Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Медицинские традиции Индии и Китая в древности.
Нам часто кажется, что истинная цивилизация существует только в наше время, а века прошедшие - полны неудобств и невежества; мы почти не задумываемся о том, какими будут казаться сегодняшние достижения - даже не через тысячу! - а через какую-нибудь сотню-друтую лет... Только редкие люди - иногда это археологи и историки, а иногда художники и поэты - умеют чувствовать связь времен и величие ушедших культур. Культура Востока возникла в глубокой древности. На территориях современных Индии и Китая городское строительство, разнообразные ремесла, архитектура, скульптура, живопись и, главное, письменность - уже существовали, когда малообитаемая Европа была еще покрыта густыми девственными лесами, а до основания Рима оставалось почти два тысячелетия. История же первоначального накопления медицинских знаний вообще уходит в невообразимую древность. Археологи утверждают, например, что операции на черепе научились делать уже в верхнем палеолите - за 12-10 тысяч лет до нашей эры... Начатки врачебного искусства существовали у всех народов, но именно в Индии и Китае они впервые стали системами знаний. Историки расходятся во мнении, какая из этих традиций старше. Первые письменные записи медицинских знаний появляются в этих странах уже во втором тысячелетии до нашей эры. До наших дней древнейшие книги не дошли, но в более поздних медицинских трактатах встречаются ссылки на них. Например, самый древний и авторитетный канон китайской медицины "Хуанди нэй цзин" ("Канон Хуан- ди о внутреннем"), был записан "всего лишь" во II - III веке до новой эры, но в Китае утверждают, что создан он был значительно раньше легендарным Хуан-ди ("Желтым Владыкой"), который управлял страной целое столетие - с 2698 по 2598 год до новой эры. Хуан-ди - культурный герой мифов Древнего Китая, ему приписывают не только создание медицинского канона, но и изобретение лука и стрел, ступки и топора, одежды и обуви, а также строительство первой лодки и первой колесницы [6]. Надо отметить, что китайцы очень бережно хранят не только старинные книги, но и Надо отметить, что китайцы очень бережно хранят не только старинные книги, но и память о выдающихся врачах древности и их особенных достижениях. До сих пор во многих трудах, посвященных акупунктуре, встречается рассказ об известном враче Чин-Юэ-Жене, жившем 2500 лет тому назад и в совершенстве владевшем методами иглотерапии. Он спас сына правителя одной провинции от странной болезни, сопровождавшейся похолоданием рук и ног, замедлением дыхания, пульса и потерей сознания, поставив ему иглу на темя. Помнят о выдающемся враче древности Бянь-Цзюе, изобретателе пульсовой диагностики, знают и годы его жизни: 406 - 310 до новой эры. Сохранившиеся и известные ныне записи канонов индийской медицины также относится к первому тысячелетию до нашей эры, хотя основные ее положения были созданы значительно раньше. Отдельные ее положения встречаются уже в текстах четырех Вед - древнейших религиозно философских книг Индии [5]. "... Индийская медицинская традиция - аюрведа (ayurvеdа - слово на санскрите, древнейшем языке человечества, и означает оно " знание о долголетии") - пишет Т.Е. Елизаренкова, крупнейший наш востоковед, - рассматривается некоторыми авторитетами, как вспомогательная часть Атхарваведы" [1]. В первом тысячелетии в Индии существовали как медицинские школы для обучения будущих врачей, так и учебники, которые полагалось заучивать наизусть. Ни индийскую, ни китайскую традиции ни в коей мере нельзя считать народными медицинами, если под народной понимать такую медицину, в которой основой знаний служат разрозненные эмпирические находки, а не целостная концепция, причем знания, рецепты и приемы лечения передаются либо по наследству, либо отдельным ученикам. Медицины же Индии и Китая - и это особенно важно отметить - были науками, чьи корни уходили не в эмпирический опыт, а в определенные религиозно-философские концепции. Они только подтверждали на частном примере - человеке - правильность общего подхода к миру. Ко времени рождения Будды - в 623 году до новой эры - индийская, аюрведическая медицина, уже была сложившейся и общепринятой в Индии системой знаний, со своим подходом к строению человеческого тела и его болезням, с отработанными методами лечения и письменными медицинскими трактатами. С ее помощью уже лечили людей на протяжении многих веков. Если говорить современным языком, методы аюрведической медицины имели теоретическую базу и прошли невероятно длительную апробацию. Будда в своих странствиях, как известно, врачевал страждущих. Его ученики и последователи продолжали эту традицию, обучаясь аюрведической медицине и переосмысливая ее на буддийский лад. Ими было написано много новых медицинских трактатов. Расходясь в философском подходе к природе человеческой души, индуизм и буддизм одинаково смотрели на устройство и болезни человеческого тела. Развивавшаяся буддистами медицина была родной дочерью аюрведы и пользовалась ее основными понятиями, приемами и даже некоторыми терминами. Вместе с буддизмом из Индии на север - в Тибет и Китай, и на юг - в Бирму, на Цейлон и в другие страны - распространялась и аюрведическая медицина [18]. К сожалению, с индийской аюрведической медициной Россия знакома только по популярным пересказам [19]. Основные аюрве-дические трактаты существуют в переводах на тибетский, китайский, старомонгольский языки. И хотя в "годы застоя" появилось много прекрасных переводов классических буддийских и индийских религиозно-философских текстов, Аюрведа переведена не была, возможно, в связи со сложностью этой работы. В конце 80-х годов было издано несколько популярных ее изложений. В 1992 году вышла книга Дипака Чопры "Идеальное здоровье" [21]. Общая идеология этой книги опирается на аюрведическую медицину, но поскольку книга ориентирована на американского читателя, она никак не учитывает ни особенностей русского климата, ни характера пищевых продуктов в России. Кроме того, рекомендованные этой книгой лечебные средства требуют применения индийского сырья, нам недоступного. Тем не менее, это первая у нас книга, посвященная, не лечению болезней, а сохранению здоровья и выдержана она в духе аюрведической медицины. Тибетская медицина, - возникшая и развивавшаяся в Тибете после прихода туда буддизма - известна у нас гораздо больше, поскольку были переведены и изданы некоторые основные ее трактаты [17, 28, 29].
|