Пять разновидностей питта-доши. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пять разновидностей питта-доши.





Индо-тибетская медицина прекрасно понимала, какую ответственную роль играют пища и пищеварение в процессе добывания энергии и нужных для тела "строительных" веществ. Ее представления об этапах переработки пищи отличаются от наших современных отсутствием биохимических деталей и разницей в терминологии, но общая картина пищеварения -"жертвоприношения пищи на огне желудка" - в традиции почти та же, что и в европейской физиологии.
В аюрведической медицине энергетические потребности организма обеспечиваются питта-дошей. Питта- доша комбинация стихий воды и огня, это единственная доша организма, которая содержит стихию огня, единственная "горячая" доша. Как и все остальные продукты Пракрити, она может быть рассмотрена в аспектах трех гун - как вещество в аспекте гуны тамас, как процесс в аспекте гуны раджас, и как способность реагировать - в аспекте гунны саттва.
Во всех этих трех аспектах питта-доши традиция отмечает те же главные моменты, что и европейская физиология, когда она рассматривает энергетические пути в человеческом теле. Различие состоит только в языке - в терминологии.


Питта-доша в аспекте тамас



Хотя под питта-дошей можно понимать общую способность живой теплокровной системы добывать энергию, и в текстах говорится, что она проявляется повсюду, однако, индо-тибетская медицина пристально рассматривает только те ее "блоки", которые группируются в середине тела, там находятся печень, желчный пузырь, селезенка. Середину тела традиция считает находящейся преимущественно под воздействием питта-доши, но главное, что в этих областях она не только наиболее выражена, но и наиболее уязвима.
В аюрведических трактатах и в "Чжуд-ши" указаны пять разновидностей питта-доши, связанных с желудком, печенью, сердцем, глазами и кожными покровами.
Первой - и главной - из этих пяти видов питта-доши считается "Желчь переваривающая", работающая в желудке "между непереваренной и переваренной пищей". Ее задача - превратить пищу в "прозрачный сок", своего рода очищенный экстракт пищевых продуктов, годный к дальнейшему употреблению в печени. "Она переваривает пищу, отделяет сок от осадка, дает тепло и силу остальным четырем видам желчи" - говорится в "Чжуд-ши". На языке биохимическом такое утверждение означает, что желудочные и кишечные ферменты не только способствуют перевариванию пищи, но и стоят в начале цепочки чудесных биохимических превращений. Они если и не служат исходным материалом, то, по крайней мере, способствуют тому, что в организме образуются вещества, обеспечивающие работу печени, окраску кожи и чувствительность глаза к свету.
На все расстройства, связанные с недостаточным (или избыточным) количеством "желчи переваривающей", уменьшением (или увеличением) ее "пищеварительной силы", традиция обращает особое внимание, считая, что если в начале цепи пищеварительных метаморфоз происходит сбой, непременно возникнут и другие нарушения.
Этот вид питта-доши наиболее активен в полдень.
Вторая разновидность питта-доши связана с печенью. В ней вещества, полученные из химуса (греческим словом спилов - сок - называется жидкое содержимое тонкого кишечника), полностью преобразуются для того, чтобы поступить в кровь. В печени "прозрачный сок становится красным" - так образно описывает этот процесс "Чжуд-ши" и называет этот вид питта-доши "желчь, Цвет изменяющая". Не вдаваясь в детали биохимических процессов, индо-тибетская медицина очень четко и безошибочно определяет функциональное назначение органов. Кроме функции "трансформации", питта-доша печени, "желчь, Цвет изменяющая" в аспекте тамас представлена также собственно желчью, которая вырабатывается печенью.
Как уже говорилось, за сутки у человека выделяется около двух литров желчи, и роль ее в организме современной физиологией до конца не выяснена. Известно, что желчь из печени направляется в желчный пузырь и в двенадцатиперстную кишку. Состав желчи очень сложен: в нее входят белки, аминокислоты, холестерин, желчные кислоты и их соли, а также неорганические компоненты (соли натрия, калия, кальция, железа, магния.) В двенадцатиперстной кишке желчь способствует нейтрализации поступающего из желудка кислого желудочного содержимого, в тонком кишечнике она способствует эмульгированию и всасыванию жиров, желчь растворяет, продукты гидролиза, активирует кишечные ферменты.
Относительно этого вида желчи традиция считает, что, во-первых, ее должно вырабатываться нормальное для данного человека (с учетом его возраста и телосложения) количество, а во-вторых, в норме (не усиленной и не ослабленной) должна быть способность желчи "Цвет изменяющей" к переработке поступивших веществ - "жар желчи".
В аюрведической медицине существует положение о том, что питта-доша в желудке ("желчь переваривающая") активна днем, питта-доша в печени ("желчь, Цвет изменяющая") активна ночью. Максимумы активности приходятся соответственно на полдень и полночь. Отсюда рекомендация - никогда не принимать пищу после наступления темноты. К тому моменту, когда начинает активно работать печень, в организме должна находиться только пища, уже обработанная желудком и кишечником. Поздняя еда приводит к тому, что и новая пища в желудке "варится" плохо, и прежде переваренная пища, попавшая в печень, недостаточно обрабатывается, поскольку печени приходится "делиться" желчью с желудком.
Интересны сравнения в тибетской медицине. Желудок в ней сравнивают с посудой для варки еды, а желчный пузырь - хранилище желчи - всего лишь "мешочек с приправами". Зато печень и селезенку называют "царицами, старшей и младшей", для которых кишка тонкая и толстая - служанки. Ну а кто же правит во дворце человеческого тела? "Сердце - царь, сидящий на троне" -говорит "Чжуд-ши".
С сердцем связан третий вид питта-доши - "Желчь Претворяющая". Ей не приписывают ни механических, ни откровенно физиологических проявлений. Про нее говорят, что она "дает душе чуткость, гордость, разум и страстность". Для восточной традиции сердце - царь органов - не просто насос для перекачки крови по кровеносной системе, но вместилище сложной душевной жизни. Поэтому попранная гордость или неразделенная страсть могут разрушить или "вытеснить" "желчь Претворяющую", вызвать болезнь сердца. Затруднительно определение группы биохимических веществ, к которым относится эта "желчь", но непорядок с нею определяют по пульсу и по другим диагностическим признакам; известны травы и пряности, содействующие ее нормализации (из пряностей называют, например, кардамон).
Четвертый и пятый вид "желчи" связан со зрением и с окраской кожи. При усилении пятой разновидности желчи, которую поэтически называют "Ясный цвет", кожа становится "горячей и шершавой", на ней могуг появиться разнообразные высыпания. При нарушениях зрения в тибетской медицине назначают очень сложные многокомпонентные порошки, куда входят не только растения, но и неорганические вещества, в частности, препараты железа. Обязательно обращают внимание на пищеварение и на состояние крови. Считается, что несвежее мясо, кислое вино, перетаскивание тяжестей, раны, ветер и снег способствуют ухудшению зрения.
Питта-доша расстраивается не так быстро, как вата-доша. Чтобы нажить неприятности с печенью или гастрит - нужно в течение довольно длительного времени вредительски относиться к себе. В зависимости от уровня здоровья и прилагаемых усилий на это потребуется время от нескольких недель до нескольких лет.
Следует еще раз отметить, что с питта-дошей в аспекте тамас дела обстоят гораздо хуже, чем с вата-дошей в аспекте тамас, (которая легко определяется, как газообразная составляющая крови и тканей), - здесь почти нетронутое поле для биохимических аналогий, особенно для разновидностей питта-доши, связанной с сердцем, зрением и кожей.


Питта-доша в аспекте раджас



Питта-доша в аспекте раджас, т.е. питта-доша как процесс, также имеет пять основных разновидностей.
Первый из них - процесс расщепления пищевых продуктов в желудочно-кишечном тракте. Если в аспекте гуны тамас питта-доша желудка - это разнообразные составляющие желудочного сока, в том числе и ферменты, способствующие гидролизу пищи, то в аспекте гуны раджас питта-доша желудка может рассматриваться как сам процесс расщепления сложных компонент пищи на более простые, как саму способность желудочно-кишечного тракта расщеплять - "переваривать" - пищу. В традиции эта способность образно называется "жар желчи". В зависимости от активности этого процесса, поступившая пища будет переварена полностью или частично, что-то перейдет в химус - горьковатое содержимое тонкого кишечника и через его стенки всосется в портальную кровеносную систему, а что-то пойдет в толстый кишечник и станет каловыми массами. Степень "переваривания" пищи, качество отделения "прозрачного сока от мутного осадка" и характеризует питта-дошу желудка, как процесс.
При чрезмерном усилении этого процесса "жар желчи словно превращает в пепел" нужные питательные вещества, и организм сигнализирует об этом появлением горечи во рту, изжогой или поносом. В случае длительного и сильного расстройства может начаться и язва желудка или двенадцатиперстной кишки.
Второй процесс, который проходит в организме при участии пит-та-доши в аспекте раджас, и который связан со способностью печени выделять желчь и обогащать кровь необходимыми питательными веществами, более сложен, поскольку печень, во-первых, трансформирует поступившие простые вещества, а во-вторых, производит, так сказать, тепловую энергию. Собственно с печени начинается энергетическое обеспечение организма, и питта-доша, как доша, ответственная за выработку энергии, также "начинается" с печени.
Этот процесс усиливается в жаркое и сухое время года, и в любой сезон его усиливает пища кислая и соленая, а также пища трудно перевариваемая (к ней относят недозрелые злаки, тощее мясо, все остывшее, подгорелое, разбавленное, несвежее), и пища несовместимая (например, рыба и молоко).
Общей причиной для всех видов расстройств желчи традиция называет злобу и гнев, а также очень тяжелую физическую работу на солнцепеке, ранения и увечья. Однако традиция отмечает, что при несварении полезны "физические усилия до первого пота", и что у "людей молодых и сильных, много работающих телом и языком, несварения не бывает даже от несовместимой пищи".
Расстройство этого процесса питта-доши может привести не только к болезням печени или желчного пузыря, но и к болезням крови.
Третья работа питта-доши в аспекте раджас связана с сердцем, а сердце связано с системой кровообращения, которая разносит по всему организму кислород и питательные вещества.
В клетках сердечной ткани чрезвычайно обильно представлены митохондрии, сердечная мышца активно производит и тратит энергию, используя, в основном, продукты расщепления жиров. Так что в качестве энергопроизводителя сердце, действительно, "царь органов". Поскольку сердце не относится к органам, связанным с пищеварением, то термин "желчи сердца" в применении к нему теряет тот наглядный смысл, который он имеет, когда говорится о печени или желудке. Сердечная мышца производит и тратит много энергии, пищевые вещества, потребные для этого, поступают в сердце с кровью. Если на первых двух этапах пищеварения были расстройства - это непременно скажется на крови и, следовательно, на работе сердца. Бурятские ламы подчеркивали, что сердце - очень выносливый орган, его болезни начинаются с расстройств крови, недостаточно снабженной нужными веществами.
Дополнительно индо-тибетская традиция относит к питта-доше в аспекте раджас процессы, связанные со способностью глаза воспринимать разноудаленные зрительные объекты, и со способностью кожи менять "окраску". Кожа, как известно, может депонировать до одного литра крови, вместе с кровью к коже приносятся и различные "красящие" вещества. У европейцев в норме цвет лица - розовый или яркий белый; оттенки серого, синего, желтого или коричневатого на коже лица или ладоней говорят о различных расстройствах в системе питта-доши. (Интересно, что порой мода в макияже имитирует болезненность). Кроме того, через кожу происходят основные потери тепла - она сильнейший терморегулятор.
Глаз и кожа похожи по отношению к свету и теплу, они словно своего рода "растения"- глаз поглощает солнечную энергию в световом диапазоне, кожа - в инфракрасном (тепло) и в ультрафиолетовом, о чем говорит "загар" - попытка организма защититься. Но это только внешняя аналогия, поскольку принятые у теплокровных организмов способы добычи энергии работают и для глаза и для кожи.
Вообще питта-доша в аспекте раджас способствует подготовке пищевых веществ к всасыванию и горению, при ее ослаблении наступают истощение и недостаточная выработка тепла. Ее нормальная работа способствует проявлению силы, энергичности, напористости.
Чрезмерно тяжелая физическая работа, кровопотеря, перегрев, холод, но особенно гнев, ярость, длительная злоба - расстраивают питта-дошу.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.005 с.)