Введение. Немного об истории тибетской медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Немного об истории тибетской медицины.



Э. Ю. Кушниренко

Два цветка на древе медицины

 

 

Медицинские традиции Индии и Китая в древности.

Происхождение тибетской медицины.

Тибетская медицина в России.

Трактат "Чжуд-Ши".

Четыре веды и происхождение индийской медицины.

Философия аюрведической медицины.

Санкхья. Цикличность времени.

Санкхья. Сознание и материя - Пуруша и Пракрити.

Качества Пракрити-гуны.

Взаимодействие Пуруши и Пракрити.

Стихии - этапы развития Пракрити.

Санкхья о человеке.

Два потока миропроявления.

Европейские науки о Земле.

Индивидуальные сознания.Многочисленные боги Индии.

Жизнь в представлениях Востока и Запада.

Два потока Пракрити в человеческом теле.

И, наконец, - аюрведическая медицина:учение о трех дошах.

Сознание - два подхода к проблеме.

Два вида знания - интеллектуальное и непосредственное.

Три доши и гомеостаз организма.

Движение и дыхание в организме.Вата-доша и проявление в ней трех гун.

Праны - пять модификаций вата-доши в человеческом теле

Взаимозависимость пяти пран.

Несколько слов о пранаяме.

Как пища превращается в энергию.(Физиологические представления об этапах биохимических превращений).

Как происходит "горение".

Пять разновидностей питта-доши.

Питта-доша в аспекте тамас

Питта-доша в аспекте раджас

Питта-доша в аспекте саттва. Манас и буддхи.

Выделение и поглощение энергии.

Возрастные изменения трех дош.

Три доши как управляющие процессы в организме.

Жизненная теплота.

Как определить уровень жизненной теплоты.

Жизненная теплота и цвет.

Подход математика к жизненной теплоте.

Микродвижения и понятие жизненной теплоты.

Демографические аспекты состояния жизненной теплоты.

1. Признаки усиления вата-доши.

2. Признаки усиления питта-доши.

3. Признаки усиления каппха-доши.


Каппха-доша - "холодная" и самая устойчивая из дош, ее усиление - это чрезмерная выработка организмом вначале слизистых секретов, а потом и соединительных тканей. Как и вата-доша, и пит-та-доша, усиленная каппха-доша, прежде всего, проявляет себя в сфере психического. Изменения мироощущения и некоторые детали поведения меняются прежде, чем появляются конкретные физиологические признаки расстройств. Усиление каппха-доши приводит к уменьшению жизненной теплоты.
Признаки усиления приведены в таблице 3 - в первом столбце говорится о норме, во втором - о небольшом усилении, которое может быть связано просто с сезоном года, в третьем - о расстройстве, которое уже нуждается в коррекции пищей и образом жизни.
Эмоциональный отклик на стрессовую ситуацию каппха-доши, самой устойчивой из дош, очень своеобразен - это излишняя замкнутость, которая зачастую просто маскирует чувство ненужности, чувство уязвимости и беззащитности.

Таблица 3. Признаки усиления каппха-доши.

Предварительные сведения.

Десять типов Пракрити тела.

Тип вата

Тип питта.

Тип каппха.

Договоримся о терминах...

1. Вата-питта. (Подвижность и энергия).

2. Питта-вата. (Энергия и подвижность).

3. Вата-каппха. (Подвижность и устойчивость).

4. Каппха-вата. (Выносливость и подвижность).

5. Питта-каппха. (Энергия и сила).

6. Каппха-питта.(Сила и энергия)

7. Тройная доша: вата-питта-каппха

.

В людях такого типа, как говорят, ни одна доша не стягивает одеяло на себя и, следовательно, и в телосложении, и в пищеварении, и в психических характеристиках такого человека все будет гармонично и совершенно.
В их телосложении сочетаются пропорциональность, подвижность и легкость, сила и выносливость. Это тип абсолютной физиологической нормы и полной ясности сознания. Если тело, душа и разум саттвичны, здоровье - идеально. Таким типом телосложения, по преданию, обладал Будда.
Считается, что в наш век Кали-юги тройной тип встречается чрезвычайно редко.

Научные классификации типов конституции.

 

Предисловие.

"Здоровье нужно, чтобы успешно вести светские и религиозные дела,
и дожить до глубокой старости, не болея"
"Чжуд-ши", памятник средневековой тибетской культуры.

Автор сразу должен предупредить читателя: эта книга не содержит никаких советов относительно лечения болезней. Лечение болезней - забота врачей, они профессионалы и умеют это делать. У современной медицины богатейший арсенал лекарств и мощная диагностическая техника, современная хирургия творит чудеса.
Эта книга не о врачевании, она целиком посвящена учению индо-тибетской медицины о сохранении здоровья. В ней говорится о том, как, умело пользуясь полученным от Природы и родителей телом, "дожить до глубокой старости, не болея".
Почему читателю для сохранения здоровья предлагаются методы индо-тибетской медицины? Этих причин, по крайней мере, четыре.
Первая состоит в том, что этим традициям в высшей степени присущ системный подход, они рассматривают человека в единстве с окружающим его миром, как открытую систему, как часть огромной Вселенной, живущую по тем же законам. Тип нашего телосложения, климат, в котором мы живем, пища, которую мы едим - все это связано между собой, и описывается в одних и тех же терминах.
Вторая причина заключается в том, что общий системный подход этих медицинских традиций прошел длительную апробацию. Индийская медицина существует несколько тысячелетий, тибетская медицина моложе - ей немногим более тысячи лет. За это время подход обеих к лечению болезней и сохранению здоровья проверен на миллионах людей, он не содержит в себе никаких опасных новшеств.
Третья, немаловажная в наших российских условиях, причина состоит в доступности этого метода. Приемы индо-тибетской медицины, употребляемые для распознавания общего состояния, определения типа телосложения, разумного выбора пищи, не требуют ни специальных лабораторий, ни дорогостоящих приборов. Не требуется никаких других инструментов и приспособлений, кроме тех, которыми наделила всех нас Природа, - слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния. Традиция только предлагает метод, с помощью которого каждый человек может научиться правильно понимать те сигналы, которые посылают ему органы чувств, и грамотно реагировать на них. Традиция только объясняет, каким образом нужно "слушать" те советы, которые подает нам инстинкт самосохранения, присущий всему живому. Она помогает довести до сведения нашего болтливого рассудка то инстинктивное знание, которым наделено всякое живое существо, и благодаря которому совершенно необразованные кошки находят нужные травы для лечения, а собаки, даже самые ленивые, усердно зевают и тянутся по утрам, чтобы содержать в порядке свои связки и сухожилия.
И, наконец, последняя четвертая причина состоит в том, что общий системный подход индо-тибетской медицины позволяет выработать каждому некоторый личный критерий, помогающий сориентироваться в том море рекомендаций о здоровом образе жизни, которыми ныне так богаты наши книжные прилавки.
Относительно здоровья справедлива старая поговорка: "что имеем, не храним, потерявши - плачем". Современная медицина успешно лечит многие болезни, но мы все уже понимаем, что если болезни - это отсутствие здоровья, то здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней. Появляются многочисленные рекомендации о том, как сохранить здоровье, люди по крохам собирают утерянные старинные рецепты, энтузиасты здорового образа жизни делятся с миром своим опытом. Голодание и различные диеты, разнообразные дыхательные упражнения, массаж, ныряние в ванну с ледяной водой...
Иногда эти рекомендации весьма древние, какими-то приемами в России еще пользовались в прошлом веке, кое-что заимствовано из восточных источников - причем зачастую заимствуется только малая часть целостной системы, - но встречаются и совершенно новые, оригинальные разработки.
Какими из них следует пользоваться? Следует ли "садиться на диету", чтобы похудеть? Где лучше провести отпуск - в Сочи, на собственном дачном участке или махнуть на байдарках на русский Север? Помогают ли вообще все эти рекомендации возвратить здоровье или хотя бы сохранить его?
Известно, что одним людям какие-то приемы помогают, другим - нет, а для третьих они просто опасны. Все это вообще напоминает ситуацию в древней Месопотамии, описанную Плутархом: когда тамошние медики не могли излечить болезнь, родственники выносили больного на базар и спрашивали у прохожих, не знают ли они способов исцеления этого недуга.
Разумеется, никто не может оспаривать пользу специальных приемов дыхания, лечебных травяных чаев, водных процедур или физических нагрузок. В наше время необходимы особые усилия, чтобы сохранить здоровье, и как можно позже стать стонущим завсегдатаем больниц и клиник. И здесь индо-тибетская традиция может оказаться чрезвычайно полезной - она дает общий подход, систему знаний о том, как сохранять здоровье, сообразуясь со своим типом телосложения, возрастом, профессией и даже временем года.
Известно, что нет ничего практичнее хорошей теории, общий метод, всегда можно применить к любому частному случаю. Усвоив общий подход, научившись анализировать свои ощущения, мы увереннее можем судить, следует ли испробовать на себе какие-то новые способы оздоровления. Решившись же опробовать что-нибудь, мы, пользуясь этим методом, всегда сможем проконтролировать последовавшее воздействие на наше здоровье, и оценить приемлемость для себя тех или иных рекомендаций.
Общий подход индо-тибетской медицины вкратце можно описать следующим образом. В человеческом теле, как и в теле любого живого существа, каждую секунду происходит множество физиологических событий. Из всех многочисленных процессов, происходящих в живой системе, создатели индо-тибетской традиции выделили три основных, управляющих процесса, связанных с движением, выработкой энергии и с созданием определенных биоорганических структур в живой системе.
У разных людей соотношение между этими тремя процессами различно, оно передается от родителей и влияет на тип телосложения (тип конституции). От типа конституции зависят те небольшие, "закономерные" расстройства трех основных процессов, которые неизбежно возникают из-за смены времен года, особенностей нашей жизни и питания, реакций на житейские невзгоды.
Любое расстройство основных процессов в организме непременно заявит о себе, но первые проявления этих расстройств так незначительны и нетревожны, что отметить их можно, только зная, на что именно следует обращать внимание. Вовремя замеченные, небольшие неполадки легко приводятся в порядок.
Когда отклонения от нормы трех основных процессов еще невелики, их можно устранить с помощью образа жизни, под которым традиция понимает "деяния тела, речи и души", а также употреблением определенной пищи и лекарственных трав. Их воздействие на три основных процесса традиция определяет с помощью учения о вкусах и свойствах пищи и лекарственных средств.
Если не принимать никаких мер по коррекции небольших расстройств, они могут стать болезнями, особенно когда продолжает действовать причина, их вызывающая.


Терминология.



Процессы, проходящие в теле, тип конституции, "деяния тела, речи и души", пищу, лекарственные средства, их вкусы и свойства, даже климат - все это индо-тибетская традиция описывает в одних и тех же терминах.
Термины эти непривычны для нас, чтобы их хоть как-то понять, приходится искать сходные понятия и даже подходящие совокупности понятий в нашей (европейской) научной традиции. Если же мы хотим воспользоваться этим знанием, его нужно не только понять, но и привыкнуть к нему, запомнить некоторые положения, научиться их применять.
В этой книге основные понятия индо-тибетской медицины даны в их санскритском варианте, хотя кроме него существуют и тибетское, и монгольские и русские аналоги. И все же индийская аюрведическая медицина - возможно, самая древняя медицина человечества - записана именно на санскрите, да и звучание терминов на санскрите, праотце многих европейских и славянских языков, для русского уха естественнее, чем их звучание на тибетском или монгольском языках. Буквальный же перевод терминов на русский язык неизбежно вызовет у читателя разнообразные ассоциации, которые могут помешать правильному восприятию смысла общего подхода.
Для справки в главе 3 приводятся названия трех основных процессов не только на санскрите, но и на русском, монгольском, тибетском языках, а также на латыни.
Немного о литературных источниках. В последние годы у нас издано несколько хороших книг по индийской (аюрведической) и по тибетской медицине. В 1992 году вышла прекрасная книга Ди-пака Чопры "Идеальное здоровье" [21]. Общая идеология ее опирается на аюрведическую медицину, и это, пожалуй, первая книга, посвященная не лечению болезней, а сохранению здоровья. К сожалению, она ориентирована на американского читателя, и не учитывает ни специфики русского климата, ни особенностей нашего набора продуктов питания.
В 1989 году опубликован сделанный Д.Б.Дашиевым перевод классического труда по тибетской медицине "Чжуд-ши" - первое издание этого памятника культуры в России с начала века [20, 28]. Книга мгновенно была раскуплена, но энтузиазм страждущих быстро угас: непривычная терминология, трудности изложения и понимания. Увы, это совсем не похоже на популярные труды о голодании или сыроядении. Печальный факт, но в какой-то мере предусмотренный авторами трактата "Чжуд-ши": медицинская наука, западная или восточная, должна усваиваться кропотливо и вдумчиво.
Как все буддийские понятия, термины тибетской медицины имеют несколько уровней толкования - от самых буквальных до весьма абстрактных; классификация же болезней в "Чжуд-ши" отлична от европейской. Книга, будучи изданной, оказалась "закрытой" для массового читателя, ее рекомендациями почти невозможно воспользоваться для лечения или самолечения. Это совсем не плохо, потому что нет ничего опасней самозванных лекарей, не даром обучение студентов на медицинских факультетах буддийских университетов длится более десяти лет. К сожалению, одновременно "закрытым" оказалось и замечательное учение о правильном образе жизни, сохраняющем здоровье и долголетие - удивительная сокровищница знаний и рекомендаций, учитывающая индивидуальные особенности человека.
Тибетская медицина возникла в стране с суровым климатом, природа которой сильно отличается от природы солнечной Индии, откуда вместе с буддизмом пришла в Тибет и аюрведическая медицина. Восприняв ее основные понятия, тибетские врачи проделали огромную творческую работу, применив общий подход индийской медицины в условиях сурового высокогорного климата. Они сумели заменить местными лекарственными растениями дорогостоящее привозное сырье, нашли новые диеты, опирающиеся на возможности местного земледелия и скотоводства. Более того, они обогатили аюрведические приемы диагностики и лечения, воспользовавшись опытом местных тибетских лекарей и приемами китайской медицины [18].
Разумеется, "Чжуд-ши" не содержит рекомендаций на все слу-oчаи жизни, для всех людей, климатов и жизненных ситуаций. Согласитесь, это невозможно. В ней содержится нечто большее - общий подход, приспособленный к климато-географическим условиям, весьма суровым.
Традиция считает, что у человека разумного всегда хватит воли, чтобы не совершать ни телом, ни душой, ни речью таких деяний, которые сокрушают его здоровье. Разобравшись в основных понятиях индо- тибетской традиции, можно научиться понимать тот язык, на котором тело объясняет нам, что ему нужно, чего ему не хватает, и где мы нарушаем законы его жизни, доводя себя до болезней и психических срывов.
"Нет ничего в мире, что не могло бы быть, лекарством" - говорится в медицинском каноне "Чжуд- ши". Наше жилье, одежда, пища, наши привычки и наши чувства, все наши мысли, действия и речи могут либо укреплять наше здоровья, либо непоправимо расшатывать его. Все это может быть лекарством, и как всякое лекарство, принятое не по назначению, не вовремя, и в неправильной дозе может не исцелить, а непоправимо навредить.
Хотелось бы, чтобы эта книга помогла читателю воспользоваться учением индо-тибетской традиции о способах контроля над общим состоянием организма и рекомендациями о здоровом образе жизни, применительно к своему типу конституции и климату России.
Подчеркнем последнее обстоятельство: нет универсальных диет, нет универсального образа жизни. То, что полезно в Калифорнии, не всегда можно применить на Камчатке. Прекрасная система питания и образ жизни абхазских долгожителей не могут быть механически использованы жителями Забайкалья. У России своя судьба, и на ее перепутьях мы, к сожалению, почти утратили свой, русский этнический опыт приспособления к нашим климато-географическим условиям. В сущности, нам еще придется восстанавливать (и создавать) систему питания и образа жизни. Общий подход восточной традиции, переосмысленный для нашей веры, для нашей культуры, совмещенный с национальными особенностями, условиями жизни и климатом, может окажется здесь чрезвычайно полезным. Возможно, традиция, которая апеллирует к разуму, воле и врожденной "лаборатории" ощущений человека, успешно привьется на российской Земле, и на русской почве эти древние семена, проросши, дадут совершенно неожиданные плоды, как уже не раз случалось в истории культуры.

Предлагаемая вниманию читателей книга является научно-популярным изложением концепций и
понятий индо-тибетской медицины. Такое изложение стало возможным только потому, что, с одной стороны, сейчас все более современными методами продолжается изучение человеческого организма и ведется изучение восточных медицинских традиций с точки зрения современной науки (у нас в стране, в Бурятии в этом направлении давно и успешно работают ученые Бурятского филиала РАН [17,18, 22]), а, с другой стороны, существует живая традиция и реально практикующие врачи этих направлений. В изучении индо-тибетской медицины, обладающей достоинствами системного подхода, принимают участие не только медики, биологи и физиологи, но и представители других наук, в том числе математики и физики; к числу последних принадлежит и автор этой книги.
Насколько удалась попытка - интерпретировать восточные понятия в терминах западной физиологии, биологии, физики и математики, и сделать их доступными для восприятия и усвоения - судить читателю.

 

Качества Пракрити-гуны.



О первоначальной природе Пракрити до миропроявления Санкхья говорит, что она еще не материя, а только возможность, потенция материального мира. Она обладает тремя вечными качествами - гуна-ми. (Буквальный перевод слова гуна - "качество".) Гуны - это формы Пракрити, причем в состоянии непроявленности они находятся в таком точном соответствии, таком динамическом равновесии, что ни одна из них не может преодолеть другие, ни одна не преобладает, и поэтому до тех пор, пока Пуруша не нарушает этого устойчивого напряжения гун, Пракрити не может проявиться.
Гуны называются саттва, раджас и тамас.
Тамас есть качество инертности, плотности, тяжести. Тамасом обусловлена материальность проявленного мира, он оказывает сопротивление любой силе, любому изменению, в нем преобладает тенденция к непроявлению.
Саттва есть качество восприимчивости, прозрачности, легкости, ясности. Саттвой обусловлена тенденция к проявлению, и на каждом этапе эволюции Пракрити в саттве содержится вся полнота возможностей, стремление принять совершенную форму.
Раджас - это действующая сила, с ним связаны активность, подвижность, способность к действию и трансформации. Именно раджас осуществляет любое изменение, любую реализацию идеальных саттвичных качеств в реальные тамасические, и он же осуществляет обратное изменение, сообщая инертному, материальному объекту саттвичные свойства восприимчивости или легкости.
В человеке гуны особенно видны в его эмоциональных проявлениях:

"Мрак присущ гуне тамас, она известна как заблужденье, лень, тяжесть.
Признак ее - беззаконие, постоянно присущее злодеям,
Деятельность по сути вызывается гуной раджас,
Раджас причиняет измененья.
Ясность во всех существах, благочестие, легкость -
Таков образ саттвы. Легкость с праведностью схожа."
("Махабхарата", книга XIV, "Анугмта").

Как только начинается контакт Пуруши и Пракрити - равновесие гун нарушается. Пуруша дает толчок к проявлению Пракрити и становится далее свидетелем всех ее манифестаций. Если до первого взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити гуны точно соответствовали друг другу и находились в состоянии напряжения, переходя друг в друга, то после взаимодействия с Пурушей это деятельное равновесие гун необратимо исчезает, и Пракрити начинает переходить в проявленное состояние.
Санкхья подчеркивает, что о гунах нельзя говорить по отдельности, они всегда присутствуют все три. Ткань мира словно соткана из нитей, "скрученных из трех прядей". Меняется соотношение между гунами в различных объектах, в одних преобладает гуна тамас, в других - гуна раджас или саттва, но они всегда присутствуют все вместе, "переходя друг в друга, постоянно друг друга вытесняя..." ("Анугита" [8]).
После первого "толчка" Пракрити развивается по своим законам, подобно тому, как образуется облако и проливается дождем, если воздух вдруг станет холодным. И подобно тому, как переливы ткани зависят от цветов нитей и их толщины, так и качества проявляющейся материи зависят от соотношения гун. Сперва эта ткань мира светла и прозрачна, но постепенно она темнеет и грубеет. Санкхья выделяет несколько ступеней, несколько этапов миропроявлёния.
На исходе Великой Ночи Брамы первым образуется Всеобщее сознание - Махат (Великий), его считают еще Душой Мира, Владыкой, Творцом... Он - первое дитя пробуждающегося Мира. (Подобно этому, считают последователи Санкхьи, при пробуждении человека после глубокого сна, первым включается его сознание - буддхи, индивидуальное сознание, отражение всеобщего Махата в единичном - солнце, отраженное в капле воды.)
После появления Махата каждая из трех гун проявляется по-своему, сообщая рождающемуся миру свои особые качества.
Гуна тамас способствует уплотнению материи, в аспекте гуны тамас миры, проявляясь, становятся все более материальными, тяжелыми, грубыми. Благодаря гуне тамас в мире существуют стихии - пространство, воздух, огонь, вода, земля.
Гуна саттва проявляется в материи, как способность к восприятию. Это способность вещества реагировать на другие вещества и силы, это способность живой системы воспринимать движение, звук, свет, тяжесть. Благодаря гуне саттва в мире существует сознание.
Гуна раджас проявляется, как сила, как энергия, она участвует
как в процессе уплотнения вместе с гуной тамас, так и в процессе восприятия, вместе с гуной саттва. Благодаря гуне раджас в мире существует способность к действию.
По сути, для описания развития Вселенной используется только три параметра: раджас, тамас и саттва - энергия, материя и способность вещества реагировать на другое вещество, меняя свои свойства и трансформируясь.
Все, что проявляется во Вселенной, состоит из пяти стихий: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Приобретая различные качества, содержа в себе гуны в различных пропорциях, они составляют все разнообразие мира. И человек, и растения - все живое и неживое - состоит из пяти стихий или их комбинаций, и все содержит в той или иной мере способность действовать и способность сознавать.


Санкхья о человеке.



Человек подобен большой Вселенной. Это одна из наидревнейших идей, ее исповедывали не только индусы, но и египтяне: "Наверху также, как и внизу" говорится в "Изумрудных скрижалях" Гермеса Трисмегиста. Человек соединяет в себе обе линии эволюции Пракрита, берущие свое начало от Махата: в нем есть аханкара - принцип личности, манас, буддхи, 5 органов чувств и 5 органов действий, тело его состоит из 5 стихий, которые в своих комбинациях обуславливают все многообразие и тонкость его физических и психических проявлений.
По Санкхье существует бесчисленное количество душ, которые по природе своей чисты и неизменны, но, соединенные со Вселенной, они начинают принимать бесчисленные телесные формы. Одушевляя живые существа, они переживают радость и печаль, становятся подверженными страху и беспокойству. Человек содержит в себе отблеск Безначального, Вечного Брахмо, и этот индивидуальный отблеск индусы называют бессмертным Атманом человека.

"Огонь, пребывающий в полене, не увидать, расщепив палено.
Так и Атмана, пребывающего в теле, можно видеть только силой йоги".
Эти представления и стали основанием аюрведической медицины. Санкхья дуалистична. Это значит, что она разграничивает побуждающий к действию и проявлению Дух, и Пракрити - материальную, так сказать, компоненту Вселенной, которая, будучи побуждаема к проявлению Пурушей, Всемирным Безначальным Духом, начинает развиваться по своим законам, образуя мир разума, мир стихий, мир Природы.
Дуалистичность мира отмечают почти все религии, и почти во всех религиях Дух, осознавший свое отличие от материи, высоко мерно отметает ее, как иллюзию, нечистоту, грех. Индуизм не составляет исключения:

"Вошедший в тело, связанный телом осознавать себя должен
как среди падали, заключенный в нерасторжимые узы…"

("Махабхарата", книга XII, "Мокшадхарма", глава 214).
Встречаются тексты и более откровенные:

"(Этот) полный слизи, мочи, с острым запахом кала,
возникший от смешения семени и крови, из мяса и костей состоящий,
Опутанный сотнями жил, нечистый девятивратный город…"

("Махабхарата", книга XII, "Мокшадхарма", глава 215).

Девятивратный город - это человеческое тело, по числу отверстий у мужчины; у женщины "город" - двенадцативратный. (Город отличен от "горожанина" - Пуруши, живущего по своим законам и взаимодействующего с Пракрити только в ее саттвичных проявлениях).
Почти во всех религиях попытка просветления, приобщения к святости, требует воздержания и различной трудности аскетических ограничений. Это во всех традициях относится к мужчинам.
Что касается женщин, то путь для них, по-видимому, отличается своими особенностями, но в текстах об этом говорится крайне скудно и сдержанно. В женщине более выражена природа материи, Пракрити. Мужчина более причастен Духу.
Не определяя конечных целей, ради которых происходит развертывание Вселенной, Санкхья утверждает, что человек может освободиться от оков невежества и страдания, поскольку Природа, проявляясь в теле человека, может становиться все более саттвичной и, следовательно, все более сознательной. В бесконечном круговороте миропроявления все более саттвичными должны становится все существа. Личными усилиями и молитвами праведников души в новых воплощениях поднимаются, "попадая во все более чистые лона", выполняя все более тонкие и сложные задачи в этом мире, и, наконец, достигают освобождения, приобщаясь к тем, кто помогает этому миру идти по дороге просветления. Однако может случиться и так, что неправедная жизнь и поглощенность мирскими заботами и страстями, преобладание в чувствах гуны тамас и гуны раджас, приводят человека к воплощению в "дурных лонах", рождению и жизни в тяжелых условиях. Следует отметить, что Будда проповедовал "срединный путь", отвергающий как жестокую аскезу, так и потакание своим прихотям и страстям. В своей первой проповеди, произнесенной в маленьком городке Сарнаттхе, он говорил: "Позвольте мне, о бхикшу, учить вас среднему пути, который проходит, минуя обе крайности. Посредством страдания истощенный верующий создает в своем уме беспорядок и болезненные мысли. Самоподавление не ведет даже к мирскому знанию; насколько же менее - к победе над чувствами!"
Новые веяния в древнюю установку - пренебрежения материей, отказа от нее - принес в XX веке известный философ, йог, создатель новой "Интегральной йоги" Ауробиндо Гхош [4]. В ашраме (школе- общине), который он основал недалеко от индийского города Пондишери, была предпринята поистине героическая попытка изменения материи тела не для избранных, но для многих, в том числе и для людей, чье сознание вовсе не толкает их на путь самосовершенствования. Там родилась прекрасная идея строительства города будущего - Ауровилля, куда приглашались все желающие идти этим путем.
В книге "Синтез йоги" [4] Ауробиндо Гхош пишет: "Немыслима поэтому такая интегральная Йога, которая игнорирует тело или делает его умерщвление или его брезгливое непринятие необходимыми условиями для совершенной духовности. Скорее, совершенство тела должно быть также и окончательным триумфом Духа, а божественность телесной жизни - последней печатью Божества на Его работе в Универсуме. Препятствия, которые физическое начало ставит на пути начала духовного, не есть аргумент для отвержения физического".
Как мы относимся к собственному телу?
Ощущаем ли мы - не на уровне разума, а непосредственно, на уровне чувства-ощущения! - отличие между нашей физической природой и духовным бытием? Чувствуем ли мы непосредственно, в себе, тот крест материи и духа, на котором распято человечество?
А если чувствуем и осознаем, то как же все-таки мы относимся к телу, к его жажде жизни и наслаждения, к его страхам и лени, тяжести и болезнями? Умеем ли мы быть благодарными Природе за жизнь, наполняющую нас? Благодарными каждой клеточкой, каждым дыханием? Или же мы непрестанно принуждаем наше тело, заставляем его действовать, не считаясь с его законами, его усталостью?
Возможно, наш путь - не в умерщвлении плоти и не во властном принуждении ее ("Мы не можем ждать милостей от Природы"...), и не в потакании инстинктам, прихотям и страстям, а в поисках путей для разумного сосуществования и возможного дальнейшего ее совершенствования.
Человечество на пороге XXI века начинает осознавать ценность жизни. И не только своей, но каждого живого существа, каждого ростка и минерала. Мы учимся беречь - и какой ценой! - первозданную чистоту земли, воды и воздуха. Мы возвращаемся к целостному видению мира, и да поможет нам Дух Премудрости, Святая София снова познать его единство и красоту.

 

Два потока миропроявления.


Итак, Санкхья считает, что перед началом миропроявления существуют двое: Пуруша - абсолютное сознание и Пракрити - непроявленная потенциальная материя. Пракрити не проявлена только потому, что все ее качества - гуны - находятся в очень точном соответствии, в идеальном равновесии друг с другом. Ни одна из них не преобладает, и потому нет тенденции к проявлению.
В первом акте взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити Пуруша взаимодействует с гуной саттва - качеством ясности, прозрачности, полнейшей восприимчивости к воздействиям, - нарушая тем самым идеальное равновесие гун в Пракрити. В результате этого взаимодействия проявляется Махат, Великий Разум - абсолютно сознательная, тончайшая субстанция, о которой индусы говорят: Единый, Бесконечный. Он лишен всякой дифференцированноcти.
Принцип дифференцированности, квантованности, отделенности одного объекта от другого, принцип личности - аханкара - появляется на следующем этапе развития,
(Та Вселенная, о которой мы хоть что-то знаем благодаря науке, непредставима без этого принципа. Во Вселенной вещество дифференцировано обязательно. Оно включает в себя хорошо знакомые по школьной физике протоны, нейтроны, электроны и множество других так называемых элементарных частиц. Частицы объединяются в атомы, атомы связываются между собой, образуя молекулы)...
Итак, в дальнейшем проявлении Вселенной участвуют уже трое:
Пуруша, изменившаяся Пракрити, Махат. Все продукты их взаимо действия и развития подчинены принципу аханкары - они ограничены, обособлены, дифференцированы.
Все, что далее возникает в Мире, есть результат трансформаций, происходящих с изменившейся Пракрити, Пуруша только присутствует при этом в "продуктах развития". Он - необходимый компонент сознания, в его отсутствие сознания просто нет. Без него нет и развития. Но сам он в процессе проявления Вселенной не изменяется. Изменениям подвержена Пракрити.
Далее мы рассматриваем картину развития мира и "судьбу участников" этой Великой Игры в отдельности. Но это происходит только потому, что человеческий разум может понять и описать сложный процесс их взаимодействия лишь упрощая его, и выделяя мысленно отдельные потоки из всеобщего Единого потока. Мир един в своем становлении и проявлении. Познавая и описывая его, мы вынужденно раздробляем это единство.
Эволюция Пракрити идет в двух направлениях, как бы двумя потоками: в одном преобладает гуна тамас, в другом - гуна саттва. В том потоке, где преобладает гуна тамас (инертность, покой), развиваются материальные формы пяти стихий. В том потоке, в котором преобладает гуна саттва (восприимчивость, прозрачность), Пракрити получает возможность реагировать и воспринимать окружающее, быть чувствительной к воздействиям. У живых существ эта способность станет впоследствии органами ощущений, а также той разновидностью сознания, которая воспринимает эти ощущения - манасом, и собственно сознанием, разумом - буддхи. Гуна раджас как сила, энергия - принимает участие в обеих ветвях развития и присутствует в их результатах.
Если массу веществу создает гуна тамас, то способность вещества реагировать на какие-то процессы или другое вещество создается гуной саттва. Некоторой иллюстрацией к этому положению может служить закон тяготения. В терминах Санкхьи масса вещества - это проявление свойств тамаса. А вот то, что эта масса реагирует на другую массу, притягивается к ней - это проявление гуны саттва, Сила, энергия их взаимодействия - это проявление гуны раджас. Мы знаем, с какой силой притягиваются две массы друг к другу, но мы не знаем достоверно, почему это происходит.
Санкхья принимает определенный порядок в разворачивании стихий. Вначале развивается пространство - акаша. Это не то трехмерное пространство, в котором мы живем, а нечто неизвестное нам, "вместилище всех форм, чья сущность - звук", это пространство, обладающее способностью вибрировать, т.е. периодически претерпевать сжатия и разрежения.
Следующий этап развития - стихия воздуха, овеществленный принцип движения. Затем проявляется стихия огня, реализующая себя в виде света и тепла; следующей возникает стихия воды - субстанция более плотная, чем предыдущие, она существует благодаря силам связи. И последний этап в развитии стихий -появление наиболее тамасической, наиболее плотной стихии -земли, "которая всему служит опорой". (Некоторые тексты приписывают стихии земли связь "посредством притяжения", но, разумеется, это не притяжение в европейском смысле; китайские тексты приписывают ей также "способность приумножать, быть плодородной").


Европейские науки о Земле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.02 с.)