Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
рования и уточнения представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений. На занятиях по обучению рассказыванию можно использовать: • предметные модели, представляющие собой физическую • предметно-схематические модели, в которых выделен • графические модели как модели, обобщенно передаю На занятиях широко используются словесные методы обучения: • предварительная беседа; • обобщающая беседа; • вопросы (репродуктивные, требующие констатации; по • пояснения (объяснения) и указания как разъяснение • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, • самооценка; • косвенные приемы оценки (напоминание, совет, исправ Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, мы понимаем организационную форму обучения как специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, характер которого обусловлен содержанием деятельности, методами и приемами, используемыми в ней. Необходимо отметить, что наиболее успешно проходят занятия в группах детей до пяти-шести человек или индивидуально с каждым ребенком. Это позволяет максимально учитывать психологические особенности детей, создает благоприятные условия для дифференцированного подхода. Групповые формы работы обеспечивают 65 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ развитие коммуникативной деятельности детей, умений взаимодействовать в специфических для дошкольников видах деятельности. На индивидуальных занятиях наиболее полно раскрываются и активизируются потенциальные возможности познавательного и речевого развития каждого ребенка. Разработанная нами модель обучения рассказыванию по картине предполагает следующие организационные формы: занятие, совместную деятельность взрослого и ребенка (индивидуальное занятие), экскурсию. Мы рекомендуем ориентироваться на концентрический принцип построения содержания занятий: от предметной стороны определенной области действительности к ее смыс- ловой стороне, изображенной на картине, а затем к интер- претации смыслового содержания речевыми средствами. Кроме того, практика нашей работы показала необходи- мость линейных связей между занятиями различных специ- алистов: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руко- водителя, педагога-психолога. Эти связи основаны на общей тематике занятий, единообразных приемах взаимодействия взрослого и ребенка, тщательном анализе уровня знаний умений детей, общности педагогических замыслов и задач, Модель обучения рассказыванию по картине, которая предлагается в данном пособии, предполагает комплексных подход, способствующий решению следующих задач: • развитие связной речи детей; • использование картины как знаково-символической • конструирование специальной пространственно-развива| • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой • социально-личностное воспитание и эмоциональное раз- УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ • расширение познавательного опыта детей (развитие вос • развитие эстетических предпочтений дошкольников (спо • моторное развитие (овладение выразительными движе При обучении рассказыванию по картине особую роль играет предметно-развивающая среда, которая включает картины разных жанров, тщательно отобранные с учетом задач обучения, доступности содержания, специфических средств выразительности, а также собственного опыта детей. Это могут быть художественные картины (жанровые, натюрморты, пейзажи), предметные картины, картины типа «объект в действии», серии сюжетных картинок, настольно-печатные игры, иллюстрации, фотографии. При подборе репродукций художественных произведений можно ориентироваться на ряд изданных наглядно-дидактических пособий (Т. Н. Дороновой, Н. А. Курочкиной, Т. А. Ткаченко, Н. Е. Ильяковой и др.). Безусловно, у каждого специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста, накоплен свой наглядный материал, который может применяться разнопланово: для развития лексики, грамматики, звуковой культуры речи, составления рассказов. Творческий подход и желание обогатить содержание работы с детьми помогают педагогам в поисках подходящего иллюстративного материала, в подборе соответствующего игрового оборудования. В современных педагогических методиках, в том числе и в методиках развития связной речи с использованием картинного материала, широкое применение находят информационные технологии, обладающие большими возможностями и перспективами. Использование компьютера в процессе занятий с детьми позволяют педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои мето-
66 67 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
дические идеи, знакомить дошкольников с картинами разных жанров и обучать их рассказыванию по ним. Практш показывает, что у детей среднего и старшего дошкольной возраста значительно повышается интерес к занятиям, если в них включена работа на компьютере. Для нас важно использовать этот интерес во благо развития детей, в данном случае развития связной речи. Учитывая тот факт, что сегодня практически каждое до- школьное образовательное учреждение имеет компьютеры современным программным обеспечением, с выходом в ин- тернет, мы предлагаем рассматривать это оборудование элемент полифункциональной предметно-развивающей сре- ды. Кроме того, мы советуем педагогам формировать муль- тимедиатеки, которые активно включать в воспитательнс образовательный процесс вообще и в занятия по развитию связной речи детей, в частности. Картинный материал к нашему пособию размещен на СDдиске. Чтобы пользоваться им, необходим персональный компьютер, который должен отвечать следующим системным требованиям. Кроме того, любая картина (или ее фрагменты) по жела- нию педагогов (родителей) может быть распечатана на цве тном принтере. В таком варианте картины будут представле ны в традиционной для восприятия форме, то есть на 6у мажных носителях. В СD-приложении к пособию содержится следующий люстративный материал: серия сюжетных картин «Играем ежиком», сюжетные картины «Разноцветные волны», «Пи- рамида-великан», «Строим сами — едем сами», «Рубашки для черепашки», предметные картинки и картинки тип «объект в действии», представляющие собой фрагменты многj фигурных картин, пейзажи и натюрморт («Деревенский на тюрморт», «В Петергофском парке»), а также иллюстратив- ные задания для детей. Разнообразие наглядного материала позволяет педагогу обучать детей составлять разные тексты. Условно их можно определить следующим образом:
• рассказ по теме картины (фиксация изображения); • рассказ с выходом за пределы наглядно данного (по во- • составление предложений по фрагментам изображения; • рассказ-описание конкретного объекта (по предметной • рассказ «от имени» персонажа или объекта картины; • рассказ по серии сюжетных картин; • рассказ по фотографии, изображающей процесс или ре- • рассказ-сравнение с собственными житейскими и игро- • рассказ по рисунку, собственному или коллективному Необходимым условием для развития связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине является разви тие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей. Это особенно значимо для дошкольников, языковая способность которых развивается по дефицитарному типу (дети с ОНР, ЗПР). Формирование особой установки на речевую деятельность и рассказывание по картине включает: • положительный эмоциональный фон занятия, ровное, • эмоционально-положительную насыщенность простран- • создание специальной речевой среды: комментирующая • поощрение и стимулирование речевой активности де- Содержательными компонентами модели обучения рассказыванию по картине являются ее взаимосвязанные звенья. Исходя из предлагаемой методики, мы рекомендуем
68 69
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.006 с.) |