Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ансамбль духовых свистковых инструментов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этот ансамбль входят все свистковые инструменты оркестра «ДАР» (свистульки, окарины, свирели, кугиклы и др.) в родственном (№ 6, 12, 13) или смешанном (№ 7) составах1. Приведем схему расстановки инструментов в ансамбле смешанного состава:
> Ансамбль духовых язычковых инструментов. В состав этого ансамбля входят язычковые инструменты оркестра «ДАР» в родственном и смешанном составах. Возможный вариант расположения родственных инструментов (жалеек) в ансамбле (см. № 8).
Жалейка сопрано II (A-dur) 8. Ансамбль струнных щипковых инструментов: • родственного состава (ансамбль балалаек, ансамбль домр, • смешанного состава. уровня специальной музыкальной подготовки исполнителей и поставленных перед ансамблем музыкальных задач. 9. Смешанный ансамбль народных инструментов. I инструменты и инструментальные группы детского оркестра народных инструментов «ДАР». В ансамбле могут участвовать исполнители как с начальным уровнем подготовки, так и про- двинутые музыканты. На примере пьесы № 11 («Походная» Д. Рытова) рассмотрим один из вариантов состава ансамбля: группа духовых инструментов (жалейки сопрано — A-dur, альт — E-dur, бас — A-dur; свирель-цуг), группа ударных (ложки, рубель). При необходимости в состав ансамбля можно добавить группу струнных щипковых инструментов (балалайки, домры, гусли) и клавишно-пневматических (гармоники, баян). Пьесы № 1-5 рассчитаны на детей с начальным уровнем подготовки (дошкольный, младший школьный возраст). Исполнение пьес № 6-9 требует более серьезной музыкальной подготовки, в том числе индивидуального обучения игре на инструменте в детской музыкальной школе, в системе дополнительного образования и т. д. Определение педагогом состава ансамбля зависит от особенностей исполняемого музыкального произведения, поставленных художественно-выразительных и исполнительских задач, возраста юных исполнителей и уровня их подготовки. 1 Здесь и далее указаны номера пьес, 50
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП ОРКЕСТРА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРКЕСТРА «ДАР»1 ГРУППА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1. Дирижер (руководитель оркестра) 2. Группа домр 3. Группа духовых 4. Группа клавишно-пневматических 5. Группа ударных 6. Гусли 7. Группа смычковых 8. Группа балалаек Инструменты детского оркестра «ДАР» прекрасно подходят для музицирования в ансамблях, различных составов: ансамбль ложкарей, ансамбль жалеек, смешанный ансамбль народных инструментов и т. д. Обладая качествами и характеристиками, отвечающими требованиям, предъявляемым к профессиональным музыкальным инструментам, они находят применение в сольной исполнительской практике, Инструменты оркестра «ДАР» хорошо зарекомендовали себя как в системе музыкального образования и досуга, помогая решать педагогические, просветительские и исполнительские задачи, так и в профессиональном исполнительстве. Они с успехом применяются в музыкальной деятельности детей, организуемой в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных и музыкальных школах, Домах культуры и Центрах детского творчества, в фольклорных ансамблях_и оркестрах русских народных инструментов.
Курская Трещотка- шарманка Пастуший барабан
ПостукАлки Простейший ударный инструмент, который изготавливается из твердых пород дерева. Наличие резонаторных отверстий — насечек на краях инструмента — позволяет получать при игре на постукалках звуки различной тембровой окраски: от высокого звонкого до напоминающего легкий треск. Инструмент очень прост в изготовлении. Можно предположить, что его когда-то «открыли» дети во время своих игр и забав, услышав, что при ударе различных палочек друг о Друга образуется разный звук. Постукалки имеют сходство с инструментом кубинского происхождения — клавесом. По приему звукоизвлечения они очень близки к ложкам и могут заменить их по мере надобности. Постукалки обычно применяются в музыкальной деятельности детей 3-4 лет, так как они очень просты в освоении и имеют негромкое характерное звучание, не травмирующее слух ребенка. Ложки Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы: 1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого — к черенку. 2. Тесление — вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки. 3. Скобление — снятие тонкой стружки. 4. Сушка и шлифование. 5. Отделка. Ложки украшают резьбой — геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой. Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект — применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость. Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы. Приемы игры на ложках 1. Игра двумя ложками
Способ 1. Черенки ложек зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без специальной подготовки выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет детям сразу включиться в процесс музицирования. Игровые элементы, которые используются при проведении занятий, способствуют повышению активности ребенка и помогают ему реализовать свои творческие способности. Предлагаемпесколько упражнений, которые направлены на развитие у детей чувства ритма. Упражнение 1. Педагог ногой отстукивает сильные долитакта. На этом фоне ребенок точно повторяет на ложках ритмический рисунок, исполненный педагогом (прием эхо).
58 59
Важно, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в любой метроритмической системе. Поэтому упражнения следует подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, уровня его музыкального развития. Если занятие проводится с группой детей, то они в произвольном порядке повторяют отдельные ритмические фигуры. Это позволяет активизировать внимание детей, развивать быстроту их мышления и двигательных реакций. При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую фигуру, в которой была допущена ошибка. После правильного ответа ритмическая фраза исполняется целиком. Черпак ложки педагога является своеобразной дирижерской палочкой, которая указывает на того из детей, кто в данный момент должен сыграть «ответ». Методически эффективно соединять исполнение ритмического рисунка на ложках с ритмичным скандированием: «та» (четверть), «ти» (восьмая), «тири-тири» (шестнадцатые). Это способствует закреплению в памяти ребенка приобретенных ритмических навыков, развитию его речевого аппарата, улучшает координацию движений рук. Упражнение 2. Очень похоже на упражнение 1, только в данном случае ребенок должен сымпровизировать «ответ» {в заданном темпе и размере).
При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ескую
Упражнение 3 (игра-задание «Замкнутый круг»). Педагог предлагает детям сочинить продолжение ритмического рисунка в заданном темпе и размере. Педагог исполняет ритмический рисунок, 1 -й ребенок должен придумать свой импровизированный «ответ». На его «ответ» придумывает ритмическую импровизацию 2-й ребенок и т. д., пока круг не замкнется.
Игра, по мере развития у детей ритмико-импровизационных навыков, проводится в разных темпах, с изменением динамических оттенков, с использованием разных инструментов, приемов игры. Упражнение 4. Сочетание ритмических и мелодических точных повторов или импровизаций. Для выполнения ритмической части упражнения используются все изученные инструменты, а мелодия исполняется голосом или на изученном мелодическом инструменте любой группы. Это упражнение направлено на комплексное развитие у ребенка чувства ритма, музыкального слуха, начальных навыков ансамблевой игры. Варианты упражнения: на вокальный «вопрос» педагога ребенок отвечает исполнением мелодии на дровах или звоннице; на ритмический «вопрос» педагога, выполняемый на ложках, ребенок отвечает мелодической импровизацией на заданный, ритм. Каждое из приведенных выше упражнений может выполняться со следующими изменениями: • размера (2/4, 3/4, 4/4 и др.); • темпа; • динамических оттенков (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо и т. д.); • последовательности ритмических фигур; • состава инструментов. Эти «вариации» в рамках одного упражнения тренируют у детей быстроту реакции, помогают им умело и быстро действовать в любой «музыкальной» ситуации. Меняющаяся последовательность ритмических фигур не только активизирует внимание детей, но и учит их действовать в коллективе (ансамбле), выполняя общую поставленную задачу. Применение в упражнениях различных музыкальных инструментов позволяет закрепить навыки игры, формирует мотивацию к музицированию, способствует развитию музыкальных данных ребенка, расширяет его музыкальный опыт. В роли педагога при выполнении упражнений может выступить любой ребенок, выбранный детьми или музыкальным руководителем. Этот прием усиливает мотивационные установки детей на качество выполняемого задания. Целесообразно также предложить детям самим выбрать вариант упражнения или придумать свой.
Способ 2. Полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты (рис. 8). Дети этому приему игры придумали название — «Лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цоканья копыт. Высокий и низкий, глухой и звонкий звуки ребенок слышит, когда играет на ложках «Лошадку». Он учится анализировать и сравнивать услышанное. Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары (рис. 9). Это движение чем-то напоминает движение рук водителя автомобиля. Не случайно дети придумали данному варианту игры на ложках название «Шофер». Способ 3. Одна ложка находится у немного приоткрытого рта так, что ее полость (черпак) и полость рта образуют своеобразный резонатор (рис. 10). Удар производится другой ложкой. Изменяя величину резонатора (открывая или закрывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Владея этим приемом, можно на ложках исполнить даже ритмо-мелодию небольшого диапазона. 62
Детей дошкольного возраста этому приему обучать не следует, так как они могут засунуть ложку в рот. Способ 4. Ложки держат в правой руке; между их черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-2 см), черенки ложек зажаты в ладони руки. Ложками ударяют: • по ладони левой руки (рис. 11); • поочередно по правой и левой ноге (немного выше колена); • по ноге и ладони опущенной вниз руки; • по плечу и ладони (тремоло). Существуют также другие приемы игры двумя ложками стоя или сидя, которые являются комбинациями рассмотренных выше вариантов. При разучивании этого приема игры последовательность движений рук целесообразно сначала освоить без ложек, чтобы ничто не отвлекало от приобретения и закрепления навыков исполнения. С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется разучить упражнение «Галоп»: кисть правой руки выстукивает триоль («раз-два-три»), в которой «раз» и «три» — это удары по колену, а «два» — это удар по находящейся над коленом ладони левой руки. С ускорением темпа ладонь, по которой производятся удары, медленно опускается к колену, сокращая игровое пространство, и акцент с первого звука триоли переносится на третий. Когда движения приобретут необходимый автоматизм, играть можно ложками. Рекомендуем начать с подготовительных упражнений. Одно из них называется «Контрасты» — чередуются быстрые, почти тремолирующие удары кисти руки (с ложками) по колену и по ладони другой руки (между коленом и ладонью остается небольшое расстояние, благоприятное для быстрой игры) и медленные, тяжеловесные удары, когда ладонь, по которой производились удары, неожиданно поднимается на один уровень с головой исполнителя, образуя максимально большое расстояние
Дети нередко сами придумывают варианты игр и упражнений. Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела — от ступней ног до затылка. 2. Игра тремя ложками Две ложки зажимаются в левой руке: их черпаки находятся со стороны ладони, а черенки (у основания) зажаты между большим - указательным и средним-безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами. Третья ложка находится в правой руке. «Как комар лягушку дразнил» — так дети называют этот прием игры на ложках. Две ложки в левой руке — это «лягушка-квакушка». Если резко сжимать и разжимать кисть руки с ложками, то «лягушка» заквакает. А ложка в правой руке - это «комарик», который дразнит «лягушку». В итоге получается увлекательная ритмическая игра. Черпачок ложки, зажатой в правой руке, тремолирует между черпаками (рис. 12), черенками (рис. 13) двух ложек, которые находятся в левой руке, а также наносит по ним всевозможные прямые и скользящие (глиссандирующие) удары (рис. 14). Чтобы закрепить у детей мышечные ощущения, педагог, проверяя крепкость зажатия ложек между пальцами левой руки, может попытаться вытащить одну из них. Ребенок оказывает сопротивление,
64
Координация движений, быстрота реакции вырабатывается в различных упражнениях-играх: «Кто быстрее» (установит у себя в руке ложки), «Кто лучше сыграет» (экспертами являются сами дети), «Комариные потешки» (кто придумает лучшую импровизацию на трех ложках) и др. Эти упражнения-игры способствуют созданию на занятиях атмосферы заинтересованности. 3. Игра на четырех ложках В каждой руке находится по две ложки (рис. 15), которые закреплены так, как пара ложек в левой руке при игре на трех ложках (рис. 12-14). При игре удары чередуются с глиссандирующими. Прием эффективен тем, что ребенок может сам придумывать и задавать себе ритмические задания (диалог левой и правой рук — это «разговор» двух «лягушек»). Помимо описанных выше основных приемов игры на ложках существует еще много других. Например, в каждой руке создается своеобразный веер: по четыре ложки за черенки зажимаются между пальцами рук таким образом, чтобы черпаки ложек были обращены друг к другу выпуклыми сторонами (рис. 16). Когда исполнитель ударяет ложками друг о друга или совершает ими глиссан-дирующие удары, то они не только самобытно звучат, но и очень зрелищно смотрятся в процессе игры. Для удобства целесообразно закрепить ложки на двух небольших деревянных брусках (рис. 17), что позволит об легчить процесс подготовки инструмента к игре, а также, благодаря жесткой фиксации ложек, улучшить технические возможности инструмента. Когда один музыкант играет сразу на нескольких инструментах, ложки-веера можно соединить за бруски веревкой или шпагатом и повесить на шею. Для увеличения количества ложек при игре их привязывают к рукам, ногам, закладывают за пояс или вкладывают черенками в голенища сапог и т. п. Когда такой ложкарь начинает играть, задействуя все игровые точки, создается впечатление, что музыкант танцует. Звучание ложек хорошо сочетается со звучанием других инструментов оркестра «ДАР» (ударных, балалайки, гуслей и др., см. Приложение, № 1-4, 11). Умение играть на ложках — это начальная ступень к освоению более сложных музыкальных инструментов. Коробочка Брусок из дерева твердой породы (бука, клена, дуба и т. п.) с резонирующим отверстием. Встречаются коробочки, имеющие от одного до трех резонаторов (сквозных или односторонних). Играют на коробочке палочками. В зависимости от величины резонатора и породы дерева звук у коробочки разный — от низкого, глухого до искристо-звонкого. Наиболее темброво насыщенный и яркий звук получается при ударах по краю коробочки со стороны резонаторного отверстия. На этом инструменте легко можно исполнить самые сложные ритмические рисунки. Из коробочек с разной высотой звучания можно составить ансамбль-звукоряд. Для получения нейтрально окрашенного звука применяют палочки с наклееными на концах кожаными вставками. Характер тембра инструмента в большой степени зависит от породы дерева, из которого он сделан. Так, коробочка из бука. звучит очень звонко и даже немного резковато; инструмент, сделанный из дуба, имеет насыщенное и объемное звучание; еловая коробочка отличается негромким и глухим по окраске звуком. Лучшим по акустическим свойствам профессиональные исполнители считают инструмент, сделанный из дуба. Коробочка широко применяется в ансамблях и оркестрах Народных инструментов, в фольклорных ансамблях, так как ее
звучание прекрасно сочетается с «голосами» самых различных инструментов. На коробочку похож вудблок — ударный инструмент китайского происхождения, который в настоящее время часто включают в состав симфонического оркестра и джазовых коллективов. В ансамблях (см. Приложение, №1,3) коробочки могут с успехом заменить ложки или продублировать их партию. Копытца Ударный инструмент, звучание которого похоже на цоканье копыт лошади. Это деревянная трубка с внутренними полостями разной длины и прорезями по краям. Копытца могут иметь разную форму, что влияет на особенности звукоизвлечения. Удары производятся деревянным молоточком (одна его сторона заклеена кусочком кожи) или палочкой. Разная длина полостей и прорезей на копытцах позволяет получать два разновысотных звука. Обычно копытца настраивают в кварту или квинту. Более глухой звук достигается при ударе той стороной молоточка, где наклеена кожа (см. Приложение, № 3). Погремушка Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка являются всевозможные погремушки, шумные подвески и другие игрушки, побуждающие его к активной деятельности. Уже во II в. до н. э., что подтверждают археологические раскопки, среди предметов домашнего обихода встречались вручную вылепленные, обожженные, а иногда расписанные или покрытые глазурью разнообразные глиняные погремушки и свистульки. Все зги игрушки были сделаны с большой любовью. Каждый мастер стремился, чтобы его работа вызывала радость, развлекала ребенка. Небольшие погремушки использовались также в качестве украшений. Насыпанные в полость глиняной погремушки мелкие камушки, зернышки или другие мелкие предметы при встряхивании создавали характерный шуршащий звук. Погремушки также изготавливались из дерева, бересты, высушенного пузыря домашнего животного и других природных материалов. Когда в деревне не было умельцев, способных сделать погремушки, дети играли со связкой ключей, бусами, кольцами, 68 нанизанными на веревочку, и другими предметами, которые были под рукой и могли греметь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.012 с.) |