Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация музыкально - игровой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Неоспоримо значение игр в развитии ребенка. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что в игре формируются все стороны души человеческой: его ум, его сердце и воля; и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу'. Стоит отметить, что именно в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый социальный опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи, развиваются внимание, умения и навыки ребенка. Так как игра является привлекательным для ребенка видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его как личности исключительно высок. Игра выполняет активную информационно-коммуникативную роль в процессе общения между детьми, во время совместного музицирования. Игра — это деятельность, предполагающая соучастие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью между участниками игры. Присущий игре момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости. Игра с использованием народных инструментов — особая форма игровой деятельности детей. Она стимулирует не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Всем известно, что в руках ребенка и обычная палочка приобретает особую игровую ценность, а музыкальный инструмент помогает провести игру интересней, увлекательней. 1 Ушинский КД. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1: Вопросы воспитания / Под ред. В.Я. Струмипского. — М., 1953. — С. 589. Играть на музыкальном инструменте играя — именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность. С помощью игр-заданий, построенных на сюжетном действии, дети не только совершенствуют свои музыкальные способности, они осознанно стремятся к освоению и закреплению учебного материала, (см. игру-задание «Пути-дороги» для детей 5-6 лет, Приложение, с. 202, 238-239). Деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста носит преимущественно игровой характер. Это необходимо учитывать, разрабатывая планы занятий. Например, при знакомстве на занятии с новым музыкальным инструментом (трещотка с колокольчиками) автор перед каждым ребенком поставил задачу: придумать свой образ (персонаж) и на музыкальном инструменте попытаться его изобразить. Остальные дети должны были отгадать, что или кого исполнитель хотел показать. На занятии сразу возникла обстановка повышенного внимания и активности детей, которые быстро включились в эту игру. Проявив немалую фантазию, они загадывали: лошадка, праздник, лисичка бежит, гром военных орудий... Отгадывали очень быстро, и всем было интересно, что же придумает следующий ребенок. Если в ход занятия включаются пред меты- игрушки, оно приобретает особую эмоциональную значимость для ребенка. Так, использование куклы-неваляшки (звуковая игрушка) при разучивании с четырехлетними детьми песни позволило создать маленький музыкальный спектакль. Дети сразу уловили ритм равномерного покачивания игрушки, сопровождаемого переливчатым звоном. Дети пели a cappella, покачиваясь в такт перезвона. Динь-дон, динь-дон, Что за странный перезвон? Слышен он со всех сторон — Дили, дили, д или-дон! Игрушки могут выступать на занятии в роли какого-либо персонажа или просто слушателя. При разучивании с пятилет-
162
163 ними детьми русской народной прибаутки «Воробьиха-барыня» на стол была поставлена «Барыня» из глины (дымковская игрушка), чтобы она «послушала» и «посмотрела», как поют и музицируют дети. Реакция у детей была мгновенной — они стремились спеть и сыграть как можно лучше, чтобы «Воробьихе-барыне» понравилось. Познавать окружающий мир ребенку помогают народные игрушки, в которых гармонично сочетаются народная мудрость, привлекательность формы и цвета, элементы забавы и выдумки. Разновидностями народных игрушек являются музыкальные и озвученные. Это всевозможные свистульки, погремушки, музыкальные шкатулки, кировские матрешки и т. д. Они незаменимы при проведении музыкальных сюжетно-ролевых и дидактических игр. На занятии, посвященном изучению пастушьего барабана (ударный народный музыкальный инструмент), детям дошкольного возраста (5-6 лет) было дано следующее задание: продумать свой музыкальный образ пастуха. Дети на инструменте сымпровизировали много различных сигналов: выгон скота утром, тревога на пастбище (показался волк, разбойник, медведь...), перегон скота на другое поле, пастух играет, сгон скота вечером домой и др. Кто-то в свой музыкальный образ пастуха добавил движение, кто-то попытался усилить его отдельными словами, фразами и выкриками. Дети включали в представление то, что они узнали на занятиях, о чем читали или слышали в русских народных сказках, что видели в деревне, в мультипликационных и художественных фильмах. В игре ребенок лучше познает себя и окружающих. Она выступает в роли средства общения на понятном каждому ребенку языке. В игровой ситуации ребенок более коммуникабелен, он увлечен, он творит — и это прекрасно. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок может самостоятельно выбрать игру, водящего, партнеров. Несмотря на то, что каждая игра проводится по определенным правилам, дети привносят в нее свою фантазию, обогащают ее своими впечатлениями. Большой интерес представляют результаты занятий с группой детей 6—7 лет, изучавших свистульку — простейший народный духовой инструмент с 2-4 отверстиями. У каждого ребенка был свой инструмент с характерным звучанием (различные высота и сила звучания, тембр, звукоряд и т. д.). Дети получили задание: изобразить на свистульках звуковую картину просыпающегося утром леса. Каждый ребенок, учитывая звучание своего инструмента, придумал персонаж, который будет участвовать в создаваемом действии. У Лены С. оказалась низкая по строю свистулька с глухим тембром. Лена сказала, что она покажет сову, которая должна «открыть» картину просыпающегося леса, и сразу же сыграла на свистульке несколько звуков. Ира К. и Никита Р. показали на своих свистульках голоса кукушек, а Света И, и Стасик Н. — веселый пересвист двух соловьев. Саша Г. и Олег Я. в эту музыкальную композицию решили включить не только свистульки, но и ударные инструменты — коробочку и ложки, на которых они изобразили голоса дятла и зайца-барабанщика, разбудивших своим веселым перестуком всех зверей в лесу. Задание было успешно выполнено благодаря соединению индивидуальных побуждений каждого ребенка в одно общее коллективное дело. Совместная музыкальная деятельность детей имеет большое значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе. Ребенок, приходя в незнакомый коллектив, часто замыкается, не полностью реализует свои потребности и возможности. Уровень подготовки к восприятию информации и степень развития личных качеств у детей разные даже в группе одного возраста, в результате чего возникают проблемы личностного и межличностного плана. Кто-то из детей быстрее осваивает материал, более способен, оперативнее реагирует на действия педагога, стремится творчески подойти к выполнению любого задания. А что же делать детям, которые не обладают этими качествами? Как помочь им развить то, что в них заложено, но в силу ряда обстоятельств не проявляется? Именно игра помогает в этом. Она строится по общим правилам, объединяет детей, усиливает их мотивацию к совместной деятельности, снимает внутреннюю напряженность, закомплексованность, создает условия для самореализации. Формирование коллектива во многом зависит от действий педагога. С первого занятия он должен найти общий язык с детьми, заинтересовать их и вовлечь в активную деятельность. В этом помогает педагогу знание технологии игры.
164 165 От личности — к коллективу, от личных интересов — к коллективным интересам, от личной (индивидуальной) деятельности — к коллективному взаимодействию. На основе этого девиза в коллективе формируется язык общения и самовыражения. Музицирование на народных музыкальных инструментах помогает детям дошкольного и младшего школьного возраста активно взаимодействовать в коллективе. Поскольку игровая деятельность у детей этого возраста является ведущей, занятия и непосредственно музицирование лучше всего проводить в форме коллективных игр. Они представляют собой небольшие музыкальные представления, объединенные одним сюжетом. Изученный на музыкальных занятиях материал соединяется смысловыми репликами, стихотворными фразами, прибаутками и потешками. В итоге получается увлекательное музыкальное представление, где найдется место для веселой песни, импровизации на ударных и духовых инструментах, задорного танца, где можно оказаться в просыпающемся лесу (ансамбль свистулек) или услышать песню о маленьком ложкаре. Подобные игровые представления демонстрируют не только умения и навыки детей, они служат стимулом для формирования у них мотивации к деятельности, которая планируется в перспективе. Во время подготовки к музыкальным представлениям дети проявляют очень большую активность. Они так входят в образы персонажей, которых показывают, что продолжают жить жизнью своих героев и в свободное от занятий время, играя самостоятельно. Умение и способность сопереживать, фантазировать, творить помогает детям более адекватно воспринимать то, что окружает их в жизни. К новогодним праздникам автор вместе с детьми подготовил святочное представление с колядками, припевками, играми, загадками и вождением козы (см. Приложение, с. 288-293). Дети принимали активное участие в подготовке представления: сами распределили роли, придумали движения, характеризующие их героев (коза, поводчик козы, стрелец, дед и др.). вместе с родителями разработали эскизы и сшили костюмы. Педагог только составил основной музыкально-сценарный план. Подобные музыкальные коллективные игры помогают детям показать знания и умения, приобретенные ими на музыкальных занятиях, открывают широкие возможности для детской самодеятельности и творчества. Как утверждает Д.Б.Эльконин, «...в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений»1, Особой, развивающей формой музыкального творчества детей являются собственно народные игры. В народной педагогике участие в играх и обрядах помогало ребенку усваивать нормы поведения, образ жизни взрослого человека. Воспитательный потенциал этих игр не утратил своего значения и в настоящее время. Определим характерные особенности народных игр. В народных играх часто как бы театрализуются бытовые сцены. Так, в игре «Горшки» в действии участвуют «покупатель», «хозяин» и непосредственно «горшки», которые тщательно выбирает «покупатель». Происходит торг с «хозяином», после чего «горшок» покупается, причем для этого нужно уметь быстро бегать и быть ловким (кто первым добежит до купленного «горшка», тот и становится его «хозяином»). Или в народной игре «Горох» дети, исполняя песню, изображают сев, осмотр и ощипывание гороха. В игровой ситуации воссоздается реальная жизненная сцена, которая в дальнейшем повторится во взрослой жизни ребенка. Раньше дети играли в дни покоса, когда они помогали взрослым в поле. Имитируя в игре действия взрослых, они приобретали определенные умения и навыки, что помогало им легче входить во взрослую жизнь. Почти все народные игры довольно подвижные, развивают физические способности ребенка (силу, ловкость, выносливость и др.). Обычно такие игры заканчиваются ловишками или догонялками. Например, игра «Горелки». Ребята становятся парами друг за другом. Водящий ходит перед ними и поет: Гори, гори ясно, Чтобы не угасло... Как только он пропоет песню, стоящие в последней паре ребята бегут в разные стороны, а водящий старается догнать одного из них. Пойманный ребенок становится водящим. Умение побеждать и 'ЭдмсоникД.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 287-288.
166 167 проигрывать формирует стойкость характера и закаливает силу воли ребенка. Часто в народных играх товарищи помогают приятелю в «беде». Таким образом, ролевая игра помогает ребенку приобретать необходимый социальный опыт, усваивать общепринятые нормы поведения и нравственные принципы. Построение многих народных игр основано на диалоге действующих лиц (обычно животных и птиц). Диалог может изображать сцены из семейной жизни (игра «Курочка и цыплята») или показывать противостояние персонажей (например, в игре «Ворон» «заяц» защищает своих «зайчат» от «ворона»). В ролевой игре «Пахари и жнецы» через диалог описывается мир сельской жизни: глубокие борозды, полосы широкие, жито, плуг, серп, сноп и др. Все это способствовало формированию у детей социальных установок. В народной игре создается естественный простор для детского творчества и самовыражения. Кто лучше всех придумывает и показывает, как правило, становится водящим — сам а определенной игровой ситуации выбирает товарищей и оценивает их творчество. Желание стать водящим стимулирует детей к активным действиям. Народная игра, обладающая высоким эмоциональным потенциалом, всегда приносит удовлетворение и радость. Соревновательность — желание стать лидером — не ущемляет интересов участников игры — они все находятся в равных условиях. Музыкальное оформление народных игр (пение, инструментальное сопровождение) придает им дополнительную эстетическую привлекательность, особенно для детского восприятия. Особым направлением игровой деятельности являются музыкально-дидактические игры с применением народных инструментов. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреплении пройденного материала. В процессе игры непринужденно решаются разные задачи творческой направленности.
Приведем описание нескольких музыкально-дидактических игр. «Отгадайка» Цель игры — развивать музыкальную память и слух. Описание. Перед педагогом на столике лежат несколько музыкальных инструментов, которые дети ранее изучили. Выбор варианта игры зависит от возраста детей и уровня их музыкального развития. Инструменты должны различаться по величине (размеру), строю и тембру. Педагог демонстрирует детям звучание этих инструментов. После этого, с помощью считалки, выбирается водящий (или водящим становится победитель предыдущей игры). Инструменты, в соответствии со своими внешними характеристиками (размер, цвет, форма корпуса и др.), получают названия: малый, средний, большой, или белый, черный, желтый и т. д. Дети, которые выступают в роли экспертов, закрывают глаза и готовятся отгадывать. Водящий играет ритмический рисунок (или мелодию) на каждом из демонстрируемых инструментов и кладет его обратно на стол. Эксперты по очереди отгадывают, какой инструмент прозвучал, и аргументируют свои высказывания. Например: «Прозвучали малая и большая трещотки. Малая трещотка звучит выше, чем большая, у нее более легкий и искристый звук. Большая трещотка звучит немного грубо, резко и "ворчливо"». Увеличивая количество инструментов, сокращая продолжительность их демонстрации, а также сравнивая похожие по тембру инструменты или отгадывая одновременно звучащие инструменты, можно дифференцировать задания по уровню сложности. Методические указания. Для младших школьников можно подготовить подсказки — список имен прилагательных, который поможет детям дать более полное, аргументированное описание звучания инструмента, а также позволит им расширить свой словарный запас. Дошкольникам педагог должен помочь сам, дополняя высказывания детей (не всегда точные) более подходящими характеристиками и определениями. Вариант 1. Дети с закрытыми глазами (инструменты также могут находиться за ширмой) по звучанию пытаются отгадать название инструмента. Даются три попытки. Причем после второй педагог еще раз «показывает» голос инструмента. Победитель (тот, кто отгадает правильно и быстрее) играет на инструменте, а затем задает своим товарищам следующую загадку.
168 169 Для этого задания могут также использоваться карточки с изображениями инструментов, на которые дети указывают, отвечая на загадку. Вариант 2. Педагог дает водящему мешочек, в котором находится музыкальный инструмент. Водящий, не видя инструмента, на ощупь определяет его характеристики. Например: деревянный предмет, имеющий боковое отверстие, покрыт лаком, у него ребристая поверхность и есть ручка, к предмету на веревочке привязана палочка. Дети, руководствуясь характеристиками водящего, называют инструмент (рубель). Можно построить игру иначе: дети задают водящему вопросы, его ответы помогают определить инструмент. Например: Участники игры (У.). — Форма предмета круглая или прямоугольная? Водящий (В.) — Форма предмета круглая, похожа на трубку. У. — Предмет сделан из дерева или из металла? В. — Предмет сделан из дерева. У. — В предмете есть отверстия? В. — С двух сторон трубки есть отверстия. У. — У предмета есть какие-нибудь особенности? В. — К предмету на веревочке привязано что-то похожее на молоточек я т. д. По ответам водящего дети легко угадывают музыкальный инструмент — это коробочка. Вариант 3. Педагог (водящий) берет два (три) разных инструмента и по очереди играет на каждом из них. Дети должны правильно назвать инструменты в той последовательности, в которой они прозвучали. Вариант 4. Педагог (водящий) играет по очереди на инструментах из одного семейства, например жалеек (сопрано, альт, бас) или курских трещоток (малая, средняя, большая). Дети должны правильно назвать инструменты, дифференцируя их по высоте звучания (инструмент с высоким или низким звучанием, сопрано или бас и т. д.). Вариант 5. Педагог (водящий) играет на комбинированных ударных инструментах: ложках с колокольчиками, рубели с бубенцами, 170 шаркунке с колотушкой, трещотке с колокольчиками и др. Дети должны правильно назвать составные части прозвучавшего инструмента. Вариант 6. Звучат одновременно несколько инструментов (однородных или разных), на которых музицируют педагог и дети — победители предыдущих игр. Дети должны узнать инструменты, участвующие в ансамбле. Вариант 7. Педагог (водящий) имитирует на одном инструменте звучание, характерное для другого инструмента. Например, на рубели, ударяя палочкой по обратной стороне ее корпуса, можно сымитировать звучание коробочки или копытец. Дети должны отличить «натуральное» звучание инструмента от имитационного. Вариант 8. Определить название песни (раннее разученной) по фрагменту мелодии. Вариант 9. Определить состав инструментов ансамбля, исполняющего музыкальное произведение, после прослушивания фонограммы. В этой игре также могут использоваться карточки с условными обозначениями инструментов (см. с. 44-47). Дети, отгадав название инструмента, выбирают необходимую карточку и закрепляют ее на фланеле графе. «Лесное эхо» Цель игры — развивать музыкальную память и чувство ритма, формировать навыки игры на простейших ударных инструментах. Описание. Дети, играя на инструментах или хлопая в ладоши, повторяют ритмический рисунок, заданный педагогом, изменяя динамику звучания. На ритмический «вопрос» педагога дети могут сыграть (прохлопать) два и более «ответа», если этого требует постепенность диминуэндо или крешендо. Игра может быть усложнена. На мелодический «вопрос» педагога, исполненный на дровах, свистульке, свирели, жалейке или другом мелодическом инструменте, ребенок дает точный «ответ» на любом мелодическом инструменте. «Найди свое место» Цель игры — развивать сенсорные способности детей, умение сопоставлять, сравнивать, находить тождества и различия. 171 Описание. По очереди звучат изученные детьми разные музыкальные инструменты. Дети сидят с закрытыми глазами и слушают, после чего расставляют на столе инструменты в том порядке, в котором они прозвучали. Для начинающих лучше брать контрастные по звучанию народные инструменты, например трещотку, колокольчик, рожок, барабан. В дальнейшем можно использовать инструменты, сходные по звучанию (свистулька — свирель, погремушка — шаркунок и т. п.), или инструменты из одного семейства (жалейки бас и сопрано, большую и малую рубель и т. п.). Варианты. Перед детьми выложены на демонстрационном столе музыкальные инструменты. После того как дети закроют глаза, педагог или водящий играет на каждом из них и затем раскладывает инструменты в другом порядке. Дети должны: а) сказать, какие инструменты не прозвучали; б) расставить инструменты в том порядке, в котором они прозвучали; в) назвать, в каком порядке они прозвучали. Педагог может также подложить еще один или несколько инструментов, чтобы проверить детей на внимательность.
Педагог или водящий просит детей разложить инструменты по величине, по силе звучания, по определенным признакам (форма корпуса инструментов, материал, из которого они сделаны, принадлежность к классификационным группам и т. п.), по продолжительности игры во время демонстрации звучания и т. д. «Ручеек» Цель игры — формировать мотивацию ребенка к творчеству, импровизации и элементарному сочинительству; развивать быстроту реакции. Описание. Перед каждым ребенком (на подставке или на стульчике) лежит музыкальный инструмент. Вместе с педагогом, который аккомпанирует на балалайке или другом инструменте, дети создают музыкальное произведение следующей формы: А В А С А..., где А — это «установочный» наигрыш педагога, а В, С, В, £ и т. д. — это импровизация на заданную мелодию (наигрыш) одного ребенка или нескольких одновременно. Вариант. Когда звучат наигрыши педагога, дети меняются музыкальными инструментами со своими товарищами, сидящими справа (или слева). Образуется своеобразная музыкальная круговерть, в которой каждый ребенок успевает помузицировать на всех инструментах. 172 Игра заканчивается, когда у детей в руках оказываются исходные инструменты. Условные обозначения «Тройка» Цель игры — развивать умение быстро выполнить задания в коллективе, с сенсорно-аналитические и креативные качества ребенка. Описание. Группа детей делится на две команды. Каждой команде демонстрируются три народных инструмента. Члены команды должны быстро найти по три признака сходства и различия этих инструментов, показать (вспомнить или придумать) три основных приема игры на данных инструментах. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. «Лошадка» Музыкально-имитационная игра. Дети на коробочке, копытцах, бубенцах, ложках и других инструментах имитируют цоканье копыт лошадки. Учитывая акустические свойства инструментов, можно со- здать различные звуковые картины: тройка, галоп, скачки и др., а также наделять звучащие образы конкретными характеристиками; старая или молодая лошадь, лошадка с бубенцами, жеребенок и др. «Пастушок» Сюжетно-ролевая игра. С помощью изученных инструментов — пастушьего барабана (барабанки), хлопушки (бича), коровьего колокольчика (ботала), свирели, жалейки и др. — дети разыгрывают сюжет из деревенской жизни. Утро. Слышны голоса жалейки пастушьей и барабанки, которые вызывают домашний скот из хлева на улицу. Под резкие щелчки плетки пастуха (звучит бич) стадо (звучат коровьи колокольчики) из деревни направляется на ближайший луг. Слышится протяжный наигрыш пастуха, и коровы разбредаются в поисках сочной и вкусной травы. Наступает полдень. И вдруг вдалеке пастух заметил волка. Зазвучал тревожный, дробный наигрыш на барабанке, который быстро созвал всех животных к пастуху. Лесной хищник ни с чем отправился обратно в лес. Пастух на жалейке сыграл сигнал отбоя тревоги, а затем сигнал перехода на другой луг. Прошло несколько часов, наступил вечер, зазвучал последний сигнал сбора, и коровы возвращаются обратно в деревню к своим хозяевам. Сюжетная канва расцвечивается звучанием народных инструментов. В сценарий можно добавить движение, песню, танец. Игровая деятельность во всех ее вариантах является незаменимым средством для формирования детского коллектива в целом и всестороннего развития каждого его члена. Именно в игре успешнее решаются познавательные и творческие задачи, ребенок лучше может познать себя и окружающий мир.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.011 с.) |