Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вставала ранешенько (русская народная песня)

Поиск

Обработка Д. Рытова

Ты взойди, солнце красное (русская народная песня)

Обработка Д. Рытова                           Для детей младшего школьного возраста

Цель — развивать гармонический слух, навык игры на жалейке в со­ставе ансамбля родственных инструментов.

Методические указания. Работа над произведениями проводится в такой последовательности:

1. Разучивается нотный материал по партиям (голосам).

2. Выверяется строй народных духовых инструментов (жалеек).

3. Отрабатывается точное исполнение штрихов и ритмического рисунка при игре в ансамбле.

4. Выстраивается гармоническая вертикаль.


Педагогу необходимо обращать внимание на выразительность ис­полнения, адекватную передачу эмоционального содержания произ­ведений.

Походная

(парафраза на темы солдатских песен). Д. Рытов.

Для детей младшего школьного возраста

Цель — развивать навык ансамблевого музицирования на духовых (жалейки, свирель-цуг) и ударных (ложки, рубель) инструментах.

Методические указания. См. № 8-10. Произведение следует начинать разучивать по частям (обозначены цифрами). Когда нотный текст будет усвоен, можно играть «Походную» целиком. Дети должны уметь предавать в своем исполнении жизнерадостный характер музыки.

12. Скомороший а. Л. Рытое                              Для детей младшего и среднего школьного возраста

Цель — развивать навык ансамблевого музицирования в родственных инструментов (кугиклы), звуковысотный и гармонический слух. Методические указания. См. № 8-10.

Следует особое внимание обратить на качество звука (чистоту ин­тонации и способы звукоизвлечения). «Скоморошина» должна зву­чать очень легко, с движением, но не торопливо.

13. Напев. /]. Рытов                                             Для детей среднего школьного возраста

Цель — развивать технику игры на свирели, навык ансамблевого музицирования на духовых (свирели) и ударных (колокольчик) ин­струментах.

Методические указания. См. № 8-10.

Необходимо обратить внимание на певучее, связное звучание ансамбля свирелей, динамическую нюансировку музыкальной ткани. Исполнители должны прочувствовать целостность формы пьесы. При отсутствии необходимого набора свирелей их можно заменить на окарины или блок-флейты. Следует иметь в виду, что альтовая и теноровая свирели звучат на октаву ниже, чем записано в партитуре.


 


244


245


ПРИПЕВКИ, ЧАСТУШКИ, ПЕСНИ

Припевки под гармошку

Исполняются под саратовскую гармошку с колокольчиками

На широку  улицу выходят три парня, которые поют, подыгрывая

себе на гармошках.

1. Начинаю припевать первую, начальную,   Я хочу развеселить публику печальную.

2. Шел деревней — девки спали, заиграл в гармошку — встали. Увидал милую вдруг, гармошка выпала из рук.

3. Припоем мы под гармошку, трое нас, заплеточки.    Если здесь — пускай услышат, милые залеточки.

Звучит наигрыш на гармошках. Под него выходят красны девицы, которые поют о гармонистах.

4. Гармонист — хороший парень. Девочки, хорош, хорош.     Не хвалю, а сами видите — на розочку похож.

5. Гармонист, играй, играй, ты играй почаще. Провожать пойдешь домой, поцелуй послаще.

6. Ты подруженька моя — ветряная мельница,   Раньше ты была подруга, а теперь — соперница.

7. Из-под дуба, из-под дуба вылетает белый пух Никому я не поверю, что мой милый любит двух.

Танец соперниц.

8. Ты, милашка, пой, не пой, я тепере стал не твой, Галифе мои суконные понравились другой.

9. Если, милый, меня любишь, ты продай свою гармонь,      Вот тогда мои подружки ходить не будут за тобой.

10. Ой, подруженька-подружка, все под силу нынче нам,     Как бы этого Васятку поделить нам пополам?

Две подружки танцуют с Васей, переманивая его на свою сторону.


11. Эй, подруги дорогие, дружно выйдем поплясать,
Мы заставим гармониста полтора часа играть.

12. Гармонисты-удальцы в счастье, радости живут,

Поют девушки.           А девчата под гармошку лихо пляшут и поют.

Поют парни. Все танцуют.

Чеботуха

1. Чеботуха, чеботуха, девка пляшет легче пуха,
Каблучок точеный, разговор ученый.

Скороговорка без инструментального сопровождения.

2. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,
Оглянулась назад — сапога мои стоят.

Скороговорка без инструментального сопровождения. Затем играют балалайки, свирель, кугиклы, бубенцы.

3. Эх, сыпь— люблю, да подсыпай — люблю,
Я своей дорогой сарафан куплю.

Этот и последующие куплеты поются.             В проигрыше играют балалайки и свирель-цуг.

4. Двести сорок песен знаю, все сейчас перепою,
И сама себя потешу, и дружка повеселю.

Играют балалайки;» перекликаются» бубенцы и инструменты

из группы духовых: свирель-цуг, кугиклы (глиссандо),

свирель (трель).

5. Шел дорожкой полевой, нашел платочек носовой,  Синяя каемочка — платок моей зазнобочки.

6. Ой, Алена, запевай, чтобы было весело,   А то скажут, от любви голову повесила.

Играют балалайки, кугиклы, свирель.


Gm                      Dm                       A                         Dm


7. Хорошо ты, Маша, пляшешь, хорошо ты дроби бьешь,
Хорошо с такой напарницей — нигде не пропадешь.

«Перекличка» курской трещотки, копытец, бубенцов под аккомпанемент балалаек.

8. Деревенские девчонки стали очень модные.
Сами кудри завивают, говорят — природные.

Под балалайку играет группа жалеек.

9. Нас ребята осмеяли, мы их тоже осмеем,
Хомуты на них наденем и в конюшню уведем.

«Перекличка» балалаек и инструментов из группы ударных.

10. Деревенька близко к лесу, комары кусаются.    Не чужие, а свои девчонки насмехаются.

11. Хорошо играете, да хорошо поете,      Интересно посмотреть, с кем домой пойдете.

12. Кабы не было луны, не было б сиянья,  Кабы не было любви, не было б свиданья.

Играет весь ансамбль инструментов.

Состав инструментов ансамбля: балалайки, жалейки, свирели-цуг (исполнители — мальчики); свирель, кугиклы, бубенцы, курская трещотка, копытца (исполнители — девочки).

Частушки распеваются на две мелодии (по выбору исполнителей):

Частушки военных лет

Gm                  A

Dm

1. Нас-ту- пи-ли дни ли-хи-е -Нам. мо-ло-день-хим дев-чов-кам,


сталгер-ма-иец во-е - вать. ой, не - ве-се-ло гу - лять.


Dm


1, Я ми - ло - го про - во - да - ла, про - во. ди - ла на вой - ну, Про-во - ди - ла и за - пе - ла пе - сен - ку пе - чаль-ну - ю.

3. Эй, вперед, вперед, ребята! Действуй пулей и штыком!
Мы верны Отчизне свято: победим или умрем!

Распевается на мелодию 1-го куплета.

4. Русь святую рааоряют. Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в груди пылает, сердце просится на бой.

Декламируется в ритме 1-го куплета.

5. Партизаны, партизаны — наши братья родные,
Проливают кровь свою за дела народные.

Распевается на мелодию 2-го куплета.
G                           D                          A                          D

6. На го - ре сто - ят бе - ре - за, под бе - ре - зон - тан - ки. На-шн пар-ни- пар-ти - за-кы, а мы-пар-ти - зан - ги.

7. Задушевные подруги, времечко военное,
Только письма успокоят сердца наши бедные.

На мелодию 2-го куплета.

8. Мой залеточка в пехоте, я не знаю, в какой роте.
Только знаю: милый мой в роте самой боевой.

На мелодию 6-го куплета.

9. Вспомним, братцы, Русь и славу и пойдем врагов разить!
Защитим свою державу. Лучше смерть, чем в рабстве жить.

На мелодию 1-го куплета.

10. Не дождаться того время, не дождаться того дня,
Когда по радио объявят, что закончилась война.

Декламируется в ритме 1-го куплета.

11. Девушки, у нас веселье, на границе тишина.
Сорок пятого, девятого закончилась война!

Распевается на мелодию 6-го куплета.


 


248


249


Как у вашей Дуни Шуточная русская народная песня


Состав ансамбля



Как у на-шей Ду-ии Ай, Ду-ня, мо-я Ду-ня, ми-ла-я  Ду-няша! Пол-вый двор ско-тн-ны.


Свистульки

Свирель-цуг

Дудка-пищалка (детская игрушка)

Жалейка-бурдой (EJ

Жалейка-бурдон (А ж)

Жалейка-бурдон (Fia и)

Жалейка-альт E-dur


Ложки с колокольчиками

Ложки-веера

Копытца

Шаркувок берестяной

Рубель малая, рубель большая

Курская трещотка

Круговая трещотка

Бубенцы

Валдайский колокольчик


Утка-то Агаха, Селезень Игнаха. Припев.

Свинья Ефросинья, А баран Василий. Припев.

Гусь-то был Макарка, Гусыня Наталка. Припев.


Такты 1-2. Играет рубель малая.

Такты 1-2 (реприза). Круго­вая и курская трещотки.

Такты 3-6 (включая репри­зу). Играет вся группа инст­рументов.

Такты 1-2 (включая репри­зу). Дудка-пищалка (детс­кая игрушка).

Такты 3-6 (включая репризу). Рубель малая, свирель-цуг.

Такты 1-2. Рубель большая.

Такты1-2 (реприза). Ложки-веера.

Такты 3-6 (включая репри­зу). Играют оба инструмен­та.


 


1. Как у нашей Дуни         Полный двор скотины.   Припев: Ай, Дуня, моя Дуня,   Милая Дуняша!


Играют все инструменты.


8. Котик был Алешка, Кошка-то Солешка. Припев.


Такты 1-2 (включая репризу). Шаркунок, свистулька.

Такты 3-6. Колокольчик, бу­бенцы.

Такты 3-6 (реприза). Играет вся группа инструментов.


 


2. Полный двор скотины, Всех зовут по имени. Припев.


Такты 1-2, включая репризу. Играют ударные инстру­менты.

Такты 3-6.Жалейки.

Такты 3-6 (реприза). Игра­ют все инструменты.


9. Как у нашей Дуни Полный двор скотины.

Припев.


 


3. Кобыла Арина, Жеребец Гаврила. Припев.

4. Корова Алена,  А бычок Ерема. Припев.


Играют ложки с колокольчика ми, копытца, шаркунок, ру­бель большая, бубенцы.

Играют все жалейки (бурдоны. играют басовыми, а альто­вая жалейкамелодию).


250


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, ЗАНЯТИЙ

Конспект занятия(1)

Предмет: музыкальная народная культура.

Подготовительная группа (дети 6 лет).

Тема занятия: музыкальные инструменты русских пастухов.

Цель занятия: сформировать у детей представление о дея­тельности русских пастухов.

Задачи занятия:

• познакомить детей с традициями профессии русских пасту­хов, музыкальными инструментами, на которых они играли;

• познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пас­тухов;

• научить основным приемам игры на пастушьей барабанке;

• продумать и озвучить вместе с детьми музыкально-игровую композицию «Ваня-пастушок»;

• сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворче­ству через музицирование, игру и театрализацию.

Оснащение: музыкальные инструменты (балалайка, пасту­шья барабанка, коровий колокольчик, хлопушка, ложки, ко­пытца, бубенцы, коробочка, рожок, свистульки).

Содержание занятия:

Педагог (музыкальный руководитель). Здравствуйте, ре­бята.

Играет на рожке фрагмент пастушьего наигрыша и поет русскую народную песню «Пастушок».

     

 


Ребята, так раньше пели о самом незаменимом и уважаемом в каждой деревне человеке — пастухе.

Вы услышали, как звучит один из пастушьих музыкальных инструментов — рожок. Как вы думаете, почему на инструмен­те с таким громким и ярким звуком играли именно пастухи? Дети отвечают: рожок слышно далеко в поле, голос инстру­мента похож на голос коровы, пастух с помощью инструмента лучше сможет управлять стадом и т. д.

Интересен, почетен, но вместе с тем и непрост был труд пас­тухов.

Рано утром, забирая с каждого двора коров, пастух, не торо­пясь, вел стадо на пастбище — на поле или зеленую лужайку : с вкусной и питательной травой, охранял от нападения волков и медведей, а вечером сытых и нагулявшихся животных при­водил обратно к хозяевам.

                                    Ты, буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком.

С таким напутствием провожали хозяева своих кормилиц на пастбище. Каждой корове вешали на шею колокольчик, звуча­ние которого было неповторимым и легко узнаваемым. (Педа­гог демонстрирует звучание нескольких коровьих колоколъчиков.) Ребята, как вы думаете, зачем корове нужен был колокольчик? Дети отвечают: чтобы она не потерялась, чтобы пастух знал, где какая корова находится и т. д.


 



253


Домашние животные в течение всего года кормили челове­ка, давали молоко, мясо — основные продукты питания нарав­не с овощами и ягодами, фруктами и грибами. Потеря коровы или какого-либо другого домашнего животного несла любой семье бедность и голод. Неспроста в народе говорили: «Корова на дворе — еда на столе». Поэтому пастухов выбирали на об­щем сходе деревни, где решалось, кому можно будет доверить богатство каждой семьи. Старались выбирать того, кто хорошо умеет играть на музыкальных инструментах.

Ребята, как вы думаете, почему? Дети отвечают.

Потому, что чудесный звук музыкального инструмента помо­гал животным не потеряться. Пастух с помощью жалейки или пастушьей барабанки в случае опасности или если нужно было перейти на другое место мог быстро позвать к себе животных.

Представьте, из леса на поле выбрался...

Серовато, зубовато, По полю рыщет, Коров, телят ищет.

Кто это? (Дети отвечают: волк.) Волк решил утащить одну из мирно пасущихся коров, а потом ее съесть. Но не дремлет пастух. Он увидел этого волка и заиграл сигнал опасности, на который к пастуху быстро-быстро сбежались все коровы. А ког­да они вместе, им никакая беда не страшна.

Педагог играет на пастушьей барабанке сигнал опасности:

Скажите, на что похож этот сигнал? Он тревожный или нет? Дети отвечают.

Испугался волк и ни с чем ушел обратно в лес. После того как угроза миновала, пастух заиграл сигнал отмены опасности:

Когда коровки всю сочную травку съели на поле, пастух ре­шает перевести стадо на другое поле и играет на своей барабан­ке другой сигнал. Педагог играет сигнал перехода на другое поле:


Чем этот сигнал отличается от звучавшего ранее сигнала опасности и отмены опасности? Педагог обращает внимание детей на акценты, трехдольный, а не двудольный метр.

Целый день коровы паслись, много сытной травки съели, да пора н в деревню возвращаться. Педагог играет сигнал вечер­него сгона коров в деревню:

Педагог предлагает каждому ребенку придумать и сыграть на барабанке свой сигнал. Остальные дети отгадывают, ка­кой сигнал прозвучал, и обосновывают, почему они так решили.

  А вечером пастухи на молодежных посиделках играли на гармошках или балалайках. Звучали задорные песни, парни и  девушки весело танцевали, рассказывали друг другу последние новости.

Ребята, давайте совершим путешествие в русскую деревню, да жил Ваня-пастушок и его друзья.

Педагог знакомит детей с планом и содержанием музыкальной композиции «Ваня-пастушок», распределяет роли, разучивает с детьми музыкальный материал.

Выбрать главных героевВаню-пастушка и Катеринушку можно по желанию детей или с помощью считалок:

Йод березкой за рекой

Идет Ваня молодой,

В дудку весело играет,

Себе смену выбирает:

Раз, два, три, четыре, пять —

Первый кон тебе играть.

Дашенька-толстушка
Ехала к подружке;
Коляска сломалась,
                Даша засмеялась!

Раз, два, три —  Ведущий выходи!


 


Сценарий

Первая картина. Музыкальная эвукоимитация «Утро в лесу». Показ на инструментах голосов птиц и животных: дятла (копытца, коробочка, ложки), кукушки, соловья, совы (свистульки!, лошадки (копытца, ложки, бубенцы).

Вторая картина.

Ведущий. Деревня просыпается. Хозяйки выводят своих коров со двора на улицу. По улице идет Ваня-пастушок и соби­рает коровушек для выгона в поле. Слышны звуки коровьих колокольчиков (играют коровьи колокольчики), хлесткие уда­ры плетки пастуха (играет хлопушка) и голоса коров (играют басовые жалейки-бурдоны).

Звучит русская народная песня «Ваня-малый пастушок». Все дети поют, а Ваня играет на рожке.

 

Ваня вывел коровушек в поле пастись, а сам решил косточ­ки размять - плясовую станцевать. Положил он рожок на тра­ву, стал бойко приплясывать да притопывать. (Танец Вани.) Когда же он остановился, то не смог найти место, куда поло­жил свой рожок. Искал, искал, да так и не нашел. Опечален­ный, повел Ваня пастись свое стадо на другое поле.

Ваня поет русскую народную песню «На зеленом лугу».

 

 


То не дудка была, Лели,лели,лель. Веселуха была, Лели,лели,лель.

256


Третья картина.

Ведущий. А в это время по грибы да по ягоды пошли в лес девушки-подружки. Самая младшая — Катеринушка решила для своей коровушки нарвать сочной травушки.

Выход подружек под пение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». По очереди они поют первые две строчки куп­лета, а 3-ю и 4-ю исполняют вместе.

 

 


То ли мне не ягода, да, То ли мне не ягода, да,    Я цветочек сорвала, да, Я веночек совила.

 

Сорву ль я, вырву ль я, да.           Сорву ль я, вырву ль я, да,                 С винограда ягодку, да,                   С винограда винную.

Но случилась беда. Потеряли девушки свою младшую под­ружку.

Подружки все вместе поют русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

 

 

Они ягод не набрали, лишь подружку потеряли.

Жалко, жалко, жалко, жалко, лишь подружку потеряли.

Ты ay, ay, подружка, Катеринушка,

Где ты, где ты, где ты, где ты, Катеринушка?

Не в лесу ли заблудилась, не в траве ли заплелась?

 Жалко, жалко, жалко, жалко, не в траве ли заплелась?

257

Подружки пошли искать Катеринушку и скрылись в лесу.

 


Четвертая картина.

Ведущий. В это же самое время на поле выходит потеряв­шаяся подружка Катеринушка.

Звучит мелодия русской народной песни «Ходила младешенъка по борочку».

Катеринушка собирает траву, печалится, что отстала от своих подружек, и поет русскую народную песню «Коровушка».

 

 


Уж как я ль мою коровушку люблю. Сытна пойла я коровушки налью,             Чтоб сыта была коровушка моя.             Чтобы сливочек буренушка дала.

На мелодию 2-го куплета

3. То ве дудку нашла,
Лели,лели,лель.
Веселуху нашла,
Лели,лели,лель.

4, Стала в дудку играть,
Лели, лели, лель.
Стала Ваню искать,
Лели, лели,лель.

Пятая картина.

Ведущий. Катеринушка нашла Ваню-пастушка и отдала ему потерянный рожок.

 

 

 


— Ну-ка, милый пастушок,  Ты спеши-ка на лужок.    Там буреиочки лежат,   Очень жалобно мычат.        И в деревню не идут,   Молочка нам не несут.  Кашку надо нам варить,       И детишечек кормить.

Ваня заиграл в рожок, на звук которого из леса вышли под­ружки Катеринушки. В последней сцене звучит детский ор­кестр, подружки танцуют плясовую, Ваня играет на рожке. Все участники композиции поют финальную песню.

 


 

Собирая траву, Катеринушка нашла потерянный Ваней ро­жок, обрадовалась и пошла искать пастушка.

 

 


 


 


 

Методические указания. После разучивания музыкального материала, -.распределения ролей дети

Методические указания. После разучивания музыкального

 

 

Методические указания. После разучивания музыкального материала, распределения ролей дети вместе с педагогом инструментуют композицию, а также придумывают движения для танцев, создают инсценировку. Пред­лагаемый сценарий может быть дополнен и изменен.


 


258


Конспект занятия (2)

Предмет: музыкальная народная культура.

Подготовительная группа (дети 6 лет).

Тема занятия: русская ярмарка.

Цель занятия: познакомить детей с традициями русского народа.

Задачи занятия:

• познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки;

• познакомить детей с традиционными художественными про­мыслами России;

• сформировать у детей мотивацию к творческой деятельнос­ти через импровизацию, игру, пение, движение и музици­рование на народных инструментах;

• активизировать личностные качества детей.

ТСО: кассетный магнитофон.

Оснащение:

• музыкальные инструменты (жалейки, свистульки, свирель-цуг, ложки, ложки-веера, шаркунки, коробочка, рубели большая и малая, курская и круговая трещотки, копытца, бубенцы, балалайка и др.);

• перчаточные куклы Петрушки и купца;

• произведения народного декоративно-прикладного творче­ства (филимоновские глиняные игрушки, жостовский под­нос);

• хороводное колесо с лентами.

Содержание занятия:

1 Звучит мелодия русской народной песни «Ухарь-купец».

Педагог (музыкальный руководитель). Здравствуйте, ре­бята. Как на ярмарку русскую люд честной собирался — това­ров прикупить, с купцами поторговаться, повеселиться да по­тешиться.

1 Скрипичный ключ (Щ)в тексте обозначает фонограмму.


Отправимся и мы с вами на ярмарку. Поедем мы не одни, а с нашим батюшкой, который взял нас с собой на ярмарку да повез на тройке быстрых лошадей.

Возьмите ложки крепкие, бубенцы звонкие, чтобы в дороге было веселее, да заиграйте на них умело.

Дети поют русскую народную песню «Поехал наш. батюш­ка на базар» и. аккомпанируют себе на ложках и бубенцах.

 

 

Педагог. Вот мы и приехали на многоцветную и шумную ярмарку. Бойко кричат торговцы, зазывают народ покупать товары в своих лавках. А товаров бесчисленное множество при­везли с разных уголков нашей матушки-России. Можно здесь купить и доброго коня, корову, одежду, товары для дома, иг­рушки, еду и многое другое. То там, то здесь слышны призыв­ные крики уличных торговцев.

Педагог изображает торговцев.

Сюда, сюда,                  Почтенные господа,                 Кто к нам поспешает -Удовольствие получает.

Кому яблоки иродам?! Кому дешево отдам?! Грушевые! Ананас! Покупайте про запас!


 


260


261


Тары-бары, растабары, Есть хорошие товары! Продаю без барыша, Зато и слава хороша.             Не скупись, покупай, Подороже выбирай.

А вот шоколад!                         Купил плитку — будешь рад. Кому надо мармелад?                Покупай мармелад!

Кому пирожки,  Горячие пирожки?              С пылу, с жару — Гривенник1 за пару!

Педагог поет новую для детей русскую народную песню «На торгу, торгу» и просит детей помочь ему, хлопая в ладоши.

 

 

На торгу, торгу кругом Ходит Дуня с киселем: — Эй, купите киселя, Кушать будете хваля! Киселя, киселя!                  Кому надо киселя?

Последние две строчки куплета выкрикиваются.

На торгу, торгу кругом Ходит Дуня с пирогом: — Эй, цена не дорога.                                   Вы купите пирога!         Пирога, пирога!                   Кому надо пирога?

Последние две строчки куплета выкрикиваются.

На ярмарку со всей России игрушки красивые привезли. По­смотрите, умельцы из деревни Филимоиово, что в Тульской

1 Гривенник — десятикопеечная монета.


области, привезли на ярмарку свои игрушки. Медведь-музы­кант (педагог показывает глиняную игрушку) пришел на яр­марку народ повеселить, песен попеть, бочку меда купить, А вот это — разодетые дама с кавалером (педагог показывает другую игрушку) по ярмарке прогуливаются, на народ смотрят да себя показывают. Посмотрите, барышня утушку под мышкой креп­ко держит (педагог показывает глиняную миниатюру), чтобы та не вырвалась и не убежала. Оттого утка так пронзительно и кричит. (Педагог играет на свистульке-утке.)

А вот жостовские подносы, которые привезли из под Моск­вы, на ярмарке всегда имеют успех. На черном фоне (педагог показывает детям поднос) расцветают яркие и красивые бу­кеты цветов. А «золотой» ажурный орнамент на бортах подно­са — он просто волшебный!

Матушка-Россия всегда умельцами славилась. Обычный кусочек глины у мастера превращался в красивую музыкаль­ную игрушку. С помощью кисточки и красок на подносе или на другом предмете домашнего обихода могла появиться ска­зочная цветочная поляна.

Ребята, а где еще в России делали красивые игрушки или поделки? Дети отвечают,

А на городской площади развернулось представление весе­лого, неунывающего Петрушки. У педагога в руках появляет­ся говорящая перчаточная кукла.

Петрушка.     Я Петрушка -

Веселая игрушка!

Ноги дубовые,

Кудри шелковые,

                 Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь.

Доброго здравия вам, ребята (Петрушка кланяется), здрав­ствуйте!

Напевает:  ЯПетрушка, Петрушка —

Развеселый мальчуган,
Всегда весел и пою,
К вам на встречу я спешу,
Подходи, народ честной,

                За медный пятак покажу все этак и так.


 


262


263


Сколько ребят собралось — умных да смышленых. Сейчас я вас и проверю, да загадки загадаю про товары, что на ярмар­ку купцы привезли.

Петрушка задает загадки.

Красная девица                Росла в темнице.  Люди в руки брали Косы отрывали.

(Морковь.)

Петрушка хвалит ребенка, отгадавшего загадку, жмет ему руку.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар.)

Нашел я шар, разбил его. Увидел золото и серебро.

(Яйцо.)

Сидит дед

Многими шубами одет. Кто его раздевает. Слезы проливает.

(Лук.)

Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а будит.

(Петух.)

Все вы загадки отгадали, уважили Петрушку. А это кто к нам явился, такой важный и серьезный? У педагога в другой руке появляется перчаточная кукла купца.

Купец. Я купец - в торговых делах удалец. Петрушка. А зачем вы на ярмарку пришли?       Купец. Торговать.


Петрушка. Воровать?

Купец. Да не воровать, а торговать.

Петрушка. А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец. Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги пи­ровать

   есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка. Пять гвоздей? Сейчас принесу.

К у п е ц. Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка. Да не гонял я голубей.

Купец. Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка. Просишь меня — побей? С удовольствием. Петрушка берет палку, бьет купца и приговаривает:

Пей, купец, чай,                  Головой не качай.                 Над деньгами не трясись,          А с Петрушкою делись.

Купец убегает.

Петрушка. Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инстру­ментах. [Петрушка хлопает в ладоши и дирижирует юными музыкантами.)

Дети поют русскую народную песню «Долговязый жура­вель» и подыгрывают себе на музыкальных народных инстру­ментах (фрагмент инструментовки приведен на с. 158).

Песня закончилась, однако Петрушка продолжает петь, фальшивя и сильно размахивая руками.

Шел Петрушка мимо рынка, Спотыкнулся о корзинку, Полетел в канаву - бух, Раздавил пятнадцать мух.

Петрушка. Засиделись мы ребята.   Для всеобщего веселья Побежим на карусели. Веселись, веселись,     В хороводе закружись.

Петрушка приглашает ребят встать в хоровод и покру­житься на ярмарочной карусели. Сам он держит палку с при крепленным к


 


264


265


нему крутящимся колесом, к которому привя­заны разноцветные ленты. Дети водят хоровод, держа в руке по ленте, и поют хороводную песню  «Как у наших у ворот».


 

 

 

 

 


Стрекоза плясать пошла,         Муравья с собой звала,           Ай, люли, позвала. (2раза)

Муравейка, милый мой.

Попляши-ка ты со мной,

Ай, люли, ты со мной. (2раза)

Уж я рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать,

Ай, люли, мне не встать. (2раза)

 

1. Как у наших у ворот.
Как у наших у ворот,

Ай, люли, у ворот. (2 раза)

2. Муха песенки поет,
Муха песенки поет,

Ай, люли, вот поет. (2раза)

3. Комар музыку ведет,
Комар музыку ведет,

Ай, люли, вот ведет. (2раза)

Педагог. Повеселились мы на славу, пора честь знать и до­мой возвращаться. Сядем мы на тройку быстрых лошадей и помчимся домой, обгоняя ветер.

Дети исполняют (соло, по двое, все вместе) ритмическую импровизацию на ложках (прием «Лошадка»), аккомпанируя педагогу, играющему на балалайке мелодию русской народной песни «Посею лебеду на берегу».

Педагог. Быстро, быстро скачут наши кони. Догнали мы соседа Иванушку, который тоже был на ярмарке. Спросим у Иванушки, ребята, что он на ярмарке увидел да что домой се­мье своей везет.

Дети исполняют русскую народную песню «Где был Ива­нушка», показывая ее персонажей на самостоятельно подо­бранных инструментах. Например, курочку дети могут по­казать на шаркунке и звонкой коробочке, уточку на малой и большой рубели (глиссандирующие удары по краю инструмен­та), барашечка - на курской трещотке и ложках-веерах, ко­ровушку — на басовой жалейке-бурдоне.


1. - Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? - Курочку.
Курочка по сеничкам зернышка клюет,
Иванушка в горенке1 песенки поет.

2. -Гдебыл, Иванушка?-На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? - Уточку.
Курочка по сеничкам2 зернышки клюет.
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке песевки поет.

3. - Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? — Барашечка.
Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.

4. -Где был, Иванушка?-На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? — Коровушку.
Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Коровушка деткам молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.

Педагог. Вот мы и домой приехали.

Понравилось ли вам, ребята, путешествие на русскую ярмар­ку? Зачем приезжали люди на ярмарку? Что на ярмарке можно; было купить? Как веселился народ на ярмарке? Дети отвечают.

Педагог.

Вот мы с ярмарки вернулись,                     Где играли, песни пели,                Танцевали и шутили,                       Позабыв про все на свете.               Но настал момент прощания,                 Говорю вам: «До свидания!»

1 Горенка (горница) — комната.

2 Сени — помещение между крыльцом и жилой частью дома.


 


266


267


Конспект урока1 (1)

Предмет: музыкальная народная культура.

Класс: 1-й класс.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: ударные и духовые русские народные инстру­менты; создание детского музыкального ансамбля.

Цели и задачи урока:

1. Формирование мотивации к музыкальной деятельности:

• пробуждение интереса к народной культуре;

• развитие образно-эмоционального восприятия;

• знакомство с художественно-выразительными особенно­стями народных инструментов.

2. Формирование благоприятной психологической среды для
активного взаимодействия детей в ансамбле народных ин­струментов:

• создание условий для самовыражения ребенка, актуали­зации его личностных качеств;

• формирование навыков взаимодействия в коллективных формах музицирования (в составе групп инструментов, в сводном ансамбле).

3. Создание детского музыкального ансамбля:

• знакомство с народными ударными и духовыми инстру­ментами;

• овладение элементарными приемами игры на народных инструментах;

• развитие в процессе музицирования чувства ритма и му­зыкального слуха;

• обогащение словарного запаса ребенка.

Прогнозируемый результат: первичный опыт коллективно­го музицирования в ансамбле русских народных инструментов (класс-оркестр).

Атмосфера урока: сопереживание, соучастие, содействие; создание ситуации успеха, радости открытия.

1 Впервые урок дан на Всероссийском конкурсе «Учитель года-97».


Методы: игровая коммуникация, создание проблемных си­туаций, импровизация, объяснительно-иллюстративный, поис­ково-исследовательский и др.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллек­тивная.

Количество детей: 15.

Оснащение:

• бейджи (карточки) с именами учащихся;

• два демонстрационных стола;

• магнитная доска;

• музыкальные инструменты (ложки, шаркунки, копытца, рубель, бубенцы, трещотка, трещотка-флажок, свистульки, басовый и альтовый рожки).

ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ В КЛАССЕ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Знакомство с детьми. Учитель выходит к детям в народ­ном костюме под балалаечный наигрыш.

 

 


 

268


269


Учитель. Здравствуйте, ребятки, Розовые пятки,                  Звонкие соловушки, Умные головушки.

Во время приветствия учитель подыгрывает себе на бала­лайке.

Дети. Здравствуйте!

Учитель. Познакомимся давайте. Нарекл



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.013 с.)