Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения игре на духовых инструментахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Складывается из трех основных методик, отвечающих конструктивным особенностям инструментов, входящих в подгруппы свист новых, язычковых и амбушюрных, и способам звукоизвлечения на этих инструментах. В качестве примера приведем методику обучения игре на свирели и кугиклах (свистковые инструменты), жалейке и брел-ке (язычковые инструменты), на рожке (амбушюрный инструмент). В Приложении (с. 195-201) даны упражнения для разыгрывания. Сведения об истории создания и бытования духовых инструментов содержатся в разделе «Духовые музыкальные инструменты» (с. 79-90). МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СВИСТКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (НА ПРИМЕРЕ СВИРЕЛИ) Положение корпуса. Играют на духовом инструменте стоя (допускается игра сидя на краешке стула, не облокачиваясь на
102 103
спинку, с прямой спиной). Исполнитель должен расставить ноги на ширину плеч — принять устойчивую позу. Корпус необходимо держать ровно и естественно, без напряжения, плечи несколько расправить, локти не прижимать к корпусу, чтобы не мешать свободному и качественному дыханию.
Инструмент держат перед собой, мундштук (свистковая часть) зажимается губами исполнителя, подбородок немного приподнят. Угол расположения инструмента по отношению к корпусу составляет примерно 45-60°. Постановка рук. Инструмент держат перед собой двумя руками. Пальцы левой руки зажимают три игровых отверстия, находящихся ближе к свистковому устройству и к губам исполнителя. Точками опоры инструмента являются большие пальцы рук и губы исполнителя. Форма пальцев, держащих ствол инструмента, должна быть немного округлой (ощущение, что в руке находится невидимый мячик или маленький апельсин). Отверстия инструмента крепко и плотно зажимаются подушечками пальцев (во избежание фальшивого звучания), но кисти рук свободные и не зажатые. Особое внимание следует обратить на то, чтобы пальцы не были оттопыренными, при игре высоко не поднимались и не прогибались в суставах, поскольку это существенно может повлиять на ограничение технических возможностей инструмента. Пальцы должны двигаться свободно, без напряжения, закрывая игровые отверстия с одинаковой силой. На начальном этапе обучения контролировать положение корпуса и рук следует с помощью зеркала. Темп исполнения должен быть медленным, чтобы ребенок успевал подготовить и проконтролировать каждое движение пальцев. Постановка дыхания. От правильного выдыхания воздуха во многом зависит качество звука, так как именно дыхание является основной движущей силой в звукообразовании. Дышать необходимо не верхушками легких (так называемый грудной тип дыхания), когда при вдохе поднимаются плечи (активно работают мышцы грудной клетки) и воздух наполняет только верхнюю часть легких, а грудобрюшным способом (смешанным), когда активно работают диафрагма и все мышцы грудной клетки и брюшного пресса. При этом способе дыхания легкие при вдохе быстрее и больше наполняются воздухом, опора на диафрагму и мышцы брюшного пресса создает условия для продолжительного и управляемого выдоха с наименьшими физическими затратами, что в целом влияет на более качественное и выразительное звукоизвлечение. Для развития грудобрюшного дыхания рекомендуем несколько упражнений, выполняемых с инструментом и без него. Упражнение «Собачка». Ребенок пытается показать, как дышит запыхавшаяся собачка. Имитация быстрого, прерывистого дыхания собачки активизирует синхронную работу диафрагмы и брюшного пресса. У п р а ж н е н и е «Паровоз». Ребенок медленно делает вдох (грудобрюшной тип дыхания) до полного заполнения легких воздухом, удерживает воздух несколько секунд и так же медленно выдыхает. С каждой новой фазой выполнения вдоха-выдоха понемногу увеличивается скорость дыхательных движений, что вызывает ассоциации с набирающим скорость паровозом. Упражнение-игра «Кто дальше протянет звук». Ребенок делает быстрый и глубокий вдох (педагог должен следить, чтобы ребенок не поднимал плечи), пытаясь оттолкнуть свою руку, лежащую на животе. Энергичный вдох сменяет медленный, максимальный по длительности, выдох. Выигрывает тот, кто, играя на инструменте, дольше протянет на одном дыхании звук, не повышая и не понижая его. Результаты можно фиксировать с помощью часов. Вариант. Упражнение выполняется с различными динамическими оттенками, которым дети могут придумать свои названия. Например: р — «вечер»,/— «голос», p - f - p — «волна, ветер, волна» и др. Регулируя динамику исполнения, музыкант управляет своим дыханием, мускулатурой губ. Упражнение рекомендуется повторить несколько раз, чтобы ребенок смог уловить и запомнить необходимые ощущения. Постановка дыхания требует систематической работы в течение довольно продолжительного времени.
104 105
У детей 4-8 лет легкие подготовлены для игры на духовом инструменте в недостаточной мере, поэтому сначала они берут дыхание после каждого извлекаемого звука. Нередко, вследствие рефлексивной реакции организма, имеет место выделение слюны. Но уже после нескольких занятий ребенок приобретает умение координировать работу своих легких. Во время игры на свирели исполнитель делает быстрый (но не суетливый), энергичный и бесшумный вдох, посылает в инструмент равномерную струю воздуха, языком делает атаку, зажимает необходимые игровые отверстия и воспроизводит звук нужной высоты, контролируя силу медленно выдыхаемого воздуха и следя за интонацией. Между вдохом и выдохом не должно быть временного интервала. Одно из условий правильного вдоха: исполнитель берет такое количества воздуха, которое необходимо для исполнения музыкальной фразы или звука. Звукоизвлечение. Для получения звука воздух вдувается в узкую прорезь мундштука свирели так, чтобы струя воздуха рассекалась об острый край свисткового устройства. Исполнитель должен сделать вдох, улыбнуться, чтобы активизировать мышцы щек, и произвести четкую атаку звука (работа языка энергичная, акцентированная). Язык регулирует движение, силу и протяженность выдыхаемой струи воздуха, отвечает за исполнение разнообразных штрихов, помогает добиваться точности звукоизвлечепия. Воздушную струю нужно посылать сильную и ровную, но не передувая, чтобы не получить шипящих призвуков, обертонов или звуков, расположенных на октаву выше необходимых. Следует также помнить, что при усилении громкости наблюдается тенденция к некоторому повышению звука и, наоборот, при уменьшении громкости звук несколько понижается. Начинать обучение игре на свирели лучше с разыгрывания, исполнения специальных упражнений и несложных пьес с преобладанием длинных нот (целая, половинная, четверть), а также с исполнения произведений в медленном темпе. Это способствует приведению исполнительского аппарата в рабочее состояние, формированию правильного дыхания и помогает ребенку анализировать воспроизводимые звуки с точки зрения их интонации, добиваясь ровного и чистого звучания инструмента,
осуществлять необходимую корректировку исполнительского аппарата (напряженность губ, мышц лица и др.). С самых первых занятий у ребенка необходимо воспитывать требовательность к качеству извлекаемого звука, умение быстро исправлять интонационные неточности. Владение звуком позволяет адекватно воссоздавать художественную образность музыкального произведения. Звукоряд у свирели, как правило, натуральный диатонический, его диапазон — две октавы. Мелодии с хроматизмами исполняются при помощи вспомогательной аппликатуры или закрытия игровых отверстий на половину или на четверть диаметра. Иногда применяются свирели, конструктивные особенности которых рассчитаны на исполнение хроматической гаммы. Аппликатура свирели в строе «до» О - игровое отверстие открыто О - игровое отверстие закрыто Последовательно открывая зажатые подушечками пальцев игровые отверстия, начиная с правой руки, исполнитель «поднимается» по ступеням звукоряда. Путем передувания (направления в свисток более сильной струи воздуха) исполняются звуки второй октавы, указанная аппликатура при этом сохраняется. Высота извлекаемых звуков зависит от укорачивания (за счет открываемых отверстий) длины воздушного столба в стволе свирели. Этот принцип изменения высоты звуков лежит в основе образования звукорядов у многих духовых инструментов. При игре на свирели следует уделять внимание ровности и полноте звучания во всех регистрах.
106 107 Последовательность разучивания репертуара во многом зависит от усвоения аппликатуры. Изучение инструмента начинается с исполнения в медленном темпе простейших упражнений, в которых задействованы звуки соль, ля, си первой октавы (свирель в строе «до»). Эти звуки наиболее интонационно выдержаны, аппликатурно удобны и устойчивы к погрешностям исполнительского аппарата.
Русская народная песня * Ходит зайка по саду* После приобретения необходимых навыков можно осваивать нижний регистр первой октавы и I-V ступени второй октавы, а также играть мелодии, в которых встречаются скачки в пределах интервала кварты.
После освоения всего звукоряда инструмента ребенок подготовлен к исполнению более сложных произведений, требующих точного интонирования, подвижности и тренированности исполнительского аппарата. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Русская народная песня «Как в лесу, в лесу-лесочке» Особого навыка требует освоение верхнего регистра второй октавы, а также достижение чистоты интонирования при исполнении квинт, секст, септим, октав и интервалов, превышающих октаву. 108
Работа над штрихами. Выразительность звучания музыкального произведения зависит от качества исполнения штрихов, воспроизводимых движениями языка, — от гибкости и подвижности языка, степени его напряженности. На начальном этапе обучения дети пытаются создать свое подобие штриха — языком «выговаривают» слог «фу», надувая щеки, пытаясь одному звуку отдать все свое дыхание. От того, насколько грамотно и оперативно педагог исправит неточности в звукоизвлечении, во многом будут зависеть успехи юного музыканта на последующих этапах обучения. Мастерски звучат штрихи, когда они являются музыкально-выразительным средством для передачи содержания произ- 109 ведения, его эмоционального характера. Один и тот же штрих может иметь различные оттенки в контексте конкретного произведения — его нюансов и динамики. При исполнении деташе (detache) язык как бы мягко, но отчетливо «произносит» согласную *т», при этом звук исполняется в соответствии со своей йотированной длительностью. Иногда деташе обозначается черточкой (—) над или под нотой. Русская народная песня «Сама садик я садила» При легато (legato) — связном исполнении нескольких звуков — язык штрихом деташе отмечает первую ноту, а другие ноты в группировке исполняются слитно (с плавными переходами) на одном дыхании без участия языка (атаки). Обозначается легато дугообразной линией — лигой. Особое внимание следует уделять ровному исполнению залигованных звуков, а также четкой работе пальцев. При исполнении штриха стаккато (staccato) — острого звучания — язык отрывисто «произносит» согласную «т» (двойное стаккато — «т-к, т-к» или «к-т, к-т»), длительность нот укорачивается примерно вдвое, между ними появляются необозначенные паузы. Стаккато обозначается точками, находящимися над или под нотами, или просто словом staccato. В музыке часто применяются другие штрихи. Маркато (marcato) — акцентированное, подчеркнутое звучание с последующим ослаблением (филированием) силы звука; обозначается вилкой, обращенной острием вправо (>). Звуки берутся твердой, акцентированной атакой и выдержаны по длительности, по сравнению с деташе, не полностью. Мартеле (martele) — предельно четкий и акцентированный штрих, без филирования окончания звука, как у маркато, с выдержанной до конца силой звучания; обозначается вилкой, обращенной острием вверх (л). Вариация на тему русской народной песни «Ах вы, сеян» Стаккатиссимо (staccatissimo) - штрих, исполняемый твердой атакой; требует более короткого и отрывистого исполнения, чему staccato. Русская народная песня «Комарочек»
Нон легато (поп legato) — штрих исполняется при помощи несколько смягченной атаки языка, но отрывисто; обозначается, как стаккато, но ноты объединены еще лигой. Длительности звуков не сокращаются. 110 111
Портато (portato) — штрих исполняется предельно мягкой атакой языка без акцентов; длительность звука максимально выдерживается; обозначается черточками, стоящими над нотами, которые объединены лигой. Русская народная песня «Ай, во поле липонька» Портаменто (portamento) — сочетание отрывистого и связного звучания при сохранении певучести исполнения. Портаменто исполняется практически без атаки (без участия языка), напоминает скользящее исполнение звуков. Штрих обозначения не имеет, его применяют особенно подготовленные исполнители. При исполнении фруллато (frullato) колебательные движения языка имитируют мурлыканье кошки — «фр~р-р> фр-р-р». По звучанию напоминает тремоло у струнных инструментов. Обозначается словом frullato, которое пишется над нотами. В исполнительской практике широко применяются различные виды орнаментики: тремоло (максимально быстрое чередование нескольких звуков, находящихся друг от друга в пределе интервала терции), мелизмы, форшлаги, группетто и др., позволяющие значительно расширить художественно-выразительные возможности инструмента. На свирели и других духовых инструментах возможно исполнение вибрато — качественное изменение звука, напоминающее равномерную пульсацию. Достигается периодическими изменениями высоты звука или громкости (амплитудными колебаниями воздушной струи). При исполнении вибрато звук приобретает новые тембровые качества и динамичность. Осво- ение вибрато рекомендуется после формирования исполнительского аппарата юного музыканта. Техника исполнения. Под техникой исполнения подразумевают уровень развития и скоординированности исполнительского аппарата: пальцев, губ и мышц лица, дыхания и работы языка. Исполнительский аппарат формируется в результате систематических занятий на инструменте. Основными критериями сформированного аппарата являются его подвижность, гибкость, выносливость, готовность четко и слаженно действовать. В процессе развития техники происходит работа над атакой звука и способами звукоизвлечения, укрепление и развитие амбушюра, дыхательного аппарата исполнителя. Стремление к совершенному исполнению предполагает также работу над интонационной чистотой звучания (без фальши и призвуков) в пределах всего звукоряда инструмента, овладение всевозможными техническими приемами, выразительную и содержательную интерпретацию музыкального произведения. Приведем в качестве примера два упражнения на развитие техники исполнения: Другие упражнения представлены в Приложении, с. 195-201. Их можно варьировать, изменяя штрихи, динамические оттенки, темп, акцентировку. Упражнения рекомендуется сначала играть в медленном темпе, чтобы выработать у исполнителя необходимый автоматизм. Техника исполнения должна сочетаться с направленной работой над звуком и сохранением целостности музыкальной формы, с точной передачей всех нюансов и эмоционального содержания произведения.
112
113 Работа над музыкальным произведением. Подбор репертуара необходимо осуществлять с учетом исполнительских возможностей юного музыканта, уровня его общего музыкального развития. Начальный этап работы над музыкальным произведением должен включать: 1. Знакомство с произведением — слушание его в исполнении педагога. 2. Разбор-анализ музыкального произведения (размер, фразировка, ритм, штрихи, динамические оттенки, определение цезур для дыхания, аппликатурные и иные трудности исполнения, характер и образное содержание, выбор исполнительских средств и др.). 3. Выполнение ряда предварительных упражнений. Например, педагог просит повторить ритмический рисунок мелодии хлопками в ладоши, на простейших ударных инструментах. Или: педагог играет мелодию, а ребенок прохлопывает ее ритм. Затем они меняются ролями. Эти упражнения позволят юному музыканту лучше усвоить ритмические особенности произведения. 4. Исполнение мелодии в медленном темпе. Ребенок следит за интонацией и четкой атакой звука, за правильным исполнением штрихов, точной фразировкой, старается передать характер музыкального произведения. Пока исполнитель в медленном темпе не «вживется» в музыку, не почувствует, что каждая нота, музыкальная фраза им выверена, не следует прибавлять темп. 5. Исполнение произведения по фразам (частям), шлифовка трудных мест. 6. Исполнение музыкального произведения целиком. Для развития внутреннего слуха и мышечной памяти, координации исполнительского аппарата музыканта эффективен «немой» способ игры. Исполнитель держит перед собой инструмент и, не извлекая звуков, пальцами «проигрывает», «проговаривает» музыкальное произведение. Можно одновременно пропевать мелодию (отдельные трудные пассажи). Необходимо обратить внимание на правильное взятие дыхания и ведение звука, чтобы не «разрывать» цельное музыкальное произведение на фразы. Когда исполнитель преодолеет технические трудности, то сможет больше внимания уделять собственно содержанию музыки. Работая над музыкальным произведением, вживаясь в его образы, ребенок по-своему их интерпретирует, а не только показывает умение грамотно и красиво читать нотный текст. Во время исполнения он привносит свое отношение к произведению, отвечающее его складу характера, эмоциям и переживаниям. Предложенная методика в своей основе применима для обучения игре на свистульке, сопели, окарине и других народных свистковых духовых инструментах. Многие положения таких ее разделов, как постановка дыхания, работа над штрихами, работа над музыкальным произведением, являются общими для методик обучения игре на духовых инструментах других подгрупп — язычковых и амбушюрных. Эти общие положения в дальнейшем будут опускаться.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.009 с.) |