Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа «музыкальная народная культура»

Поиск

Основная идея программы — воспитание ребенка через при­общение к лучшим традициям русской народной музыкальной

культуры.

Знакомство с историей музыкальных традиций своего наро­да, ансамблевое музицирование на народных и специально раз­работанных экспериментальных инструментах, создание деть­ми аранжировок и оригинальных произведений, погружение в мир народных обрядов и праздников — все это способствует формированию творчески богатой, художественно одаренной культурной личности.

Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчи­тана на шестилетний период обучения.

 1-я ступень — дети от 4 до 5 лет (средняя группа детского сада).

 2-я ступень — дети от 5 до 6 лет (старшая группа детского  сада).

 3-я ступень — дети в возрасте от 6 до 7 лет (подготовитель­ная группа детского сада).

4-я ступень — дети в возрасте от 7 до 8 лет (1-й класс).

5-я ступень — дети в возрасте от 8 до 9 лет (2-й класс).

 6-я ступень — дети в возрасте от 9 до 10 лет (3-й класс).   

Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария в русской культуре — обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов как произведений русского приклад­ного искусства. Полученные знания реализуются в музыкаль­ной деятельности детей.

Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучения игре на народных: инструментах, изготовления народных музыкальных инструментов и применения их в исполнительской практике, организации эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей.


175


Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более высокой форме творчества — созданию аранжиро­вок и оригинальных произведений для народных инструментов.

Реализация программы стимулирует приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в про­цессе изготовления народных и экспериментальных инстру­ментов, ансамблевое и оркестровое исполнительство, форми­рование потребности передавать свои знания, умения, опыт младшим товарищам. Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздейст­вовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.

Я СТУПЕНЬ

Цель — приобретение начального музыкального опыта. В иг­ровой форме дети знакомятся с миром музыки и музыкальных инструментов, учатся распознавать простейшие звуковысотные, ритмические, темповые, тембровые соотношения. В про­цессе музыкальной деятельности у детей формируются музы­кально-слуховые представления.

Слушание музыки, участие в музыкальных играх, пение, элементарное музицирование на народных инструментах, вож­дение хороводов и движение под музыку создают предпосылки для возникновения у детей интереса к музыкальной деятель­ности, желания музицировать. На этой ступени обучения осо­бенно важно поощрять творческие проявления детей, успеш­ное выполнение ими тех или иных заданий.

Народные инструменты помогают создавать на занятиях положительный настрой, активизируют восприятие, расширя­ют представления детей о мире предметов, их свойствах и на­значении.

На 1-й ступени музыкально-воспитательного цикла ребенок учится:

• взаимодействовать с другими детьми во время занятий, в процессе подготовки и проведения праздников, в свобод­ное время;

• проявлять инициативу, понимать значимость результа­тов своей деятельности и деятельности и товарищей;

• работать над дикцией, исполняя песенки, потешки, счи­талки.


Дети принимают участие в следующих праздниках: Осенины, Рождество, Масленица.

Воспитание чувства ритма:

• освоение ритмических рисунков, состоящих из четвертей и восьмых, с использованием ритмослогов («ТА» — чет­верть, «ТИ» — восьмая);

• проговаривание и пропевание рифмованных фраз, счита­лок, потешек, пестушек, например:

 

 

 


• определение сильных и слабых долей, показ на народном инструменте (бубен, погремушка) сильной доли;

• подбор ритмического сопровождения на изученных инст­рументах к мелодии (музыкальному произведению), ис­полняемой педагогом.

Ритмические рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по полу и др., а также простейших удар­ных инструментов — постукалок и ложек.

Освоение темповых закономерностей. Умение распознавать соотношение быстрого и медленного темпов, а также исполнять произведения в одном выдержанном темпе.

Умение распознавать тембр звучания:

• различение тембра звуков, издаваемых хлопками в ладо­ши, трением ладоней, ударами ладоней по коленям или бедрам, ударами ног по полу и др.;

• различение тембра простейших ударных инструментов: погремушек — «гр-гр-гр» шаркунков — «шр-шр-шр», ложек — «т-т-т», постукалок — «ти-ти-ти», бубенцов — «тс-тс-тс».


 


176


1


177


Развитие музыкального слуха, приобретение вокальных на­выков путем определения различных по высоте звуков (высо­ких и низких); выразительного исполнения коротких попевок, закличек, основанных на V— III, V-VI ступенях лада, детских народных песенок с инструментальным сопровождением и без него.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки «Андрей-Воробей», «Баю-бай», «Божья коровка», «Две те­тери», «Дождик, дождик, пуще», «Зайка», «Идет коза рога­тая», «Ладушки, ладушки», «Лады-лады, ладыньки», «Лиса по лесу ходила», «Пастушок», «Петушок», «Погремушки», «Сорока, сорока», «Украл котик клубочек», «Ходит зайка», «Я лесочком шел» и др.

Основные формы работы

Слушание музыки. Способствует развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического вос­приятия. Как правило, детям для слушания предлагаются про­изведения, которые предстоит разучить или которые иллюст­рируют тему занятия.

Изучение народных инструментов — постукалок, ложек, погремушек, шаркунков, бубенцов, бубна, накр.

Дети знакомятся с основными приемами игры на простей­ших ударных инструментах, осваивают элементарные принци­пы звукоизвлечения на этих инструментах, учатся различать их тембры, создают несложное ритмическое сопровождение к исполняемым песням (отмечают сильные доли), играют в про­стейшем шумовом оркестре. Музицирование в ансамбле и ор­кестре способствует формированию навыков коллективной игры: умения одновременно начинать и заканчивать музыкаль­ное произведение, слушать себя и своих товарищей.

Движение под музыку. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, ее метрической пульсацией; варьировать движения в связи со сменой частей музыкального произведе­ния; с помощью движений создавать образы зверей и птиц (ли­сичка, заяц, медведь, петух, мышка, утка и др.) Вождение хо­ровода способствует координации групповых действий детей, учит их ориентироваться в пространстве.


Рекомендуемый репертуар. Обработки русских народных песен для инструментального ансамбля, оркестра или испол­нения соло (с концертмейстером): «Ай, на горе дуб, дуб», «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Заинька, поскачи», «Ис­купался Иванушка», «Пойду ль, выйду ль я», «Полянка», «Скок, поскок», «Уж как по мосту, мосточку», «Ходила младешенька» и др. Игры: «Заинька», «Каравай», «Пчелы» и др.

Я СТУПЕНЬ

Цели и задачи — закрепление материала, пройденного на 1-й ступени обучения; развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

На этой ступени обучения у детей формируется умение вос­принимать и сравнивать различные музыкальные явления, выделять и обобщать признаки народных музыкальных инст­рументов.

В игровой форме дети знакомятся с народной культурой (му­зыкой, танцем, игрой, праздником). Радость от общения с пре­красным способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.

Организуется ансамбль ложкарей, что создает предпосылки для развития личностных и коллективистских качеств детей,   стимулирует их музыкальную активность не только на музыкальных занятиях, но и во время самостоятельного музициро­вания (индивидуального и в небольших группах).

Во время музыкальной деятельности у детей расширяется и активизируется речевой словарь, формируется желание са­мостоятельно заниматься музыкой, в частности играть в разу­ченные па занятиях музыкальные игры.

Дети знакомятся с традициями проведения народных праз­дников, принимают участие в подготовке Осенин, Рождества, Масленицы.

Содержание программы этой ступени обучения предусмат­ривает взаимодействие с занятиями танцем, литературным и художественно-прикладным творчеством.

Восприятие чувства ритма. Продолжают осваиваться простейшие ритмические рисунки с помощью идиофонов и неслож-. ных ударных инструментов:


 


178


 


179


• точный повтор ритмического рисунка;

• использование ритмослогов и рифмованных фраз;

• самостоятельное придумывание детьми несложных рит­мических рисунков;

• простое ритмическое сопровождение исполняемых педа­гогом музыкальных произведений.

Освоение темповых соотношений путем усложнения зада­ний для 1-й ступени обучения; исполнение музыкальных про­изведений с ускорением и замедлением темпа.

Умение распознавать тембр звучания. Усложнение заданий для 1-й ступени обучения.

Развитие музыкального слуха, приобретение вокальных на­выков:

• определение контрастных пар (высоко — низко, громко — тихо);

• определение песни по мелодии, вступлению, ритмическо­му рисунку;

• пение интонационно-ладовых упражнений, основанных на V—III, V—VI, V—III—I ступенях лада; работа над чистой интонацией;

• исполнение детских народных песен;

• разучивание песен к праздникам, проводимым в образо­вательном учреждении.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Бай-качи-качи», «Виноград у нас в бору растет», «Ворон», «Зайка ты, зайка», «Как в высоком терему», «Как повадился ко­ток», «Как под горкой», «Котя, котенька - коток», «Куда летишь, кукушечка», «На зеленом лугу», «Не летай, соловей», «Патока с имбирем», «Поет, поет соловушка», «Скок, поскок» и др.

Развитие чувственно-эмоционального восприятия:

• имитация голосов разных животных и птиц (музыкаль­ная игра-подражание «Утро в лесу»);

• инсценировка разучиваемых песен.

Выполнение специальных заданий, имеющих сенсорную на­правленность:


 

• по звуку (с закрытыми глазами) определить музыкальный инструмент и сказать его название;

• по форме корпуса определить музыкальный инструмент;

• по форме корпуса и звуку определить музыкальный ин­струмент;

• задание-фантазия «Что (кого) напоминает голос музы­кального инструмента».

Эти задания способствуют развитию музыкальной памяти, ассоциативного восприятия и аналитического мышления.

Основные формы работы

Слушание музыки. Формирование умения внимательно слу­шать музыку, сравнивать музыкальные произведения, разли­чать их характерные особенности.

Репертуар для слушания включает музыкальные произве­дения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Изучение народных инструментов — постукалок, ложек, погремушек, шаркунков, бубна, бубенцов, накр, пастушьего ба­рабана, коробочки, рубели, курской трещотки, колокольчика.

Дети продолжают знакомиться с основными приемами игры на простейших ударных инструментах, учатся различать их по звучанию, создают ритмические сопровождения к музыкаль­ным произведениям, в том числе к песням, которые они испол­няют. Игра детей в ансамбле ложкарей и в ансамбле шумовых ударных инструментов способствует формированию навыков коллективной игры — одновременно начинать и заканчивать игру, слушать себя и своих товарищей.

Движение под музыку:

• вождение хороводов, разучивание плясок, в том числе парных и с различными предметами (платочками, веточ­ками, балалайками и т. п.);

• разучивание основных элементов русского народного танца (хороводный шаг, переменный шаг, притопы, по­луприсядка, присядка и др.);

• исполнение песен в несложных танцевальных построени­ях хоровода, ручейка и др.;

• свободное движение под музыку.


 


180


181


Дети на этой ступени обучения учатся отображать в движе­нии средства музыкальной выразительности, эмоциональный характер музыкального произведения, осознанно восприни­мать красоту и выразительность движений.

Рекомендуемый репертуар. Обработки русских народных песен для ансамбля, оркестра, а также исполнения соло (с кон­цертмейстером): «Ай, все кумушки домой», «Ах ты, береза», «Возле речки, возле моста», «Во саду ли, в огороде», «Выйду ль я на реченьку», «Как у наших у ворот», «Канава», «Круго­вая пляска», «Полянка», «Русская пляска» и др. Сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры: «Ворон», «Венок», «Горелки», «Дед», «Коршун», «Кошка и мышка», «Лен», «Му­жичок» и др.

Я СТУПЕНЬ

Задачи:

• знакомство с традициями народной культуры — русских календарных праздников, художественно-прикладных промыслов;

• знакомство со всей группой ударных народных инстру­ментов, приобретение навыков игры и начальных навы­ков ритмической импровизации на этих инструментах;

• знакомство с простейшими духовыми народными инстру­ментами;

• музицирование в ансамблях: ложкарей, ударных инстру­ментов (шумовых и мелодических), простейших духовых инструментов (свистулек);

• импровизационное и звукоподражательное музицирование.

На этой ступени обучения у детей возникает желание прояв­лять инициативу, самоорганизовываться и заниматься творче­ством; совершенствуется опыт взаимодействия в коллективе.

У детей формируются следующие умения:

• наблюдать и сравнивать, выделять и обобщать разные музыкальные явления;

• различать звуки по тембру, высоте и длительности;

•_ определять классификационные признаки у применяемо-
____ го музыкального инструментария.

 

'В программу 3-6 ступеней обучения включены только те разделы, кото­рые предполагают приобретение новых навыков, изучение нового материала.


На этой ступени обучения дети начинают знакомиться с тра­дициями народных художественно-прикладных промыслов (каргопольская игрушка, жостовская роспись на металле, резь­ба по бересте и др.).

Дети знакомятся с традициями проведения народных празд­ников, принимают участие в подготовке Осенин, Рождества, Масленицы; знакомятся с искусством русских скоморохов.

Содержание программы этой ступени обучения ориентиро­вано на активное взаимодействие с занятиями танцем, литера­турным и художественно-прикладным творчеством.

Воспитание чувства ритма. Наряду с освоением более сложных ритмических рисунков, включающих четверти, восьмые, шест­надцатые, дети придумывают и исполняют на народных музы­кальных инструментах свои собственные ритмы. Дети учатся иг­рать несложное ритмическое сопровождение к текстам песен. Во время музицирования они должны особое внимание уделять точ­ному и осознанному показу сильной и слабой долей такта.

Развитие музыкального слуха, совершенствование вокаль­ных навыков.

Закрепление приобретенных на 1-й и 2-й ступенях обучения слуховых и вокальных навыков; пение попевок и интонационноладовых упражнений, основанных на I—V—HI, IH-I-V, IV-II, -IV ступенях лада; исполнение детских народных песен (соло хором, с сопровождением и без него); разучивание хороводных календарных песен, а также песен к определенным праздникам.

Особое внимание следует обратить на формирование у ребенка слухового самоконтроля.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «А я по лугу», «Ах, улица», «Барашеньки, крутороженьки»; «Блины», «Василек», «Вейся, капустка», «Во кузнице», Во поле береза стояла», «Вот уж зимушка проходит», «Гори ясно», «Дождик», «Заинька, попляши», «Как под наши ворота», «Каравай», «Как пошли наши подружки», «Как у наших ворот», «Комарочек», «Коровушка», «Ой, ду-ду», «Ой ты, ягодка моя луговая», «Светит солнышко», «Уж как по мосту, сточку», «Уж ты, коваль, ковалечек», «Уж я золото хороню»; колядки, масленичные песни, веснянки и др.


 


182


183


Основные формы работы

Слушание музыки. Совершенствование умения вниматель­но слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, определять их строение (количество и характер частей), особен­ности мелодики и ритмики.

Изучение народных инструментов:

• знакомство с историей создания и бытования народных инструментов;

• знакомство со звуковой палитрой инструментов;

• овладение элементарной техникой исполнения на удар­ных и духовых народных инструментах, сочинение и вос­произведение различных ритмов и мелодий;

• сочинение и демонстрация несложных музыкальных про­изведений, звуковых сцен;

• имитация на народных инструментах голосов животных и птиц (музыкальная игра-подражание «Утро в лесу»);

• исполнение разных по характеру музыкальных произве­дений, создание инсценировок в сопровождении народ­ных инструментов.

Изучаются новые для детей музыкальные инструменты:

• ударные — сторожевая колотушка, шаркунок-колотушка, копытца, рубель, рубель с бубенцами, трещотка с ко­локольчиками, круговая трещотка, бич (хлопушка), ко­локольчик, музыкальное полено, дрова;

• духовые инструменты — свистульки, жалейка (бурдон).

Движение под музыку. Усложнение музыкально-двигатель­ных упражнений, разученных на 2-й ступени обучения; закреп­ление умений выразительно и ритмично двигаться в соответ­ствии с характером музыки, придумывать собственные танце­вальные движения, сочетать танцевальные движения и пение, игру на музыкальных инструментах.

Дети танцуют разнохарактерные русские танцы, водят хо­роводы.

Народные игры. Репертуар включает следующее сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры: «А мы просо сея­ли», «Горшки», «Дударь», «Золото хоронить», «Пойду лук я полоть», «Уточка и селезень», «Чижик» и др.; игры-хороводы:


«Выйду ль я на реченьку», «Журавель», «Как у наших у во­рот», «Как у тетушки Елены», «На горе-то калина», «Пахари и жнецы», «Пошла млада», «Я на горку шла» и др.

Я СТУПЕНЬ

Задачи:

• закрепление навыков и знаний, полученных на предыду­щих ступенях обучения;

• знакомство с новыми ударными, духовыми и струнными народными инструментами;

• разучивание песен, бытующих в разных регионах России;

• знакомство с традициями русских календарных праздни­ков, художественно-прикладных промыслов (дымковская и филимоновская игрушка, городецкая роспись, холмо­горская резьба по кости, федоскинская лаковая живо­пись, вологодское кружево, геометрическая и плоскоре­льефная резьба);

• знакомство с искусством владимирских рожечников;

• знакомство с основными музыкально-теоретическими по­нятиями;

• совершенствование навыков ритмической импровизации;

• формирование у детей мотивации к творчеству, самодея­тельности и сочинительству;

• игра на народных инструментах в ансамблях различного состава;

• подготовка и проведение народных праздников. театрализованпых представлений.

Воспитание чувства ритма. Освоение более сложных ритми­ческих рисунков. Знакомство с понятиями: длительность (по­ловинная, целая), пунктирный ритм, пауза (половинная, це­лая), размеры 2/2 и 4/4. Совершенствование навыков ритми­ческой импровизации и ритмического сопровождения на народных ударных инструментах; сочинение детьми ритмичес­ких рисунков, ритмо-фраз  и ритмо-стихов.

Развитие музыкального слуха, совершенствование вокаль­ных навыков:

• закрепление приобретенных на 1-3 ступенях обучения
слуховых и вокальных навыков;


 


184


185


• пение попевок и интонационно-ладовых упражнений на основе VI-IV-II, VI-II-IV, II-IV-VI ступенях лада;

• разучивание хороводных, календарных песен.

• исполнение детских народных песен, разучивание песен к праздникам, сочинение попевок и мелодий;

• приобретение начальных навыков пения на два голоса.
На этой ступени обучения следует особое внимание уделять

выразительному и интонационно точному исполнению мело­дии. Рекомендуется вести работу над певчевским дыханием с помощью специальных упражнений и распевок.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Ай, на горе дуб, дуб», «Блины», «В сыром бору тропина», «Во поле береза стояла», «Во саду ли.в огороде», «Встава­ла ранешенько», «Где был, Иванушка?», «Дуня-тонкопряха», «Как на тоненький ледок», «Как у нашей Дуни», «На торгу», «Поехал наш батюшка на базар», «Пойду ль я, выйду ль я», «Пошла млада за водой», «Сорока-сорока», «Ходила младешенька по борочку», «У меня ль во садочке», «Я на горку шла», а также колядки, масленичные песни, веснянки и др.

Основные формы работы

Изучение народных инструментов:

• знакомство с историей создания и бытования народных музыкальных инструментов; их роль в современной му­зыкальной культуре;

• знакомство со звуковой палитрой изучаемых инстру­ментов;

• исследование свойств звука (длительность, сила, высота, тембр);

• совершенствование техники игры на ударных и духовых народных инструментах, сочинение и исполнение различ­ных ритмических рисунков и мелодий;

• знакомство со штрихами (стаккато, легато, деташе); по­становка дыхания у исполнителей на духовых инстру­ментах;

• сочинение несложных пьес и звуковых сцеи для изучен­ных народных инструментов;

• знакомство с функциями соло и аккомпанемента в ансам­блевой игре;


 

• исполнение разных по характеру музыкальных произве­дений, создание театрализованных представлений в со­провождении народных инструментов;

• совершенствование навыков коллективной игры в ансамб­лях: ложкарей, ударных инструментов, простейших ду­ховых инструментов, простейших народных инструмен­тов смешанного состава.

С детьми проводятся индивидуальные занятия по обучению игре на народных инструментах. Они занимаются творчеством и играют на инструментах в свободное время.

Изучаются новые для детей инструменты;

• ударные — кокошник, рыкалка, ладошки, трещотка-шарманка;

• духовые свистковые — свистулька, окарина, свирели (од­ноствольная и двуствольная), сопель, свирель-цуг, кугиклы;

• духовые язычковые — жалейка, парная жалейка, брелка, волынка;

• духовые амбушюрные — пастушья труба, турий рог, рожок.

На 4-й ступени обучения дети знакомятся с разными видами музыкальной нотации; учатся правильно подбирать инструмен­ты для оркестровки конкретного музыкального произведения.

Движение под музыку. Усложнение музыкально-двигатель­ных упражнений и танцев, разученных на 3-й ступени обу­чения.

Я СТУПЕНЬ

Задачи:

• знакомство с традициями народной музыкальной куль­туры — песнями и музыкальными инструментами, быту­ющими в Северо-Западном и других регионах России;

• продолжение знакомства с основными музыкально-теоре­тическими понятиями;

• совершенствование навыков музицирования на освоен­ных народных инструментах;

• совершенствование навыков мелодико-ритмической им­провизации;


 


186


187


•  формирование у детей мотивации к творческой деятель­ности, сочинительству;

• создание аранжировок, инструментовок, оригинальных произведений для народных инструментов;

• знакомство с искусством русских гармонистов;

• знакомство с традициями русских календарных праздни­ков, подготовка и проведение народных праздников, те­атрализации;

• знакомство с традициями художественно-прикладных промыслов (скопинская керамика, росписи Полхов-Майдана и Крутца, тобольская резьба по кости, палехская лаковая живопись, кировское кружево, богородская резьба).

На 5-й ступени обучения происходит дифференциация ин­тересов детей, что выражается в предпочтении ими того или иного музыкального инструмента.

Воспитание чувства ритма. Совершенствование ритмичес­ких навыков, приобретенных на предыдущих ступенях обуче­ния. Знакомство с размером 3/4, затактом.

Развитие музыкального слуха, совершенствование вокаль­ных навыков:

• разучивание детских, хороводных, календарных песен;

• приобретение навыков мелодико-ритмической импро­визации в объеме пятиступенного диатонического зву­коряда;

• инструментальное  сопровождение мелодии с применением длинных звуков, бурдонов, остинатного ритма, ритми­ческих акцентов;

• сочинение мелодии на заданный ритм, продолжение ме­лодии, начатой преподавателем;

• работа над координацией голоса и слуха, совершенствова­ние певчевского аппарата, навыка двухголосного пения;

• знакомство со следующими понятиями: пентатоника, тра­диционная нотация, знаки альтерации.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Ай. чу-чу», «А мы просо сеяли», «Ах вы, сени», «Вот уж зимушка проходит», «Вставала ранешенько», «Дрема», «Дол-

188


говязый журавель», «Заплетися, плетень», «Ивушка», «Как у дяди Ермолая», «На горе-то калина», «Ой, вставала я ранешень­ко», «По деревне идет Ваня-пастушок», «Уж мы шили ковер», а также колядки, масленичные песни, веснянки и др.

Основные формы работы

Слушание музыки. Уметь выявлять в прослушанном произ­ведении комплекс выразительных средств (эмоциональность, образность, темп, динамику и др.).

Репертуар для слушания включает музыкальные произве­дения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Изучение народных инструментов. Знакомство с понятием строя музыкального инструмента.

Я СТУПЕНЬ

Цели и задачи: повторение и закрепление материала, прой­денного на 1-5 ступенях обучения; на базе приобретенных знаний и навыков создание установок на индивидуальное и коллективное творчество детей в разных формах и видах музыкальной деятельности; развитие гармонического и тембрового слуха, ритмического и ладового чувства; воспитание культуры исполнения.

Происходит дифференциация интересов детей, что выражается в их осознанном и избирательном выборе видов и форм музыкальной деятельности.

На этой ступени обучения продолжается:

• знакомство с традициями народной музыкальной культуры песнями и музыкальными инструментами, бытующими в Северо-Западном и других регионах России;

• знакомство с основами музыкально-теоретических знаний;

• совершенствование навыков музицирования на освоен­ных народных инструментах;

• создание аранжировок, инструментовок, оригинальных произведений для народных инструментов;

 

189


• знакомство с традициями русских календарных праздни­ков, подготовка и проведение народных праздников, те­атрализованных представлений. Подготовка праздника «Славянский базар»;

• знакомство с историей русских оркестров народных ин­струментов;

• знакомство с традициями русских календарных праздни­ков, художественно-прикладных промыслов (гжельская керамика, хохломская роспись, хотьковская резьба по ко­сти, холуйская лаковая живопись, киришское кружево, домовая резьба).

Воспитание чувства ритма. На основе приобретенных навы­ков дети осваивают вариационную импровизацию, ритмоимпровизацию в форме рондо (АВАСА), мелодико-ритмическую импровизацию.

Развитие музыкального слуха, совершенствование вокаль­ных навыков:

• разучивание детских, хороводных, календарных песен;

• знакомство с функциями ступеней лада (тоника, субдо­минанта, доминанта);

• пение попевок и интонационно-ладовых упражнений, включающих VII ступень лада;

• совершенствование певческого аппарата, координации голоса и слуха.

Рекомендуемый репертуар. Русские народные песни и попевки: «Вдоль по улице молодчик идет», «Виноград в саду цветет», «Возле речки, возле мосту», «В темном лесе», «Калинка», «Ма­ки-маковочки», «Ой, мороз-мороз», «Со вьюном я хожу», «Сея­ли девушки яровой хмель», «Я на камушке сижу», «Я с кома­риком плясала», а также колядки, масленичные песни, веснян­ки и др.

Основные формы работы

Слушание музыки. Совершенствование умения вниматель­но слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, различать их характерные особенности. На этой ступени обучения


дети характеризуют образное содержание произведения и его музыкально-выразительные средства.

Репертуар для слушания включает музыкальные произве­дения, которые предстоит разучить, а также русские народные песни, инструментальные наигрыши в исполнении солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Изучение народных инструментов. Дети знакомятся с исто­рией создания оркестра русских народных инструментов, его составом и репертуаром. Они учатся различать инструменты одного семейства, например балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), домр (пикколо, малая, альтовая, басовая), жа­леек (пикколо, сопрано, альт, тенор, бас) и др.

Дети играют на всех инструментах оркестра «ДАР».


190


ЛИТЕРАТУРА

Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М.; Л., 1949.

Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. — М., 1979.

Андреев ВВ. Материалы и документы / Сост., примеч. Б.Б. Гра­новского. — М., 1986.

Андрюшенков ГЛ. Методика начального обучения игре на бала­лайке. — СПб., 1995.

Андрюшенков ГЛ. Школа-самоучитель игры на балалайке. В 2-хч. — СПб., 1998.

Белое В.И.Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1982.

Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. —М., 1991.

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инстру­ментах. — М., 1976.

Вершков К. Русские народные музыкальные инструменты. — М., 1975.

Верткое К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных ин­струментов народов СССР. — М., 1975.

Виктор Михайлович Беляев (1888-1968) / Сост. А.В. Беляев, ред,-сост. И. К. Травина. — М., 1990.

Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теорети­ческие очерки. — СПб., 1993.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. — М., 1981.

Динцес ЛЛ. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. — М.; Л., 1936.

Дмитриев Г.П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М., 1991.

Дурасов ГЛ. Каргопольская глиняная игрушка. — Л., 1986.

Жаворонушки. Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 1-5 / Сост. Г. Науменко. — М., 1977-1988.

Жук ЛЯ. Искусство игры на гуслях: Учеб но-методическое посо­бие. — М., 1998.

Имханицкий МЛ. У истоков русской народной оркестровой куль­туры. — М-, 1987.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12-ти т. — М., 1989.


Каталог собрания музыкальных инструментов ЛГИТМиКа / Сост. Г.И. Благодатов. — Л., 1972.

Келдыш Ю&., Левашова ОЖ. История русской музыки. С древней­ших времен до середины XIX века: Учебник. Вып. 1 / Общ. ред. и пре-дисл. А.И. Кандинского. — 4-е иад., доп. и перераб. — М., 1990.

Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. — Л., 1975.

Коринфский АЛ. Народная Русь. — Самара, 1995.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусско­го народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992.

Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф.Не-крылова. — М., 1991.

Левин СЛ. Духовые инструменты в истории музыкальной куль­туры. — Л., 1973.

Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1994.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. —М., 1987.

МирекА. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. Л. А. Баренбойм. — М., 1983.

Музыкальное воспитание в Советском Союзе / Сост. Л.А. Барен­бойм. — М„ 1977.

Народные музыкальные инструменты и инструментальная музы­ка: Сб. статей и материалов. В 2-х ч. — М., 1987.

Некрасова МЛ. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983.

Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX — начале XX в. — СПб., 1992.

Обрядовая поэзия / Сост. В.И. Жекулина, А.Н. Розов. — М., 1989.

Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977.

Полонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. — М-, 1984.

Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А.Н. Мартынова. — М., '1989.

Проблемы традиционной инструментальной музыки народов,;СССР. — Л., 1986.

Пушкина С. Русские народные песни Московской области. — М., 1988.

Рондели Л Д. Народное декоративно-прикладное искусство. — М-, 984.


 


192


 


193


Русские народные наигрыши / Сост. В. Петров. — М., 1985.

Русские рожечники: Сб. статей / Сост. Н. Сладкова. — М., 1990.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репр. воспроизв. изд. 1880 г. / Сост. М. Забыл ив. — М., 1990.

Рыбаков БА. Киевская Русь и русские княжества XII-XI1I вв. — М., 1993.

Рыбаков БА. Язычество древних славян. — М., 1994.

Рыбакова ЭЛ. Программа «Звуковая мозаика». — СПб., 1994.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А. Баренбойм. — Л., 1970.

Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области / Сост. B.C. Бахтин. — Л., 1982.

Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. — М., 1990.

Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб., 1995.

Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Спра­вочник. — М-, 1989.

ШалимовПЖ. Самоучитель игры на гуслях звончатых. — Л., 1972.

Элементарное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. Л.А. Ба­ренбойм. — М-, 1978.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.013 с.)