Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связной речи дошкольников. «чтение» (восприятие и понимание) и построение изображенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«чтение» (восприятие и понимание) и построение изображений, рассматривается в психологии как способ освоения окружающего мира, отражения предметной действительности и пространства. В современных научных исследованиях оперирование знаково-символическими средствами принято считать особым видом деятельности — знаково-символической деятельностью. При этом принципиально важно, что эта деятельность может быть реализована в различных видах: замещении, схематизации, кодировании, моделировании. Определим некоторые виды знаково-символической дея- ляется перевод реальности (или текста) на знаково-симво К структурным элементам знаково-символической тельности, в том числе и «чтения картины», относятся • предварительный анализ, предполагающий владение спе- • перевод реальности на знаково-символический язык требующий знания алфавита кодирования и правил его ис- пользования; • оперирование образами реального и символического плана. ну как модель, обеспечивающую познание действительнос- ти, развитие речемыслительной деятельности. 22 Для целенаправленного обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по картине им необходимо и достаточно освоить три вида знака — вербальный, образно-жесто-вый (образно-двигательный) и образно-графический. При этом образно-двигательный знак является исходным. Именно поэтому в психическом развитии ребенка огромное значение принадлежит ролевой игре, речи и рисованию, то есть символико-моделирующим видам деятельности, основанным на отражении и преобразовании действительности с помощью различных видов знака (алфавитов кодирования). Овладение различными видами знака рассматривается как главное условие развития ребенка в дошкольном возрасте, когда познание социальной действительности («социальное наследование») становится основной линией его развития. В этом плане картина, понимаемая как одна из начальных знаково-символических систем, с которой сталкивается ребенок с самого раннего возраста, может широко использоваться в педагогическом процессе. Рассматривая картину как образно-графический текст, несущий в себе представления о модели мира, мы предполагаем возможность перевода этих представлений на другие алфавиты кодирования (вербальный, двигательный). Включение ребенка в знаковое пространство с помощью картины способствует формированию действий моделирования окружающей действительности, служит для получения новой информации. Картина может стать содержательной основой в различных видах образовательной работы с дошкольниками: в игровой деятельности, в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, элементарный труд), при ознакомлении с окружающим миром и в процессе речевого развития. Необходимо отметить, что создание условий для развития всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода, особенно важно в отношении дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и с нарушениями Речи различной степени тяжести. Речевые нарушения детей с ЗПР определяются как «системное недоразвитие речи». Формирование связной речи как в норме, так и в случае Нарушенного онтогенеза имеет широкий диапазон уровней 23 «ЧТЕНИЕ КАРТИНЫ»: ДВИЖЕНИЕ - РИСУНОК - СЛОВО РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ речевого развития (от первых «детских» слов-предложений до развернутой фразовой речи и свободного выражения своих мыслей). Поэтому следует понимать, что уровневая периодизация речевого развития, как правило, условна. Она не может отразить всей сложности взаимопроникновения этапов развития речи детей (Т. Б. Филичева). Наш опыт работы по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи рассказыванию по картине иллюстрируют эту особенность речевого развития и свидетельствует о том, что один и тот же ребенок охотно передает содержание только что «проигранной» картины, пользуется фразой, составляет рассказ и негативно реагирует на просьбу рассказать о незнакомой картине. Поэтому в процессе логопедического воздействия необходимо использовать такие коррекционные технологии, которые бы позволяли влиять на формирование и коррекцию нарушений речи и общения ребенка в различных аспектах. Другая «проблемная» в отношении развития связной речи; категория детей — дети с задержкой психического развития. Этиология ЗПР преимущественно связывается с органиче- ской недостаточностью ЦНС резидуального или генетического характера, конституциональными факторами, хроническими, соматическими заболеваниями и неблагоприятными условия- ми воспитания (К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова и др.). Отмечается, что группа детей с ЗПР церебрально-органи- Для детей с ЗПР характерны недоразвитие сложных фор? зрительного восприятия, замедленность процессов приема переработки сенсорной информации, несформированности способности к активному, критическому рассматриванию 24 анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У этих детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Б. И. Белый, Л. И. Переелени, М. Н. Фишман). Приступая к обучению детей рассказыванию по картине, специалист должен иметь хотя бы общие представления о данных физиологических исследований, которые свидетельствуют о том, что в период рассматривания картины наибольшее усиление процессов пространственной синхронизации биопотенциалов мозга происходит именно в левом полушарии при ведущей роли ассоциативных образований мозга. У детей с отклонениями в умственном развитии наблюдается ослабление включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария, что приводит к нарушению целостности восприятия, к трудностям в установлении вербальных связей и вербального опосредования, то есть к нарушениям познавательной деятельности. На этом основании можно сделать вывод о физиологической обусловленности особенностей восприятия картины детьми с интеллектуальной недостаточностью. Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и собственный практический опыт, мы придерживаемся мнения, что дошкольники с ЗПР могут воспринимать и понимать окружающий мир при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. При этом особую значимость приобретает качество педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение универсальными способностями, культурными, социальными формами познания и отражения окружающего мира. В своих утверждениях мы опираемся на то, что в работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие синкретичность сознания и деятельности ребенка, взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных). 25 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Нам представляются важными следующие направления в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи: • формирование механизмов предметной и игровой дея- • развитие продуктивных видов деятельности (рисования, • ознакомление с окружающим миром (на основе формиро- • развитие лексико-грамматических средств языка на осно- • развитие речи и коммуникативного поведения в ситуа- Мы считаем, что для педагога, занимающегося обуче- нием рассказыванию по картине детей с нарушениями речи, детей, имеющих отклонения в умственном разви- тии, важно: • рассматривать картину как некий образно-графический • иметь представление о взаимопроникновении этапов • понимать особую важность создания педагогических ус- • адекватно оценивать уровень интеллектуального и ре- В данном пособии мы рассматриваем педагогические ус- ловия организации и проведения обучения дошкольнике! рассказыванию по картине на основе предметно-игровой сре- ды, включающей бытовые, природные, игровые материалы, а также современное полифункциональное интерактивное оборудование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.007 с.) |