Во кузнице (русская народная песня) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во кузнице (русская народная песня)



Обработка Д. Рытова                        Для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель — развивать у детей певческие навыки, звуковысотный слух и чувство ритма в процессе ансамблевого музицирования.

Методические указания. Предварительно необходимо рассказать де­тям о работе кузнецов. Начинать работу над этим произведением следует с разучивания вокальной партии. Затем вместе с детьми подбираются инструменты для сопровождения, соответствующие характеру музыки.

Песня начинается со вступления — ритмической переклички (лож­ки, колокольчик) двух кузнецов. Дети свое пение могут сопровож­дать различными движениями, например:

1-й куплет. Во время представления кузнецов («во кузнице мо­лодые кузнецы) мальчики выходят немного вперед и делают поклон;

2-й куплет. Дети имитируют движения кузнецов;

3-й куплет. Кузнецы (мальчики) сначала «разговаривают» друг с другом («сошьем Дуне.»), а потом обращаются к Дуне (девочке): «Сошьем Дуне сарафан»;

4-й куплет. Дуня (девочка) показывает красивое платье, кото­рое ей сшили кузнецы, и кружится.


 


238


239


Проигрыш. Ложки показывают ритмичный нерестук молоточков кузнецов (остинатные восьмые). Трещотка дополняет партию ло­жек — усиливает ритмическую пульсацию. Кугиклы ведут мелодию, а балалайка в этом ансамбле инструментов выполняет функцию ак­компанемента.

Партию кугикл необходимо разучивать с ребенком на индивиду­альных занятиях. При отсутствии кугикл можно воспользоваться другими мелодическими инструментами (жалейкой, детским метал­лофоном или ксилофоном, различными видами духовых гармоник); народные ударные инструменты могут быть заменены детскими шу­мовыми инструментами (треугольником, румбой, маракасами).

Как под горкой, под горой (русская народная песня)

Обработка Д. Рытова                             Для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель — развивать у детей чувство ритма, музыкальный слух, вокаль­ные данные; вырабатывать навык игры в ансамбле.

Методические указания: После разучивания вокальной партии пе­дагог вместе с детьми подбирает музыкальные инструменты, от­вечающие характеру музыки. Педагогу необходимо создать атмос­феру, благоприятную для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей. Предложенная оркестровка — лишь один из возможных вариантов, который может дополняться и изменяться в зависимости от пожеланий детей.

Когда инструменты подобраны, следует разучить с каждым ребен­ком его партию. Особое внимание необходимо обратить на партии ду­ховых инструментов: окарин, кугикл, жалейки. В небольшом вступ­лении (дуэте окарин) особенно важно следить за ведением звука — плавным, легатным, созданием единой певучей мелодической линии. Партии ударных инструментов могут быть изменены или дополнены самими детьми, если у них возникнет такое желание в процессе разу­чивания партитуры.

Маленький ложкарь

Музыка и слова Д. Рытова                                   Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель — развивать у детей звуковысотный и ритмический слух в про­цессе ансамблевого музицирования.


Методические указания. На первом этапе необходимо разучить с деть­ми вокальную партию. Сначала песню исполняет педагог, акком­панируя себе на балалайке (фортепиано). Затем дети разучивают слова песни и мелодию. Только после этого можно переходить к иг­ре в ансамбле ложкарей.

Во вступлении дети используют 1-й способ игры на двух ложках (см. с. 59), держа их перед собой, а в репризе — подняв над головой. Во время пения партию ложек рекомендуется исполнять одному ре­бенку, который будет представлять маленького ложкаря. Ребенок иг­рает на ложках, сидя на специальном стульчике или встав на одно колено (4-й способ игры, см. с. 64-65). Педагог аккомпанирует ему на балалайке.

Партию дров (музыкальной поленницы) следует доверить самому музыкально подготовленному ребенку, так как она довольно трудна для детей этого возраста. Педагог может отредактировать партию дров для конкретного исполнителя.

Пение детей рекомендуется сопровождать различными движени­ями, которые подчеркнут содержание текста песни. Приводим при­мерную композицию движений.

1-й куплет. Утро в деревне, солнышко восходит (дети руками показывают, как утром встает солнце). С солнцем проснулся малень­кий ложкарь (кто-нибудь из детей может рукой показать, какого рос­та ложкарь). Взял В руки ложки (дети показывают друг другу свои ложки), вышел на крылечко (дети смотрят на приближающегося к ним маленького ложкаря), дробную песню заиграл (дети, исполь­зуя 1-й прием игры па ложках, подчеркивают 1-ю и 2-ю доли в тактах этой фазы).

Проигрыш (после 1-го, 3-го куплетов). Ансамбль играет, исполь­зуя 1-й прием игры на ложках. Рассмотрим движения детей с ложка­ми по тактам.

Такты 1-2. Руки с ложками находятся слева от корпуса на уров­не плеч, голова слегка наклонена в ту же сторону.

Такты 3-4. То же самое движение, но только в правую сторону.

Такты 5-6. Ложки находятся внизу на вытянутых руках.

Такты 7-8. Ложки находятся на уровне груди (руки в локтевых суставах согнуты).

Такты 9-10. Ансамбль делится на две группы. Одна группа (такт 9) «задает» ритмический вопрос на ложках второй группе, ко­торая «отвечает» на вопрос в такте 10.


 


240


 


241


Такты 11-12. Вторая группа детей задает вопрос (такт 11), а пер­вая отвечает (такт 12).

Такт 13. Дети играют шестнадцатые, поднимая руки снизу вверх (руки в локтевых суставах не сгибаются).

Такт 14. Руки с ложками плавно опускаются вниз.

Такт 15, Первая доля такта — руки с ложками находятся слева от корпуса на уровне плеч, голова слегка наклонена в ту же сторону; вторая доля такта — те же самые движения, но только в правую сто­рону.

Такт 16. Дети держат ложки перед собой (руки в локтевых сус­тавах согнуты).

В проигрыше после 1-го и 3-го куплетов к ансамблю ложкарей до­бавляются еще два ударных инструмента, которые подчеркивают сильную (глиссандирующие удары по рубели) и слабую (бубенцы) доли такта.

В проигрыше после 2-го куплета звучит соло на дровах. Осталь­ные инструменты ансамбля выполняют аккомпанирующую функцию.

Партии дров, кугикл и жалейки необходимо разучивать с детьми на индивидуальных занятиях.

В зависимости от имеющегося в наличии музыкального инстру­ментария может быть изменен состав ансамбля. Вместо бубенцов мо­гут использоваться детские бубны, вместо рубели — детский барабан, вместо кугикл — металлофон, вместо дров - ксилофон, вместо жа­лейки — триола и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.006 с.)