Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения игре на ударных инструментах
Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра «ДАР» (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), а также музыкальные инструменты других групп оркестра. В процессе знакомства с ударным инструментом дети: • узнают об истории его создания; • изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности; • выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента; • устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
— корпус инструмента - шумовые; — мембрана, перепонка-перепончатые;
— пластина - пластинчатые; — наличие нескольких звукообразующих элементов — комбинированный тип; • познают, как образуется звук: — от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разноименных) или частей инструментов друг о друга; — в результате встряхивания; — трения (скольжениея); — Других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
• познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.); • приобретают знания об особенностях применения ударных-инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и т. д."). Поскольку предлагаемая методика ориентирована прежде всего на детей дошкольного и младшего школьного возраста, она включает игровые приемы. Например, при изучении накр ребенок может «поговорить» с волшебным горшочком, который отзывается на голос (вибрация мембраны инструмента). Игровая ситуация позволяет в данном случае в образной форме познакомиться с особенностями звукообразования этого инструмента, относящегося к подгруппе перепончатых ударных. Изучая звонницу, дети находят в ее конфигурации знакомые образы: грибок, колокольчик, ежик и др. Характеризуя звук звонницы как долгий, звонкий и протяжный, они приходят к выводу о зависимости звучания инструмента от материала, из которого он изготовлен, а также от наличия и величины резонатора, размера инструмента, особенностей звукоизвлечения на неми др.
Поскольку инструменты группы ударных сходны по ряду признаков, ребенок, познакомившись с одним из них, с успехом осваивает другие. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также
100 101 плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок — возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на курской трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
На начальном этапе рекомендуется изучать инструменты без определенной высоты звучания (из подгруппы шумовых и перепончатых). Характер производимого по инструменту удара (жесткий или мягкий, скользящий или прямой), изменение его силы и определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет произведен удар, обусловлены музыкально-художественными и исполнительскими задачами. У любого ударного инструмента есть зоны наибольшей и наименьшей амплитуды колебаний корпуса. Например, на рубели, зная особенности этого инструмента и грамотно реализуя его возможности, сочетая различные приемы звукообразования, можно исполнить яркое, выразительное, богатое тембровыми и динамическими оттенками произведение. На ряде инструментов (коробочке, пастушьем барабане, накрах, дровах) музыкант играет двумя предметами (палочками, ложками или молоточками). Порядок чередования рук в этом случае определяется метрическим строением такта (удары правой рукой производятся на сильные или относительно сильные доли, удары левой рукой - на слабые доли) или удобством аппликатуры при исполнении конкретного произведения. Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками. Некоторые приемы игры на ударных инструментах и методические рекомендации предлагаются в разделе «Группа ударных инструментов» (с. 53-79).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.005 с.) |