Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-содержательная характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа охватывает три основных направления экологического образования: «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе. Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т.е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга самопроизвольно увеличивать объем содержащейся в нем информации, приобретать новые знания путем логических рассуждений; в связи с этим в программе уделяется большое внимание развитию логического мышления. Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу. Прогностичность данной программы определяется тем, что она учитывает объективные закономерности созревания мыслительных процессов человека, которые столь же фундаментальны, как закон всемирного тяготения, и так же, как он, не могут быть ни нарушены, ни обойдены. Содержание программы «Живая экология» не может меняться произвольно, поскольку оно всегда ограничено возрастными познавательными возможностями детей каждого года жизни. Следовательно, она определяет ДОУ на многие годы. Дополнения могут вводиться в нее без существенных изменений основного содержания. Целостность программы обеспечивается вертикальными и горизонтальными связями, заложенными в ее структуре. Вертикальные связи дают возможность проследить, каковы пределы расширения знаний при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Горизонтальные связи объединяют экологическое образование с другими видами деятельности. Экологическое воспитание является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Следовательно, оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности. Каждый пункт программы позволяет в любой конкретный момент диагностировать уровень знаний детей по экологии, природо- и человековедению. Если дети владеют понятиями, предусмотренными программой для данной возрастной группы, уровень образования оценивается как нормальный; если ребенок (или группа в целом) знает больше, уровень знаний оценивается как высокий или очень высокий. Если познания детей соответствуют предыдущей возрастной группе, уровень знаний оценивается как низкий или очень низкий в зависимости от величины разрыва между требованиями программы и реальностью. Программа строится по концентрическому принципу. Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту или понятию многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое. Первый уровень самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Только на первом уровне процесс обучения строится в обеих группах раннего возраста и первой младшей группе. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и особенностями мышления детей, которое в этом возрасте наглядно-действенное. Второй уровень подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Приступать к обучению на этом уровне можно после того, как дети овладеют речью, а наглядно-действенное мышление начнет постепенно дополняться наглядно-образным. Обычно это происходит во второй младшей группе. Как и первый, второй уровень ознакомления с природой не теряет своего значения у старших дошкольников. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия. Обучение на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. Дети выявляют более сложные причинно-следственные связи, действующие в природе, и устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту. Они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий: накопление у детей достаточного объема знаний о природе; появление у них способности к абстрактно-логическому мышлению. Обычно эти условия создаются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Таким образом, процесс ознакомления с природой в группах раннего возраста и первой младшей строится только на первом уровне, во второй младшей и средней — на первом и втором уровнях, в старшей и подготовительной к школе — на трех уровнях. Все три уровня сохраняются в течение последующей жизни человека, хотя общий объем знаний, соответствующий каждому уровню, с возрастом увеличивается. Переход от одного уровня к другому находит свое отражение в тематике проводимых занятий. Первому уровню соответствуют занятия, посвященные ознакомлению с каким-либо одним объектом или процессом (с котенком, геранью, снегом, попугайчиком, способом полива комнатных растений). При проведении занятий, соответствующих второму уровню, в качестве темы избираются либо процессы, либо обобщенные представления: Что надо сделать, чтобы нашему хомячку (попугайчику, рыбкам) жилось хорошо? Как добиться, чтобы веточки деревьев распустились скорее? Какие части есть у каждого растения? При переходе к третьему уровню на обсуждение выносятся проблемные вопросы: Как животные спасаются от врагов? Как они переносят неблагоприятные условия? Почему хлеб нужно беречь? Какую пользу приносят растения человеку? Можно ли делить растения (животных) на полезные и вредные, на красивые и некрасивые? Фактически обучение на третьем уровне соответствует понятиям «экологическое воспитание дошкольников», «формирование экологического сознания». В программе приводится перечень экологических понятий, доступных для детей дошкольного возраста, и сформулированы основные принципы их формирования. Автор отмечает, что в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям. Первое направление — внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Второе — запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Осуществляя экологическое образование дошкольников, необходимо учитывать и практически использовать в педагогической деятельности такое свойство детской психики, как синкретичность мышления: видя всю картину в целом, дети способны устанавливать общие закономерности, но еще не способны объединять несколько объектов и событий в одну картину, поскольку у них еще не созрела способность к анализу и синтезу, хотя ее зачатки уже возникли. Экологические знания, переданные в чисто вербальных формах, без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность дети не усваивают. Начинать экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии. Детям необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса познания. Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать. Для достижения поставленных целей следует использовать разнообразные формы и методы работы, однако основной объем материала давать в свободной деятельности в виде обычного бытового общения знающего взрослого с любознательным ребенком. Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности и свести до минимума контроль за степенью усвоения детьми изучаемых понятий, сделав основной упор на передачу новых знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.105 (0.006 с.) |