «Ежик». Игра «Назови и опиши». Дети раскладывают детали панно «Ежик», называют каждую из них, рассказывают, какие они (сапожки, бусы, бант, мордочка, лапки). Игру можно проводить в разных вариантах: описывать по заданной схеме: цвет, материал, назначение; угадывать деталь по описанию, описывать по цепочке и т. д. После того как дети расскажут о каждом элементе панно «Ежик», воспитатель читает стихотворение: Вот у Ежика-дружка Два высоких сапожка, Серые иголки. Ой! Не тронь — как колко. Взрослый просит детей повторить стихотворение, выбрать те детали для украшения коврика, о которых готовится в нем (сапожки, прищепки-иголки, показать рукой на ковролиновую основу — спинку). Упражнение «Составь панно "Ежик" по плану-схеме». Дети составляют панно «Ежик» по плану-схеме, которая представлена в черно-белом варианте. Особое внимание детей обращается на расположение деталей (справа, слева, внизу, наверху) на панно. Дети по очереди прикрепляют детали, «читая план», наряжают ежика. Педагог спрашивает каждого ребенка, как располагается его деталь относительно других элементов. Например: «Скажи, где находится бант?». (Справа от мор дочки.) И т. п. Воспитатель хвалит детей, говорит о том, что они очень добрые и умелые, потому что помогли ежику нарядиться, но, наверное, они устали после такой трудной работы. Он предлагает поиграть в пальчиковую игру, чтобы отдохнули ручки. Пальчиковая игра «Ежик»:
Ежик бежит по дорожке, Лапки стучат, Иглы шуршат.
126 127
Тихонько передвигаются пальцы левой руки, изображая мышь. Ребенок накрывает мышку ладонью правой руки, прячет ее под стол. Пальчики стучат. Ребенок кладет правую руку пальцами вверх, собирает пальчики щепоткой, будто ежик свернулся в клубок. Игровое упражнение «Музыка, речь, движение». Педагог говорит детям, что ежик любит повеселиться. Он предлагает спеть песенку про веселого ежа «Ежик и барабан». С этой песенкой дети уже познакомились на музыкальных занятиях. Для ее исполнения используется заранее подготовленная воспитателем вместе с музыкальным руководителем аудиозапись мелодии.
С барабаном ходит ежик: Бум-бум-бум! Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: Бум-бум-бум! Ежик в сад зашел случайно: Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он:
Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он: Бум-бум-бум! — Давайте поблагодарим ежика, — предлагает воспитатель.: (Дети говорят ежику «спасибо» и гладят его руками.) А вам ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... и ежику я расскажу интересный рассказ (по ходу рассказа педагог выставляет картинки: заяц, ежик, собака, волк). Восприятие текста и беседа по его содержанию. ЕЖ И ЗАЯЦ Беленький гладенький зайчик сказал ежу: — Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье. — Правда, — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка? Зайчик вместо ответа только вздохнул. К. Ушинскии Проводится беседа по вопросам: • О чем мы узнали из этого рассказа? • О ком этот рассказ? • Что зайка спросил у ежика? • Что ответил ежик? • Почему зайка ничего не ответил, а только вздохнул? • Какое платье вам больше нравится, колючее, как у • Как заяц себя защищает? (Ответы детей.) команды: те, кому больше нравится заячья шкурка, и те, кому больше нравится шкурка ежа. Звучит характерная музыка. Дети из первой команды прыгают, как зайчики. Дети второй команды под более спокойную мелодию, имитируют движения ежа. Каждая команда должна слушать свою мелодию и двигаться в соответствии с ней. Музыка смолкает, и воспитатель собирает детей вокруг себя. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия (содержательные и деятельностные), уточняет, какие задания понравились детям. Занятие 2 (проводит учитель-логопед) Педагогический замысел: обогащать представления детей об окружающей действительности; учить детей воспри-
128 129
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.012 с.) |