Коровий колокольчик ( ботало ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коровий колокольчик ( ботало )




Завывалкд (жужжалка)


 


Ударный инструмент, сделанный из тонкой медной пласти­ны, имеющий немного сплющенную форму. Внутри колоколь­чика закреплен подвижный язычок, который при встряхива­нии инструмента задевает его внутренние стенки, в результате чего образуется яркий, немного грубоватый по тембру звук.

Коровий колокольчик известен издавна. В русских деревнях у каждой коровы или другого домашнего животного был коло­кольчик со своим характерным «голосом». Он своим звоном постоянно сообщал хозяевам коровы или пастуху о местонахож­дении животного.

Из-за отсутствия металла в некоторых деревнях колоколь­чики изготавливали из дерева.

В исполнительской практике коровий колокольчик приме­няется как колористический инструмент для создания музы­кальных картин деревенской жизни.

Известен похожий на коровий колокольчик (только без язычка) ударный инструмент ковбелл. Играют на нем метал­лической или деревянной палочкой.

Колокольчик

Простейший ударный инструмент, как правило, без опреде­ленного строя. Иногда его называют валдайским колоколь­чиком.

Известна легенда, по которой в 1478 г. после покорения Ве­ликого Новгорода Иван III велел перевезти в Москву Вечевой колокол - символ свободы и вольности города. По дороге коло­кол упал в валдайский овраг, разбился и рассыпался на тыся­чи черепков. Из них стали лить валдайские колокольчики.

Звук у колокольчика очень яркий и протяжный — доста­точно слегка прикоснуться металлической палочкой к краю ин­струмента. Перезвон образуется в результате встряхивания колокольчика, внутри которого закреплен подвижный язычок, ударяющийся о внутренние стенки инструмента.

Колокольчики можно также закрепить на деревянной дуге. Этот инструмент называется дуга с колокольчиками.

Применение колокольчика в ансамбле народных инструмен­тов — см. Приложение, № 2, 3.


Колористический шумовой инструмент, относящийся к группе идиофонов. Используется для создания различных звуковых эффектов (завывание ветра, полет шмеля, шум мото­ра самолета).

Инструмент первоначально применялся в колдовских обря­дах, в ритуале вызывания дождя, а затем — в качестве детской игрушки.

ПЕРЕПОНЧАТЫЕ НАкры

Небольшие литавры в виде глиняных горшков разной вели­чины, на устье которых натянута кожаная мембрана. Играют на накрах двумя деревянными палочками, ударяя ими по мем­бране инструмента.

Как атрибут военных походов накры упоминаются уже в XIII в. Звучали они и во время праздников. Так, сохранились сведения, что в 60-х годах XVII в. на царском дворе играли в трубы, сурепки и били в литавры. В Государевой Потешной палате даже существовала придворная должность — накрачей.

Кроме накр, в прошлые века применялись тулумбас и на­бат, которые тоже относятся к подгруппе мембранных ударных инструментов.

Тулумбас представлял собой одиночную литавру с металли­ческим котлообразным корпусом небольшого размера. Этот ин­струмент обычно привязывали к седлу. Его корпус украшали орнаментом, отделывали золотом. Выполнял сигнальную фун­кцию, тулумбас служил еще знаком военного отличия.

Набат — это огромные сигнальные литавры. Его звук был очень громким. Инструмент возили на большом щите, на нем играло сразу восемь человек. В боевых условиях одновременно звучало до двенадцати набатов. И в настоящее время бытует вы­ражение «бить в набат». Однако ни тулумбас, ни набат не со­хранились в исполнительской практике.

В пьесе № 3 (см. Приложение) накры, в ансамбле с дуэтом кугикл и голоса, образуют красочную звуковую палитру, под­черкивающую характер этого музыкального произведения.


 


76                                                                                                                    77

Кокошник

Мембранный ударный инструмент, одна из разновидностей колотушки.

В результате равномерных движений кистью руки вперед-назад деревянный шарик ритмично ударяет по двусторонней мембране, сделанной из кожи или пластика. К звучанию ко­кошника добавляется перезвон колокольчиков, расположен­ных по боковым сторонам инструмента. Кокошник обладает очень сильным звуком, не поддающимся динамической ню­ансировке. Поэтому его применяют в основном для усиления в произведении кульминации или в качестве экзотической краски.

Бубен

Ударный инструмент, похожий на бубенцы, только у него круглая форма и имеется односторонняя мембрана, сделанная из кожи, пластика или другого материала. На бубен на специ­альных проволочках также подвешивались колокольчики и бу­бенчики.

Звучание бубна, по сравнению с бубенцами, более плотное, грубое. Характерна акцентированная атака звука, получаемо­го при ударе по бубну ладонью или пальцами.

Бубен раньше применялся в ритуалах шаманов, сопровож­дал танцы, являлся незаменимым инструментом у русских ско­морохов, поводчиков медведя.

ПЛАСТИНЧАТЫЕ Звонница

Ударный мелодический инструмент, придуманный автором пособия. Звонница содержит от трех до шести медных звоноч­ков-колокольчиков, каждый из которых имеет определенную высоту звучания.

Строй инструмента обычно диатонический, но при желании его можно легко изменить — один (несколько) колокольчик снять и заменить его на другой, нужной высоты.

На звоннице играют палочкой, на конце которой закреплен небольшой медный шарик. У звонницы выразительный, яркий звук. Ансамбль звонниц (и даже один инструмент) с успехом может сымитировать колокольный звон.


Колоритный звук этого инструмента хорошо сочетается со звучанием практически всех народных музыкальных инстру­ментов оркестра «ДАР».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.007 с.)