Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие связной речи дошкольников. Под системой обучения связной речи к
Содержание книги
- Развитие связной речи дошкольников. Развитие связной речи дошкольников
- Обучение рассказыванию по картине
- Развитие связной речи дошкольников. В литературе отмечается, Что умение строить программу действий находит свое
- Развитие связной речи дошкольников. Под системой обучения связной речи к
- Рассказывание по картине : Что это такое . Тины. Например, Е
- Рассказывание по картине : Что это такое .
- Развитие связной речи дошкольников. «чтение» (восприятие и понимание) и построение изображений
- Развитие связной речи дошкольников. Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной
- Развитие связной речи дошкольников. Содержательных отношений в разных видах деятельности способствует осмыслению
- Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем
- Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем
- Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем
- Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем
- Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине
- Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине
- Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине
- Развитие связной речи дошкольников
- Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине
- Я внимательный , ты внимательный
- Лексические и грамматические упражнения назови и опиши
- Развитие связной речи дошкольников. Один из возможных вариантов упражнения заключается в придумывании окончания
- Развитие связной речи дошкольников. Диване или на ковре и слушают мелодию, которая, по мнению взрослого
- Развитие связной речи дошкольников. Картину, А затем придумывают ей название
- Развитие связной речи дошкольников. Педагог просит детей подумать и ответить на вопросы «щ содержанию картины
- Развитие связной речи дошкольников. Ния (мольберт закрыт полотном)
- Развитие связной речи дошкольников. Если эта помощь недейственна, то Логопед предлагает] вопросный план:
- Развитие связной речи дошкольников
- Развитие связной речи дошкольников. Нимать картину Как Модель окружающей действительности; обучать детей
- Развитие связной речи дошкольников. — действительно, дети составили и нарядили ежика
- Развитие связной речи дошкольников. Логопед читает детям стихотворение:
- Развитие связной речи дошкольников. Лые цилиндры— «таблетки»), мы поиграем с вами в веселую игру
- Развитие связной речи дошкольников. Интересный рассказ О том, Что нарисовано на картине, А я запишу его на
- Развитие связной речи дошкольников. Занятие 2 (проводит учитель-логопед)
- Развитие связной речи дошкольников. • с ней лучше играть одному или вместе с ребятами.
- Развитие связной речи дошкольников. • Какие детали нарисованы в левом нижнем углу картин ки.
- Развитие связной речи дошкольников. Содержания) с сюжетной линией картины, находить лишний элемент.
- Развитие связной речи дошкольников. • исправление предложений, деформированных по смыслу (составь правильное
- Закрывая книгу (послесловие)
Под системой обучения связной речи К. Д. Ушинский понимал определенную последовательность методических приемов, обеспечивающих развитие самостоятельности, то есть переход от диалога к монологической речи, при выполнении речевых упражнений.
В основе современной концепции развития связной речи дошкольников лежат следующие положения (по О. С. Ушаковой):
• ведущим принципом системы работы по развитию связ- ной речи является взаимосвязь с развитием фонетической, лексической, грамматической сторон речи;
• в словарной работе ведущим является семантический компонент, определяющий сознательный выбор слов и сло- восочетаний при построении связного высказывания;
• процесс создания связного высказывания опирается на элементарное осознание речевых умений при построении тек ста, формирование у дошкольников представлений о струк- туре разных типов текстов (описания, повествования, рас суждения), языковых обобщений;
• основной задачей при совершенствовании грамматическо- го строя речи детей является задача формирования языковых обобщений, основанных на самостоятельном образовании но- вых слов, понимании смысловых оттенков слова, использова- нии в связном высказывании разнообразных грамматичес- ких конструкций и способов связи между предложениями.
О. С. Ушакова отмечает, что только «специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоя- щее из нескольких или многих предложений...»10. В данном случае связность речи рассматривается как умение содер- жательно и логично строить высказывания, а задача взрос лого (воспитателя, учителя-логопеда, родителей и других взрослых, занимающихся с детьми) состоит в методически грамотной организации детского рассказывания.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ризнавая ведущую роль связной речи в комплексном решении задач речевого развития, педагоги и психологи предлагают использовать рассказывание как средство ее развития. Однако, на наш взгляд, словосочетание рассказывание по картине требует определенного уточнения с точки зрения его значения.
Предлагаемая нами методика обучения рассказыванию по картине основана на понимании того, что «рассказ» как термин не обладает строго определенным значением. В самом широком смысле под рассказом понимают «небольшое по объему изображенных явлений, а отсюда и по объему... текста, прозаическое произведение... на основе творческого воображения»11. Рассказом называют специфические формы повествования, отличающиеся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа). Сближение в толковании понятия «повествование» и «рассказ» позволяет нам рассматривать их как синонимы, оговорив, что повествование включает в себя также и рассказ о событиях, описание, рассуждение и прочее.
Компонентами творческого рассказа являются содержание (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), структура (лексико-грамматический и синтаксический аспекты, эмоционально-выразительные средства) и «творческость» (самостоятельность изложения, вариативность, отражение собственного опыта);
Существует особая связь обучения рассказыванию по картине с организацией восприятия (или рассматривания) кар-
10 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001. — С.
11 Большая советская энциклопедия. — М., 1975. —Т 21.— С. 483.
15
|