Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения игре на кугиклахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Имеет некоторые принципиальные особенности, касающиеся постановки исполнительского аппарата и приемов звукоизвлечения. Инструмент состоит из двух или большего количества игровых трубок (стволов) различной длины, которые скреплены между собой или зажимаются прямо в руках исполнителя. На каждой трубке можно сыграть только один звук. Таким образом, возможный звукоряд определяется строем инструмента, а также строями (при игре в ансамбле) других кугикл. Например, в пьесе «Скоморошина» Д. Рытова(см. Приложение, № 12) играет квартет кугикл в следующих строях:
II — пятиствольный инструмент со строем фа-диез—с оль-диез—ля—си—до-диез
III — семиствольный инструмент со строем ми-фа - диез -с о ль-диез-ля-си -до -диез - ми IV — трехствольный инструмент со строем ми-фа-диез-соль-диез
114
115
Открытая игровая трубка инструмента находится под нижней губой исполнителя точно посередине. Кугиклы нельзя сильно прижимать к нижней губе: если губы находятся в большом напряжении, исполнитель будет быстро утомляться, исчезнет легкость и непринужденность звучания, ухудшится техника исполнения. При игре на кугиклах применяются практически все рассмотренные выше штрихи (см. с. 109-113). Некоторые нюансы в методике их освоения связаны с конструктивными особенностями инструмента. Исполнитель должен запомнить расположение игровых трубок, чтобы, музицируя, быстро найти нужную и извлечь звук. Необходимо минимизировать паузы, возникающие при чередовании игровых трубок. При освоении легато (наиболее сложный штрих, исполняемый на кугиклах) слитность звучания достигается за счет скоординированной и очень быстрой работы исполнительского аппарата. Остальные штрихи, если исполнительский аппарат в достаточной мере сформирован, менее трудоемки при освоении. Изменяя направление струи воздуха, исполнитель может повышать или понижать высоту звука, добиваясь точности интонирования мелодии. Если направлять воздушную струю в глубь отверстия, звук несколько понижается, а поверхностное вдувание ближе к краю отверстия позволяет повысить звук. Некоторые исполнители понижают или повышают высоту звука, немного поворачивая к себе или от себя игровую трубку кугикл или изменяя напряжение исполнительского аппарата. Исключительно эффективно звучит на кугиклах глиссандо (glissando), достигаемое последовательным, скользящим и озвученным движением инструмента под нижней губой исполнителя. Глиссандо бывает восходящим (от более низких звуков к более высоким) и нисходящим (от высоких — к низким), может охватывать весь диапазон звукоряда инструмента или его часть. В народной исполнительской практике игра на кугиклах сопровождалась гортанными выкриками «ах», «га», «фиф», «каф», танцевальными движениями, притоптываниями и ударами в ла- доши. Как правило, на кугиклах играют в ансамбле (не менее трех человек), однако если звукоряд инструмента содержит более пяти ступеней, на нем можно исполнять и сольные партии. Методика обучения игре на язычковых инструментах (на примере жалейки) Жалейка — язычковый духовой инструмент. В исполнительской практике применяется целое семейство жалеек, отличающихся друг от друга размером и строем. Чаще других встречаются: • басовые жалейки в строях «ми», «соль», «ля»; • альтовые жалейки в строях «до», «ре», «ми»; • сопрановые жалейки в строях «соль» и «ля»; • жалейки-пикколо в строях «до» и «ми». Положение корпуса. Аналогично положению корпуса при игре на свирели. Постановка рук. Во многом сходна с постановкой рук при игре на свирели. Пальцы левой руки закрывают четыре игровых отверстия (три — сверху, одно — снизу) на верхней части инструмента (мизинец в игре не участвует). Пальцы правой руки (указательный, исполнитель играет в верхнем диапазоне и большинство игровых отверстий открыто. Иногда на раструбе высверливают дополнительное отверстие, которое влияет на точность настройки первой ступени звукоряда или позволяет образовать дополнительную ступень звукоряда (VII нижняя ступень). Постановка дыхания. В своей основе подобна постановке дыхания при игре на свирели, правда, музицируя на жалейке,
требуется направлять в инструмент более сильный поток воздуха, и атака звука должна быть более акцентированная. Звукоизвлечение. Исполнитель зажимает губами мундштучную часть инструмента (мундштук или мундштучный колпачок) и посылает в нее сильную и ровную струю воздуха, под воздействием которой начинает вибрировать трость жалейки. При открывании голосовых отверстий образуются звуки разной высоты. Чистая интонация при игре на жалейке зависит от силы вдуваемого в инструмент воздуха, умелой координации исполнительского аппарата, амбушюра (губных и лицевых мышц) и уровня развития музыкального слуха исполнителя. При продолжительной игре на жалейке, вследствие увлажнения трости, наблюдается незначительное понижение строя инструмента. Звукоряд у жалейки, как правило, диатонический (натуральный или с пониженной VII ступенью), его диапазон — одна октава. Последовательно открывая плотно прикрытые подушечками пальцев игровые отверстия, начиная с правой руки, можно получить восходящий звукоряд. Аппликатура жалейки в строе «до»
118 Встречаются жалейки с хроматическим звукорядом, а также инструменты, сконструированные для исполнения конкретного музыкального произведения. Однако они применяются. крайне редко, поскольку хроматический инструмент требует филигранного владения аппликатурой (каждый палец закрывает два игровых отверстия; при открытых двух отверстиях звучит диатоническая ступень звукоряда, а при открытом одном — хроматическая) и безупречной работы амбушюра; инструмент со специальным звукорядом менее универсален, так как на нем часто невозможно исполнить произведения, созданные на основе другого звукоряда. Работа над штрихами, описанная в методике обучения игре на свирели, применима для жалейки. Если музыкант играет на жалейке без защитного мундштучного колпачка, то исполнение многих штрихов затруднительно, так как язык почти не участвует в звукоизвлечеиии. Поэтому широкое распространение получили жалейки с колпачком — более пригодных для техничной, богатой разнообразными штрихами игры. Техника игры на жалейке во многом зависит от вида инструмента (басовая, альтовая, сопрановая, пикколо), а следовательно, его размера и аппликатурных особенностей. Методика обучения игре на жалейке применима к обучению., игре на парной жалейке, брелке и других народных язычковых духовых инструментах, с учетом специфических особенностей каждого. Сложность звукоизвлечения на парной жалейке, тем более с защитным колпачком, обусловлена наличием у этого инструмента двух мундштуков. При игре исполнитель, в сравнении с обычной жалейкой, затрачивает вдвое больше воздуха. Камнем преткновения для многих музыкантов является невозможность чистого интонирования на парной жалейке, так как одним амбушюром необходимо координировать интонационный строй сразу двух инструментов.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.236 (0.007 с.) |