Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «ознакомление с природой»

Поиск

Цель и задачи. Помочь детям 4—5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям.

К 6 годам знакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.

Детей 6—7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Структурно-содержательная характеристика

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», — одно из средств развития разных способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной к школе группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может служить, например, создание условий для детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков). Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности.

При работе над разделом «Развитие представлений об окружающем мире и себе» у воспитателей чаще всего возникают следующие трудности и ошибки.

Педагоги могут излишне усложнять содержание раздела, не учитывая возможностей и потребностей младшего и среднего дошкольного возраста, экспериментирование иногда превращается в уроки физики вместо знакомства со свойствами предметов. Кроме того, воспитатели могут недооценить значение эмоциональной составляющей раздела, что является его особенностью. Специфическим затруднением можно считать изображение классификации понятий (в форме древа), которое не всегда методически грамотно выполняется воспитателями.

Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. Хорошо, когда идет активная деятельность детей вне занятий: наблюдения, труд в природе, экспериментирование и т.д.

На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказываться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.

 

Предметно-развивающая среда

В программе отмечается, что развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий — синего); в-третьих, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.

Для уголка природы рекомендуется использовать групповую комнату, поместив в ней растения комнатные, характерные для различных времен года, природных зон экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу (игры «Лото», «Домино», фильмы и т.п.), находятся «в кабинете». Все материалы должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения использования материалов и их необходимо периодически обновлять.

В уголке могут быть животные. Постоянными обитателями могут стать рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями — еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.

В групповой комнате желательны растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода. Например, фиалка узамбарская, бегония Рекс, фуксия, бальзамин, традесканция или растения, характерные для различных времен года.

Необходимы краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, фильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.

Объектами для экспериментирования могут быть: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.

Все материалы должны располагаться таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. На стенде можно поместить круговую диаграмму смены времен года. Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам (пустыня, Арктика и т.п.), по экосистемам (лес, город и т.д). Там же постоянно находится модель древа эволюции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.009 с.)