Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оркестр народных инструментов «дар»

Поиск

В процессе музыкально-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста у автора пособия возникла идея создать комплект музыкальных инструментов, предназначенный для начального музыкального воспитания детей.

В результате поисков, проб и ошибок, изучения инструментоведческой литературы, работы с фондами Российского эт­нографического музея, Музея музыкальных инструментов Санкт-Петербурга, анализа применения народных инструмен­тов в различных музыкальных коллективах автор разработал и изготовил инструментарий для оркестра «ДАР», ориентиро­ванный на народные образцы.

Название «ДАР» отвечает концептуальной направленности детского оркестра: подарить детям активное средство для по­знания музыки и музыкального развития, с помощью инстру­ментов, вошедших в состав оркестра, одарить окружающих плодами творчества детей, их фантазии и воображения.

Оркестр включает около 50 наименований инструментов, при изготовлении которых учитывались физиологические


и психологические особенности детей дошкольного и младше­го школьного возраста, предназначенность инструментов для музыкального воспитания детей на традициях народной культуры. Большое количество инструментов (и, следовательно, исполнителей), различное их функциональное назначение и разделение по оркестровым группам определяют специфику оркестра народных инструментов «ДАР».

Звонкие коробочки, трескучие рубели, эффектные трещотки, экзотические дрова и другие ударные инструменты оркест­ра представляются привлекательными для музыкального воспитания детей на начальном этапе.

При создании детского инструментария, основанного на тра­диционных русских народных и авторских образцах, учиты­валось его педагогическое и духовное воздействие на процесс музыкального воспитания.

В поиске и разработке методики индивидуального и группового обучения рождалась оптимальная, состоящая из множе­ства характеристик, модель оркестра для детей.

Музыкальные инструменты оркестра должны быть доступны для детей:

  • быстро осваиваться и быть универсальными в примене­нии;
  • их величина, способы звукоизвлечения должны быть ори­ентированы на особенности физического развития детей конкретного возраста;
  • быть прочными и надежными;
  • иметь определенные акустические, звуковысотные и тем­бровые параметры, создающие условия для активного му­зицирования, самостоятельной творческой деятельнос­ти — импровизации и сочинительства.

Именно народные инструменты дети считают привлекательными для своих начальных занятий музыкой. Игра на народ­ах инструментах создает предпосылки для приобщения детей культурным ценностям своего народа, их изучения и твер­дого освоения.

Из представленных в пособии русских народных инструментов их большая часть в настоящее время забыта и нигде не при­дается. В состав оркестра «ДАР» также вошли инструменты, которые были «заимствованы» у других народов. В процессе разработки модели детского оркестра автор уделял много времени усовершенствованию  народных  инструментов,  поиску  их


 


36


37


 

оптимальных вариантов для детей дошкольно­го и младшего школьного возраста, изобретению, конструиро­ванию и созданию новых экспериментальных образцов, ориен­тированных на традиционные прототипы.

Опора при выборе инструментария для детей на традиции русской народной музыкальной культуры не случайна. Народ­ные инструменты способствуют приобщению детей к нацио­нальному менталитету через включение в среду музыкального искусства и творчества, оказывают влияние на воспитание чув­ства любви к самобытной культуре своего народа.

В основной состав детского оркестра входит большое коли­чество разнообразных народных инструментов, которые в со­ответствии с общепринятой классификацией целесообразно разделить на группы (ударные, духовые, струнные и клавишно-пневматические) и подгруппы:

 

Ударные

 

Духовые

 

Струнные

Клавиш но -

(идиофоны)

 

(аэрофоны)

 

(хордофоны)

пневматические

/ / \

 

/ / \

 

/ / \ \

ш п п   с я а   Щ с Ф   я  
у е л   в э м   и м Р   э  
м Р а   и ы Ь   п ы и   ы  
о е с   с ч У   к ч к   ч  
в п т   т к ш   о к Ц   к  
ы о и   к о ю   в о и   о  
е н н   о а Р   ы в о   в  
  4 ч   в ы н   е ы н   ы  
  а т ы е а т ы е   ы е е ы ё     е н ы е   е  

Инструменты, входящие в группу ударных, являются идиофонами — самозвучащими инструментами. Источником зву­ка у них является непосредственно корпус инструмента, сде­ланный из дерева, металла или другого материала. Эта группа делится на подгруппы шумовых, перепончатых и пластинчатых ударных

38


инструментов, которые могут быть как с опреде­ленной, так и неопределенной высотой звука. Их называют со­ответственно мелодическими или шумовыми.

У шумовых инструментов источником звука является корпус (основная часть инструмента), который получает коле­бания после удара по нему деревянным молоточком (палочкой, ложкой и другими предметами), в процессе встряхивания на­ходящихся в нем мелких предметов (камушков, зерен, шари­ков и др.) или во время других действий, обусловленных кон­струкцией инструмента. Особое значение для шумовых ин­струментов имеет наличие резонатора, а также его величина, которая влияет на их акустические свойства. В эту подгруппу входят: ложки, коробочка, шаркунок, копытца, трещотка и другие инструменты.

Некоторые инструменты этой подгруппы (рубель, рыкалка, а также постукалки, пастуший барабан — при наличии выре­занных на корпусе инструмента насечек) можно условно отнеся к смешанной подгруппе фрикционно-шумовых инструментов (на рисунке она отдельно не выделена ввиду присутствия единичных, но не главенствующих признаков звукообразования). Основными приемами звукоизвлечения на этих инструментах являются прямые и глиссандирующие удары по корпусу.

Источник звука у перепончатых инструментов — мембрана (перепонка) органического (кожа, пузырь) или ис­кусственного (синтетическая пленка, пластмасса и др.) происхождения, которая при ударе по ней начинает вибрировать, рождая звук. Поэтому данные инструменты еще иногда Называют мембранофонами. В эту подгруппу входят: накры, кокошник, бубен. Причем бубен и кокошник являются, в соответствии с классификацией, еще и шумовыми инструментами (дополнительное шумовое сопровождение этим инструментам придают закрепленные на них бубенцы и колокольчики).

Упластинчатых инструментов источником звука служит вибрирующая после удара пластина. В эту подгруппу входят: дрова (музыкальная поленница), звонница.

 Группу духовых инструментов относят к аэрофонам, так как источником звука у них является колебание столба воздуха внутри инструмента. В эту группу входят:

· Свистковые инструменты (их еще иногда называют лаби­альными, т. е. губными). Звук образуется за счет рассечения

39


воздушного столба об острый край инструмента. В ре­зультате в трубке инструмента образуются завихрения воздуха, которые формируют воздушный столб, создаю­щий звук. К ним относятся: свистульки, свирели, сопе­ли, окарины и др. Все эти инструменты являются продоль­ными духовыми инструментами.

В эту подгруппу также входит многоствольный свистковый инструмент — кугиклы.

• Язычковые, или лингвальные, инструменты. Звук образуется за счет колебания одинарной или двойной эластичной пластины (язычка, трости), которая являет­ся возбудителем воздушного столба. К этим инструмен­там относятся: жалейки, брелки, манки, пастушьи тру­бы и др.

• Мундштучные, или амбушюрные, инструменты. Звук образуется за счет вибрации губ в чашеобразном мун­дштуке инструмента, которая создает колебания воздуш­ного столба. К амбушюрным инструментам относятся: владимирский рожок, турий рог и др.

Инструменты, входящие в группу струнных, относят к хордофонам, так как источником звука у них является натянутая струна. В эту группу входят:

• щипковые инструменты — балалайка, домра, rye-ли; источник звука — щипок струны;

• смычковые инструменты — гудок, народная скрип­ка; звук образуется в результате движения смычка по струнам;

• фрикционные инструменты: колесная лира; ис­точник звука — специальное колесо, о которое трутся струны.

В группу клавишно -пневматических инструментов входят диатонические гармоники из различных областей России, а также баян. Источник звука — свободно проскакивающие между прорезями металлических рамок язычки. В результате и под воздействием образуемого мехами потока воздуха они начинают вибрировать, создавая различные звуки.

Музыкальное воспитание самых маленьких детей (3- и 4-летних) рекомендуется начинать с обучения игре  на  различных   шумовых


 инструментах, освоения на них простейших ритми­ческих рисунков.

Знакомство с соотношениями различных длительностей по­зволяет накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для вос­приятия и повторения разнообразных ритмов, дети постепен­но получают представления о других видах музыкальных со­отношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. У детей формируется потребность в самостоятельном мышлении и анализе.

Ударные инструменты, столь необходимые на начальной сту­пени музыкального воспитания детей, изготовлены из пород деревьев с прекрасными акустическими характеристиками: бука, дуба, красного дерева. Благодаря звучности, доступности и внешней привлекательности эти инструменты быстро вызы­вают интерес и завоевывают любовь у детей разного возраста.

Влияние ударных музыкальных инструментов на развитие ребенка многогранно. Остановимся на основных аспектах.

Воспитание бережного отношения к культуре своего народа в процессе знакомства с историей создания и бытования народ­ных инструментов, особенностями их применения в контексте традиционной и современной музыкальной культуры.

Формирование познавательной сферы ребенка осуществля­ется в процессе увлекательного изучения музыкальных инст­рументов, стимулирующего развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Формирование личностных качеств и развитие способнос­тей ребенка. Свои способности ребенок реализует во время му­зицирования, выполняя в ансамбле ударных инструментов сольную или аккомпанирующую функции. Исполнительство на музыкальных инструментах рассматривается как зарождающа­яся модель проявления и становления музыкальных задатков детей, развития их личностных и коллективных качеств.

Придумывая и исполняя собственные ритмические рисун­ки на ударных инструментах, импровизируя несложное ритми­ческое сопровождение, дети учатся через собственное творче­ство познавать мир музыки.

Создание в детском коллективе активного поля взаимодей­ствия способствует быстрому формированию умения объективно оценивать


 


40


41


 свои результаты, что стимулирует музыкаль­ное развитие детей.

Развитие музыкально-ритмического чувства — освоение на ударных инструментах различных ритмических последователь­ностей.

Развитие чувственно-эмоционального восприятия в процес­се участия детей в разнообразных ролевых играх с применени­ем ударных инструментов. Например, в игре-подражании «Утро в лесу» дети на инструментах имитируют голоса различ­ных животных и птиц.

Развитие слухового и зрительного восприятия, музыкаль­ной памяти и чувства формы. Выполняя специальные задания, имеющие сенсорную направленность, дети определяют по зву­ку или по внешнему виду музыкальный инструмент.

Музыкальная память развивается в процессе анализа зву­чания разных ударных инструментов, а также во время игры на них.

Художественное оформление (орнамент, рисунок и др.) удар­ного инструмента оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка — активизацию его зрительного восприятия, умение распознавать формообразующие характеристики предмета.

Знакомство на примере ударных инструментов со свойства­ми музыкального звука (длительностью, силой, высотой) раз­вивает у ребенка аналитическое мышление, умение самостоя­тельно рассужать и отстаивать свою точку зрения.

Освоение на ударных музыкальных инструментах тем­повых, тембровых, динамических и ладовых соотношений. Каждый ударный инструмент обладает своим неповторимым тембром, который рождается под воздействием многих факто­ров (порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). От наличия и величины резонатора на ударном инструменте зависят сила и тембр его звучания.

Практически на примере любого ударного инструмента, во­шедшего в состав детского оркестра, ребенок получает возмож­ность познакомиться с понятиями темпа, тембра, динамики, звукоряда (мелодические ударные инструменты).

Развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики. Игра на ударном инструменте физи­чески развивает ребенка, координирует работу мозга и мышц. Полученные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосыл-


ки к быстрому освоению других музыкальных инст­рументов. Игра на ударных инструментах в разных ритмах де­лает руки ребенка ловкими и умелыми.

Знакомство с народными ударными инструментами, погру­жающими детей в волшебную страну звуков, способствует фор­мированию у ребенка музыкального вкуса.

Главная цель созданного оркестра — музыкальное воспита­ние детей на основе русской народной культуры, стимулирова­ние их к творческой активности в процессе индивидуального и коллективного музицирования на народных инструментах.

Полный состав инструментов оркестра «ДАР» следующий:

Свистулька Окарина Свирель Свирель двуствольная Свирель-цуг Сопель Кугиклы

Группа духовых инструментов

Волынка    Жалейка     Парная жалейка Брел к а

Пастушья труба (язычковая) Пастушья труба (амбушюрная)           Рожок

                                Турий рог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.007 с.)