Глава 6. Жизненная теплота - представления о ней индо-тибетские и европейские. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Жизненная теплота - представления о ней индо-тибетские и европейские.



 

"... Удовлетворение естественных потребностей
жизни не является злом. Сохранять тело в добром здравии
- это обязанность, потону что иначе мы не сможем
привести в порядок светильник мудрости,
не сможем сохранять наш ум сильным и ясным".

Будда. Первая проповедь в Сариатхе.


Три доши как управляющие процессы в организме.



Итак, равновесие трех дош, под которым мы понимаем нормальное - для данного физиологического типа! - протекание этих трех процессов, обеспечивает и нормальный уровень жизненной теплоты организма. Расстройство трех дош - их чрезмерная или недостаточная активность - обязательно приводит либо к повышению, либо к понижению жизненной теплоты.
В течение года (от холода, ветра, жары, сухости или сырости) доши могут незначительно ("закономерно", как говорит традиция) расстраиваться - усиливаться или ослабляться - и, следовательно, вместе с ними будет меняться и уровень жизненной теплоты. Такие расстройства могут быть откорректированы надлежащим образом жизни и питанием - эти вопросы подробно разбираются в последующих главах, здесь же рассмотрим подробнее само понятие жизненной теплоты.
С помощью трех дош традиция выделяет очень существенные процессы в организме - процессы движения, процессы получения энергии и процессы синтеза. Однако рассматривая пять разновидностей каждой доши, нельзя не увидеть, что отмечены отнюдь не все процессы такого рода. Современные биологические науки так далеко ушли в познании живых систем, что читатель, даже знакомый с их достижениями только по популярной литературе, сразу отметит, что в описании функций трех дош "за кадром" остаются многие хорошо известные и жизненно-важные функции организма.
Вата-доша выделяет вовсе не все движения в организме. За гранью рассмотрения остаются электрохимическая деятельность, сложные процессы прохождения нервных импульсов вегетативной и центральной нервной систем, с помощью которых осуществляется управление в организме; никак не отражена в концепции пяти пран и гормональная активность организма и связанные с ней процессы.
Отнюдь не все известные каналы добывания энергии охватываются питта-дошей, сейчас биохимия весьма преуспела в этом рассмотрении.
Ну и, наконец, каппха-доша не включает в рассмотрение многие структурные составляющие человеческого тела, в том числе и святая святых всякой жизни - интимнейшие процессы создания нуклеиновых кислот - аппарат наследственности.
Напрашивается вывод о том, что индо-тибетская традиция и не ставила задачи полного описания всех функциональных систем организма с помощью всего трех понятий - движения, энергии и синтеза сложных веществ, хотя очевидно, что любые структуры любой живой системы, на любом уровне - от организма в целом до клетки - могут быть описаны с помощью таких универсальных понятий, как движение, энергия и синтез. И все-таки канонические тексты вполне определенно очерчивают области действия трех дош, словно традиция под тремя дошами понимает только особенно важные и особенно уязвимые для человека процессы. Только их нормальное функционирование обеспечивает благоденствие, здоровье и долголетие всего организма.
Традиция считает: если три доши функционируют нормально, то все жизненные процессы также протекают нормально. Это дает нам основание считать, что три доши относятся к управляющим процессам в сложной системе - живом организме.


Жизненная теплота.



Три доши взаимосвязаны, как связаны, например, пламя масло и фитиль в светильнике.
Человек, проведя бессонную ночь из-за воздушного путешествия куда-то на Север, по прилете обнаруживает, что страдает запором, что стал чрезвычайно раздражителен и болтлив... Разумеется, такое состояние не является болезнью, это легкое, но неприятное
недомогание, связанное с расстройством вата-доши. Оно проходит, если хорошенько выспаться, подкормиться соответствующей пищей, побыть в комфортном тепле. Если же продолжать вести беспорядочный образ жизни, легкое расстройство усилится - запоры станут хроническими, начнется бессонница, могут появиться другие симптомы, поначалу незначительные, например, излишняя потливость... Длительное усиление вата-доши (в зависимости от сезона) может привести к усилению питта-доши и подавлению каппха-доши.
Когда изменяются сразу три величины, уследить за ними сложно. Все-таки человек предпочитает рассматривать бинеры: "много - мало, хорошо - плохо, движение - покой..." В "Чжуд-ши" вводится некоторое "интегральное" понятие - жизненная теплота, про которую тексты говорят, что любое расстройство одной, двух или даже трех дош сразу, в конечном счете, ведет либо к повышению, либо к понижению жизненной теплоты. Продолжая наше сравнение, можно сказать, что жизненная теплота - это яркость горения светильника, которая зависит и от качества масла и от качества фитиля.
Понятие жизненной теплоты напрямую связано с понятием энергии. Растения получают энергию извне; теплокровные, - человек в том числе, - вырабатывают ее сами. В аюрведической традиции жизненную теплоту, характеризующую эту способность теплокровных, называют еще "агни" - "пламя, огонь", но пламя биологическое. В "Чжуд-ши" этот термин переводят словами "жизненная теплота", П.А. Бадмаев в своей книге [20] даже дает специальное уточнение, подчеркивая универсальность этого понятия - "жизненно- живая теплота".
Но жизненная теплота - это не только выработка тепла у теплокровных, это и общая жизнеспособность организма - его сопротивляемость болезням, эффективность работы его пищеварительных систем, способность обеспечивать полноценное питание всех органов и клеток, активно разлагать и удалять из организма "отходы", а также способность к адаптации и размножению. Собственно выработка тепла, как видим, - только часть понятия "жизненная теплота". "Агни" в применении к живым системам - это именно их способность "жить" и продлевать эту жизнь в потомках, успешно взаимодействуя с внешней средой.
Жизненная теплота организма - интегрирующее понятие индо-тибетской традиции. Считается, что ее нормальный уровень свидетельствует о согласованной деятельности всех трех дош. Если у теплокровных организмов вата-доша, питта-доша и каппха-доша функционируют нормально, они обеспечивают должный уровень жизненной теплоты. Расстройство в работе одной, двух или сразу трех дош ведет к уменьшению или, наоборот, к избыточности жизненной теплоты. И то, и другое ухудшает состояние живой системы и может привести к болезням. "От жизненного тела зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь тела" - указывается в главе 5 "Тантры объяснений" "Чжуд-ши".
Роль трех дош в процессе обеспечения организма жизненной теплотой различна. Главенствующей здесь считается питта-доша, в аюрведической традиции ее образно называют "сосудом", а "агни"
- "содержимым сосуда". Питта-доша ответственна за производство необходимых материалов для агни. Для поддержания же и регулирования огня жизни - жизненного тепла - необходимо движение, необходим нормальный транспорт исходных веществ и удаление продуктов метаболизма - необходима вата-доша. (В терминах стихий жизненная теплота сочетает в себе воздух и огонь, возможно, заполняя тот "пропуск" между вата-дошей и питта-дошей, о котором говорилось при рассмотрении трех дош, как комбинаций стихий).
Если говорить только о чисто тепловом аспекте "агни", то питта-доша при поддержке вата-доши ответственна за выработку тепла - теплопродукцию, а каппха-доша, при непременном участии вата-доши, регулирует расход тепла - процессы теплообмена.
Существует классическое сравнение работы трех дош со сжиганием дров в печке. Тяга в печи подобна работе вата-доши. Горение - работе питта-доши, а качество дров, их сухость или влажность - работе каппха-доши. Самый плохой вариант, когда в печке с сильной тягой горят очень сырые дрова: тепла будет мало, да и то, которое получается, быстро уйдет в трубу. Наилучший вариант - сухие дрова и умеренная тяга. При хорошей конструкции печки тепла хватит надолго.
Особенное значение в традиции придается "огню желудка" - способности пищеварительного тракта разлагать поступающие пищевые вещества, (а также разрушать токсины и чуждые бактерии, поступающие с пищей), и далее активно всасывать конечные вещества из кишечника во внутреннюю среду организма. Эти вещества служат сырьем для всей последующей сложной биохимической работы тела. В "Тантре наставлений" причинам и лечению плохого пищеварения посвящен особый раздел, состоящий из шести глав. Считается, что нарушения в процессе пищеварения приводят к многообразным сбоям в деятельности и отдельных органов, и целых систем организма - в итоге возникают различные болезни. При хорошем огне желудка "все силы тела благоденствуют"; "огонь желудка" в аюрведической медицине почтительно называют "Агни Вайшванара" - "Огонь Всенародный".
Итак, "жизненная теплота" в индо-тибетской медицине - это и способность организма поддерживать определенный уровень выработки тепловой энергии, определенную тепловую мощность, и это общая его, организма, жизнеспособность и сопротивляемость внешним воздействиям. Считается, что при нормальном уровне жизненной теплоты человек меньше болеет. Нормальный уровень жизненной теплоты обеспечивает полноту жизненных сил, готовность к жизни, любви, рождению детей, творческой работе.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.)