Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной

Поиск

Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной речи обследуемого ребенка, важно:

• рассматривать картину как определенный изобразитель­
ный текст, отражающий представления о модели (картине)
мира;

• понимать, что различные виды деятельности дошколь­
ника, основанные на переводе содержания графического зна­
ка на другие алфавиты кодирования, осуществляются в рам­
ках знаково-символической деятельности. Целостный образ,
возникающий при восприятии картины, может быть отож­
дествлен с наглядным представлением ситуации в трехмер­
ном пространстве;

• учитывать тот факт, что знаковые системы являются
средством отражения действительности и ориентировки в
ней, действия замещения и моделирования служат получе­
нию и уточнению информации, могут приводить к осмыс­
лению наглядно представленной информации, которая не
осознана ребенком путем прямого восприятия и декодиро­
вания графического знака;

• рассматривать рассказывание по картине как перевод
содержания графического знака в речевую форму, основан­
ный на закономерностях восприятия и понимания карти­
ны, осуществляемый с разной степенью самостоятельности.

Диагностическая методика состоит из семи заданий И; представляет собой индивидуальное и групповое обследование | в обычной для детей обстановке при полном расположении их| к педагогу (воспитателю, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу). Перед началом выполнения каж­дого задания и в конце его организуется непродолжительная беседа с ребенком. Ее цель — установить контакт с ребенком, разъяснить ему характер предстоящей работы и сформиро­вать положительное отношение к выполнению задания.

В процессе обследования учитываются психологические особенности детей с разными интеллектуальными и речевы­ми возможностями. Эмоциональное отношение ребенка к заданию, к продуктивным видам деятельности, характер и! содержание его действий, поведенческие реакции, примене-


_________ ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ________

ние им мимико-жестикуляторных средств — все это отража­ется в протоколах обследования.

В ходе выполнения заданий детьми изучаются:

• особенности пересказа текста (задание 1);

• особенности рассказывания по серии картинок (задание 2);

• специфика восприятия и словесной интерпретации со­
держания сюжетной картины (задания 3, 4);

• влияние на рассказывание актуализации образов кар­
тины, осуществляемой с помощью изобразительной деятель­
ности (задание 5);

• зависимость рассказывания по картине от символико-
моделирующих видов деятельности на основе ее содержа­
ния (задания 6, 7).

Для адекватной оценки языкового оформления текстов мы рекомендуем фиксировать высказывания детей, прибе­гая к аудиозаписи (магнитофон, диктофон). При этом сове­туем использовать следующие критерии: объем текста, дли­на предложений, частеречный состав текста, коэффициент лексического разнообразия (отношение количества разных лексем к общему числу словоупотреблений в тексте без слу­жебных слов), среднее количество простых предложений (в процентном отношении ко всем предложениям в тексте), среднее количество сложных предложений (в процентном отношении ко всем предложениям в тексте)* наличие или отсутствие аграмматизмов, стереотипности в построении грам­матических конструкций.

Эти критерии оценки не исчерпывают всех возможных вариантов и могут использоваться для углубленного изуче­ния индивидуальной и групповой динамики в процессе обу­чения.

Разработанную нами диагностическую методику можно использовать полностью либо частично. Наглядный матери­ал в каждом задании может быть изменен, исходя из инди­видуальных возможностей детей* наличия игрового обору­дования, картинного материала.

В процессе полного диагностического обследования каж­дый ребенок создает семь текстов-рассказов по картине. Анализ этих рассказов позволяет сделать заключение об уровне развития связной речи ребенка, ее качественном свое-


 


28


29




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.006 с.)