Санкхья. Сознание и материя - Пуруша и Пракрити. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкхья. Сознание и материя - Пуруша и Пракрити.





Единое, непознаваемое и вечное начало Вселенной индусы называют Брахмо, Брамой, Атманом; в упанишадах о Нем говорили, что Он есть Знание - Бытие - Блаженство; говорили, что в начале Дня Он, Единый, непостижимым образом превращается в два начала - Дух и материю... Различные системы индийской философии решали это вопрос по-разному.
Санкхья начинала рассмотрение мироздания с того момента, когда в просыпающейся Вселенной существовало не одно, а уже дза начала: вечная безначальная Природа (Пракрити), еще совершенно не проявленная, а существующая только как бы в потенции, как абсолютный объект для грядущих метаморфоз; и вечный безначальный Атман - абсолютное сознание, (которого в Санкхье чаще называли Пуруша - "горожанин", подчеркивая тем отличие его от "города" - материальной основы мира). И Санкхья и Йога признавали, что "Пракрити и Пуруша имеют единое начало, непроизводны и независимы", это "противоположности в пределах Целого", "различные аспекты Единой, вечной энергии Духа" [12], но таинство появления двух из одного, особенности превращения Единого в двойственность, их не занимали.
Атман (он же Пуруша) дает Пракрити первый толчок к проявлению, а затем он только познает проявленный мир, присутствуя во всех проявленных объектах. Он абсолютный субъект познания. Пуруша, по представлениям Санкхьи, только свидетель, только зритель разворачивания и сворачивания миров.


Качества Пракрити-гуны.



О первоначальной природе Пракрити до миропроявления Санкхья говорит, что она еще не материя, а только возможность, потенция материального мира. Она обладает тремя вечными качествами - гуна-ми. (Буквальный перевод слова гуна - "качество".) Гуны - это формы Пракрити, причем в состоянии непроявленности они находятся в таком точном соответствии, таком динамическом равновесии, что ни одна из них не может преодолеть другие, ни одна не преобладает, и поэтому до тех пор, пока Пуруша не нарушает этого устойчивого напряжения гун, Пракрити не может проявиться.
Гуны называются саттва, раджас и тамас.
Тамас есть качество инертности, плотности, тяжести. Тамасом обусловлена материальность проявленного мира, он оказывает сопротивление любой силе, любому изменению, в нем преобладает тенденция к непроявлению.
Саттва есть качество восприимчивости, прозрачности, легкости, ясности. Саттвой обусловлена тенденция к проявлению, и на каждом этапе эволюции Пракрити в саттве содержится вся полнота возможностей, стремление принять совершенную форму.
Раджас - это действующая сила, с ним связаны активность, подвижность, способность к действию и трансформации. Именно раджас осуществляет любое изменение, любую реализацию идеальных саттвичных качеств в реальные тамасические, и он же осуществляет обратное изменение, сообщая инертному, материальному объекту саттвичные свойства восприимчивости или легкости.
В человеке гуны особенно видны в его эмоциональных проявлениях:

"Мрак присущ гуне тамас, она известна как заблужденье, лень, тяжесть.
Признак ее - беззаконие, постоянно присущее злодеям,
Деятельность по сути вызывается гуной раджас,
Раджас причиняет измененья.
Ясность во всех существах, благочестие, легкость -
Таков образ саттвы. Легкость с праведностью схожа."
("Махабхарата", книга XIV, "Анугмта").

Как только начинается контакт Пуруши и Пракрити - равновесие гун нарушается. Пуруша дает толчок к проявлению Пракрити и становится далее свидетелем всех ее манифестаций. Если до первого взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити гуны точно соответствовали друг другу и находились в состоянии напряжения, переходя друг в друга, то после взаимодействия с Пурушей это деятельное равновесие гун необратимо исчезает, и Пракрити начинает переходить в проявленное состояние.
Санкхья подчеркивает, что о гунах нельзя говорить по отдельности, они всегда присутствуют все три. Ткань мира словно соткана из нитей, "скрученных из трех прядей". Меняется соотношение между гунами в различных объектах, в одних преобладает гуна тамас, в других - гуна раджас или саттва, но они всегда присутствуют все вместе, "переходя друг в друга, постоянно друг друга вытесняя..." ("Анугита" [8]).
После первого "толчка" Пракрити развивается по своим законам, подобно тому, как образуется облако и проливается дождем, если воздух вдруг станет холодным. И подобно тому, как переливы ткани зависят от цветов нитей и их толщины, так и качества проявляющейся материи зависят от соотношения гун. Сперва эта ткань мира светла и прозрачна, но постепенно она темнеет и грубеет. Санкхья выделяет несколько ступеней, несколько этапов миропроявлёния.
На исходе Великой Ночи Брамы первым образуется Всеобщее сознание - Махат (Великий), его считают еще Душой Мира, Владыкой, Творцом... Он - первое дитя пробуждающегося Мира. (Подобно этому, считают последователи Санкхьи, при пробуждении человека после глубокого сна, первым включается его сознание - буддхи, индивидуальное сознание, отражение всеобщего Махата в единичном - солнце, отраженное в капле воды.)
После появления Махата каждая из трех гун проявляется по-своему, сообщая рождающемуся миру свои особые качества.
Гуна тамас способствует уплотнению материи, в аспекте гуны тамас миры, проявляясь, становятся все более материальными, тяжелыми, грубыми. Благодаря гуне тамас в мире существуют стихии - пространство, воздух, огонь, вода, земля.
Гуна саттва проявляется в материи, как способность к восприятию. Это способность вещества реагировать на другие вещества и силы, это способность живой системы воспринимать движение, звук, свет, тяжесть. Благодаря гуне саттва в мире существует сознание.
Гуна раджас проявляется, как сила, как энергия, она участвует
как в процессе уплотнения вместе с гуной тамас, так и в процессе восприятия, вместе с гуной саттва. Благодаря гуне раджас в мире существует способность к действию.
По сути, для описания развития Вселенной используется только три параметра: раджас, тамас и саттва - энергия, материя и способность вещества реагировать на другое вещество, меняя свои свойства и трансформируясь.
Все, что проявляется во Вселенной, состоит из пяти стихий: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Приобретая различные качества, содержа в себе гуны в различных пропорциях, они составляют все разнообразие мира. И человек, и растения - все живое и неживое - состоит из пяти стихий или их комбинаций, и все содержит в той или иной мере способность действовать и способность сознавать.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.004 с.)