Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оркестр народных инструментов «дар»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе музыкально-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста у автора пособия возникла идея создать комплект музыкальных инструментов, предназначенный для начального музыкального воспитания детей. В результате поисков, проб и ошибок, изучения инструментоведческой литературы, работы с фондами Российского этнографического музея, Музея музыкальных инструментов Санкт-Петербурга, анализа применения народных инструментов в различных музыкальных коллективах автор разработал и изготовил инструментарий для оркестра «ДАР», ориентированный на народные образцы. Название «ДАР» отвечает концептуальной направленности детского оркестра: подарить детям активное средство для познания музыки и музыкального развития, с помощью инструментов, вошедших в состав оркестра, одарить окружающих плодами творчества детей, их фантазии и воображения. Оркестр включает около 50 наименований инструментов, при изготовлении которых учитывались физиологические и психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, предназначенность инструментов для музыкального воспитания детей на традициях народной культуры. Большое количество инструментов (и, следовательно, исполнителей), различное их функциональное назначение и разделение по оркестровым группам определяют специфику оркестра народных инструментов «ДАР». Звонкие коробочки, трескучие рубели, эффектные трещотки, экзотические дрова и другие ударные инструменты оркестра представляются привлекательными для музыкального воспитания детей на начальном этапе. При создании детского инструментария, основанного на традиционных русских народных и авторских образцах, учитывалось его педагогическое и духовное воздействие на процесс музыкального воспитания. В поиске и разработке методики индивидуального и группового обучения рождалась оптимальная, состоящая из множества характеристик, модель оркестра для детей. Музыкальные инструменты оркестра должны быть доступны для детей:
Именно народные инструменты дети считают привлекательными для своих начальных занятий музыкой. Игра на народах инструментах создает предпосылки для приобщения детей культурным ценностям своего народа, их изучения и твердого освоения. Из представленных в пособии русских народных инструментов их большая часть в настоящее время забыта и нигде не придается. В состав оркестра «ДАР» также вошли инструменты, которые были «заимствованы» у других народов. В процессе разработки модели детского оркестра автор уделял много времени усовершенствованию народных инструментов, поиску их
36 37
оптимальных вариантов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изобретению, конструированию и созданию новых экспериментальных образцов, ориентированных на традиционные прототипы. Опора при выборе инструментария для детей на традиции русской народной музыкальной культуры не случайна. Народные инструменты способствуют приобщению детей к национальному менталитету через включение в среду музыкального искусства и творчества, оказывают влияние на воспитание чувства любви к самобытной культуре своего народа. В основной состав детского оркестра входит большое количество разнообразных народных инструментов, которые в соответствии с общепринятой классификацией целесообразно разделить на группы (ударные, духовые, струнные и клавишно-пневматические) и подгруппы:
Инструменты, входящие в группу ударных, являются идиофонами — самозвучащими инструментами. Источником звука у них является непосредственно корпус инструмента, сделанный из дерева, металла или другого материала. Эта группа делится на подгруппы шумовых, перепончатых и пластинчатых ударных 38 инструментов, которые могут быть как с определенной, так и неопределенной высотой звука. Их называют соответственно мелодическими или шумовыми. У шумовых инструментов источником звука является корпус (основная часть инструмента), который получает колебания после удара по нему деревянным молоточком (палочкой, ложкой и другими предметами), в процессе встряхивания находящихся в нем мелких предметов (камушков, зерен, шариков и др.) или во время других действий, обусловленных конструкцией инструмента. Особое значение для шумовых инструментов имеет наличие резонатора, а также его величина, которая влияет на их акустические свойства. В эту подгруппу входят: ложки, коробочка, шаркунок, копытца, трещотка и другие инструменты. Некоторые инструменты этой подгруппы (рубель, рыкалка, а также постукалки, пастуший барабан — при наличии вырезанных на корпусе инструмента насечек) можно условно отнеся к смешанной подгруппе фрикционно-шумовых инструментов (на рисунке она отдельно не выделена ввиду присутствия единичных, но не главенствующих признаков звукообразования). Основными приемами звукоизвлечения на этих инструментах являются прямые и глиссандирующие удары по корпусу. Источник звука у перепончатых инструментов — мембрана (перепонка) органического (кожа, пузырь) или искусственного (синтетическая пленка, пластмасса и др.) происхождения, которая при ударе по ней начинает вибрировать, рождая звук. Поэтому данные инструменты еще иногда Называют мембранофонами. В эту подгруппу входят: накры, кокошник, бубен. Причем бубен и кокошник являются, в соответствии с классификацией, еще и шумовыми инструментами (дополнительное шумовое сопровождение этим инструментам придают закрепленные на них бубенцы и колокольчики). Упластинчатых инструментов источником звука служит вибрирующая после удара пластина. В эту подгруппу входят: дрова (музыкальная поленница), звонница. Группу духовых инструментов относят к аэрофонам, так как источником звука у них является колебание столба воздуха внутри инструмента. В эту группу входят: · Свистковые инструменты (их еще иногда называют лабиальными, т. е. губными). Звук образуется за счет рассечения 39 воздушного столба об острый край инструмента. В результате в трубке инструмента образуются завихрения воздуха, которые формируют воздушный столб, создающий звук. К ним относятся: свистульки, свирели, сопели, окарины и др. Все эти инструменты являются продольными духовыми инструментами. В эту подгруппу также входит многоствольный свистковый инструмент — кугиклы. • Язычковые, или лингвальные, инструменты. Звук образуется за счет колебания одинарной или двойной эластичной пластины (язычка, трости), которая является возбудителем воздушного столба. К этим инструментам относятся: жалейки, брелки, манки, пастушьи трубы и др. • Мундштучные, или амбушюрные, инструменты. Звук образуется за счет вибрации губ в чашеобразном мундштуке инструмента, которая создает колебания воздушного столба. К амбушюрным инструментам относятся: владимирский рожок, турий рог и др. Инструменты, входящие в группу струнных, относят к хордофонам, так как источником звука у них является натянутая струна. В эту группу входят: • щипковые инструменты — балалайка, домра, rye-ли; источник звука — щипок струны; • смычковые инструменты — гудок, народная скрипка; звук образуется в результате движения смычка по струнам; • фрикционные инструменты: колесная лира; источник звука — специальное колесо, о которое трутся струны. В группу клавишно -пневматических инструментов входят диатонические гармоники из различных областей России, а также баян. Источник звука — свободно проскакивающие между прорезями металлических рамок язычки. В результате и под воздействием образуемого мехами потока воздуха они начинают вибрировать, создавая различные звуки. Музыкальное воспитание самых маленьких детей (3- и 4-летних) рекомендуется начинать с обучения игре на различных шумовых инструментах, освоения на них простейших ритмических рисунков. Знакомство с соотношениями различных длительностей позволяет накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, дети постепенно получают представления о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. У детей формируется потребность в самостоятельном мышлении и анализе. Ударные инструменты, столь необходимые на начальной ступени музыкального воспитания детей, изготовлены из пород деревьев с прекрасными акустическими характеристиками: бука, дуба, красного дерева. Благодаря звучности, доступности и внешней привлекательности эти инструменты быстро вызывают интерес и завоевывают любовь у детей разного возраста. Влияние ударных музыкальных инструментов на развитие ребенка многогранно. Остановимся на основных аспектах. Воспитание бережного отношения к культуре своего народа в процессе знакомства с историей создания и бытования народных инструментов, особенностями их применения в контексте традиционной и современной музыкальной культуры. Формирование познавательной сферы ребенка осуществляется в процессе увлекательного изучения музыкальных инструментов, стимулирующего развитие интеллектуальных и творческих способностей. Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка. Свои способности ребенок реализует во время музицирования, выполняя в ансамбле ударных инструментов сольную или аккомпанирующую функции. Исполнительство на музыкальных инструментах рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмические рисунки на ударных инструментах, импровизируя несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки. Создание в детском коллективе активного поля взаимодействия способствует быстрому формированию умения объективно оценивать
40 41 свои результаты, что стимулирует музыкальное развитие детей. Развитие музыкально-ритмического чувства — освоение на ударных инструментах различных ритмических последовательностей. Развитие чувственно-эмоционального восприятия в процессе участия детей в разнообразных ролевых играх с применением ударных инструментов. Например, в игре-подражании «Утро в лесу» дети на инструментах имитируют голоса различных животных и птиц. Развитие слухового и зрительного восприятия, музыкальной памяти и чувства формы. Выполняя специальные задания, имеющие сенсорную направленность, дети определяют по звуку или по внешнему виду музыкальный инструмент. Музыкальная память развивается в процессе анализа звучания разных ударных инструментов, а также во время игры на них. Художественное оформление (орнамент, рисунок и др.) ударного инструмента оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка — активизацию его зрительного восприятия, умение распознавать формообразующие характеристики предмета. Знакомство на примере ударных инструментов со свойствами музыкального звука (длительностью, силой, высотой) развивает у ребенка аналитическое мышление, умение самостоятельно рассужать и отстаивать свою точку зрения. Освоение на ударных музыкальных инструментах темповых, тембровых, динамических и ладовых соотношений. Каждый ударный инструмент обладает своим неповторимым тембром, который рождается под воздействием многих факторов (порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). От наличия и величины резонатора на ударном инструменте зависят сила и тембр его звучания. Практически на примере любого ударного инструмента, вошедшего в состав детского оркестра, ребенок получает возможность познакомиться с понятиями темпа, тембра, динамики, звукоряда (мелодические ударные инструменты). Развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики. Игра на ударном инструменте физически развивает ребенка, координирует работу мозга и мышц. Полученные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосыл- ки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра на ударных инструментах в разных ритмах делает руки ребенка ловкими и умелыми. Знакомство с народными ударными инструментами, погружающими детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребенка музыкального вкуса. Главная цель созданного оркестра — музыкальное воспитание детей на основе русской народной культуры, стимулирование их к творческой активности в процессе индивидуального и коллективного музицирования на народных инструментах. Полный состав инструментов оркестра «ДАР» следующий:
Группа духовых инструментов
Пастушья труба (язычковая) Пастушья труба (амбушюрная) Рожок Турий рог
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.007 с.) |