Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народные музыкальные инструменты как произведения декоративно-прикладного искусстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе развития культуры и искусства, эстетики быта народа происходило видоизменение народных инструментов. Сохраняя и накапливая в себе самое лучшее и ценное, они приобретали значимость не только как предметы, предназначенные для использования в музыкальном исполнительстве, но и как произведения народного декоративно-прикладного искусства. Ценность народных инструментов как материальных продуктов определяется тем, что они являются хранителями традиций художественного творчества народа. Произведения народного искусства, в том числе и музыкальные инструменты, как бы передают в своих формах, орнаменте, красках и звуках внутренний ритм культуры. Национальный характер и национальное своеобразие, которые прослеживаются в предметах декоративно-прикладного искусства, определяют существование неповторимой культурной среды, в которой аккумулируется духовность народа. Орнамент, нанесенный на музыкальный инструмент, оказывал определенное эмоциональное и художественное, ассоциативное и подсознательное воздействие на человека, живущего в определенной знаковой культурной системе, доступной и понятной ему. В славянских верованиях наблюдается постоянное противостояние злых и добрых сил, которое имело место еще у охотников каменного века. «Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - «обереги»; в народном искусстве сохранилось много чрезвычайно древних символов добра и плодородия, изображая
22 23 которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, обереги, отгоняют духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растения, цветка»1. Рассмотрим простейший народный музыкальный инструмент — свистульку. Ее цветовое решение и форма отвечают традициям и особенностям того региона, где она изготавливалась. Природосообразность свистулек проявляется в их формах — изображениях людей, животных, птиц. Каргопольская свистулька (Архангельская область) имеет примитивную, но выразительную форму. В ее несколько архаичной пластике ощущаются огромная сила и энергия, которые усиливаются благодаря сдержанной, даже несколько строгой росписи. Рисунок на каргопольской свистульке в основном орнаментальный: солярные (солнечные) круги, прямые и поперечные кресты, штрихи. Свистулька использовалась раньше для выполнения магических обрядов — отпугивания злых духов. Считалось, что злые силы боятся громкого свиста, а солнечные знаки только усиливают ее предназначение делать добро. Почти все свистульки, а также одежда, жилище, предметы быта народа имели магический охранительный узор. Считалось, что через проемы и отверстия в одежде (отверстия в свистульках) злые и нечистые силы могли проникнуть в человека, похитить его душу. Поэтому одежда покрывалась магическим охранительным узором, который помогал сохранять и накапливать жизненные силы. Предметы и орудия труда также покрывались магическим орнаментом, чтобы обезопасить от злых духов человека и продукты его труда. Солнечные круги — один из основных элементов росписи каргопольской свистульки. Магические заклияательные знаки отвечают красивому, объемному звуку этого инструмента, похожему на голос человека. Все это подчеркивает особенности народного быта и культуры Русского Севера. Свистульки других районов России также имеют свои характерные отличия, которые формировались в процессе развития культурных традиций народа в определенной местности, среды его обитания. Традиция подразумевала комплексное и гармоничное соединение возможностей человека с возможностями окружающего его мира
1 Рыбаков БЛ. Киевская Русь и русские княжества ХН-ХШ вв. — М., 1993. —С. 392. (от специфики социальных отношений в этой местности вплоть до особенностей природного материала, из которого изготавливались произведения декоративно-прикладного искусства). Не случаен выбор формы свистулек в виде коня, птицы, всадника, женской фигуры... Образ коня находил широкое применение в аграрно-магической обрядности, которая была направлена на взаимодействие с производительными силами природы (в целях сбора хорошего урожая) и, следовательно, влияла на благосостояние и здоровье народа. Лошадь являлась кормилицей в семье. Она работала и зимой и летом, была основной производительной силой. Считалось далее, что лошадь обладает сверхъестественной властью и влияет на плодородие полей, так как символизирует добро, счастье и мудрость богов. Вспоминаются предания, посвященные языческому богу солнца — Даждьбогу, который ездил по небу на четверке златогривых юней и непременно спешил людям на помощь. Интересно сочетание двух начал в образной форме другой свистульки — получеловека-полуконя. Здесь наблюдается физическое и духовное единство двух тружеников: крестьянина и его помощника. В свистульке отображено отношение человека к природе, его внутренняя близость с окружающим животным миром. Неспроста изображение коня олицетворяло у славянских народов образ солнца, несущего свет и жизнь. Этот символ многократно повторяется в различных изделиях художественных промыслов и предметах народного быта, в орнаментах и архитектуре. Соединение человека с животным зачастую объяснялось верой в перерождение человека после смерти — принятие им другого облика. В образе свистульки мастер подсознательно программировал свои желания, определяемые внутренними потребностями семьи и всего рода. Когда зима отступала дети громким свистом призывали весну, Голоса птиц-свистулек звучали вместе с голосами прилетающих из теплых краев птиц, а пробуждение природы удивительно гармонировало с окрепшими на свежем воздухе детьми, играющими на свистульках весенние наигрыши-заклички. Итак, еще раз подчеркнем, что большинство народных музыкальных инструментов очень древнего происхождения. Их орнамент и форма
24 25 связаны с магическими мотивами, обусловлены спецификой использования инструмента в быту и в различных обрядовых действиях. Хотя ограниченное бытование народных инструментов в настоящее время только подтверждает их самодостаточность, выверенную исторической традицией. А прикладное своеобразие и художественная индивидуальность этих самобытных изделий несут в себе огромный заряд народной живой эстетики. Даже в несовершенном инструменте можно увидеть «почерк» мастера. Разнообразие, оригинальность народного музыкального инструментария, бытующего в разных регионах России, свидетельствуют об умении народных мастеров создавать предметы, отвечающие конкретным прикладным целям и в то же время имеющие эстетическую ценность. Народные инструменты, так же как и другие предметы декоративно-прикладного искусства, обладают следующими характерными признаками. Утилитарность. Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, т. е. имели практическую предназначенность. Например, рубель применялась в качестве гладильной доски; сторожевая колотушка — как средство охранной сигнализации; пастуший барабан, свирель, жалейка, пастушья труба и т. д. были необходимыми атрибутами пастухов; коровий колокольчик (ботало) выполнял охранную функцию в домашнем животноводстве; бич (хлопушка) — своеобразная музыкальная версия щипцов (прищепки), используемых при стирке белья. Народные умельцы, экспериментируя с предметами домашнего обихода — немного изменяя их форму, размер, добавляя резона-торвые отверстия и т. п., давали им новую жизнь. Эти предметы превращались в музыкальные инструменты, приобретали эстетические и художественные свойства. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения. Природосообразность. Народная культура развивалась в условиях непосредственного контакта и взаимодействия с природой. Поэтому в народных инструментах — в их форме и звуке, в особенностях применения и других свойствах наблюдается ярко выраженная природосообразность. Процесс изготовления и применения многих народных инструментов связан с определенным состоянием природы и временем, установленным народным календарем, начиная от поры заготовок древесины для конкретного инструмента, влияния положения Луны на срок и процесс его изготовления до традиций использования народных инструментов на праздниках и в календарных обрядах. Например, считалось, что дуб, береза, ясень — деревья, несущие божью благодать: они подпитывают окружающий живой мир светлой энергией. Все важные начинания, в том числе и изготовление инструментов, стремились приурочить к растущей (прибыльной) Луне, так как это могло сказаться на улучшении благосостояния семьи. Форма корпуса многих инструментов сложилась под влиянием образов живого мира природы. Не случайно народные мастера-музыканты, обладавшие богатой и утонченной фантазией, часто создавали музыкальные инструменты в виде всевозможных животных (лошадей, медведей, собак, оленей, поросят) и птиц (петухов, уток и др.). В украшении инструментов прослеживаются близкие народу природные мотивы: травная роспись и использование солярного орнамента, символ солнца в геометрической резьбе, образы животного и растительного мира в росписи, выжигании, в различных видах резьбы. Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, сухожилия и кожа животных; глина, растительные материалы и т. п. Тембровая палитра народных инструментов имитирует звуки природы и животного мира (завывание ветра, голоса животных и птиц, скрип снега, звуки весенней капели). Музыкальная практика народных исполнителей, ориентированная на взаимодействие с животным миром, имеет определенную функциональность: • отпугивающая функция (исполнительство на свистках, трещотках и др.); • приманивающая функция (исполнительство на различных видах манков); • сигнальная функция (исполнительство на пастушьих и сигнально-охранных инструментах). Народные музыкальные инструменты можно рассматривать в роли посредников при общении человека и сил природы в Магических ритуалах. Считалось, что некоторые инструменты воздействуют на природу и окружающий мир. Свидетельство 26 тому — многочисленные примеры из народного эпоса: турий рог в былине о Ваське Окуневе, гусли в былине о Садко и др. Преемственность и традиционность народного музыкального инструментального искусства обусловливает своеобразие художественных промыслов и культуры исполнительства в отдельных регионах. Названия инструментов подсказывают место их изготовления и территорию бытования: курская трещотка, валдайский колокольчик, владимирский рожок, каргопольские, новгородские, абашевские свистульки, вятские свистки, саратовские, тульские, вятские гармоники и т. д. Назначение инструментов формировалось в системе личностных, бытовых, исторических и культурных связей, сложившихся в каждой местности. Наличие аналогов в музыкальном инструментарии, бытующем в разных регионах и даже странах, свидетельствует о наличии социальных связей, преемственности традиций, об общности процессов развития во внешне непохожих культурных системах. Связь народного инструментария с миром детства. Многие народные инструменты (свистульки, трещотки, шаркунки и т. д.) активно участвовали и продолжают быть незаменимыми предметами в игровом мире детей, оказывают влияние на начальное музыкальное воспитание. В старину заимствование детьми у взрослых музыкальных инструментов и использование их в своем творчестве поддерживало связь младшего и старшего поколений, способствовало продолжению традиции. Игра детей на народных инструментах является фактором их эстетического воспитания. Непосредственный, живой язык инструментов доступен детям, пробуждает у них желание к самостоятельному исполнительству. Художественное оформление народных инструментов активизирует остроту восприятия детей, влияет на развитие индивидуального отношения ребенка к красоте, к миру народного искусства. Музыкальные инструменты создают атмосферу радости и праздника, оказывают значительное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребенка. Стоит отметить, что дети принимали самое непосредственное участие (оказывали помощь взрослым, обычно родителям) в создании традиционных произведений народного промысла: выполняли несложные оформительские, технологические работы. Во многих произведениях детского фольклора (сказках, былинах, потешках, закличках, прибаутках, считалках) можно встретить упоминания народных музыкальных инструментов. Они представлены даже в роли действующих персонажей или связаны с образами главных героев. Праздничная функция. Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях и в обрядах. Художественное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы. В некоторых регионах России они и в настоящее время присутствуют на различных праздничных мероприятиях, ярмарках в качестве предметов художественного промысла, сувениров. Каждый народный музыкальный инструмент, как и любое произведение искусства, является неповторимым созданием, что свидетельствует об авторской оригинальности мастера, его изготовившего. Связь народных инструментов с родным языком подтверждает этимология их названий, а также многочисленные упоминания об инструментах в устном народном творчестве. Влияние развития средств производства (инструментария) народного мастера на процесс изготовления музыкального инструмента и конечный результат труда (продукт производства). В процессе развития средств производства перед человеком открывались возможности обработки различных материалов. Сначала это были кости животных, древесина, позднее — разнообразные.металлы, пластмассы, синтезированные материалы. В народной практике применялись прежде всего природные (натуральные) материалы, которые окружали человека. Обычно народный умелец, изготавливающий музыкальные инструменты, владел плотницким, столярным делом, знал секреты обработки дерева, глины, кожи и других материалов. Подобная универсальность была обусловлена необходимостью для мастера уметь все делать самому, иначе в деревне невозможно было вести домашнее хозяйство и заниматься другими работами. Образ такого гармоничного человека нашел отражение в русской пословице:
28 29 Мастер на все руки: И швец, и жнец, И в дуду игрец. Особенностью труда русских мастеров, в отличие от западноевропейских, является преимущественная ограниченность кустарным производством, что обусловило индиивидуализированность продуктов деятельности в рамках исторических, региональных культурных и хозяйственно-экономических традиций. Все перечисленные признаки прежде всего свидетельствуют о традиционности народных музыкальных инструментов, особом месте, которое они занимают в контексте русской культуры. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ СТРАН Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Созданы методические разработки и даже педагогические системы (например, система музыкального воспитания Карла Орфа), в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов (в том числе и народных) в музыкальном воспитании детей. Немецкий композитор и педагог Карл Орф с помощью инструментального мастера К. Мендлера и при участии знаменитого инструментоведа Курта Сакса сконструировал специальный инструментарий, предназначенный для детского элементарного музицирования. На начальной стадии обучения Орф рекомендовал применять Прежде всего ударные инструменты — разнообразные треугольники, трещотки, барабаны, тарелки, бубны, развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты — ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блок-флейты и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана на разные возрастные группы детей с учетом особенностей каждой. В настоящее время в учебных заведениях многих стран мира и, в частности, в начальных школах Германии с помощью инструментов Карла Орфа дети музицируют, знакомятся с основами музыкально-теоретических знаний. Эти инструменты незаменимы при сочинении простых музыкальных произведений Путем экспериментирования и импровизации. 31 В 5-томном собрании «Музыка для детей» («Schulwerk»), подготовленном совместно с Г. Кетман, Орф предлагает практическую методику раннего развития музыкальных способностей детей. Педагог, согласно его системе, непростое «готовой» форме излагает ученикам разбор произведения, а должен активизировать их собственное слуховое восприятие, побудить к сравнительному анализу, заострить их внимание на особенностях мелодики, музыкальной формы.' Помимо «инструментов Орфа» в музыкальном обучении немецких школьников применяются другие инструменты, с помощью которых они сочиняют и исполняют «звуковые рассказы», отображают свои впечатления. Используются даже такие предметы, как шланги, бутылки, стаканы, бумага, соломинки для питья, расчески, цепочки, коробки (пустые или чем-нибудь наполненные), — все, что может стучать, греметь, шуршать, издавать различные звуки. Звуковое экспериментирование стимулирует самостоятельное музыкальное творчество детей. Помимо того, что дети музицируют на музыкальных инструментах, пользуясь традиционной нотацией, они также играют по самостоятельно сочиненным графическим партитурам с различной цветовой гаммой. Игре на музыкальных инструментах (а впоследствии в оркестре) уделено много времени в учебных планах вальдорфских школ. С первого класса дети поют, играют на флейтах и струнных инструментах, чье звучание особенно хорошо воспринимается детьми. Затем диапазон музыкального обучения расширяется — появляются новые инструменты и, наконец, организуются различные ансамбли и классный оркестр. В Венгрии с успехом применяется система музыкального воспитания, разработанная известным композитором и общественным деятелем Золтаном Кодаем. В основе этой системы — венгерский фольклор, а ее цель — вызвать живой и глубокий интерес у каждого человека к хорошей музыке. На вопрос, почему он обращается к народным традициям, Кодай отвечал: «Вычеркнутые из памяти населения [...] лучшие образцы народной музыки [...] содержали в себе высокие эстетические и этические ценности, облаченные в простые и ясные формы»1. По его мнению, при погружении в глубокие пла- 1 Музыкальное воспитание в Венгрии / Сосг. Л. А. Б арен бой м. — М., 1983. —С. 18. еты народного музыкального творчества, нахождении связи между фольклором и современным музыкальным языком сохраняется «культурная однородность нации». По инициативе Золтана Кодая была разработана программа из 100 уроков, которая включает учащихся в активное коллективное музицирование. Материал последних уроков рекомендован для занятий в Высшей музыкальной школе. Правда, Кодай отдавал приоритет голосу, который даже называл единственным «инструментом» для музицирования, выражающим первейшее художественное проявление человека. Он считал, что не следует начинать обучение игре на инструментах до той поры, пока, по меньшей мере, на протяжении года слух ученика не будет воспитан на пении. Система музыкального воспитания Золтана Кодая, опирающаяся на народно-песенное творчество и его связь с профессиональным искусством, помогла решить многие музыкально-педагогические задачи в Венгрии и внесла ценный вклад в разработку методов обучения любителей музыки и профессиональных музыкантов как в Венгрии, так и в других странах. Большое значение придается общему музыкальному воспитанию, музицированию на простейших инструментах, развитию детского творчества в Голландии. Музыкальное экспериментирование, слушание и анализ звучащего вокруг (интенсивности, силы, тембра звука и др.), спонтанная импровизация, сочинительство и многие другие формы, стимулирующие музыкальное развитие детей, подкрепляются здесь большим количеством изданного дидактического материала и разработкой специальных упражнений. Ребенок учится применять и трансформировать полученные навыки и знания в новой ситуации, в новом упражнении или игре. Детская инициатива поддерживается такой формой обучения, как «Самостоятельное открытие», в рамках которой ребенок пытается решить поставленные перед ним задачи самостоятельно. Дети с помощью различных музыкальных инструментов (вуд-блок, металлофон, флейта Пана, бубен, маракасы и др.) занимаются изучением свойств звука. Сравнивая, например, звуки, образующиеся от удара палочкой по пластине металлофона, от ударов пальцами по мембране бубна, во время переливания воды из бутылки в какую-либо другую емкость и т. п., они развивают точность и остроту своего слухового восприятия.
32 33 Не менее интересен опыт показа на музыкальных инструментах различных человеческих характеров-настроений {неуверенный человек, беспокойный, трусливый, веселый, активный, решительный и т.д.), Затем организуются инструментальные игровые диалоги, в которых дети наделяют инструменты определенными эмоциональными свойствами, человеческими качествами. В этих диалогах также применяются карточки с графически изображенным заданием, с помощью которых создаются целые музыкальные партитуры-образы. Слуховое воспитание, развитие тембровой памяти происходит в процессе восприятия ребенком окружающих его звуков. Например, в ходе радиоигры «Что это означает?» дети дифференцируют шесть различных групп звуков, каждая из которых еще дробится на три подгруппы. Первая подгруппа: а) вода сильно льется из крана; б) вода капает из крана; в) вода струится из крана. Вторая подгруппа: а) ножом разрезается слоеный пирог; б) ножом режется хлеб; в) пилой пилят доску и т. д. Подобные упражнения «сообщают» ребенку информацию о тех звуках, которые его окружают, и тем самым значительно расширяют его образно-слуховой опыт. Заслуживает внимание применяемый в голландских образовательных учреждениях метод погружения. С его помощью детей знакомят с культурой других народов. Например, на занятии педагог вместе с детьми «отправляется» в Китай. Дети знакомятся с китайской народной музыкой, обрядами и праздниками, музыкальными инструментами. Они «путешествуют» по Китаю, сами делают себе костюмы, танцуют под народную музыку, помогая себе игрой на музыкальных инструментах (тарелочках, колокольчиках, палочках и др.). Некоторые инструменты изготовляют дети сами. Так, из бамбука диаметром 2-3 см аккуратно вырезается заготовка длиной 20-30 см, с двух ее концов вставляются пробки — и ударный инструмент для музицирования готов. Или, знакомясь с индийской культурой, дети не только музицируют на всевозможных барабанах, погремушках, «жужжащих» костях (к нитке привязывается небольшая кость, которая при раскручивании нитки создает необычный шумовой эффект), танцевальных колокольчиках, но и поют, демонстрируют различные игровые сценки, показывают ритуальные танцы, свадебные церемонии, помогая себе игрой на музыкальных инструментах, самостоятельно изготовленных из толстой бумаги, картонных футляров или коробок. Нацеленность на решение одной общей задачи организует детей, активизирует их восприятие происходящего, что выражается в совместных коллективных действиях. Получая удовольствие от такого музыкального экспериментирования, дети учатся сотрудничать, сообща решать задачи, возникающие в процессе обучения. Голландские педагоги стремятся обогатить процесс музыкального воспитания детей интересными и доступными формами, в которых музыкальные инструменты (в том числе и сделанные руками детей) предстают как активное средство вовлечения детей в музыкальную деятельность. В Болгарии организованы специальные школы, где учат играть на традиционных народных инструментах: канале (свирели), гайде (волынке) и др. Обращение к музыкальному фольклору своей страны обусловлено интересом к ней, осознанием большого значения традиционной народной культуры в воспитании детей. Интересен опыт музыкального воспитания в Литве. Во время ансамблевого музицирования на скудучяе (духовом старинном народном инструменте, разновидности флейты Пана) происходит многостороннее развитие детей: формируются навыки коллективной игры и внимательность, активизируется восприятие. Наличие специально написанных нотных партитур и дидактического материала позволяет создавать школьные музыкальные ансамбли, в которых, помимо скудучая, звучат другие инструменты. Музицирование сочетается с песенным и танцевальным исполнительством. Очень бережно относятся к сохранению народных традиций в Латвии. На так называемых «белых уроках» дети в рамках общеобразовательной программы знакомятся с народным песенным и инструментальным искусством. Многие из них участвуют в различных фольклорных ансамблях и хорах. Один раз год любители фольклора съезжаются в Ригу на международный детский и юношеский фольклорный фестиваль «Pulka mu - Pulka Teku». Разные коллективы в течение года проходят через отборочные конкурсы и смотры, а лучшие из них (около ста коллективов) на этом фестивале показывают свое мастерство, делятся опытом и знаниями, просто общаются, поют, танцуют и музицируют на изготовленных своими руками вводных инструментах: кокле (латышский струнный инструмент, похожий на русские гусли), сабуле (одноствольная свирель), тридекснисе и клабатасе (ударные инструменты), дукасе (волынка) и др.
34
35 Культурная политика Латвии ориентирована на популяризацию народных музыкальных традиций (в том числе инструментальных), сохранение преемственности — передачу фольклора от старшего поколения младшему, в чем несомненную поддержку оказывают различные этнические центры, учебные учреждения, предприятия и фирмы. В Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на кафедре народных инструментов была разработана методика Э. Л. Рыбаковой «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах», которая направлена на привлечение максимального количества детей к миру музыки. Основа методики — музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация, использование ассоциативного ряда представлений. Эта методика была успешно апробирована в ряде образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.012 с.) |