Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связной речи дошкольников. Развитие связной речи дошкольников↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Обучение рассказыванию по картине Учебно-методическое пособие Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Бариевой 2009 УДК 376 ББК 74.3я73 ЛЗЗ ОГЛАВЛЕНИЕ Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга. Печатается по рекомендации кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Л. Б, Баряевой Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена Л. В. Лопатина; кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии МГПУ О. Г. Приходько Лебедева И. Н. ЛЗЗ Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с. 1 SВN 978-5-904123-04-8 В пособии содержатся практико-ориентированная методика изучения особенностей связной речи детей дошкольного возраста на материале картин и методика обучения детей рассказыванию по картине. Обу чающий картинный материал представлен в электронном приложении на СDдиске. Материалы пособия могут быть использованы в работе с детьми с нормальным интеллектуальным и речевым развитием дошкольного возраста, а также с детьми, имеющими нарушения речи или задержку психического развития. Пособие адресовано учителям-логопедам и учителям-дефектологам; воспитателям ДОУ, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических университетов, институтов и колледжей, а также родителям для развития связной речи детей. УДК 376 ББК 74.3я73 От автора........................................................................................................ 4 Связная речь: Речь в общении и речь в деятельности................ 7 Рассказывание по картине: Что это такое?................................ 15 «Чтение картины»: Движение — рисунок — слово................. 20 Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем.................. 27 Учимся, играя: Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине......................................................... 63 Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи Закрывая книгу (послесловие)...................................................... 172 Список рекомендуемой литературы............................................ 173
I S ВN 978-5-904123-04-8 И. Н. Лебедева, 2009 Т. Ю. Жирова, дизайн обложки, 2009 ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009 ОТ АВТОРА ОТ АВТОРА
реди множества вопросов о роли связной речи в раз витии ребенка перед взрослыми (педагогами, родителями наиболее часто встают следующие: Как развивать связную речь. Когда это нужно делать? Можно ли выделить день и час в педа- гогическом процессе для занятий «связной речью»? И, конечно главный вопрос: «С какой целью мы развиваем связную речь детей?». Как показывает опыт общения со специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, не всегда даже самый опытный педагог может однозначно ответить на эти вопросы. А причина тому кроется в самой сути феномена связной речи, которую невозможно отделить от ребенка, рассматривая исключительно как явление, требующее педагогического воздействия. Более того, невозможно отделить развитие связной речи от какой-либо деятельности: вообще, и прежде всего коммуникативной. Умение донести до окружающих свои мысли, чувства, пережива- ния, используя весь арсенал речевых средств в общении — это и есть владение связной речью, как диалогической, так и монологической Из всех перечисленных выше вопросов, самым принципиаль- ным является вопрос о том, как развивать связную речь. Отвечая на него в своей работе с дошкольниками, имеющими разный уро- вень интеллектуального и речевого развития, мы разработали апробировали предлагаемую вниманию читателей методику — модель обучения рассказыванию по картине. При этом мы рассматриваем само «рассказывание» как опыт создания текста. Картину как содержательную основу рассказывания мы выбрали не случайно. Ведь картина, являясь по сути знаково-символической системой, представляет собой средство отражения образов природного, предметного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней. Уважаемые взрослые, предлагая ребенку что-то рассказать по картине, постарайтесь встать на место малыша. И тогда вы навер- няка сможете понять, насколько ему сложно правильно подобрать лексику, не ошибиться, называя предметы, осмыслить «картинную» ситуацию, а потом еще и выбрать верные речевые конструкции для ее передачи. Причем затруднения могут возникнуть и у детей с тяжелыми нарушениями речи, и у детей с нормальным речевым развитием. Это определяется сложностью картинного материала, поскольку протекание и успешность словесного интерпретирования содержания картины зависят от особенностей восприятия и осмысления наглядно представленной ситуации. Именно поэтому мы предлагаем ребенку помощь в виде символико-моделирующих видов деятельности. И не нужно опасаться, что такая помощь сделает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь — заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать спонтанному усвоению ребенком различных структур языка. Игровая, предметно-практическая и другие виды детской деятельности сами по себе являются великолепным развивающим средством. Они позволяют строить обучающие занятия на комплексной основе, делать их интересными и полезными для познавательного и речевого развития ребенка. В пособии содержатся данные об особенностях и возможностях развития связной речи дошкольников в процессе обучения их рассказыванию по картине, а также необходимый для понимания сути работы минимум теоретических представлений, который не претендует на полное раскрытие рассматриваемой проблемы. Обучающие картины представлены в электронном виде на СD-диске, который является неотъемлемой частью пособия. Использование компьютерных технологий в педагогическом процессе (в том числе в обучении рассказыванию по картине) помогает существенно разнообразить содержание занятий, уйти от традиционных плакатов и указки, повышает интерес детей к занятиям, развивает их представления об окружающем, учитывает запросы и интересы современных дошкольников. Дидактическая целесообразность подачи наглядного материала на экране монитора или традиционным способом определяется каждым педагогом самостоятельно. Все изображения, содержащиеся на диске, могут быть распечатаны и использоваться как репродукции. Возможности компьютера позволяют педагогу (и родителям) «художественно» и эстетично оформлять свои педагогические идеи, подбирать и использовать картинный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Иллюстративный материал представляет собой картины разных жанров (пейзажи, натюрморт, сюжетные картины), картинки типа РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ «объект в действии» (фрагменты больших многофигурных картин), предметные изображения игрушек, иллюстративные задания. Иллюстративный материал структурирован в соответствии с занятиями и заданиями, описанными в пособии. Материалы пособия помогут различным специалистам дошкольного воспитания и образования: всем, кто хочет разнообразить содержание и формы своей работы с детьми. Мы признательны нашему учителю, научному руководителю исследования, которое легло в основу данного пособия, Людмиле Борисовне Баряевой за неоценимую помощь как в проведении исследования, так и в написании пособия. Выражаем благодарность коллегам, сотрудникам кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, руководимой профессором, доктором педагогических наук Л. В. Лопатиной, администрации и коллегам ГДОУ № 14 Василеостровского района (заведующая И. С. Семенова), ГДОУ № 9 Василеостровского района (заведующая Л. В. Тихомирова), ГДОУ № 5 г. Ломоносова (заведующая Е. А. Кожурова), ГДОУ № 15 Выборгского района (заведующая Т. Г. Оборина), специального (коррекционного) детского дома № 1 Кировского района (директор Е. В. Мусатова) за помощь в нашей научно-практической работе. Мы благодарны детям, принимавшим участие в занятиях и проявившим интерес и желание играть и общаться с нами по ситуациям картин. Особую благодарность мы хотели бы высказать удивительным, творческим педагогам Л. В. Силивановой и Е. В. Загребаевой. Наблюдение за их работой с детьми, в процессе которой активно использовалось полифункциональное игровое оборудование (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург), стало основой для разработки занятий по картинам, написанным художником Т. Ю. Жировой. Мы очень признательны петербургскому художнику профессору Владимиру Давидовичу Волосову за его великолепные работы и согласие на размещение некоторых из них («Деревенский натюрморт», «В Петергофском парке») на СD-диске. Четвертое звено Отработка содержания в речевом плане, отработка формальных языковых операций Описанная выше работа, направленная на обеспечение переноса определенного графического содержания в реальную трехмерную действительность, в разработанной нами модели обучения рассказыванию является условием для сло- 81 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ весного интерпретирования содержания картины. Эта работа позволяет сформировать у детей способность к когнитивному анализу изображенной на картине ситуации, успешность которого ведет к результативному пониманию изображения. Наиболее частой, но не единственно возможной, является такая организация занятий, когда работа, связанная с отражением содержания в речевом плане, осуществляется на отдельном занятии, следующем после символико-моде-лирующей и изобразительной деятельности детей по воспроизведению художественных образов картины. Для актуализации собственного опыта, связанного с этой деятельностью, можно использовать ряд специальных приемов: • анализ фотографии процесса или результата предмет • подбор к воспринятому с экрана монитора игровому со • анализ результата продуктивной деятельности по вос Наша модель не требует строгого соблюдения традиционной последовательности предъявления наглядного материала, рекомендованного для обучения рассказыванию по картине (составление рассказов по крупноформатным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сцен в пределах одного сюжета, рассказывание по серии сюжетных картин, затем составление рассказов-описаний). Наша методика предполагает возможность словесного интерпретирования ребенком любого изображения. Успешность такого интерпретирования зависит, прежде всего, от практического и познавательного опыта ребенка. В ходе обучения рассказыванию по картине необходимо развивать следующие умения детей: • получать информацию для высказывания (рассматри УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ • использовать необходимые лексические и грамматичес • структурно-композиционные умения, обеспечивающие • совершенствовать содержание, структуру и речевое оформ Очень важно научить детей осознавать (хотя бы на элементарном уровне) общую структуру текста (начало, середина, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем). Для этого в процессе обучения дошкольников рассказыванию по картине необходимо стимулировать желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания. Не следует забывать, что показатели успешности обучения рассказыванию по картине у разных детей могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей их интеллектуального и речевого развития. Для осмысления содержания картины на речевом уровне дети выполняют следующие упражнения: • называют предметы, изображенные на картине, ориен • называют действия, выполняемые персонажами картины; • заканчивают предложения, начатые, например, учите • узнают предмет или объект, изображенный на карти • составляют предложения, различные по семантико-син- • описывают отдельные предметы или объекты, изображен • сравнивают предметы или объекты по существенным Обучая детей рассказыванию по картине, мы в своей практике широко используем прием коллективного состав-
82 83 НАЗЫВАИКА Дети называют объекты картины с заданной характеристикой (только красные; только те, которыми играют; только те, которые можно катать; только те, которые могут издавать звуки, и т. д.). При выполнении этого упражнения не только выделяются и закрепляются названия объектов, но и уточняются их функциональные и качественные характеристики. СИМВОЛЫ Упражнение развивает действия кодирования и моделирования. Взрослый предлагает детям найти на картине объекты, признаки и свойства которых можно обозначить тем или иным символом. Например, выбрать из ряда предложенных символов соответствующий выделенному объекту, самостоятельно обозначить свойство объекта этим символом, объединить разные символы, тем самым как бы смоделировать объект. Примеры символов: цветные пятна символизируют цвет объекта; круг, квадрат, прямоугольник и т. д. — форму объекта; разновеликие фигурки — величину объекта и т. д. РАЗГАДАЙКА Ребенок называет предметы, используя символы. Например, ему предлагается символ, по которому нужно определить подходящий предмет (объект) или группу предметов (объектов) на картине и назвать их. Можно попросить ребенка объяснить свой выбор. Символ может быть представлен на заранее подготовленных карточках или создан на глазах у ребенка. Примеры символов: красное пятно и круг — называть красные, круглые предметы; перечеркнутое синее пятно и 87 ВЫБИРАЙКА Ребенок какое-то время рассматривает картину, после чего педагог убирает ее и выставляет фрагменты изображения или предметные картинки. Ребенок должен выбрать те, которые соответствуют рассматриваемой картине. Затем он проверяет себя самостоятельно (с опорой на картину) либо с помощью педагога. : ОБЪЕДИНЯЙКА Педагог предлагает детям объяснить внешние, пространственные или смысловые связи между заданными объектами на картине (объекты могут быть заданы словесно, предметными картинками, символами). При этом можно выбирать как непосредственно связанные друг с другом объекты (мальчик — блокнот: мальчик несет блокнот), так и объекты без видимых связей (мальчик — девочка: мальчик и девочка играют). В процессе выполнения упражнения дети не только выделяют щ осознают различные связи на картине, но и фиксируют их в] своей речи, совершенствуя синтаксическую структуру фразы.; ЗАПОМИНАЙКА Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину (фраг- мент картины), а затем закрывает ее экраном. Ребенок дол- жен по памяти назвать как можно больше объектов, изоб- раженных на ней. Вариант: ребенок вспоминает объекты с заданными ха- рактеристиками, которые могут быть предложены в разной форме: словесно, на картинках, в виде символов. НАЙДИ ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ Детям предлагается найти общее и различное между кар- тиной и фотографией их собственной деятельности с так же игровым оборудованием; между картинами аналогично- ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... го содержания (что требует большей степени обобщенного, целостного восприятия изображения). ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? Ребенок рассматривает фрагменты картины, представленные на маленьких картинках, соотносит их с целостным изображением картины и говорит, какая часть большой картины не представлена на маленьких картинках-фрагментах. УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ Дети должны узнать по описанию объект или персонаж картины. Такой вариант упражнения позволяет в игровой форме дать образец описательного рассказа. Другой вариант упражнения позволит сформировать у детей умение узнавать связный, целостный текст и деформированный. В этом случае педагог сначала предлагает детям деформированный описательный текст (черные волосы, есть кроссовки, что-то несет) и спрашивает, понятно ли о ком идет речь, можно ли по этому описанию узнать персонаж картины. Он уточняет, какой информации не хватает для узнавания (мальчик или девочка, во что одет, что делает). Затем педагог дает полное, связное описание персонажа (объекта). НАЗОВИ ЛАСКОВО Данное речевое упражнение направлено на развитие грамматического строя речи и формирует у детей умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оно
88 89 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ может быть проведено в индивидуальной или групповой: форме на разном иллюстративном материале. При обучений рассказыванию по картине такое упражнение стимулирует детей к словообразованию при самостоятельном рассказывании, развивает умение пользоваться основными лексичес-| кими средствами связности текста. ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО Ребенок подбирает недостающие слова в рифмованную речевую конструкцию. Речевой материал предлагается с уче- том содержания картины, а актуализация нужного ело! происходит в контексте целого стихотворения. ОТВЕТЬ НА ВОПРОС В отличие от предыдущего, в данном речевом упражне нии существительные, прилагательные, глаголы актуализи руются вне контекста, по речевому образцу. Например, пе- дагог говорит: «Мальчик фигуру несет, а девочка фигуру, (что делает?)»; «У мальчика в руках блокнот, а у девочки в руках... (что?)». СКАЖИ НАОБОРОТ Упражнение направленно на развитие лексики и может проводиться в разных вариантах: вне контекста по словес ной инструкции; в контексте, с заданием подобрать подходящее слово и повторить предложение. Подбираются задания, в которых используются прилагательные, наречие глаголы (по содержанию картины). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ Варианты «вхождения в картину» различны. Педагог мо жет предложить ребенку воображаемую ситуацию: «Если появлюсь в картине, то я...». Ребенок должен представ! 90 ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... что он скажет, что будет делать (возьмет, уберет); уточняется, в какой части картины ему хотелось бы оказаться и т. д. Другой вариант «вхождения в картину» основан на использовании элементов театрализованной игры (принятии роли персонажа картины). Взрослый предлагает ребенку стать одним из персонажей: подобрать соответствующие атрибуты (среди натуральных предметов), имитировать действия персонажа, сопровождать выбор и показ словесным объяснением. Один из возможных вариантов «вхождения в картину» основан на моделировании ситуаций «что было до...?» и «что будет после...?» (того момента, который запечатлен на картине). ДАВАЙ ПОДРУЖИМСЯ Чаще всего это упражнение выполняется на основе объединения персонажей или объектов картины по какому-либо признаку (смысловому, пространственному, внешнему и т. д.). После того как общий признак (связь между объектами) найден, взрослый предлагает ребенку придумать реплики, которыми могли бы обменяться персонажи картины. Это упражнение могут выполнять двое детей или ребенок и взрослый (с проговариванием предложенных реплик). ПОДСКАЗКИ Выполнение упражнения предполагает рассказывание с привлечением наглядных графических опор (схем). В отличие от упражнения «Назови и опиши», в котором отрабатывается описательный рассказ, данное упражнение направлено на совершенствование повествования с опорой на трехчленную наглядную модель рассказа (начало, середина, окончание). Педагог может предложить заполнить каждую из частей соответствующими предметными картинками (о чем расскажем в начале? в середине? в конце?). В этом случае у детей формируется умение выделять части повествования: начало, середину (основную часть), окончание. 91 ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО Педагог предлагает ребенку записать на магнитофон (диктофон) звуковое письмо, которое будет представлять собой интересный и понятный рассказ по картине. Затем ребенок слушает свой рассказ и самостоятельно отмечает неточнос ти повествования. По желанию ребенка можно дополнить или исправить звуковое письмо. При выполнении этого упражнения не только совершенствуется структура связного высказывания, но и развивает-ся способность анализировать свои и чужие рассказы, фор-! мируется критичность к результату собственной речевой] деятельности. НАПИШЕМ ПИСЬМО В отличие от предыдущего, в этом упражнении педаго моделирует особую коммуникативную ситуацию: он пишет письмо, содержащее рассказ ребенка, «как будто» под дик- товку. При этом отраженное повторение педагогом фразы| произнесенной ребенком, стимулирует к составлению пространенных предложений, совершенствуя их структуру! ИНТЕРВЬЮ Игровое упражнение проводится с целью развития уме- ния вести связный диалог по содержанию картины. На чальных этапах обучения роль собеседника выполняет: лый, а позднее — другой ребенок (или группа детей). Игровая ситуация может быть представлена в следующих сюжетах «На выставке», «Репортаж» и др. ТЕЛЕИГРА В этой игровой ситуации дети выполняют следующих задания ведущего: ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... • узнают объект, изображенный на картине, по описа • узнают картину по названию (из ряда предложенных); • отвечают на вопросы ведущего, начинающиеся со слов • вспоминают стихи, подходящие к содержанию карти Перед тем как начать игру, дети выбирают ведущего и жюри (в жюри могут входить и взрослые, и дети). Игрок, набравший большее количество жетонов, рассказывает большой и интересный рассказ, который можно записать на аудиомагнитофон с целью дальнейшего обсуждения. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ В. ВОЛОСОВА «В ПЕТЕРГОФСКОМ ПАРКЕ» (Для детей старшего дошкольного возраста) Занятие 1 (проводит воспитатель) Педагогический замысел: развивать способность детей выражать адекватные эмоции при восприятии картины; учить детей воспринимать цветовую гамму картины, соотнося ее с реальными представлениями о времени года; обогащать представления детей об окружающем мире на основе картины (конец весны, весенние месяцы); систематизировать представления детей по лексическим темам «Деревья», «Цветы»; учить дошкольников коммуникативным действиям в процессе восприятия картины (высказывать свое мнение о ее содержании, задавать вопросы взрослому и сверстникам); развивать операционно-техническую сторону изобразительной деятельности детей; формировать у них навыки коллективной продуктивной деятельности. Оборудование и материалы: картина В. Волосова «В Петергофском парке» (СD-приложение —> папка «Художественные картины» —» картина «В Петергофском парке») или ее распечатка (репродукция); листы ватмана разного цвета (свет-
92 93 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ло-зеленый, желтый, голубой); картинки, с изображением | цветов; разрезные картинки по теме (лист березы, цветок ветреницы, цветок мать-и-мачехи, веточка дерева и др.); материал для аппликации из «рваной» бумаги; модели деревьев (из веточек, пластмассовые деревья размером 15— 20 см); аудиозаписи на СD-диске «Малыш в лесу» (Сер.;| «Голоса природы». — М.: ООО «СИ ДИ Клуб») или другие подходящие мелодии (например, П. И. Чайковский, «Времена года»: «Апрель»). Предварительная работа. Дети вместе с родителями посещают парк, наблюдают изменения природы, происхо- дящие в весеннем парке, рассматривают цветы, обращают внимание на красоту весеннего парка. Во время прогулок рекомендуется сфотографироваться вместе с детьми в парке на фоне цветов и деревьев. Фотографии вывешиваются в групповой комнате. Дети вместе с педагогами (воспитателями, учителями-логопедами и другими специалистами) рассматривают их. По фотографиям проводится беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями о посещении парка. Если есть возможность, то педагоги группы сами организуют экскурсию в весенний парк, где дети рассматривают цветы, траву, листву деревьев и кустов. Содержание занятия Беседа о весне и весеннем парке. Воспитатель предлагает детям вспомнить прогулки в парк. Все вместе рассматривают наиболее удачные фотографии детей в парке. Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Знакомство с картиной В. Волосова «В Петергофском парке». Воспитатель просит детей расположиться полукругом или в ряд перед экраном монитора (мольбертом, где выставлена репродукция или распечатка картины) на расстоянии не менее одного метра. Он привлекает внимание детей к экрану, на котором открыто изображение картины В. Волосова «В Петергофском парке», или к репродукции (распечатке) картины на мольберте. Две-три минуты дети самостоятельно рассматривают картину и обсуждают ее. Пе- ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... дагог стимулирует общение детей, вступая с ними в беседу, показывая, как нужно общаться: поворачиваться друг к другу, пользоваться указательным жестом, говорить спокойно и т. п. При этом он располагается среди детей, становясь участником беседы, косвенно направляя и стимулируя ее. Затем воспитатель просит детей подумать и ответить на вопросы по содержанию картины. Вопросы обращены ко всем детям. На один и тот же вопрос могут отвечать несколько детей. Ответы каждого выслушиваются и обобщаются.взрослым вместе с детьми. Можно предложить следующие вопросы: • Художник написал очень красивую картину. Она вам нравится? • Что вам нравится больше всего? • О чем художник хотел нам рассказать? • Какими красками весна раскашивает природу? • Какие весенние месяцы вы знаете? • Как вы думаете, на картине начало или конец весны? • Что происходит в природе в начале весны? А в конце весны? Обобщая ответы детей, педагог говорит о том» что эту картину написал художник Владимир Волосов. Для этого он пошел в парк, взял с собой краски, мольберт* Холст, прикрепленный к раме, поставил на мольберт и стал рисовать. Он хотел показать нам, как красива природа в конце весны — в мае. Май — особенный месяц года! Все в это время празднует весну — каждое деревце, каждая травинка, каждый цветок расцветают и радуются ласковому солнцу и теплой земле. Художник оставил нам на память красоту весны, чтобы она радовала всех, кто посмотрит на эту картину. На картину радостно смотреть, потому что на ней много зелени и света — солнце всюду разливает свой свет. Музыкальный этюд «Весенние мелодии». Педагог просит детей представить, что они отправляются на прогулку в весенний парк, и предлагает детям выбрать удобное место, глубоко вдохнуть свежий воздух, послушать, как ветерок шелестит листиками. Дети располагаются на стульчиках, на
94 95 Содержание занятия Логопед подводит детей к экрану монитора или мольберту, на котором выставлена репродукция (распечатка) картины. Монитор находится в режиме ожидания (мольберт закрыт покрывалом). После того как дети удобно расположатся перед картиной (на расстоянии не менее одного метра), он сообщает им, что сегодня они познакомятся с картиной художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Рассматривание картины и беседа по ее содержанию. Логопед открывает картину и помогает детям организовать речевое взаимодействие: просит задавать друг другу вопросы, выражать свои впечатления, спрашивает сам: • О чем рассказывает нам художник на этой картине? • Кого написал художник на этой картине? • Можно ли сказать, какая это женщина? Какое у нее • Правильно, она нарисована вдалеке. А еще почему? • Какое время года написал художник на этой картине? "Оборудование, изготовленное 000 «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург. 113 Художник назвал эту картину «Мартовский снег», — говорит педагог. — Правильно ли вы определили время года? Конечно, снег еще лежит, но уже наступили первые весенние дни, солнце пригревает, тени от деревьев падают на снег. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие «в картину». Этюд «Вхождение в картину». Звучит музыка по теме «Весна», дети закрывают глаза, слушают звуки весны. В это время педагог раскидывает на полу белое покрывало. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает детей, догадались ли они, почему вокруг вдруг все стало белым-бело. — Это произошло потому, что мы уже оказались очень близко к месту, которое художник нарисовал на картине. Это снег. Логопед обращает внимание детей, что на картине снег лежит не везде, и просит сказать (показать), где снега нет. Таким образом, внимание детей привлекается к темной дорожке. Дети вместе с логопедом выкладывают дорожку из листов коричневого картона. Контуры дорожки предварительно очерчены темной нитью. Педагог помогает детям обозначить в речи пространственное расположение дорожки (в центре картины, ведет к дому). Дети вновь возвращаются к картине. — Ребята, а чего еще не хватает, на нашей «живой картине»? Конечно, вдали виднеются домики. Мы с вами построим такие деревенские домики из мягких модулей. Какие фигуры нам нужны? Саша, ты возьми крышу, а Катя возьмет большой куб. Речь с движениями «Пейзаж». Дети располагаются в пространстве комнаты вокруг «живой картины», слушают стихотворение, а затем повторяют его, сопровождая движениями:
Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, 114 |
Рисуют в воздухе прямоугольник. Волнообразное движение кисти. Руки вдоль туловища, пальцы растопырены, кисти чуть в стороны. Руки в кольцо над головой. Руки в стороны от груди.
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж» М. Яснов |
Кисти соединены над головой в виде крыши.
Движения — И. Лебедева
— Ребята, как вы думаете, картину «Мартовский снег» можно назвать пейзажем? — спрашивает педагог и выслушивает ответы детей.
Логопед расспрашивает детей о женщине на картине (крестьянке), выясняет, что она несет, показывает модели коромысла и ведра (или реальные предметы), объясняет их назначение. Он просит детей подумать и сказать, куда и зачем несет крестьянка ведра с водой.
Кто-либо из детей надевает костюм крестьянки, берет коромысло, ведра и идет по дорожке (демонстрация действия, изображенного на картине). Игра повторяется несколько раз с другими детьми.
В заключение проводится беседа по содержанию картины, подводятся итоги занятия.
Занятие 2 (проводит учитель-логопед)
Педагогический замысел: развивать у детей восприятие пространства, операционно-технические умения в изобразительной деятельности; актуализировать словарь и различные типы коммуникативных высказываний детей; развивать их связную, объяснительно-сопроводительную речь; учить детей анализировать результат символико-моделирующей деятельности на основе содержания картины.
Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мартовский снег» (СБ-приложение -> папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); заготовки для аппликации: листы, на которых нарисован фон картины (для каждого ребенка); плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие изображению на картине); клеевые карандаши.
115
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
Содержание занятия
Дети подходят к экрану монитора (к мольберту, если используется распечатка или репродукция картины), удобно располагаются напротив него на расстоянии не менее одного метра.
Совместный рассказ с элементами умозаключений. Логопед напоминает название картины и предлагает детям рассказывать по картине, дополняя предложения (совместный рассказ с элементами умозаключений).
• Картина Игоря Эммануиловича Грабаря называется...
• Художник рассказывает нам о...
• Крестьянка несет...
• Вокруг женщина видит...
• Она идет по...
• Дорожка нарисована темными красками, потому что...
• Вода нужна крестьянке, чтобы...
После этого логопед просит детей внимательно посмотреть на картину и хорошо ее запомнить. Он закрывает картину. Дети подходят к столам, на которых разложены заготовки для аппликации: основы с фоном картины (идентичным образцу), плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие содержанию картины).
Изобразительная д
Поделиться:
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.014 с.)