Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты апробации программы. Программа имеет богатый опыт внедрения в разных регионах России и ближнего зарубежьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа имеет богатый опыт внедрения в разных регионах России и ближнего зарубежья. В 1990 г. программа была награждена Золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.
«Гармония развития» (интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника) Автор Д.И. Воробьева
«Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л.С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. В основе программы — деятельностный подход к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература, изобразительное, пантомимическое, народное творчество). Это позволяет принципиально по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом. Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта, а с другой — пробует себя в качестве художника-творца. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используются в первую очередь для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т.е. именно для развития личности.
Природа, окружающий мир рассматриваются как сильнейшие средства, способные завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить, удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании ребенка. Основная идея программы предполагает: — всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет; — сохранение и укрепление физического и психического здоровья; — равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности; — создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога. Ведущая идея программы — целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности. Программа построена с учетом возраста детей по принципу ступеней и блоков, располагающихся по горизонтали и вертикали одновременно, и предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Программное содержание разделено на пять блоков. 1. Реальные объекты мира (живая — неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт). 2. Вторая натура (художественные изображения — живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). 3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор). 4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализованно-игровая деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация). 5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Большой удельный вес в интеграции принадлежит природоведению. Программа определяет ряд педагогических условий, помогающих ребенку самостоятельно и с помощью взрослого познать окружающий мир, себя и развить умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром. Программа позволяет решать задачи:
— познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними; — развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами; — восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс. Экологическое образование реализуется через блоки: «Растения, явления природы», «Мир животных», «Мир человека». Задачи первого вышеназванного блока реализуются с учетом такой последовательности. На первой ступени блока «Растения, явления природы» «Наблюдая, оживить» детей учат слушать звуки, рассматривать форму и цвет, делать открытие мира и осознавать себя в нем, выражать отношение к растениям. На второй «Увидеть» — природа рассматривается в произведениях художников, скульпторов, народных мастеров. На третьей — дети должны «Услышать», о чем рассказывают растение, явление в музыке, песне, поэтическом слове, прозе, фольклоре. На четвертой «Обыграть» — дети учатся обыгрывать образ природы в пантомиме, театре, игре. На пятой «Сделать» — осуществляется изобразительная деятельность на основе накопленных зрительных образов и представлений детей о растениях и природных явлениях. Примерные темы в усложнении: «Снег», «Дождь», «Солнышко светит», «Солнечные зайчики», «Закрылось солнышко тучкой», «Снег танцует», «Метель», «Красивые цветы на клумбе», «Красивая осень пришла», «В траве цветы» и др. На первой ступени блока «Мир животных» детей учат «Очеловечить» животных, наблюдая их в различных проявлениях. На второй — детям помогают «Увидеть» тему животных в изображении народных мастеров. На третьей «Услышать» — учат слышать различные проявления образа животного в музыке, поэзии, прозе, фольклоре. На четвертой «Обыграть» — обыгрывать образ животного в движении, мимике, игре, театре. На пятой «Сделать» — организуется собственная изобразительная деятельность детей. Примерные темы: «Шаги (следы) на снегу», «Кисонька сидит», «Собачка», «Лисица», «Птицы зимой», «Снегири», «Рыбки в аквариуме», «Морские обитатели», «Зима в лесу» и др. На первой ступени блока «Мир человека» детей учат «Одухотворять» человека, наблюдать его в различных проявлениях. На второй — помогают «Увидеть» человека в произведениях изобразительного искусства: живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. На третьей — помогают «Услышать» о человеке в музыке, поэзии, прозе, фольклоре. На четвертой -— нужно «Обыграть» образ человека в движении, пантомиме, дидактической игре, драматизации. На пятой «Сделать» — организуется собственная изобразительная деятельность. Детям могут быть предложены темы по мифологии, сказкам, общественным событиям и т.д.
Предметно-развивающая среда Большое внимание в программе уделяется: — созданию зон, побуждающих детей к изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка); — вышивке, шитью, конструированию (строительный набор, бумага, природный, «бросовый» материал); — занятию трудом (стирка, мытье растений); — работе в живом уголке; — театрализованной деятельности; — сюжетным и дидактическим играм; — играм с песком и водой и пр. При создании развивающей среды реализуются принципы рациональности размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону и прочие требования, связанные с наполнением их материалами и оборудованием. В условиях такой организации среды ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое место пространства группового помещения. Это открывает для него возможность развития любознательности, познавательного интереса и деятельности, позволяет реализовать себя и свои потребности. При такой организации учебно-воспитательного процесса ребенок сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов ее решения, прилагает волевые усилия для реализации задуманного. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что становится чрезвычайно важным стимулом к его личностному развитию.
Учитывается рациональное размещение зон, уют, комфорт, размещение зон по диагонали, асимметрично, а не прямоугольниками; «прозрачность» мебели, ее высота — не выше поднятой руки ребенка, размещение на полках пособий и игрушек в один ряд, а не стопками, насыщенность зон интересным материалом. С целью стимуляции детей к самостоятельным занятиям в зонах развития самостоятельности педагог может регулярно изменять и пополнять зоны играми, пособиями и игрушками. Дети могут выбирать вид деятельности, что обеспечивает щадящие условия для нервной системы ребенка. Ребенок по собственной инициативе может уйти от шума в другое помещение и заняться своим делом (выжиганием, постройкой, рисунком); уединившись в спальне, в импровизированной библиотеке спокойно «читать» книгу, рассматривать иллюстрации и т.д. Но самое главное то, что при такой организации педагогического процесса у детей активно формируются склонности к занятиям определенного типа, развиваются устойчивость внимания и элементы учебной деятельности, самостоятельность, самодеятельность, усидчивость, волевые качества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.252 (0.011 с.) |