Философия аюрведической медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия аюрведической медицины.





Гимны и ритуальные формулы Вед стали неиссякаемым источником для многочисленных "упанишад" и почти всех систем индийской философии, ира-т-зай буквально означает "сидя у ног". Это - наставления и объяснения, которые получал ученик, сидя у ног учителя. Некоторые упанишады, весьма авторитетные в Индии (например, "Шветешватара-упанишада" [5]), издавались у нас даже при социализме - после поездки Хрущева в Индию в 50-х годах, хотя трудно представить себе что-нибудь менее "материалистическое".
Философских систем в Индии много, шесть из них считаются основными. Большинство философских систем признает авторитет Вед. Такие философские системы - это героические попытки заключить в жесткую, стройно-логическую конструкцию ума вдохновенные гимны создателей Вед, великих просветленных Риши, Учителей.
В этих системах есть некоторые общие представления, - все они считают, что миры уже многократно возникали и вновь исчезали (Дни и Ночи Брамы), что существует длительный путь души к совершенству через многочисленные ее воплощения в физических телах и, наконец, во всех философских системах фигурируют стихии: пространство, воздух, огонь, вода и земля - основные первоэлементы, созидающие тело мира.
Понятие о стихиях свойственно не только Индии, но почти всему Древнему миру, в том числе и Китаю, и Средиземноморью. Каждая культура по-своему выбирала набор основных первоэлементов, из которых "построено" тело Вселенной. Меньше всех повезло пространству. Не все системы индийской философии включали его в состав стихий, в Средиземноморье оно перекочевало в виде эфира, в Китае в явном виде его не использовали.
Представление о стихиях оказалось очень живучим, стихии дожили до наших дней и спокойно угнездились в науке, в виде представлений об агрегатных состояниях вещества: газообразном ("воздух"), плазменном ("огонь"), жидком ("вода") и твердом ("земля"). Что касается пространства, или эфира, то еще в начале нашего века эта тончайшая субстанция считалась средой, в которой распространяется свет, и известные физики Майкельсон и Морли исследовали взаимодействие света и эфира в весьма точных и изящных опытах, после чего такая концепция пространства-эфира была физикой отвергнута.
Традиция аюрведической медицины опиралась на философскую концепцию Санкхьи, древнейшей системы индийской философии. Точнее - аюрведическая медицина была тем полигоном, на котором Санкхья проверяла правильность своей философской концепции и возможность описывать мир в своей системе понятий. С. Рад-хакришнан в книге "Индийская философия" [12] пишет: "Слово "санкхья" некоторые выводят из ааткпуа, что означает "число", и объясняют такое название системы тем, что она дает аналитическое перечисление принципов космоса. Но такая тенденция к перечислению является обычной для всех индийских систем мышления. В старых текстах термин "санкхья" употребляется в смысле философского размышления, а не числовых подсчетов". Некоторые исследователи считают, что Пифагор был знаком с Санкхьей и находился под ее влиянием.
Предание единодушно приписывает авторство первой книги о Санкхье индийскому философу Капиле. Все использованные им понятия были в те времена уже в ходу, все были достаточно общеизвестны, книга была написана в тот период, когда индийская мысль отмежевывалась от буддизма и оформляла свои воззрения - дотоле рассеянные по многочисленным упанишадам в отдельные философские школы со своей литературой и системой духовной практики.
Вселенная и человек в Санкхье едины, существуют по общим законам, следовательно, фундаментальные понятия философии применимы и при создании теоретичеких основ медицины. Поскольку для понимания здоровья и болезни человека используются те же категории, что и для описания Вселенной, теоретические положения аюрведической медицины и ее успешная практика являются еще одним доказательством справедливости космогонических гипотез. "Мы принимаем эти изречения за достоверные потому, - пишет С. Радхакришнан в главе, посвященной Санкхье, - что их авторитет установлен... в других областях познания - таких, какАюрведа".
Помимо Аюрведы, Санкхья стала опорой также для классической йоги. "Йога-сутры" Патанджали [11] считаются до сих пор авторитетнейшим трудом в области практик сосредоточения. Конечной целью человека Индия всегда считала Освобождение (мокшу) от цепей бесконечных воплощений - бесконечно повторяющихся рождений, житейских заблуждений и мук, болезней и смертей. Для освобождения от уз материи, считали практичные индийские философы, нужно хорошо понимать, что представляет собой природа человеческого тела, и в каких отношениях она находится с душой и интеллектом. Санкхья исповедовала путь спасения от оков материи с помощью познания, йога - с помощью активных усилий, активной работы с телом и сознанием.
Оба пути опирались на философские воззрения Санкхьи.
Не только врачи и йоги черпали в Санкхье представления о Вселенной, человеке и пути Освобождения. Поэты также припадали к этому источнику. В великолепном поэтическом эпосе Индии "Ма-хабхарата" Санкхья изложена в стихах. Хорошо известные у нас в России части этого эпоса - "Бхагавадгита" и "Анугита" [8] - в своих космогонических и философских построениях опираются на Санкхью (особенно последняя).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)