Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несколько советов по обучению игре на брелке
Брелка — деревянная трубка с голосовыми отверстиями, в узкий конец которой вставлен мундштук с двойным язычком 119 (тростью). Трость зажимается губами, находящимися в 0-образном, несколько растянутом положении (не соприкасаются с зубами). Перед игрой трость необходимо вымочить в воде. Исполнитель посылает струю воздуха в трость, которая имеет довольно узкое отверстие. Поэтому количество воздуха, вдуваемого в трость под довольно большим давлением, ограничено. Производя атаку языком, слаженно работая мышцами амбушюра и зажимая нужные отверстия, исполнитель получает звуки необходимой высоты. Малейшие изменения губных мышц, глубина захвата трости губами, техника дыхания влияют на звуковысотное интонирование, поэтому амбушюр исполнителя на брелке должен быть гибким, эластичным и подвижным. Правильное формирование и развитие амбушюра возможно только под руководством компетентного педагога. Самостоятельно освоить все тонкости исполнения на брелке практически невозможно. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АМБУШЮРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (НА ПРИМЕРЕ РОЖКА) Рожок — деревянный мундштучный инструмент с игровыми отверстиями, ствол которого заканчивается резонатором (раструбом) из дерева или коровьего рога. Для игры в ансамбле обычно применяются следующие инструменты семейства: бас в строе «соль» (диапазон — от соль малой октавы до соль второй октавы), альт в строе «до» (диапазон — от до первой октавы до до третьей октавы), два сопрано в строе «соль» (диапазон — от соль первой октавы до соль третьей октавы). Звукоряд у рожка натуральный диатонический. Используя дополнительную аппликатуру, приоткрывая отверстия на половину или на четверть, можно исполнить хроматический звукоряд. Постановка корпуса, исполнительского аппарата. На рожке, как правило, играют стоя. Очень важно найти естественное и ненапряженное положение головы, корпуса, рук. Основы
постановки корпуса такие же, как при игре на свирели. Некоторые отличия связаны с большими размерами инструмента и, соответственно, несколько иной работой исполнительского аппарата. Звукоизвлечение. В народной испол-
дится посередине губ. Перед игрой внутреннюю часть чашечки деревянного мундштука немного увлажняют слюной для лучшего сцепления губ с мундштуком. Народные музыканты для придания звучанию рожков большей яркости и выразительности перед игрой иногда специально вымачивали их в воде. При игре на рожке не следует надувать щеки, так как это приводить к быстрому утомлению губных мышц. Мимика исполнителя во время игры напоминает легкую улыбку с сомкнутыми уголками рта, чтобы через них не проходил воздух. Исполнитель делает активный и бесшумный вдох через приоткрываемые уголки рта (грудобрюшной тип дыхания) и направляет струю воздуха (долгий выдох) через губную щель в центр мундштука инструмента. Изменяя ширину щели губ, напряжение губных мышц, силу и скорость вдуваемого воздуха, закрывая или открывая аппликатурные отверстия, исполнитель получает звуки разной высоты. Исполняя звуки нижнего регистра инструмента, исполнитель, как правило, чуть ослабляет мышцы губ и пропускает воздух широкой струей. Воздуха проходит больше, но он, по сравнению с исполнением звуков верхнего регистра, посылается в мундштук с меньшим давлением. Извлекая более высокие звуки, исполнитель направляет струю воздуха в мундштук через более узкую губную щель с большим давлением. Расширение диапазона звуков, извлекаемых на рожке, следует производить последовательно в противоположных направлениях (вверх и вниз), учитывая индивидуальные особенности ученика, степень подготовленности его исполнительского аппарата.
120 121 При игре на рожке очень важен слуховой контроль за интонацией, который координирует работу исполнительского аппарата музыканта. Особое внимание следует обратить на звучание верхнего регистра. Часто начинающий исполнитель пытается придавливать губы мундштуком, сдвигать и переставлять его, чтобы искусственно создать некоторое напряжение губной мускулатуры, еще недостаточно развитой и подвижной. В итоге звук становится зажатым и невыразительным, интонация — фальшивой, исполнительский аппарат музыканта быстро устает, не вырабатывается устойчивость амбушюра, возможны срывы звука (киксы). Если амбушюр рожечника недостаточно собран и устойчив, то при игре могут появляться шипящие и дребезжащие звуки, образуемые в результате пропуска воздуха через уголки губ.
На первоначальном этапе обучения у ребенка недостаточно развиты и крепки мышцы губ, поэтому обучение игре на инструменте лучше начинать с исполнения выдержанных звуков на полном дыхании в нешироком диапазоне. Игру необходимо чередовать с отдыхом, чтобы избежать переутомления (мышечного перенапряжения) и потери чувствительности еще недостаточно сформированного исполнительского аппарата. По мере развития мускулатуры губ и дыхания в процессе систематической работы над красотой и качеством звука, формирования исполнительских навыков музыкант расширяет диапазон исполняемых звуков. Работа над штрихами. Обучение игре на рожке лучше начинать с исполнения длинных, выдержанных звуков, используя штрих деташе (detache). Необходимо следить за ровным звучанием рожка, одинаковой атакой звука (без акцентуации) и за точным соблюдением длительности всех извлекаемых звуков. Исполнение легато (legato) на рожке требует подвижности и подготовленности всего исполнительского аппарата музыканта. Связное исполнение звуков должно осуществляться без «подъездов* и толчков, равномерно и точно. Освоение штриха легато лучше начинать с исполнения длинных нот с небольшими интервальными переходами (секунда, терция), затем постепенно расширять интервальный диапазон (кварта, квинта и т. д.), чередуя легато с другими штрихами (деташе, стаккато и др.). Штрих стаккато (staccato) рекомендуется осваивать следующим образом: разучивать мелодию в медленном темпе на де- таше, постепенно укорачивая длительности звуков (до момента уменьшения йотированных длительностей вдвое). На рожке возможно также исполнение колористического приема глиссандо (glissando), который достигается благодаря постепенному передуванию и скоординированному открытию отверстий на рожке. Образуется скольжение от звука к звуку. Глиссандо записывается волнистой линией от исходной ноты до ноты, к которой идет глиссандирующее движение. Техника исполнения. Развитие техники пальцев на рожке предполагает освоение музыкантом следующих базовых навыков: • подушечки пальцев должны плотно закрывать аппликатурные отверстия инструмента, форма пальцев — немного закругленная, высота поднятия пальцев над игровыми отверстиями при музицировании должна быть сведена к минимуму; • кисти рук, несмотря на довольно большую растяжку пальцев, обусловленную большими интервалами между игровыми отверстиями, не должны быть напряжены; • развитие беглости пальцев необходимо начинать с проигрывания специальных упражнений или произведений в медленном темпе до достижения согласованной работы дыхания, языка, амбушюра и пальцев и закрепления игровых навыков до автоматизма. В процессе систематических занятий — исполнения длинных нот и кантиленных произведений с различной динамикой, специальных упражнений на развитие техники у рожечника формируется устойчивый, выносливый и подвижный амбушюр, что оказывает влияние на расширение музыкально-художественных возможностей исполнителя.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.009 с.) |