Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа «музыкальная народная культура»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основная идея программы — воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры. Знакомство с историей музыкальных традиций своего народа, ансамблевое музицирование на народных и специально разработанных экспериментальных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений, погружение в мир народных обрядов и праздников — все это способствует формированию творчески богатой, художественно одаренной культурной личности. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на шестилетний период обучения. 1-я ступень — дети от 4 до 5 лет (средняя группа детского сада). 2-я ступень — дети от 5 до 6 лет (старшая группа детского сада). 3-я ступень — дети в возрасте от 6 до 7 лет (подготовительная группа детского сада). 4-я ступень — дети в возрасте от 7 до 8 лет (1-й класс). 5-я ступень — дети в возрасте от 8 до 9 лет (2-й класс). 6-я ступень — дети в возрасте от 9 до 10 лет (3-й класс). Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария в русской культуре — обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучения игре на народных: инструментах, изготовления народных музыкальных инструментов и применения их в исполнительской практике, организации эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей. 175 Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более высокой форме творчества — созданию аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов. Реализация программы стимулирует приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления народных и экспериментальных инструментов, ансамблевое и оркестровое исполнительство, формирование потребности передавать свои знания, умения, опыт младшим товарищам. Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей. Я СТУПЕНЬ Цель — приобретение начального музыкального опыта. В игровой форме дети знакомятся с миром музыки и музыкальных инструментов, учатся распознавать простейшие звуковысотные, ритмические, темповые, тембровые соотношения. В процессе музыкальной деятельности у детей формируются музыкально-слуховые представления. Слушание музыки, участие в музыкальных играх, пение, элементарное музицирование на народных инструментах, вождение хороводов и движение под музыку создают предпосылки для возникновения у детей интереса к музыкальной деятельности, желания музицировать. На этой ступени обучения особенно важно поощрять творческие проявления детей, успешное выполнение ими тех или иных заданий. Народные инструменты помогают создавать на занятиях положительный настрой, активизируют восприятие, расширяют представления детей о мире предметов, их свойствах и назначении. На 1-й ступени музыкально-воспитательного цикла ребенок учится: • взаимодействовать с другими детьми во время занятий, в процессе подготовки и проведения праздников, в свободное время; • проявлять инициативу, понимать значимость результатов своей деятельности и деятельности и товарищей; • работать над дикцией, исполняя песенки, потешки, считалки. Дети принимают участие в следующих праздниках: Осенины, Рождество, Масленица. Воспитание чувства ритма: • освоение ритмических рисунков, состоящих из четвертей и восьмых, с использованием ритмослогов («ТА» — четверть, «ТИ» — восьмая); • проговаривание и пропевание рифмованных фраз, считалок, потешек, пестушек, например:
• определение сильных и слабых долей, показ на народном инструменте (бубен, погремушка) сильной доли; • подбор ритмического сопровождения на изученных инструментах к мелодии (музыкальному произведению), исполняемой педагогом. Ритмические рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по полу и др., а также простейших ударных инструментов — постукалок и ложек. Освоение темповых закономерностей. Умение распознавать соотношение быстрого и медленного темпов, а также исполнять произведения в одном выдержанном темпе. Умение распознавать тембр звучания: • различение тембра звуков, издаваемых хлопками в ладоши, трением ладоней, ударами ладоней по коленям или бедрам, ударами ног по полу и др.; • различение тембра простейших ударных инструментов: погремушек — «гр-гр-гр» шаркунков — «шр-шр-шр», ложек — «т-т-т», постукалок — «ти-ти-ти», бубенцов — «тс-тс-тс».
176 1 177 Развитие музыкального слуха, приобретение вокальных навыков путем определения различных по высоте звуков (высоких и низких); выразительного исполнения коротких попевок, закличек, основанных на V— III, V-VI ступенях лада, детских народных песенок с инструментальным сопровождением и без него. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки «Андрей-Воробей», «Баю-бай», «Божья коровка», «Две тетери», «Дождик, дождик, пуще», «Зайка», «Идет коза рогатая», «Ладушки, ладушки», «Лады-лады, ладыньки», «Лиса по лесу ходила», «Пастушок», «Петушок», «Погремушки», «Сорока, сорока», «Украл котик клубочек», «Ходит зайка», «Я лесочком шел» и др. Основные формы работы Слушание музыки. Способствует развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического восприятия. Как правило, детям для слушания предлагаются произведения, которые предстоит разучить или которые иллюстрируют тему занятия. Изучение народных инструментов — постукалок, ложек, погремушек, шаркунков, бубенцов, бубна, накр. Дети знакомятся с основными приемами игры на простейших ударных инструментах, осваивают элементарные принципы звукоизвлечения на этих инструментах, учатся различать их тембры, создают несложное ритмическое сопровождение к исполняемым песням (отмечают сильные доли), играют в простейшем шумовом оркестре. Музицирование в ансамбле и оркестре способствует формированию навыков коллективной игры: умения одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение, слушать себя и своих товарищей. Движение под музыку. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, ее метрической пульсацией; варьировать движения в связи со сменой частей музыкального произведения; с помощью движений создавать образы зверей и птиц (лисичка, заяц, медведь, петух, мышка, утка и др.) Вождение хоровода способствует координации групповых действий детей, учит их ориентироваться в пространстве. Рекомендуемый репертуар. Обработки русских народных песен для инструментального ансамбля, оркестра или исполнения соло (с концертмейстером): «Ай, на горе дуб, дуб», «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Заинька, поскачи», «Искупался Иванушка», «Пойду ль, выйду ль я», «Полянка», «Скок, поскок», «Уж как по мосту, мосточку», «Ходила младешенька» и др. Игры: «Заинька», «Каравай», «Пчелы» и др. Я СТУПЕНЬ Цели и задачи — закрепление материала, пройденного на 1-й ступени обучения; развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. На этой ступени обучения у детей формируется умение воспринимать и сравнивать различные музыкальные явления, выделять и обобщать признаки народных музыкальных инструментов. В игровой форме дети знакомятся с народной культурой (музыкой, танцем, игрой, праздником). Радость от общения с прекрасным способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Организуется ансамбль ложкарей, что создает предпосылки для развития личностных и коллективистских качеств детей, стимулирует их музыкальную активность не только на музыкальных занятиях, но и во время самостоятельного музицирования (индивидуального и в небольших группах). Во время музыкальной деятельности у детей расширяется и активизируется речевой словарь, формируется желание самостоятельно заниматься музыкой, в частности играть в разученные па занятиях музыкальные игры. Дети знакомятся с традициями проведения народных праздников, принимают участие в подготовке Осенин, Рождества, Масленицы. Содержание программы этой ступени обучения предусматривает взаимодействие с занятиями танцем, литературным и художественно-прикладным творчеством. Восприятие чувства ритма. Продолжают осваиваться простейшие ритмические рисунки с помощью идиофонов и неслож-. ных ударных инструментов:
178
179 • точный повтор ритмического рисунка; • использование ритмослогов и рифмованных фраз; • самостоятельное придумывание детьми несложных ритмических рисунков; • простое ритмическое сопровождение исполняемых педагогом музыкальных произведений. Освоение темповых соотношений путем усложнения заданий для 1-й ступени обучения; исполнение музыкальных произведений с ускорением и замедлением темпа. Умение распознавать тембр звучания. Усложнение заданий для 1-й ступени обучения. Развитие музыкального слуха, приобретение вокальных навыков: • определение контрастных пар (высоко — низко, громко — тихо); • определение песни по мелодии, вступлению, ритмическому рисунку; • пение интонационно-ладовых упражнений, основанных на V—III, V—VI, V—III—I ступенях лада; работа над чистой интонацией; • исполнение детских народных песен; • разучивание песен к праздникам, проводимым в образовательном учреждении. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Бай-качи-качи», «Виноград у нас в бору растет», «Ворон», «Зайка ты, зайка», «Как в высоком терему», «Как повадился коток», «Как под горкой», «Котя, котенька - коток», «Куда летишь, кукушечка», «На зеленом лугу», «Не летай, соловей», «Патока с имбирем», «Поет, поет соловушка», «Скок, поскок» и др. Развитие чувственно-эмоционального восприятия: • имитация голосов разных животных и птиц (музыкальная игра-подражание «Утро в лесу»); • инсценировка разучиваемых песен. Выполнение специальных заданий, имеющих сенсорную направленность:
• по звуку (с закрытыми глазами) определить музыкальный инструмент и сказать его название; • по форме корпуса определить музыкальный инструмент; • по форме корпуса и звуку определить музыкальный инструмент; • задание-фантазия «Что (кого) напоминает голос музыкального инструмента». Эти задания способствуют развитию музыкальной памяти, ассоциативного восприятия и аналитического мышления. Основные формы работы Слушание музыки. Формирование умения внимательно слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, различать их характерные особенности. Репертуар для слушания включает музыкальные произведения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Изучение народных инструментов — постукалок, ложек, погремушек, шаркунков, бубна, бубенцов, накр, пастушьего барабана, коробочки, рубели, курской трещотки, колокольчика. Дети продолжают знакомиться с основными приемами игры на простейших ударных инструментах, учатся различать их по звучанию, создают ритмические сопровождения к музыкальным произведениям, в том числе к песням, которые они исполняют. Игра детей в ансамбле ложкарей и в ансамбле шумовых ударных инструментов способствует формированию навыков коллективной игры — одновременно начинать и заканчивать игру, слушать себя и своих товарищей. Движение под музыку: • вождение хороводов, разучивание плясок, в том числе парных и с различными предметами (платочками, веточками, балалайками и т. п.); • разучивание основных элементов русского народного танца (хороводный шаг, переменный шаг, притопы, полуприсядка, присядка и др.); • исполнение песен в несложных танцевальных построениях хоровода, ручейка и др.; • свободное движение под музыку.
180 181 Дети на этой ступени обучения учатся отображать в движении средства музыкальной выразительности, эмоциональный характер музыкального произведения, осознанно воспринимать красоту и выразительность движений. Рекомендуемый репертуар. Обработки русских народных песен для ансамбля, оркестра, а также исполнения соло (с концертмейстером): «Ай, все кумушки домой», «Ах ты, береза», «Возле речки, возле моста», «Во саду ли, в огороде», «Выйду ль я на реченьку», «Как у наших у ворот», «Канава», «Круговая пляска», «Полянка», «Русская пляска» и др. Сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры: «Ворон», «Венок», «Горелки», «Дед», «Коршун», «Кошка и мышка», «Лен», «Мужичок» и др. Я СТУПЕНЬ Задачи: • знакомство с традициями народной культуры — русских календарных праздников, художественно-прикладных промыслов; • знакомство со всей группой ударных народных инструментов, приобретение навыков игры и начальных навыков ритмической импровизации на этих инструментах; • знакомство с простейшими духовыми народными инструментами; • музицирование в ансамблях: ложкарей, ударных инструментов (шумовых и мелодических), простейших духовых инструментов (свистулек); • импровизационное и звукоподражательное музицирование. На этой ступени обучения у детей возникает желание проявлять инициативу, самоорганизовываться и заниматься творчеством; совершенствуется опыт взаимодействия в коллективе. У детей формируются следующие умения: • наблюдать и сравнивать, выделять и обобщать разные музыкальные явления; • различать звуки по тембру, высоте и длительности; •_ определять классификационные признаки у применяемо-
'В программу 3-6 ступеней обучения включены только те разделы, которые предполагают приобретение новых навыков, изучение нового материала. На этой ступени обучения дети начинают знакомиться с традициями народных художественно-прикладных промыслов (каргопольская игрушка, жостовская роспись на металле, резьба по бересте и др.). Дети знакомятся с традициями проведения народных праздников, принимают участие в подготовке Осенин, Рождества, Масленицы; знакомятся с искусством русских скоморохов. Содержание программы этой ступени обучения ориентировано на активное взаимодействие с занятиями танцем, литературным и художественно-прикладным творчеством. Воспитание чувства ритма. Наряду с освоением более сложных ритмических рисунков, включающих четверти, восьмые, шестнадцатые, дети придумывают и исполняют на народных музыкальных инструментах свои собственные ритмы. Дети учатся играть несложное ритмическое сопровождение к текстам песен. Во время музицирования они должны особое внимание уделять точному и осознанному показу сильной и слабой долей такта. Развитие музыкального слуха, совершенствование вокальных навыков. Закрепление приобретенных на 1-й и 2-й ступенях обучения слуховых и вокальных навыков; пение попевок и интонационноладовых упражнений, основанных на I—V—HI, IH-I-V, IV-II, -IV ступенях лада; исполнение детских народных песен (соло хором, с сопровождением и без него); разучивание хороводных календарных песен, а также песен к определенным праздникам. Особое внимание следует обратить на формирование у ребенка слухового самоконтроля. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «А я по лугу», «Ах, улица», «Барашеньки, крутороженьки»; «Блины», «Василек», «Вейся, капустка», «Во кузнице», Во поле береза стояла», «Вот уж зимушка проходит», «Гори ясно», «Дождик», «Заинька, попляши», «Как под наши ворота», «Каравай», «Как пошли наши подружки», «Как у наших ворот», «Комарочек», «Коровушка», «Ой, ду-ду», «Ой ты, ягодка моя луговая», «Светит солнышко», «Уж как по мосту, сточку», «Уж ты, коваль, ковалечек», «Уж я золото хороню»; колядки, масленичные песни, веснянки и др.
182 183 Основные формы работы Слушание музыки. Совершенствование умения внимательно слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, определять их строение (количество и характер частей), особенности мелодики и ритмики. Изучение народных инструментов: • знакомство с историей создания и бытования народных инструментов; • знакомство со звуковой палитрой инструментов; • овладение элементарной техникой исполнения на ударных и духовых народных инструментах, сочинение и воспроизведение различных ритмов и мелодий; • сочинение и демонстрация несложных музыкальных произведений, звуковых сцен; • имитация на народных инструментах голосов животных и птиц (музыкальная игра-подражание «Утро в лесу»); • исполнение разных по характеру музыкальных произведений, создание инсценировок в сопровождении народных инструментов. Изучаются новые для детей музыкальные инструменты: • ударные — сторожевая колотушка, шаркунок-колотушка, копытца, рубель, рубель с бубенцами, трещотка с колокольчиками, круговая трещотка, бич (хлопушка), колокольчик, музыкальное полено, дрова; • духовые инструменты — свистульки, жалейка (бурдон). Движение под музыку. Усложнение музыкально-двигательных упражнений, разученных на 2-й ступени обучения; закрепление умений выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, придумывать собственные танцевальные движения, сочетать танцевальные движения и пение, игру на музыкальных инструментах. Дети танцуют разнохарактерные русские танцы, водят хороводы. Народные игры. Репертуар включает следующее сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры: «А мы просо сеяли», «Горшки», «Дударь», «Золото хоронить», «Пойду лук я полоть», «Уточка и селезень», «Чижик» и др.; игры-хороводы: «Выйду ль я на реченьку», «Журавель», «Как у наших у ворот», «Как у тетушки Елены», «На горе-то калина», «Пахари и жнецы», «Пошла млада», «Я на горку шла» и др. Я СТУПЕНЬ Задачи: • закрепление навыков и знаний, полученных на предыдущих ступенях обучения; • знакомство с новыми ударными, духовыми и струнными народными инструментами; • разучивание песен, бытующих в разных регионах России; • знакомство с традициями русских календарных праздников, художественно-прикладных промыслов (дымковская и филимоновская игрушка, городецкая роспись, холмогорская резьба по кости, федоскинская лаковая живопись, вологодское кружево, геометрическая и плоскорельефная резьба); • знакомство с искусством владимирских рожечников; • знакомство с основными музыкально-теоретическими понятиями; • совершенствование навыков ритмической импровизации; • формирование у детей мотивации к творчеству, самодеятельности и сочинительству; • игра на народных инструментах в ансамблях различного состава; • подготовка и проведение народных праздников. театрализованпых представлений. Воспитание чувства ритма. Освоение более сложных ритмических рисунков. Знакомство с понятиями: длительность (половинная, целая), пунктирный ритм, пауза (половинная, целая), размеры 2/2 и 4/4. Совершенствование навыков ритмической импровизации и ритмического сопровождения на народных ударных инструментах; сочинение детьми ритмических рисунков, ритмо-фраз и ритмо-стихов. Развитие музыкального слуха, совершенствование вокальных навыков: • закрепление приобретенных на 1-3 ступенях обучения
184 185 • пение попевок и интонационно-ладовых упражнений на основе VI-IV-II, VI-II-IV, II-IV-VI ступенях лада; • разучивание хороводных, календарных песен. • исполнение детских народных песен, разучивание песен к праздникам, сочинение попевок и мелодий; • приобретение начальных навыков пения на два голоса. выразительному и интонационно точному исполнению мелодии. Рекомендуется вести работу над певчевским дыханием с помощью специальных упражнений и распевок. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Ай, на горе дуб, дуб», «Блины», «В сыром бору тропина», «Во поле береза стояла», «Во саду ли.в огороде», «Вставала ранешенько», «Где был, Иванушка?», «Дуня-тонкопряха», «Как на тоненький ледок», «Как у нашей Дуни», «На торгу», «Поехал наш батюшка на базар», «Пойду ль я, выйду ль я», «Пошла млада за водой», «Сорока-сорока», «Ходила младешенька по борочку», «У меня ль во садочке», «Я на горку шла», а также колядки, масленичные песни, веснянки и др. Основные формы работы Изучение народных инструментов: • знакомство с историей создания и бытования народных музыкальных инструментов; их роль в современной музыкальной культуре; • знакомство со звуковой палитрой изучаемых инструментов; • исследование свойств звука (длительность, сила, высота, тембр); • совершенствование техники игры на ударных и духовых народных инструментах, сочинение и исполнение различных ритмических рисунков и мелодий; • знакомство со штрихами (стаккато, легато, деташе); постановка дыхания у исполнителей на духовых инструментах; • сочинение несложных пьес и звуковых сцеи для изученных народных инструментов; • знакомство с функциями соло и аккомпанемента в ансамблевой игре;
• исполнение разных по характеру музыкальных произведений, создание театрализованных представлений в сопровождении народных инструментов; • совершенствование навыков коллективной игры в ансамблях: ложкарей, ударных инструментов, простейших духовых инструментов, простейших народных инструментов смешанного состава. С детьми проводятся индивидуальные занятия по обучению игре на народных инструментах. Они занимаются творчеством и играют на инструментах в свободное время. Изучаются новые для детей инструменты; • ударные — кокошник, рыкалка, ладошки, трещотка-шарманка; • духовые свистковые — свистулька, окарина, свирели (одноствольная и двуствольная), сопель, свирель-цуг, кугиклы; • духовые язычковые — жалейка, парная жалейка, брелка, волынка; • духовые амбушюрные — пастушья труба, турий рог, рожок. На 4-й ступени обучения дети знакомятся с разными видами музыкальной нотации; учатся правильно подбирать инструменты для оркестровки конкретного музыкального произведения. Движение под музыку. Усложнение музыкально-двигательных упражнений и танцев, разученных на 3-й ступени обучения. Я СТУПЕНЬ Задачи: • знакомство с традициями народной музыкальной культуры — песнями и музыкальными инструментами, бытующими в Северо-Западном и других регионах России; • продолжение знакомства с основными музыкально-теоретическими понятиями; • совершенствование навыков музицирования на освоенных народных инструментах; • совершенствование навыков мелодико-ритмической импровизации;
186 187 • формирование у детей мотивации к творческой деятельности, сочинительству; • создание аранжировок, инструментовок, оригинальных произведений для народных инструментов; • знакомство с искусством русских гармонистов; • знакомство с традициями русских календарных праздников, подготовка и проведение народных праздников, театрализации; • знакомство с традициями художественно-прикладных промыслов (скопинская керамика, росписи Полхов-Майдана и Крутца, тобольская резьба по кости, палехская лаковая живопись, кировское кружево, богородская резьба). На 5-й ступени обучения происходит дифференциация интересов детей, что выражается в предпочтении ими того или иного музыкального инструмента. Воспитание чувства ритма. Совершенствование ритмических навыков, приобретенных на предыдущих ступенях обучения. Знакомство с размером 3/4, затактом. Развитие музыкального слуха, совершенствование вокальных навыков: • разучивание детских, хороводных, календарных песен; • приобретение навыков мелодико-ритмической импровизации в объеме пятиступенного диатонического звукоряда; • инструментальное сопровождение мелодии с применением длинных звуков, бурдонов, остинатного ритма, ритмических акцентов; • сочинение мелодии на заданный ритм, продолжение мелодии, начатой преподавателем; • работа над координацией голоса и слуха, совершенствование певчевского аппарата, навыка двухголосного пения; • знакомство со следующими понятиями: пентатоника, традиционная нотация, знаки альтерации. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Ай. чу-чу», «А мы просо сеяли», «Ах вы, сени», «Вот уж зимушка проходит», «Вставала ранешенько», «Дрема», «Дол- 188 говязый журавель», «Заплетися, плетень», «Ивушка», «Как у дяди Ермолая», «На горе-то калина», «Ой, вставала я ранешенько», «По деревне идет Ваня-пастушок», «Уж мы шили ковер», а также колядки, масленичные песни, веснянки и др. Основные формы работы Слушание музыки. Уметь выявлять в прослушанном произведении комплекс выразительных средств (эмоциональность, образность, темп, динамику и др.). Репертуар для слушания включает музыкальные произведения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Изучение народных инструментов. Знакомство с понятием строя музыкального инструмента. Я СТУПЕНЬ Цели и задачи: повторение и закрепление материала, пройденного на 1-5 ступенях обучения; на базе приобретенных знаний и навыков создание установок на индивидуальное и коллективное творчество детей в разных формах и видах музыкальной деятельности; развитие гармонического и тембрового слуха, ритмического и ладового чувства; воспитание культуры исполнения. Происходит дифференциация интересов детей, что выражается в их осознанном и избирательном выборе видов и форм музыкальной деятельности. На этой ступени обучения продолжается: • знакомство с традициями народной музыкальной культуры — песнями и музыкальными инструментами, бытующими в Северо-Западном и других регионах России; • знакомство с основами музыкально-теоретических знаний; • совершенствование навыков музицирования на освоенных народных инструментах; • создание аранжировок, инструментовок, оригинальных произведений для народных инструментов;
189 • знакомство с традициями русских календарных праздников, подготовка и проведение народных праздников, театрализованных представлений. Подготовка праздника «Славянский базар»; • знакомство с историей русских оркестров народных инструментов; • знакомство с традициями русских календарных праздников, художественно-прикладных промыслов (гжельская керамика, хохломская роспись, хотьковская резьба по кости, холуйская лаковая живопись, киришское кружево, домовая резьба). Воспитание чувства ритма. На основе приобретенных навыков дети осваивают вариационную импровизацию, ритмоимпровизацию в форме рондо (АВАСА), мелодико-ритмическую импровизацию. Развитие музыкального слуха, совершенствование вокальных навыков: • разучивание детских, хороводных, календарных песен; • знакомство с функциями ступеней лада (тоника, субдоминанта, доминанта); • пение попевок и интонационно-ладовых упражнений, включающих VII ступень лада; • совершенствование певческого аппарата, координации голоса и слуха. Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Вдоль по улице молодчик идет», «Виноград в саду цветет», «Возле речки, возле мосту», «В темном лесе», «Калинка», «Маки-маковочки», «Ой, мороз-мороз», «Со вьюном я хожу», «Сеяли девушки яровой хмель», «Я на камушке сижу», «Я с комариком плясала», а также колядки, масленичные песни, веснянки и др. Основные формы работы Слушание музыки. Совершенствование умения внимательно слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, различать их характерные особенности. На этой ступени обучения дети характеризуют образное содержание произведения и его музыкально-выразительные средства. Репертуар для слушания включает музыкальные произведения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Изучение народных инструментов. Дети знакомятся с историей создания оркестра русских народных инструментов, его составом и репертуаром. Они учатся различать инструменты одного семейства, например балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), домр (пикколо, малая, альтовая, басовая), жалеек (пикколо, сопрано, альт, тенор, бас) и др. Дети играют на всех инструментах оркестра «ДАР». 190 ЛИТЕРАТУРА Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М.; Л., 1949. Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. — М., 1979. Андреев ВВ. Материалы и документы / Сост., примеч. Б.Б. Грановского. — М., 1986. Андрюшенков ГЛ. Методика начального обучения игре на балалайке. — СПб., 1995. Андрюшенков ГЛ. Школа-самоучитель игры на балалайке. В 2-хч. — СПб., 1998. Белое В.И.Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1982. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. —М., 1991. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1976. Вершков К. Русские народные музыкальные инструменты. — М., 1975. Верткое К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1975. Виктор Михайлович Беляев (1888-1968) / Сост. А.В. Беляев, ред,-сост. И. К. Травина. — М., 1990. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. — СПб., 1993. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. — М., 1981. Динцес ЛЛ. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. — М.; Л., 1936. Дмитриев Г.П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М., 1991. Дурасов ГЛ. Каргопольская глиняная игрушка. — Л., 1986. Жаворонушки. Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 1-5 / Сост. Г. Науменко. — М., 1977-1988. Жук ЛЯ. Искусство игры на гуслях: Учеб но-методическое пособие. — М., 1998. Имханицкий МЛ. У истоков русской народной оркестровой культуры. — М-, 1987. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12-ти т. — М., 1989. Каталог собрания музыкальных инструментов ЛГИТМиКа / Сост. Г.И. Благодатов. — Л., 1972. Келдыш Ю&., Левашова ОЖ. История русской музыки. С древнейших времен до середины XIX века: Учебник. Вып. 1 / Общ. ред. и пре-дисл. А.И. Кандинского. — 4-е иад., доп. и перераб. — М., 1990. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. — Л., 1975. Коринфский АЛ. Народная Русь. — Самара, 1995. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф.Не-крылова. — М., 1991. Левин СЛ. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Л., 1973. Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1994. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. —М., 1987. МирекА. Справочник по гармоникам. — М., 1968. Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. Л. А. Баренбойм. — М., 1983. Музыкальное воспитание в Советском Союзе / Сост. Л.А. Баренбойм. — М„ 1977. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов. В 2-х ч. — М., 1987. Некрасова МЛ. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX — начале XX в. — СПб., 1992. Обрядовая поэзия / Сост. В.И. Жекулина, А.Н. Розов. — М., 1989. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977. Полонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. — М-, 1984. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А.Н. Мартынова. — М., '1989. Проблемы традиционной инструментальной музыки народов,;СССР. — Л., 1986. Пушкина С. Русские народные песни Московской области. — М., 1988. Рондели Л Д. Народное декоративно-прикладное искусство. — М-, 984.
192
193 Русские народные наигрыши / Сост. В. Петров. — М., 1985. Русские рожечники: Сб. статей / Сост. Н. Сладкова. — М., 1990. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репр. воспроизв. изд. 1880 г. / Сост. М. Забыл ив. — М., 1990. Рыбаков БА. Киевская Русь и русские княжества XII-XI1I вв. — М., 1993. Рыбаков БА. Язычество древних славян. — М., 1994. Рыбакова ЭЛ. Программа «Звуковая мозаика». — СПб., 1994. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А. Баренбойм. — Л., 1970. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области / Сост. B.C. Бахтин. — Л., 1982. Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. — М., 1990. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб., 1995. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. — М-, 1989. ШалимовПЖ. Самоучитель игры на гуслях звончатых. — Л., 1972. Элементарное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. Л.А. Баренбойм. — М-, 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.013 с.) |