Происхождение тибетской медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение тибетской медицины.





История тибетской медицины связана с историей становления буддизма в Тибете и полна преданий и мифов. Централизованное Тибетское государство возникло довольно поздно, создателем его в VII веке нашей эры был Сронцзан-Гампо, женившийся на двух принцессах - китайской и непальской. Обе принцессы были буддистками, обе прибыли в Тибет с большими свитами, их сопровождали архитекторы, художники, поэты и очень знающие врачи; привезли и большое количество книг. Влияние такого мощного культурного десанта не замедлило сказаться: Сронцзан-Гампо покровительствовал буддизму и развитию культуры. Вскоре была создана тибетская письменность и освоен ксилографический способ печатания, при котором тексты гравируются на деревянных досках и далее переносятся на ткань. Стали переводить на тибетский язык и издавать многочисленные религиозные, философские и научные труды Индии и Китая, в том числе и медицинские трактаты, индийские и китайские,
Буддизм стал официальной религией Тибета спустя столетие, в VIII веке нашей эры, мирно потеснив древние тибетские культы. Есть предание о том, что пламенный проповедник буддизма в Тибете, просветленный учитель Падма-Самбхава, войдя в мистический контакт с духами местных божеств, заставил их поклясться, что впредь они будут защищать буддизм. За это им были обещаны почести, приношения ячменем и вином, а также возможность вещать устами прорицателей.
Последующие века были временем накопления знаний и культуры, На тибетском языке издавались самые разнообразные сочинения, в том числе многотомный буддийский канон, в который входила и аюрведа. В Тибете появились свои врачи, использовавшие подход аюрведической медицины, приемы диагностики и акупунктуры китайской медицины, а также те приемы врачевания, которые издревле существовали в Тибете.
Особенно известен был врач Ютог-гонбо, живший в VIII веке - человек ясного ума, высокой духовности и весьма образованный. Он трижды ездил в индийский город Магадху, на родину буддизма, для изучения медицинских сочинений на санскрите в университете этого города, он обучался тонкостям врачебного мастерства у тамошних практикующих врачей. После Ютог-гонбо тибетская медицина развивалась преимущественно в традициях аюрведических, хотя и китайская медицина, и местные, тибетские приемы цели-тельства продолжали иметь права гражданства.
В XII в. врач Ютог-ЙонданТанпо, которого в Тибете считают перевоплощением врача Ютога-гонбо (и рассказывают, что медицинские познания он проявил уже в трехлетнем возрасте), решил обобщить весь собранный в течение предыдущих столетий положительный опыт тибетских врачей.
Он разработал своеобразную медицинскую систему, которую невозможно однозначно свести ни к китайской, ни к индийской, хотя исходные теоретические положения обеих легко узнаются в текстах тибетской медицины. Ютог-Йондан-Ганпо создал четырехтомный трактат и назвал его "Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений", известный под кратким названием "Четыре тантры" или "Чжуд-ши" [18], [28], [29].
Современные санскритологи единодушно сходятся во мнении, что основной текст "Чжуд-ши" идентичен тексту классического аюрведического трактата "Аштанга-Хридая-Самхита", известного в Тибете с VIII века. Исключение составляют разделы "Чжуд-ши", посвященные пульсовой диагностике, исследованию мочи и некоторые другие. Кроме того, в "Чжуд-ши" упоминаются лекарственные и пищевые растения, характерные для Тибета, очень многие рекомендации по образу жизни в этой книге учитывают суровый климат Тибета, а не жаркий, муссонный климат Индии.
Китайские тексты, которыми пользовался автор, менее известны. Традиция утверждает, что Ютог- Йондан-Ганпо, создавая главы о диагностике по пульсу и моче, использовал китайский оригинал трактата "Сомараджа" - один из основных источников по китайской медицине. На санскрит этот трактат был переведен еще во втором веке нашей эры, в VII в. появился его перевод на тибетский язык.
Так что же, тибетская медицина - это просто компиляция индийской и китайской медицин? Разумеется, нет. Не будем забывать о том, чем существенно отличается Тибет от Индии и Китая - о климате; это очень важный момент. Ни в Индии, ни в большинстве провинций Китая не бывает таких суровых зим, с морозами и ветрами, как в Тибете; а в Тибете не бывает ни сухой, опаляющей жаром весны, ни изнурительных летних муссонов с проливными дождями, как в Индии. В Тибете растут иные травы, злаки и плоды. Теоретические положения, положенные в основу "Чжуд-ши", взяты из индийской медицины, но практические их приложения - методы лечения, характеристики воздействия пищи на три основных процесса - приспособлены к тибетскому высокогорью, учитывают его суровый континентальный климат и особенный растительный мир. Кроме того, тибетская медицина впитала в себя традиции и приемы, сложившиеся в Тибете до появления там буддизма, и она по праву может считаться вполне самостоятельной медициной, имеющей с индийской медицинской традицией общую базу основных понятий.
Обучение медицине в Тибете, как и во всех других странах, длилось долго. Иногда будущий врач поступал учиться почти ребенком, в 10-12 лет. В начале он помогал старшим при сборе трав, затем - при приготовлении лекарств; освоив грамоту, знакомился с медицинскими трактатами. Став постарше, будущий целитель получал право присутствовать при осмотре больных. Самостоятельным лекарем студент становился не ранее 25 лет, после длительного курса обучения и посвятительных испытаний.
Тибет долго был закрыт для европейцев. В начале нашего века по заданию Русского Географического общества в Тибет под видом буддиста-паломника отправился бурят Г.Ц. Цыбиков, только что окончивший факультет восточных языков Петербургского университета.
Об этом рискованном путешествии Цыбиков рассказал в книге "Буддист-паломник у святынь Тибета" [30]. Он пишет в ней и о медицинском образовании, центром которого был специальный ме дицинский монастырь (дацан) в Лхассе, столице Тибета. Обучалось в нем около 60 студентов - по одному командированному от каждого тибетского монастыря. Содержание они получали от Далай-ламы (главы тибетских буддистов), общее руководство обучением осуществлял крупнейший знаток тибетской медицины - главный личный лекарь Далай-ламы. Обучение длилось 12 лет, как и на других факультетах (философском, например). Студенты жили в отдельных домах, и каждый вечер особый надзиратель обходил эти дома, проверяя, старательно ли будущие врачи учат наизусть медицинские трактаты; нерадивых сурово наказывали.
От студента требовали, чтобы он исполнял пять правил: относился бы к словам учителя, как к изречениям самого Будды; к медицинским трактатам - как к священному писанию; к соученикам - как к родным братьям; к больным - как к своим детям и внукам; к крови, гною и прочим нечистотам учился бы относиться без брезгливости, подражая в этом собаке и свинье.
К этическим качествам будущих врачей предъявлялись весьма высокие требования. Вот что написано в "Чжуд-ши" в главе "О лекаре": "Увидев страдание, решившись помочь, не различай ни хороших, ни плохих, не испытывай ни к кому ни любви, ни отвращения, а только проявляй милосердие, сострадание, радость и уравновешенность".
[1]




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.004 с.)