Методика обучения игре на ударных инструментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения игре на ударных инструментах



Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра «ДАР» (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготов­ки, в то время как выработка соответствующих игровых навы­ков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), прие­мы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), а так­же музыкальные инструменты других групп оркестра.

В процессе знакомства с ударным инструментом дети:

• узнают об истории его создания;

• изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;

• выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;

• устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:

 

— корпус инструмента - шумовые;

— мембрана, перепонка-перепончатые;


 

— пластина - пластинчатые;

— наличие нескольких звукообразующих элементов — комбинированный тип;

• познают, как образуется звук:

— от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разно­именных) или частей инструментов друг о друга;

— в результате встряхивания;

— трения (скольжениея);

— Других приемов звукообразования, в том числе сме­шанных;

 

• познают свойства звука (неопределенная или определен­ная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);

• приобретают знания об особенностях применения удар­ных-инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и т. д.").

Поскольку предлагаемая методика ориентирована прежде всего на детей дошкольного и младшего школьного возраста, она включает игровые приемы. Например, при изучении накр ребенок может «поговорить» с волшебным горшочком, который отзывается на голос (вибрация мембраны инструмента). Игро­вая ситуация позволяет в данном случае в образной форме по­знакомиться с особенностями звукообразования этого инстру­мента, относящегося к подгруппе перепончатых ударных.

Изучая звонницу, дети находят в ее конфигурации знакомые образы: грибок, колокольчик, ежик и др. Характеризуя звук звонницы как долгий, звонкий и протяжный, они приходят к выводу о зависимости звучания инструмента от материала, из которого он изготовлен, а также от наличия и величины резонатора, размера инструмента, особенностей звукоизвлечения на неми др.

Поскольку инструменты группы ударных сходны по ряду признаков, ребенок, познакомившись с одним из них, с успе­хом осваивает другие.

При игре на ударном инструменте главная роль принадле­жит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также


 


100


101


плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть тво­рит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, бо­гатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руках крепко, но без напря­жения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направлен­ное движение к источнику звука, соприкосновение с источ­ником звука и воспроизведение звука, отскок — возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений до­стигается в процессе систематических занятий. С помощью спе­циальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмиче­ского сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до ав­томатизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позво­лит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформиро­вать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на курской трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или пе­ред тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, ме­няя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

На начальном этапе рекомендуется изучать инструменты без определенной высоты звучания (из подгруппы шумовых и пе­репончатых).

Характер производимого по инструменту удара (жесткий или мягкий, скользящий или прямой), изменение его силы и определение точки соприкосновения с инструментом, по кото­рой будет произведен удар, обусловлены музыкально-художе­ственными и исполнительскими задачами. У любого ударного


инструмента есть зоны наибольшей и наименьшей амплитуды колебаний корпуса. Например, на рубели, зная особенности этого инструмента и грамотно реализуя его возможности, соче­тая различные приемы звукообразования, можно исполнить яркое, выразительное, богатое тембровыми и динамическими оттенками произведение.

На ряде инструментов (коробочке, пастушьем барабане, накрах, дровах) музыкант играет двумя предметами (палочками, ложками или молоточками). Порядок чередования рук в этом случае определяется метрическим строением такта (удары пра­вой рукой производятся на сильные или относительно сильные доли, удары левой рукой - на слабые доли) или удобством ап­пликатуры при исполнении конкретного произведения.

Постановка исполнительского аппарата определяется специ­фикой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными му­зыкально-выразительными характеристиками. Некоторые приемы игры на ударных инструментах и методические реко­мендации предлагаются в разделе «Группа ударных инструмен­тов» (с. 53-79).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.005 с.)