![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дрова ( музыкальная поленница )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ударный мелодический инструмент. Его строй — равномерно-темперированный. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок березы (ели). Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками. Тембр и строй инструмента зависит от фактуры дерева, а также от длины полешек, величины и глубины полости (резонатора) в них. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона. Инструмент может играть соло и использоваться в аккомпанементе. Диапазон дров — одна октава, хотя встречаются инструменты с диапазоном ноны или децимы. Чаще всего дрова настраивают в До, ми и соль мажоре. Иногда для исполнения конкретного произведения в их звукоряд добавляют хроматические ступени. Применение музыкальной поленницы в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 4.
ГРУППА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
78
СВИСТКОВЫЕ Свистулька Пустотелая керамическая или деревянная фигурка, имеющая до четырех игровых отверстий и свистковое устройство. Во время раскопок в Коломне, Радонеже, Москве, Новгороде и других русских городах были найдены глиняные свистульки — птички, кони, бараны, уточки, датируемые X-XVIII вв. Их на потеху детям из маленьких комочков глины делали местные умельцы. Свистульки красочно расписывали, покрывали глазурью. Помимо игровой, они выполняли еще магическую функцию — громким свистом отгоняли от ребенка злые силы и призывали добрые, участвовали в различных народных обрядах, например в Свистунье (Свистопляске). У свистульки есть свисток с щелевидным отверстием в хвосте инструмента, в которое вдувается воздух, и два игровых отверстия, которые закрываются и открываются указательными пальцами. Свистульки обычно настраиваются по мажорному трезвучию. Путем неполного открывания отверстий можно «выстроить» диатонический или другой звукоряд в объеме квинты (иногда сексты, если между нижним и верхним звуками образуется этот интервал). Свистульки были широко распространены. В каждой местности они отличались своеобразной формой, отделкой и звуком. Наиболее известны новгородские, абашевские, дымковские, тульские (филимоновские), каргопольские свистульки.
Как во садичке, садичке, Во зеленом виноградничке, На ракитовом ва кустике. На малиновом на прутике Не соловушко песенки поет — Холостой парень насвистывает, На свисточке выговаривает: «Вы гуляйте-ка, девушки, Вы гуляйте-ка, голубушки, Вы покамеся у батюшки, У родимыя у матушки». 82 На свистульках исполняются несложные наигрыши. Целесообразно именно со свистулек начинать обучение детей игре на народных духовых инструментах. Легкость звукоизвлечения, простота и доступность этого инструмента позволяют музицировать на нем даже трехлетнему ребенку. Учась играть на свистульках, ребенок приобретает первичные исполнительские навыки, которые помогут ему при освоении более сложных духовых инструментов. Встречаются также свистульки-соловьи. Этот инструмент похож на обычную свистульку, но в него еще наливается вода, и свисток находится выше корпуса. При игре на свистульке свист соединяется со звучанием булькающей воды, и рождаются переливчатые звуки, похожие на трели соловья. Использование свистулек в ансамбле духовых инструментов — см. Приложение, № 7. Окарина Свистковый духовой инструмент с диатоническим звукорядом, изготовленный из глины, фарфора, реже из дерева. Это более сложная разновидность свистульки, обладающая красивым объемным звуком. Окаринам обычно придают форму птиц или рыб, реже животных. Окарины бывают разного размера и строя, что создает предпосылки для ансамблевого исполнительства. Они хорошо сочетаются с другими свистковыми (флейтовыми) духовыми инструментами. Окарину даже иногда называют народной флейтой. Окарина имеет 7-10 игровых отверстий. При вдувании воздуха и их последовательном открывании образуется диатонический звукоряд — диапазоном до ноны. Применяя дополнительную аппликатуру, можно получить хроматический звукоряд. Использование окарины в ансамбле духовых народных инструментов — см. Приложение, № 3, 7.
Свирель Двуствольная продольная свистковая флейта. Этот инструмент еще называют двойницей, двойчаткой. Он состоит из двух не скрепленных между собой трубок разной длины, которые имеют по три пальцевых отверстия. Две клювовидные головки
83 свирели находятся во рту исполнителя, а трубки раздвигаются под углом. Мимо нашего села, Мимо свекрова двора, Что не в гусельки играют, Не в свирели говорят. Говорят: мои подруженьки На игрища пошли. Первое упоминание о свирели датируется XII в. Она была широко распространена в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. Свирель применялась для сопровождения деревенских танцев, а также для исполнения незатейливых мелодий. Уж ты, Коля-Николай, Сиди дома, не гуляй; В тепленьком местечке, С бабушкой на печке. Там в печи сидит сверчок, Страсть певучий старичок. Он играет на свирели — Чтобы блошки присмирели. Таракан из-под шестка Тоже слушает сверчка. В настоящее время в основном встречаются одноствольные свирели с двухоктавным диатоническим звукорядом, которые имеют шесть отверстий. Применение свирели в детском ансамбле духовых инструментов — см. Приложение, № 6, 13. Сопель Продольная свистковая деревянная флейта, имеющая на лицевой стороне до шести пальцевых отверстий. Этот инструмент называют также дудкой, пыжаткой, сопелкой, соплем, посвистелью, сиповкой. Первые сведения о сопели датируются XI в. «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте*, — говорится в одном рассказе из «Повести временных лет». Сопель звучала во время военных походов. Этот инструмент имел широкое распространение среди простого народа, а также профессиональных русских музыкантов — скоморохов. Звук сопели, негромкий и мягкий по тембру, при передувании становится более сильным, резким. В настоящее время сопель практически не применяется, ее с успехом заменяет свирель.
Свирель - цуг Продольная свистковая флейта. Инструмент состоит из трубки со свистковым отверстием, которая снабжена выдвижной кулисой с поршнем (цугом). Выдвигая и задвигая поршень, исполнитель при игре получает свистящие звуки различной высоты. Инструмент используется для создания изобразительных эффектов: завывания ветра, залихватского свиста и т. п. На свирели-цуг, плавно, как бы на глиссандо двигая поршнем, можно исполнить даже несложную мелодию. Применение свирели-цуг в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 5, 7, 11. Кугиклы Многоствольный духовой инструмент, русская разновидность флейты Пана. Кугиклы еще иногда называют кувиклами, кувичками, цевницей. Первые сведения об этом инструменте относятся к XIV в. Инструмент был распространен в Курской, Белгородской, Брянской и Черниговской областях. Брянские кугиклы имеют два-три ствола разной длины, которые не скреплены между собой, что позволяет, по мере надобности, быстро менять строй инструмента. У курских кугикл обычно пять стволов. Нижние концы инструмента закрыты пробками, которые регулируют высоту звука ствола. Открытые концы трубок при игре находятся на одном уровне у губ исполнителя, поочередно вдувающего в каждую трубочку воздух. Свою игру на кугиклах музыканты сопровождали притоптыванием, ударами в ладоши, выкриками («фиф», «каф», «га»).
84
Позднее кугиклы стали использовать в ансамблях родственных составов (2—4 инструмента) и смешанных. Играют на кугиклах преимущественно танцевальную музыку. Применение кугикл в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 2-5, 12. ЯЗЫЧКОВЫЕ Волынка Музыкальный духовой инструмент. Ее также называют дудой, козой, козицей. Инструмент состоит из резервуара (мешок из кожи или пузыря животного), в который через специальную трубку нагнетается воздух. Волынка также имеет игровую трубку с пальцевыми отверстиями и пищиком, а также одну-три трубки разной величины с пищиками, которые выполняют роль бурдона (непрерывно тянущийся звук одной высоты). Волынку брали в походы древнерусские воины, позднее на «вооружение» ее взяли скоморохи и придворные музыканты Потешной палаты. Сватался-посватался Ко вдовушке жених — С дороги скоморох. Хвастал он, нахвастывал Богачеством своим: «Есть у меня, вдовушка, Волынка да гудок». Волынка звучит непрерывно. Создается ощущение, что играют сразу несколько духовых инструментов — один мелодический и несколько басовых аккомпанирующих. Исполнители на волынке иногда сопровождают свою игру пением. Волынка может звучать и соло, и в ансамбле с другими инструментами. Жалейка Русский народный духовой инструмент- Относится к группе язычковых. Можно предположить, что жалейка — это игровая трубка волынки, которую отделили от резервуара. Инструмент состоит из трубки (ствола) с игровыми отверстиями, мундштука с пищиком, мундштучного» защитного колпачка (народные музыканты играли без него) к резонатора (коровий рог, берестяной или деревянный раструб). Жалейка была распространена среди пастухов-музыкантов Новгородской, Петербургской, Владимирской, Тверской и других областей России. На этом инструменте пастухи играли, когда пасли стадо и во время деревенских праздников. У жалейки яркий, сильный звук. Она может играть то жалобно и печально, то весело и задорно. Во многих сказках упоминается обличительница дудка-жалейка, сделанная из надмогильного тростника или кости злодейски убитых юноши или девушки (жалейка — от глагола «жалеть»).
Необыкновенно красиво звучит ансамбль жалеек. Этот инструмент также применяется и как солирующий, и в ансамбле с другими народными инструментами. Недаром в детской припевке поется: Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен. Ты сиди попрядывай, на дружка поглядывай. А я встану с лавочки, возьму балалаечку. А ты, брат Анд рейка, сыграй-ка на жалейке. А ты, брат.Ермошка, сыграй-ка на гармошке. Известны пять разновидностей жалейки: басовая, теноровая, альтовая, сопрановая и пикколо. Диапазон звучания всего ансамбля жалеек равен четырем октавам. Звукоряд жалейки диатонический (часто с пониженной VII ступенью). Инструмент технически очень подвижный. Применение жалейки в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 3-5, 8-11. Парная жалейка Конструктивная разновидность жалейки. Была распространена преимущественно в южных районах России —
86
87 Рязанской, Воронежской, Орловской, Тульской и других областях. Инструмент состоит из двух трубок, которые имеют по пищику и один общий резонатор (коровий рог). Простейшая разновидность парной жалейки — инструмент, содержащий одну трубку с игровыми отверстиями (мелодическую) и вторую без них (бурдонную). Этот бурдонный тон звучит на октаву выше, чем у волынки. Встречаются парные жалейки, стволы которых содержат от двух до шести игровых отверстий. На таком инструменте можно исполнять двухголосные мелодии на основе диатонического звукоряда. Иногда музыкант играет на двух или трех обычных жалейках, что позволяет ему быстро подобрать необходимые созвучия в разных тональностях. БрелкА Разновидность жалейки. Была распространена в Тверской области. Местные пастухи изготавливали этот инструмент из бредины (местное название ивы). Деревянный корпус брелки заканчивается грушевидным раструбом. Пищик состоит из двойной тростниковой (камышовой) пластины. Звук у брелки мягкий, бархатный. Ее сравнивают по звучанию с гобоем. В современной исполнительской практике чаще всего применяют альтовые и сопрановые брелки разных строев. Звукоряд у брелки диатонический октавного диапазона. АМВУШЮРНЫЕ Пастушья труба Сигнальный инструмент пастухов. Для изготовления пастушьей трубы использовалась кора липы или березы, снятая во время движения соков дерева. Кору сворачивали, и получалась трубка конической формы. В узкий конец трубки вставляли деревянный мундштук. В некоторых местностях вместо мунд- штука вставляли вырезанный из прута ивы или бузины пищик. Подобный инструмент с пищиком можно встретить и сегодня у пастухов Гатчинского района (Ленинградская область). Таким образом, пастушья труба в зависимости от конструкции относится к группе язычковых или амбушюрных духовых инструментов. Не трубушка трубила Рано на заре, Плакала свет-Марьюшка По русой косе. У пастушьей трубы (с мундштуком) низкий, немного глуховатый звук. Отсутствие пальцевых отверстий на корпусе — причина бедности звукоряда этого инструмента. Путем передувания на нем можно извлечь только несколько звуков, что ограничивает возможности пастушьей трубы исполнением пастушьих сигналов и несложных наигрышей.
Пастушьи трубы изготавливались также из дерева. Заготовку раскалывали на две части, в каждой выдалбливали желоб. Затем части складывали и для прочности в герметичности оплетали берестой. В ансамблях народных инструментов пастушья труба применяется как звукоизобразительное средство для показа музыкальных картинок деревенской жизни. Рожок Деревянный мундштучный (амбушюрный) инструмент с игровыми отверстиями. Он полностью вытачивается из дерева (обычно из можжевельника). Резонатор (раструб) рожка может быть сделан из дерева или коровьего рога. Рожок применяли пастухи в качестве сигнального инструмента. Искусство игры на рожках было распространено в Ивановской, Тверской, Московской, Смоленской и других областях Центральной России. Пастушьи наигрыши на рожках тесно связаны с песенным народным творчеством. Нередко рожок «соперничал» в своеобразном поединке с голосом человека. Исполнители на рожках, опираясь на лучшие традиции народного распева, создавали красивые наигрыши, которые звучали в поле, во время народных праздников и обрядов.
88 89 Звук у рожка сильный, матовый, похожий на тембр трубы и голоса человека.
Пастушок, пастушок, Он играет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает. Наиболее ярко раскрываются возможности рожка при игре в ансамбле. Импровизируя на основную тему произведения, рожечники начинают своеобразную музыкальную беседу, в которой их инструменты то «жалуются» на что-то друг другу, то вступают в веселую, задорную «перебранку». Турий рог Амбушюрный духовой музыкальный инструмент, который изготавливается из рога дикого (тур) или домашнего (корова) животного. В узкой части рога выдалбливается чашеобразное мундштучное углубление, или в нее вставляется деревянный мундштук. По преданиям славян считалось, что рога обладают оберегающей силой, особенно рога тура, символизирующего мужское начало, способность защитить и уберечь от опасности. У рога очень сильный и резкий звук, поэтому инструмент выполнял в основном сигнальную функцию. В былине о богатыре Ваське Окуневе рассказывается, как он играл на турьем роге, когда пас коров: Как ов в первый раз-то затрубил во турей рог, Да и высокие-то горы пошаталися. Другой раз как затрубит во турей рог, Еще темныи-то леса повал я лися. Еще третий раз как затрубит во турей рог, Еще по морю пошел-то шум велик. У некоторых рогов есть пальцевые отверстия, что позволяет значительно расширить звуковой диапазон этого инструмента. Однако в основном на турьем роге можно исполнять сигналы и несложные мелодии.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.242.169 (0.015 с.) |