Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития народного музыкального инструментарияСтр 1 из 27Следующая ⇒
Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племен, населявших территорию Древней Руси до образования в IX в. первого русского государства (Киевская Русь). Языческие обряды славян включали в себя заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах. Особенности развития музыкальной культуры находят отражение в многочисленных памятниках древнерусской культуры: сказках, былинах и др. Обрядовые песни календарного и семейного циклов сопровождались игрой на музыкальных инструментах, которые создавались и совершенствовались самими исполнителями и переходили из поколения в поколение. Эволюция народного инструментария — это наглядное отражение развития эстетических взглядов народа и его культуры. Древнейшие инструменты, созданные из костей животных (позднее из дерева), фрески с изображением людей, играющих на различных инструментах, другие многочисленные археологические находки подтверждают широкое развитие инструментальной музыки в Древней Руси. Музыкальный инструмент — простейшая разновидность флейты — был найден в районе поселения охотников и рыбаков времен неолита (2 тысячи лет до н. э.) в Рязанской области в Центральной России. Он изготовлен из пустотелой кости птицы, имеет четыре игровых отверстия и длину 10,5 см. В Саратовской области были найдены духовые инструменты, состоящие из семи или восьми трубок, которые сделаны из пустотелых костей птиц, и имеющие длину от 4 до 11,5 см. Эти инструменты, изготовленные примерно 2 тысячи лет до н. э., относятся к группе многоствольных флейт (флейта Пана). 9 В начале XX в., о чем свидетельствуют многочисленные источники, к древнейшим музыкальным инструментам относили гусли — «звончаты» или «яровчаты» (струнный инструмент, род цитры или псалтыри), гудок (род трехструнной скрипки), трубы, бубны, сопели, медные ложки с бубенчиками, а также более поздние, восточного происхождения — сурны и накры. Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» пишет: «Северные венеды в шестом веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их (русских) есть музыка, и они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим: ибо все народы Славянские доныне любят их».
В свидетельствах греческих источников указывается о существовании музыкальных инструментов у славян в VI в. Эти свидетельства совпадают с известными показаниями арабских писателей более поздней поры о встреченных ими аналогичных инструментах у славян юго-западной части нынешней России. Впоследствии эти инструменты использовались в различного рода народных игрищах, во время церемоний, празднеств в богатых домах боярства и купечества. Музыкальные ударные инструменты, такие как барабан, бубны, накры, набаты, а также целый ряд духовых — трубы, сурны, посвистели и др. нашли применение в ратных делах государства. Вот что повествует летопись 1151 г. о борьбе Изяслава Мстиславича с Юрием Долгоруким за Киев: «Наутро в пятницу, когда зори начали заниматься, в полках Юрия ударили в бубны и затрубили в трубы, и полки начали готовиться. Так же и у Изяслава начали бить в бубны и в трубы трубить, и полки стали облачаться в доспехи». Инструменты выполняли в русском войске сигнальную функцию, поддерживали боевой дух во время сражений и снимали эмоциональное напряжение воинов во время перерывов в военных действиях. По численности музыкальных инструментов можно было даже определить мощь дружин русских князей. Примерно в XI в. зарождается народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Основной репертуар скоморохов составляли сатирические произведения, где соседствовали шутка, 1 Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12-ти т. — М., 1989.—Т. 1. —С. 69. небылица, комическая сценка, злой сарказм. Нередко представления скоморохов носили импровизационный, спонтанный характер. Они ходили поодиночке или целыми ватагами, участвовали во всех народных гуляниях и празднествах, играли на крестьянских свадьбах, княжеских пирах. Скоморохи активно участвовали в народных обрядах и семейных праздниках, например свадьбах, пели шутовские песни, обряжались в звериные шкуры и надевали маски, играли на сурнах, домрах, волынках, гуслях, гудках и других музыкальных инструментах. Скоморохи рассказывали о том, что они видели во время своих скитаний, веселили народ, помогали ему советом, часто выступали в роли обличителей социальной несправедливости. Их всегда встречали с радостью, что находит подтверждение в многочисленных образцах песенного творчества. Скоморохов даже иногда называли святыми людьми.
Скоморохи являлись представителями прежде всего языческой культуры и языческой традиции, поэтому их, как, впрочем, и инструменты, на которых они играли и которые представители церкви называли «бесовскими», подвергали всяческим наказаниям, репрессиям. Во второй половине XVI в. искусство скоморохов постепенно утрачивает свое значение. Лучшие из них, являясь представителями профессиональной музыкальной культуры, играли в Государевой потешной палате и богатых домах, что способствовало дальнейшему развитию музыкальной инструментальной культуры. Большая же часть скоморохов стала объединяться в крупные ватаги бродячих воров-музыкантов. В XVII в. группы скоморохов до ста человек пускались иногда на буйные и воровские дела, однако они сохраняли при этом свою веселость и удаль, маскируя пением и плясками воровские проделки. В 1648 г. вышел указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Этот царский документ непосредственно коснулся и деятельности скоморохов. В Москве даже были собраны все музыкальные инструменты а сожжены на берегу Москвы-реки. Но музыка скоморохов снова стала появляться при дворе. Так, летописцы зафиксировали следующий факт: в сентябре 1674г. во время празднества «великого государя тешили, в сурны трубили, по накрам и по литаврам били во всю». Тем не менее был принят ряд
10 11 законодательных документов, выполнение которых привело к постепенному искоренению скоморошества на Руси. Бродячие скоморохи уходили от преследований на север и в другие труднодоступные районы. Оседлые скоморохи становились профессиональными музыкантами, актерами, балетными танцорами и т. д. В отличие от песенной, традиция исполнительства на народных инструментах была в силу объективных причин более неустойчивой и не имела столь массового характера. Помимо гонения со стороны высшей государственной власти причина постепенного отмирания скоморошества на Руси состояла в том, что пение свое скоморохи сопровождали игрой на гуслях, гудках и других инструментах, предполагавшей определенные исполнительские навыки, постоянные упражнения и много свободного времени. Скоморошьи наигрыши плохо запоминались и не репродуцировались в народной среде, но оставалась яркая образная память об этих музыкантах. Несмотря на неоднозначное в разные времена отношение к скоморохам, всю многовековую эпоху в истории русской светской музыки до середины XVII в. можно, назвать эпохой скоморохов, так как именно они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. XVIII-XIX вв. — период, насыщенный различными событиями в истории русской народной музыкальной культуры. При Петре Великом музыка получила право гражданства и была освобождена от запретов. 14 сентября 1738 г. императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении школы пения и инструментальной музыки, которая должна готовить певцов и инструменталистов для придворной капеллы (т.е. музыканты приобрели профессиональный статус). Россия получила возможность знакомиться с достижениями западноевропейского музыкального искусства.
Однако русская народная инструментальная культура ввиду условий своего бытования не могла конкурировать с западноевропейской. Большинство народных музыкальных инструментов получили распространение среди пастухов в силу благоприятных условий для исполнительства и совершенствования мастерства. Овладение народным музыкальным инструментом (рожком, жалейкой и др.) требовало большой затраты сил и времени, а стало быть, и наличия необходимого досуга, которым и располагали пастухи. Народные музыкальные инструменты также применялись в домашнем музицировании — на них аккомпанировали сольному и хоровому пению, их использовали для ансамблевой игры. Опора на народное песенное творчество стимулировала развитие и сохранение традиций инструментального исполнительства. В 50-х гг. XVIII в. большое распространение получили роговые оркестры (из русских охотничьих рогов), главным образом среди состоятельных дворян, располагавших большим количеством крепостных, из которых набирались музыканты. Роговые оркестры существовали не только в столичных, но и в провинциальных городах и помещичьих усадьбах. Значительную часть репертуара этих оркестров составляли обработки русских и украинских народных песен, танцев, а также специальные «охотничьи» произведения, многие из которых были программными. Роговые оркестры являлись непременными участниками придворных и частных торжеств, празднеств. Их звучание на открытом воздухе было исключительно эффектным. В Музее музыкальных инструментов (Санкт-Петербург) хранятся два комплекта русских роговых инструментов: 75 — конца XVIII в. работы неизвестного мастера и 86 инструментов работы Н.Федорова. Последний комплект (длина рогов от 24,5 до 576 см) звучал в 1896 г. на коронации Николая II в Москве. Иметь у себя оркестры могли лишь очень богатые вельможи, так как требовалось большое количество исполнителей (в отдельных случаях до 200-300), поскольку каждый музыкант на своем инструменте мог исполнить только один звук определенной высоты. Музицирование на этих инструментах требовало очень большой концентрации внимания и серьезной подготовки исполнителей. В царствование Павла I (1796—1801) составы роговых оркестров резко сократились, так как в конце XVIII — начале XIX в. были сконструированы рога с клапанной механикой. Из каждого такого инструмента можно было извлечь четыре звука.
В бытовой музыке в это время широкое распространение получили небольшие инструментальные ансамбли, как-то дуэт балалайки и гудка, в отдельных регионах России — ансамбли из деревянных духовых инструментов. Например, в нынешних Курской и Брянской областях на протяжении нескольких веков очень популярны были ансамбли кугикл (кувикл, кувичков). На кугиклах играли женщины, сопровождая свое музицирование выкриками, хлопками в ладоши, притоптываниями.
12 13 Музыка носила преимущественно танцевальный характер. Нередко кугиклы применялись в ансамбле с другими народными инструментами (свирелью, жалейкой, ударными). Во Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской и некоторых других областях были широко известны ансамбли рожечников. Особенным мастерством отличались владимирские рожечники, которые на своих инструментах так выразительно играли мелодии знакомых песен, что по звучанию их можно было бы сравнить со слаженным, стройным хором. Наигрыши на пастушьих рожках зачастую рождались из мелодики народных песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух в своей игре самовыражался, отображая с помощью музыкальных средств свои эмоции и размышления, проявляя свою индивидуальность. С 50-х гг. прошлого века по всей России широкое распространение получили различные модели гармоник: вятские, тульские, саратовские, касимовские, бологоевские, хромки, «венки», черепашки и др. — каждая со своим звукорядом, конструкцией, формой, размером. Гармоники удачно сочетали в себе небольшой размер, простую конструкцию для освоения (они имели в основном от двух до десяти клавишей или кнопок), возможность игры мелодической линии с аккомпанементом, отсутствие необходимости подстраивать инструмент. На популярность и массовость распространения инструмента повлияла также его звучность. В конце XIX в. Василий Васильевич Андреев (1861-1918), уроженец г. Бежецка Тверской губернии, выдвинул идею возрождения коллективной игры на русских народных инструментах, а также их дальнейшего усовершенствования. «Цель возрождения (древних) инструментов, — писал Андреев, — дать народу музыкальное орудие, соответствующее его складу, характеру и в то же время по возможности удовлетворяющее требованиям современной музыкальной культуры. Усовершенствовав инструменты, к которым было так мало доверия, прежде всего надо было показать их музыкальную способность в звуковом и техническом отношениях»1. 1 Андреев В.В. Материалы и документы / Сост., примеч. Б.Б.Грановского. — М., 1986. — С. 55. 14 В 1888 г. был организован кружок любителей игры на балалайке, на основе которого в 1896 г. Андреев создал великорусский оркестр. Популяризация исполнительства на русских народных инструментах в оркестре способствовала развитию народной инструментальной музыки. А усовершенствованная Андреевым балалайка, соединив в себе народный колорит и технические возможности академического инструмента, явилась 1 одним из факторов, определившим создание нового музыкального направления — оркестрового исполнительства на русских народных инструментах. Эти инструменты стали приобретать все большую известность — на них играли как любители, так и музыканты-профессионалы.
Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в народной поэзии и песенном творчестве. Накануне Рождества происходили веселые колядочные действия, участниками которых были молодежь, подростки, дети. Они рядились в костюмы и маски, пели праздничные песни, ходили по домам и величали хозяев, выпрашивая у них угощение и деньги. Во время этого праздничного действия колядовщики пели, играли на инструментах, а иногда и подшучивали над не очень гостеприимными хозяевами. Ряженых в тех дворах, где они колядовали, почти всегда радушно встречали, угощали разными яствами с домашнего стола: где пряником, куском пирога, а где вином и горячим кушаньем. Во время зимних святок народные музыкальные инструменты упоминались в поздравлениях Христу: Маленький унчик Садился на стульчик, В дудочку играет, Христа поздравляет. Тот факт, что музыкальный инструмент (дудочка) находится в руках маленького мальчика (унчика), свидетельствует об искренности этого поздравления, так как считалось, что ребенок несет в себе чистое начало («устами младенца истина глаголет»). Христос, общаясь с мальчиком, в его музыкальном инструменте (дудочке) находит не только средство развлечения, но и своеобразный оберег: 15 Христос засмеялся, В дудочку сховался. Спрятавшись в дудочку, Христос как бы соединяется через музыкальный духовой инструмент с душой мальчика — ведь в дудочку не просто дуют, а вкладывают душу. Распевая подобные песни также на Пасху, дети получали от хозяев, к которым они приходили «христосоваться», крашеные яйца. В такой форме люди одаривали и поздравляли с Пасхой непосредственно самого Христа. Н.И. Костомаров, рассказывая об увеселениях, играх, забавах русского народа в XVI-XVII столетиях, пишет о широком использовании скоморохами во время зимних праздников народных музыкальных инструментов: «Зимою разгулье скоморохов было преимущественно на святках и на масленице; тут они ходили из дома в дом [...] представляли свои потехи; приглашали их на свадьбы; когда ехали к венцу, впереди бежали смехотворцы и глумцы, кричали и кривлялись, а на свадебном пиру гудочники и гусельники сопровождали звуками инструментов свои свадебные песни»'. Зимний календарный период заканчивается Масленицей, которая проводилась, когда зима уступала дорогу весне, пробуждающимся солнцу и природе. Неделю длился этот праздник, включающий в себя проводы Масленицы, посещение родственников, различные игры и увеселения. На Масленице (сырной неделе) пели Коляду, которую обыкновенно распевали на святках. С четверга этой недели с бубнами, балалайками, рожками и другими народными музыкальными инструментами ходили по домам и, исполняя колядки, поздравляли хозяина с праздником. Можно предположить, что подобный инструментальный состав для этого праздника был выбран не случайно. Бубен по форме напоминает солнце, а звенящий громкий звук рожка способен разбудить весну и прогнать, переломить зиму (четверг масленичной недели назывался разгулом или переломом). Нежный голос балалайки напоминает весеннюю капель, а ее струны ассоциируются с золотистыми лучами теплого солнца.
1 Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992. — С. 234. Создаваемый при звучании этих инструментов великий шум только подчеркивал исключительную важность Масленицы. Таким образом, народный инструментарий имел тесную связь с окружающим миром и природой, органично вписывался в кругоход народного календаря. Яркий, зрелищный праздник Масленицы включал людей в единое действо, участие в котором отображало их естественные чувства и настроения в данное время года. Этим можно объяснить долговечность Масленицы, празднование ее по сей день. Во многих областях России 23 апреля отмечали Егорьев день. В память о Егории (Георгии Победоносце) — покровителе домашних животных, победителе зимы и всякой темной силы — совершался первый выгон скота в поле. Перед тем как выгнать скотину на пастбище, ребятишки, подростки обычно ходили по домам с бубнами, барабанками, шергунками, трензелем и пели песню «Батюшка Егорий». Обращаясь к Батюшке Егорию, дети просили, чтобы он оберегал скот от волков и медведей в поле и за полем, в лесу, за горами, чтобы «скотинка» была всегда сыта: Нашим-то тёлонькам — Травка - муравка, Зелёненький лужок! Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок! В некоторых местностях пастух собирал с хозяек муку и шерсть их скотины и просил свою жену печь колобки из этой муки и шерсти, чтобы стадо не разбредалось. Утром пастух выходил на улицу и начинал трубить в трубу (играл на рожке или свирели). Из каждого двора гнали скотину в такое место, где можно было собрать всех коров. Пастух три раза обходил стадо и читал «отпуск» (заговор, обладающий магической силой), затем скармливал скотине колобки и гнал ее через символические ворота, сделанные из двух связанных верхушками берез, под которыми зажигали костер. Таким образом происходило своеобразное очищение домашних животных от нечистой силы и болезней. Особую ценность в этом обряде имела рукопись «отпуска», которая считалась неприкосновенной, священной. Пастухи прятали ее или в свирель (трубу) — главный атрибут своей службы, или пришивали с внутренней стороны собственной
16 17 жилетки или фуражки, аккуратно обматывая тонкими тряпками. Музыкальный инструмент пастуха (рожок, труба, рог и др.) также имел магическое значение, поскольку считалось, что его звук способен «заиграть» пасть зверя, следовательно, помочь уберечь стадо и не разрушить благосостояние людей, доверивших своих животных пастуху. Поэтому пастух не позволял никому дотрагиваться до своей трубы. Во время весеннего Егорьева дня для проведения обряда «отпуска» пастухи использовали музыкальные инструменты (барабанку, рожок, жалейку, свирель, пастушью трубу) или предметы, которые являлись принадлежностью снаряжения домашнего скота (шергунец, трензель — детали конской упряжи, ботало — коровий колокольчик и т. п.). Весенние заклички непременно сопровождались игрой детей на свистульках. Это было своего рода обращение к весне и солнцу, которые несут жизнь и плодородие. Не случаен и тот факт, что свистульки во многих регионах России напоминают по форме различных птиц и животных. Так, каргопольская свистулька (Архангельская область) часто встречается в форме коня, ассоциирующегося с изображением языческих культовых коней. В верованиях славян значительное место занимало почитание земли и солнца. Земля по традиции представлялась в образе женщины-матери, солнце — в образе коня. Яркая окраска этих свистулек-лошадок (красный, бордовый и другие цвета) только подтверждает их связь со славянским мифом о коне-солнце. Историко-событийяую основу имеел весенний праздник Свистопляски (Свистуньи), который проводился каждый год в четвертую субботу после Пасхи на том месте, где случилось в 1480 г. следующее происшествие: «Вятчане под предводительством Михаила Рожухина, сражаясь ночью с союзниками своими устюжанами, по неведению, побили их девять тысяч. После панихиды в часовне, в день Свистопляски продаются разные закуски и свистки из глины, нарочно заранее изготовленные, наконец куклы из глины. Этими глупыми игрушками партии бросаются друг в друга, становясь по обе стороны рва, причем свистят не умолкая»]. Свистом и весельем народ отгонял от себя смерть и призывал жизненные силы. Позднее веселая часть этого праздника проводилась в форме ярмарочной Свистопляски, которая сопровождалась сбрасыванием с гор обмотанных паклей и зажженных колес, а также разноцветных глиняных шаров, что символизировало преклонение перед Ярилой-солнцем. Праздник Свистопляски неизменно сопровождался громким веселым свистом, оберегающим детей от злых сил и духов. Первоначальная его традиция к XIX в. стала постепенно забываться, и праздник Свистопляски превратился в большую ярмарку с торгами, играми, забавами. Троицкая (семицкая) неделя — седьмая после Пасхи — отмечалась общенародными игрищами, посвященными богине весны. В этот праздник проводов весны народ веселился от души. На улицах заливались гармошки, звенели от сильных ударов печные заслонки и сковороды, девушки завивали березки и водили хороводы. Петров день в народе отмечался гуляньями, катанием на качелях. Считалось, что в этот день надо начинать покос трав, и поэтому молодежь в этот день стремилась отпугнуть от посевов всяческую нечисть, чтобы сохранить урожай. Для этого парни и девушки наряжались, как на святках, в руки брали музыкальные инструменты и предметы, которые могли издавать громкие звуки (гармони, бубны, звонки, а также печные заслонки и косы, по которым били палками), и проходили по полю. После сбора урожая и окончания основных сельскохозяйственных работ отмечался праздник Покрова, во время которого обычно играли свадьбы. Не в трубушку трубили рано по заре, Рано по заре, Плакала Манечка по русой косе. Музыкальный инструмент в свадебных песенных текстах часто выполняет функцию своеобразного посредника в общении жениха и невесты: Да что у Василия-то гусельцы звончатые, Они звончаты, гусли, перебарчатые1.
1 Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Сост. М. Забылия. — М.,1990. — С.64-65. 1 Перебарчатые — переборчатые; музыкант играет на гуслях, перебирая струны пальцами.
18 19 Да они скоро-то перезовут на чужу сторону, Да на чужу сторону к чужу батюшке, Да на чужу сторону к чужой матушке. Неоднократно встречается обращение к музыкальному инструменту как к живому существу, близкому другу, своеобразному «духовнику», с которым можно поделиться своими радостями или горестями. Гусли вы, гусли звончатые мои, Скажите вы, гусли, про мое про несчастье, Про великую нужду: ведут дружка в службу. В величальных и корильных песнях с особым восхищением говорится о парнях, которые играют на музыкальных инструментах. Так, в святочной величальной песне поется о Гордее, который уехал в Казань «суды судить суженые», «ряды рядить ряженые» и шлет своим родственникам богатые подарки. Дома же остались гусли, которые без него никто не может настроить. Или в хороводной корильной песне девушка, выбирая себе парня, предпочтение отдает музыканту: Мне не надо с бородой! Надо парень молодой. Надо дудошника. Надо балалаешника! При выборе парня из музыкантов немаловажное значение имеет, на каком инструменте он играет. Характеристика инструмента часто совпадает с образом-характером действующего лица песни. Так, в песне «Хожу, млада, по Дунаю» девушка отвергает старого, «кашливого» парня, имеющего лубяные гусли с лычными струнами, отвергает и малого, сопливого парня, у которого дощатые гусли с силяными струнами1. Но в конце концов девушка находит своего милого: На коленях держит гусли, ой, звончатые, По гуслям-то струны водит, ой золотые. У меня, младой-младеньки, ой, сердце радо...
1 Лычные струны сделаны из лыка (внутренней части коры молодых лист-венных деревьев — липы и др.), силявые струяы — из конского волоса (свло — хвостовой волос). 20 Во многих хороводных песнях подчеркивается молодецкая удаль именно тех парней, которые умеют хорошо играть на музыкальных инструментах и «красных девок» позабавить. Я сапожки на ножки. Смур кафтанчик на плечах. Черна шляпа на кудрях, Перчаточки на руках И гудочек под полой - Под правою стороной. Под правою стороной — Со серебряной струной! Интересная форма коллективного самовыражения и общения бытовала в южнорусских селах. По праздничным дням сельчане собирались на большой луг в центр села, на так называемую «широкую улицу». Жители каждой улицы села приходили на луг по-своему: кто шел рядами с песней, кто под гармошку с частушками или плясками, а кто под жалейку с косой. Прохаживаясь по кругу, они разговаривали, пели, шутили. В центре этого большого круга было место, где любой, кто имел желание, мог спеть под гармошку, поплясать под двойную жалейку с косой. Естественность и спонтанность проведения этого массового действия были обусловлены вековыми традициями и условиями жизни в южнорусских селах. Изукрашена улица Травой-муравой зеленою, И гудками и волынками, Молодыми молодицами, Еще красными девицами. Музыкальные инструменты, участвовавшие в обрядах и праздниках, о которых поется в песнях, могли выполнять как сольную, так и аккомпанирующую функции (сопровождение песни, танца, игры и т. д.). Легкие и компактные инструменты удобно было носить под полой одежды. О значимости народных инструментов в культуре русского народа свидетельствуют также многочисленные образцы литературного народного творчества. В Приложении приведены 21 загадки, считалки, поговорки, былины и сказки, в которых одну из главных ролей выполняют различные народные инструменты: гусли, рожок, скрипка и др. Причем именно музыкальный инструмент выручает или спасает главного героя в трудную минуту то наигрышем красивым (сказки «Семь Симеонов», «Лисафья-кума» и др.), то силой волшебной (сказка «Андрей-стрелок»; после игры Андрея на звонких гуслях появилась армия с солдатами, а после игры на свирели — кавалерия с пехотой). Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что история развития народного музыкального исполнительства тесно переплеталась с различными сферами жизнедеятельности и быта народа, его культурой и музыкальной практикой. Народные инструменты являлись составной частью национальной культуры и искусства. В современной исполнительской практике народные инструменты имеют важное значение, хотя она представлена в основном концертной деятельностью. В силу изменения социально-культурного уклада традиция живого участия инструментов в обрядах и праздниках постепенно исчезает. Вместе с тем появились новые ансамбли, в которых народные инструменты звучат оригинально и современно. Например, Санкт-Петербургский «Терем-квартет», темпераментно исполняющий в своей обработке произведения классического и народного репертуара, или группа «Иван-Купала», органично соединившая звучание аутентичных народных инструментов со звуковой палитрой электронных, или группа, которая аккомпанирует певице Инне Желанной, использующая при создании рок-композиций различные народные инструменты (жалейку, кугиклы, окарину и др.). Ценный вклад в дело сохранения русских музыкальных традиций вносят солисты-виртуозы и концертные фольклорные коллективы. В нашей стране проводятся фестивали и смотры народных коллективов, которые наглядно демонстрируют стремление продолжать развивать русский народный инструментализм. Музыкальные школы и училища, институты и консерватории, другие учебные заведения открыли отделы, кафедры, факультеты народных инструментов и народной музыки. Санкт-Петербургский Оркестр русских народных инструментов имени В.В. Андреева, Государственный академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова, оркестр Государственного академического народного хора имени М.И. Пятницкого и другие коллективы вносят большой вклад в развитие русской народной инструментальной культуры, Изучение и популяризация народных инструментов, их активное включение в музыкальное воспитание детей окажут реальную помощь в деле сохранения культурных традиций, позволят лучше узнать и понять духовные истоки своего народа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.055 с.) |